Выступление на тему «Реализация детского замысла в ходе занятия».
учебно-методический материал
Реализация детского замысла — это процесс осуществления идеи ребёнка, использование его воображения, опыта и различных инструментов. В дошкольном возрасте этот процесс должен происходить при грамотной поддержки педагога.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.59 КБ | |
| 720.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему
«Реализация детского замысла в ходе занятия».
Слайд 2
Реализация детского замысла — это процесс осуществления идеи ребёнка, использование его воображения, опыта и различных инструментов. В дошкольном возрасте этот процесс должен происходить при грамотной поддержки педагога.
Для поддержания самостоятельности детей в ходе занятия взаимодействие лучше выстраивать по типу партнерства. Такой вариант сможет обеспечить активную позицию ребенка на протяжении всего педагогического мероприятия: он может самостоятельно высказывать свои мысли (относящиеся к занятию), может сам подобрать все необходимые материалы для своей деятельности, затем все это самостоятельно убрать. Конечно, педагогу не стоит отказываться от помощи ребенку. При этом учитывать целесообразность и объем этой помощи.
Слайд 3
По мнению педагога – психолога Натальи Викторовны Касицыной, автора книги «ЧЕТЫРЕ ТАКТИКИ ПЕДАГОГИКИ ПОДДЕРЖКИ», в процессе реализации собственного замысла ребенок и педагог могут занимать следующие позиции:
- Ребенок занимает страдательно-выжидающую позицию жертвы обстоятельств. Педагог – опекун и защитник.
- Ребенок – потребитель, использующий педагога в качестве опоры в преодолении негативного состояния. Он принимает помощь, желая получить облегчение. Взрослый в роли помощника – реабилитатора, помогает воспитаннику справиться с негативным состоянием.
- Ребенок – субъект и партнер. Он активно участвует в решении проблемы, соорганизует свои действия с действиями педагога. Взрослый - доверенное лицо, партнер, содействующий воспитаннику в активном стремлении преодолеть проблему.
Слайд 4
В зависимости от того, какую позицию занимает ребенок, от педагога может потребоваться помощь:
Виды помощи:
Стимулирующая помощь организует ребенка, обостряет внимание, «включает» его в работу, уточняя суть задания, стимулирует его самооценку, указывает на наличие ошибки и необходимость проверки своих действий.
Направляющая помощь «ведет» ребенка от совместного с педагогом первого шага к следующим самостоятельным шагам. Такая помощь обращает внимание на правильное решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или помогает составить план дальнейших действий.
Обучающая помощь при совместном (педагог с ребенком) выполнении задания, во-первых, не оставляет ребенка за гранью невыполнения задания, во-вторых, от действия по аналогии (по прямому научению) переводит на все более сознательные и самостоятельные действия.
Прежде чем оказывать направляющую и обучающую помощь ребенку, убедитесь нужна ли она ему. И вы удивитесь, как часто в ответ он будет говорить: «Нет»!
Слайд 5
Так же в процессе реализации детьми собственного замысла педагогу следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Делает то же, что и дети, либо выполняет часть общего дела;
- Располагается в детском сообществе на равных «глаза в глаза», «рука об руку»
- Является одним из носителей информации для детей, но не единственным;
- Предлагает детям пространство для выбора;
- Общается естественно без театральности и «сказочности»;
- Вдохновляет детей на преодоление трудностей;
- Верит в силы детей и вселяет эту уверенность в них;
- Демонстрирует искреннее желание играть и заниматься с детьми;
- Знает и бережет ценность каждой индивидуальности;
- Не позволяет детям манипулировать собой и другими;
- Разъясняет все появившиеся проблемные ситуации и советуется с детьми;
- Дружелюбно объясняет и передает детям традиции, нормы и правила, принятые в обществе, прежде всего на своем личном опыте;
- Знает приемы концентрации и переключения внимания детей.
Слайд 6
На последнем пункте остановимся подробнее. Чтобы сконцентрировать внимание детей, которые устали, отвлекаются, разбаловались, перевозбудились, педагог может использовать различные приемы переключения концентрации и внимания:
- Хлопни-топни
- Где прячется тишина!
- Стоп-игра!
- Девочки-мальчики!
- Совет
- Надуем щеки
- Чудо
- Потри ушки
- Желание в ладошках
- Задачки для умных ребят!
Используя приемы переключения концентрации и внимания, педагог постепенно избавиться от дисциплинированных реплик, которые мешают созданию адекватного эмоционального фона.
Слайд 7
После того, как дети приступят к реализации собственного замысла педагог может подключиться – обогащая деятельность детей вопросами. Эффективно использовать открытые вопросы, которые могут вдохновить детей на выдвижение собственных гипотез, сочинение новых рассказов или на предугадывание результатов определенных событий.
