развитие детей раннего возраста с года до двух
проект

Истомина Надежда Андреевна
Отличный возраст! Это период огромного скачка в развитии — от первых шагов до осмысленных фраз. Проект, ориентированный на детей от 1 до 2 лет, должен быть в первую очередь безопасным, гибким и ориентированным на сенсорное и двигательное развитие.
 
Вот несколько идей проектов, разделенных по типам.
 
1. Проект: Развивающая среда дома или в группе («Домашний исследователь»)
Цель: Создать безопасное и стимулирующее пространство, которое удовлетворяет ключевые потребности ребенка в этом возрасте: движение, исследование, развитие речи и самостоятельность.
 
Задачи и реализация:
 
Зона для движения:
 
Подушки и тоннели: Создайте полосу препятствий из диванных подушек, одеял и картонных коробок или купите детский игровой тоннель.
 
Низкие снаряды: Невысокая горка, ступенька, матрас для кувырканий.
 
Мячи: Разного размера и фактуры для катания, бросания.
 
Зона сенсорного развития:
 
Сенсорные коробки: Наполните пластиковый контейнер крупами (под присмотром!), макаронами, водой, песком, шишками, каштанами. Дайте ребенку ложки, ситечки, стаканчики.
 
Безопасное зеркало: Зеркало, надежно закрепленное на стене на уровне ребенка. Это помогает формировать самоощущение.
 
Материалы разных фактур: Куски разных тканей (вельвет, шелк, мех), безопасные игрушки из разных материалов (дерево, пластик, резина).
 
Зона для развития речи и моторики:
 
Книги: Прочные книжки из картона или ткани с яркими, простыми картинками.
 
Пальчиковые игры: "Сорока-ворона", "Ладушки".
 
Простой пазлы-вкладыши, сортеры, пирамидки.
 
Результат: Ребенок активно и безопасно развивается, удовлетворяя свою потребность в движении и исследовании. Родители понимают, как организовать пространство с пользой.
 
2. Проект: Творческая мастерская («Первые шедевры»)
Цель: Познакомить ребенка с изобразительными материалами через сенсорный опыт, а не ради результата. Развивать мелкую моторику и цветовосприятие.
 
Задачи и реализация (ВСЕ ЗАНЯТИЯ ТОЛЬКО ПОД ПРИСМОТРОМ ВЗРОСЛОГО!):
 
Рисование:
 
Пальчиковые краски: Самый лучший вариант. Рисуйте на больших листах бумаги (можно рулонными обоями), на мольберте, в ванной на кафеле.
 
Восковые мелки: Толстые, которые удобно держать в кулачке.
 
Важно! Не ждите "рисунков". Цель — процесс: оставить след, смешать цвета, испытать новые ощущения.
 
Лепка:
 
Соленое тесто: Идеальная замена пластилину. Его можно сделать дома, оно безопасно, если ребенок потянет в рот.
 
Процесс: Раскатывание, отщипывание кусочков, вдавливание в тесто фасолин или макарон.
 
Аппликация:
 
Обрывная аппликация: Ребенок рвет мягкую бумагу (например, салфетки), а взрослый помогает приклеить кусочки на лист, смазанный клеем-карандашом.
 
Результат: Развитие тактильных ощущений, моторки, знакомство с цветами и материалами. Снижение боязни испачкаться.
 
3. Проект: Музыкально-ритмический («Маленький музыкант»)
Цель: Развитие слуха, чувства ритма, координации движений и речевых навыков через музыку.
 
Задачи и реализация:
 
Создание оркестра: Предложите ребенку безопасные шумовые инструменты:
 
Самодельные: Пластиковые бутылочки с крупами (надежно закрытые!), деревянные ложки, кастрюли.
 
Детские: маракасы, бубен, ксилофон, колокольчики.
 
Совместное музицирование: Включайте разную музыку (классическую, детские песенки, народную) и играйте вместе.
 
Танцы: Танцуйте с ребенком на руках или рядом, хлопайте в ладоши, топайте ногами в такт.
 
Пение: Пойте простые, ритмичные песенки с повторяющимися слогами ("ла-ла-ла", "та-та-та").
 
Результат: Развитие музыкального слуха и ритма, эмоциональное сближение со взрослым, развитие речи.
 
4. Проект: Серия тематических недель («Вокруг света за 80 игр»)
Цель: Расширение кругозора через изучение одной темы в течение недели в разных активностях.
 
Пример темы недели: "Домашние животные".
 
Понедельник (Знакомство): Рассматриваем картинки с животными, имитируем их звуки ("Как говорит коровка?").
 
Вторник (Творчество): Рисуем пальчиками "шерстку" для собачки или делаем аппликацию "Цыпленок".
 