Закрытые вопросы, требуют от детей вспомнить только содержание темы или фрагмент собственного опыта, кроме того они предполагают односложный ответ «да» или «нет». Детям нет необходимости размышлять и рассуждать. Следовательно, при ответе на такие вопросы дети будут мало говорить.
Чтобы на занятии у ребят формировался навык развернуто отвечать на вопросы, им лучше задавать открытые вопросы.
Слайд 8
Рассмотрим, как может звучать открытый и закрытый вопрос, например, при рассматривании иллюстрации с изображением бабочки. Педагог задает вопрос: «Сколько крыльев у бабочки?». Каким будет ответ детей? Односложным! На этом ответе закончатся размышления детей и их речевая активность. Очевидно, что этот вопрос ЗАКРЫТЫЙ.
Если же педагог спросит детей о том «Как выглядит бабочка?» Дети перейдут к ее описанию, ответы будут разными и их будет много. Этот вопрос – ОТКРЫТЫЙ. Чтобы дети ГОВОРИЛИ, их нужно правильно спрашивать! И в этом, педагогу поможет умение формулировать к детям открытые вопросы!
Давайте попробуем сформулировать примеры закрытого и открытого вопросов применительно к определенной ситуации:
(работа с залом, я ситуацию, они вопрос)
Ситуация | Закрытый вопрос | Открытый вопрос |
После прослушивания сказки | Вам понравилась сказка? | Чем вам понравилась сказка? |
На участке увидели, что у цветов в клумбе поникли листья | После полива цветы оживут? | Что произойдет с цветами, если их достаточно полить? |
После просмотра познавательного мультфильма | Вам понравился мультфильм? | Что вам понравилось в мультфильме? |
Слайд 9
Еще одним важным фактором в реализации детского замысла является ситуация успеха.
Если ребенок, осуществляя свою деятельность, не видит положительного результата, то желание достигать результата у него исчезнет. Наша задача, состоит в том, чтобы дать ребенку возможность пережить радость достижения цели, осознать свои возможности, поверить в себя. То есть создать ситуацию успеха, для каждого ребенка!
Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности.
Для возникновения ситуации успеха, педагог должен создать атмосферу радости, одобрения, с помощью вербальных и невербальных (мимических, пластических) средств, таких как обнадеживающие слова, мягкие интонации, корректность и доброжелательность обращений, открытая поза.
Слайд 10
Владимир Юрьевич Питюков, автор книги «Основы педагогической технологии» предлагает следующие педагогические приемы, для создания ситуации успеха:
- Снятие страха перед деятельностью, которую надо выполнять.
Например: не ошибается, тот кто не чего не делает…, если что-то не получится мы найдем другое решение и т.д.
- Авансирование успешного результата: «Ты неоднократно демонстрировал нам, как надо преодолевать трудности», «Ты все сделаешь правильно», «У тебя все получится»
- «Скрытая инструкция»: реализуется путем намеков, указания «Ты мог бы начать…», «Удобнее было бы использовать…»
- «Персональная исключительность»: указание важности усилий именно этого ребенка в данной деятельности «Только ты и мог бы…», «Только тебе можно доверить …».
- Высокая оценка деталей: «Вот эта часть у тебя замечательно получилась…»
- Ребёнок в любой деятельности активен, когда взрослые поощряют его действия.
Таким образом, еще одним условием проведения интересного для детей занятия является создание для каждого из них ситуации успеха. Но это не значит, что надо хвалить детей за все подряд и создавать ситуации мнимого успеха. Педагогу потребуется умение даже самый маленький неуспех (а это тоже неизбежно) перевести в позитив. (слайд 11)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: « Реализация двигательной активности детей на занятиях и прогулке»
Данный семинар - практикум поможет воспитателям создать разнообразную физкультурно-игровую среду в группах, направленную на оптимизацию двигательной активности, а также на всестороннее развитие д...
Выступление на тему: "Поддержка детской инициативы в сюжетно-ролевой игре".
Инициативность у детей проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в коммуникативной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Иниц...

Семинар-практикум на тему: « Реализация двигательной активности детей на занятиях и прогулке»
Цель: совершенствовать работу в ДОУ по физическому воспитанию, стимулировать потребность у педагогов в познании двигательной активности детей....

Публичное выступление на тему: " Реализация регионального компонента в системе гражданско- патриотического воспитания дошкольников"
В публичном выступлении " Реализация регионального компонента в системе гражданско - патриотического воспитания дошкольников" представлен опыт воспитателя Ильиной Марины Анатольевны по ...

Всероссийская конференция «Цифровые технологии в дошкольном образовании", выступление по теме: "Взаимодействие детского сада с социумом средствами ИКТ", июнь 2021 г.
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.(слайд 3) Соци...
Выступление по теме: Развитие познавательных способностей дошкольников на занятиях в детском саду при помощи игровых технологий"
Выступление по теме: Развитие познавательных способностей дошкольников на занятиях в детском саду при помощи игровых технологий"...