Среда (Сенсорика): Сенсорная коробка "Ферма" с овсом (это "трава"), маленькими фигурками животных, деревянным заборчиком.
 
Четверг (Движение): Изображаем животных: ходим "вперевалку, как мишка", прыгаем "как зайка".
 
Пятница (Чтение): Читаем книжки про животных ("Где моя мама?" Эрика Карла).
 
Результат: Комплексное развитие по всем направлениям, упорядочивание знаний ребенка об окружающем мире.
 
Ключевые принципы для любого проекта с ребенком 1-2 лет:
Безопасность — прежде всего! Все материалы должны быть нетоксичными, без мелких деталей, которые можно проглотить. Ребенок никогда не остается без присмотра.
 
Процесс важнее результата. Не ждите идеального рисунка или постройки. Ценность в самом действии.
 
Следование за интересом ребенка. Если он устал от лепки и хочет побегать — проект меняется. Гибкость — ключ к успеху.
 
Повторение. Дети этого возраста обожают повторения. Одна и та же игра или песенка может быть интересна неделями.
 
Краткость. Внимание ребенка в этом возрасте очень короткое (5-15 минут). Не пытайтесь удержать его дольше.
 
Выбирайте идею, которая ближе вам и вашему ребенку, и адаптируйте ее под его характер и интересы! Удачи в проекте

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Plain text icon proekt.txt9.08 КБ
Файл zanyatie_babochka.docx110.53 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Учить рисовать нетрадиционной техникой рисования - рисование ватными палочками, закреплять знание цветов; расширять знания детей о бабочках.
Задачи:
- Развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге, развивать мелкую моторику рук, развивать внимание и мышление.
- Воспитывать интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к ней. Воспитывать аккуратность;
Подготовительная работа:
Наблюдение за бабочками в летнее время. Рассматривание иллюстраций. Раскрашивание бабочек в альбомах – раскрасках.
Материалы и оборудование:
Пальчиковая игрушка – бабочка, картинки с изображениями бабочек, образец (для воспитателя), гуашевые краски, ватные палочки.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сегодня отправиться на цветочную поляну. Вы хотите?
Дети: да.
Воспитатель: хорошо, поедем мы туда на машине. Садитесь на свои стульчики, это наши машинки. Берём в руки руль, пристёгиваем ремень заводим двигатель, давим на педаль газа и поехали в путь (дети осуществляют воображаемые действия).
(включить звуки автомобиля)
Пока дети «едут» разложить на ковре цветы разных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый).
Воспитатель: ребята, вот мы и приехали на полянку, посмотрите, сколько здесь красивых цветов. Скажите какого цвета цветочки. Воспитатель показывает, дети называют.
Воспитатель: молодцы, всё правильно назвали. А сейчас отгадайте загадку.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Молодцы! Правильно отгадали. Посмотрите, кто летит на полянку!
Дети: бабочка.
Воспитатель: да, бабочка-красавица. Давайте посмотрим на неё внимательно. Что есть у бабочки?
Воспитатель показывает части тела, дети называют (Голова, туловище, крылья, лапки, усики).
Воспитатель: молодцы, ребята. Посмотрите, какие красивые крылья у бабочки. Давайте посмотрим, какие разные бывают бабочки.
Показ фотографий и иллюстраций бабочек.
Воспитатель: у всех бабочек на крылышках есть узоры, одинаковые с обоих сторон, крылышки у них нежные, хрупкие, руками эту красоту трогать нельзя, крылышки сломаются и бабочка не сможет летать.
Бабочка-красавица, прилетела с вами поиграть и сделать с вами зарядку. Дети выполняют движения в соответствии со словами.
Физкультминутка:
Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась – потянуться вверх
Раз - росой она умылась – умываем лицо
Два - изящно покружилась - кружимся
Три - нагнулась и присела
На четыре - улетела
Помашите ручками, как бабочка крылышками, покружитесь над цветами.
Воспитатель: Ребята, а каких цветов бывают бабочки?
Воспитатель показывает бабочек разных цветов, по одной, дети называют (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый)
Воспитатель: Правильно, молодцы! Ребята, все бабочки очень любят сидеть на цветочках, давайте аккуратно возьмем наши бабочки и посадим их на эти красивые цветы на нашей полянке.
Игра «Посади бабочку на цветок»
Под весёлую музыку дети с бабочками бегают-летают, музыка останавливается дети садят бабочку на цветок такого же цвета, что и цветок. (игра повторяется 3-4 раза, со сменой бабочек).
Воспитатель: Бабочка говорит, что на соседней полянке был очень сильный дождь и все бабочки потеряли свои узоры на крылышках, поэтому они стали грустными.
Воспитатель: Как вы думаете, мы сможем помочь бабочкам вновь стать веселыми?
Дети: Да.
Воспитатель: Что же нужно сделать, чтобы бабочки стали веселыми?
Дети: Нарисовать на крыльях узоры.
Воспитатель: Для этого нам понадобится краска, а вместо кисточек возьмём волшебные палочки (ватные палочки). Сейчас я покажу вам как надо рисовать, а вы внимательно смотрите.
Нужно правильно взять палочку, обмакнуть кончик палочки в краску и аккуратно наносить точки на крылышки бабочек. Точки можно ставить близко друг к другу или, наоборот, оставлять больше свободного места.
Воспитатель: прежде, чем приступить к работе, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Бабочка»
(Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы. Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.)
Ах, красавица, какая-
Эта бабочка большая!
Над цветами полетала-
И мгновенно вдруг пропала.
(повторить 2 раза)
Вот теперь ваши пальчики готовы к рисованию, можно приступить к работе.
Воспитатель: Садитесь за столы и будем рисовать бабочкам красивый узор на рылышках..
Дети берут по одной не раскрашенной бабочке и садятся за столы.
Дети приступают к выполнению рисунков. Обратить внимание на осанку, аккуратность.
Индивидуальная помощь, тем, кто затрудняется в выполнении задания.

Образовательная область«Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Развитие художественно-эстетических способностей дошкольников, через использование нетрадиционной техники - рисование с помощью ватных палочек.

Задачи:

Ход занятия:

Дети и воспитатель входят в группу:

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два.

(Ходьба с высоко поднятыми коленями по ровной поверхности)

По камешкам, по камешкам,

Раз-два, раз-два.

(Ходьба по неровной поверхности – ребристая дорожка)

Устали наши ножки,

(Присесть на корточки)

Вот наш дом, мы в нем живем.

(Сложить ладони, поднять руки над головой)

Воспитатель и дети делают 2 круга и приходят на «Полянку с цветами», где установлен мольберт с заготовкой из картона «Солнышка» без лучиков.

Воспитатель: Ребята, посмотрите мы пришли на полянку. Что растет на полянке? (Цветы) Что так ярко светит цветам? (солнышко) Почему оно грустное? (нет лучиков) Да, верно, наше солнышко растеряло все свои лучики и поэтому загрустило. Чтобы солнышко не грустило, нужно ему подарить новые лучики. Я возьму новый лучик и подарю солнышку (показываю)

берите лучики.

Воспитатель раздает детям прищепки желтого цвета и помогает прикреплять «лучики» к заготовке солнышка с грустной стороны.

Пока дети работают, уточняю какого цвета солнышко, какого цвета лучики, какой формы солнышко.

Воспитатель: Посмотрите ребята, наше солнышко теперь с лучиками, оно обрадовалось, заулыбалось. (Воспитатель переворачивает заготовку на веселую сторону). Теперь солнышко светит еще ярче, пригревает еще больше. Солнышко приглашает вас поиграть:

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже.

(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Радостно, радостно солнышко смеется.

А под солнышком и нам

Весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться)

ВоспитательСолнышко говорит вам спасибо, за то, что лучики ему вернули! И дарит вам маленькие солнышки.

Вот они, ждут вас на столе.

(Приглашаю детей пройти к столам с заготовками на бумаге голубого цвета, на столах также находится гуашь желтого цвета для каждого ребенка, ватные палочки).

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите на ваши солнышки, куда же делись лучики у нашего солнышка? Давай те поможем нашим солнышкам снова светить! Что бы они стали красивыми им нужно нарисовать лучики. А рисовать мы будем лучики желтой краской и ватными палочками.

Посмотрите, как я делаю: я беру ватные палочки, опускаю ее в краску и делаю тычок и так тычем друг за другом (показ на образце) лучики нашему солнышку.

Вот, какие красивые солнышки у вас получились! Ребята, кому мы сегодня помогли? (Солнышку)

Что мы подарили солнышку(Лучики.)

А какого солнышко цвета(Желтое.)

Какой формы? (Круглое.)

А ваши солнышки какие(Круглые, желтые)

А теперь Солнышко зовет нас на улицу гулять и в игры играть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий по ознакомлению с окружающим миром с детьми раннего возраста (от года до двух лет)»

Материал может быть полезен педагогам при организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения развития....

"Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий по продуктивной деятельности (лепке) с детьми раннего возраста (от года до двух лет)"

Материал может быть полезен педагогам при организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения развития....

"Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий по продуктивной деятельности (рисованию) с детьми раннего возраста (от года до двух лет)"

Материал может быть полезен педагогам при организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения развития....

"Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста (от года до двух лет)"

Материал может быть полезен педагогам при организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения развития....

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...