Использование технологии Шесть шляп мышления
методическая разработка (младшая группа)

Татьяна Федоровна Бубнова

" Шесть шляп мышления"-один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффектиной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. Педагоги рассказали о простом и практичном способе разделения мышления на 6 различных - 6 шляп разных цветов. До педагогов донесли суть метода – это простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением-эмоции, беспомощность, путаницу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shest_shlyap.docx62.02 КБ

Предварительный просмотр:

"Использование методики "Шесть шляп мышления" в образовательном процессе в ДОО.»

Описание:

" Шесть шляп мышления"-один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффектиной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. Педагоги рассказали о простом и практичном способе разделения мышления на 6 различных - 6 шляп разных цветов. До педагогов донесли суть метода – это простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением-эмоции, беспомощность, путаницу. На основе презентации, педагоги совместно обсудили, что каждая шляпа определяет свой режим мышления.

Далее в практической части мастер класса, педагоги поработали творчески, проявили свою активность. Осознали себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. На примере программного произведения Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост», совершенствовали навыки применения метода «Шесть шляп мышления». Обмениваясь шляпами педагоги сформулировали цель, восстанавливали сюжет по картинкам, работали над содержанием сказки. Педагоги пришли к выводу, что совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста. Увидели, как можно использовать метод критического мышления в образовательном процессе с воспитанниками.

Закончился мастер класс рефлексией: педагоги раскрасили силуэт главного персонажа в тот цвет шляпы, в котором им было комфортно и интересно, обменялись эмоциями и впечатлениями.  

«Использование методики 6 шляп мышления»

Подготовили: педагоги Г.В. Медведева, О.В. Кравченко

Форма проведения: мастер-класс

Средства реализации: 6 разноцветных шляп, презентация, видео притчи, аудиозапись отрывка стихотворения.

Цель: формирование знаний педагогов о методе развития творческого мышления «Шесть шляп» Эдварда де Боно.

Задачи:

• Совершенствовать компетенции педагогов в использовании резервов группового мышления

• Способствовать дальнейшему развитию эффективного творческого мышления педагогов

• Воспитывать культуру обмена мнениями

Ход мастер-класса:

(1-я ведущая)

Однажды по городу Галина гуляла,

В один магазинчик случайно попала.

В нем продают ни духи, ни перчатки,

А просто красивые, модные шляпки.

(2-я ведущая)

Решила примерить одну и другую.

А может вон ту? Подскажите какую?

Я выбрала шляпу, сразу надела

И что же такое, она загалдела

(Аудиозапись)

Послушай, я шляпа совсем не простая,

Волшебная шляпа. Шляпа живая.

А ты деловая, как я погляжу.

За это, что делать тебе подскажу

Решила все шляпы вокруг перемерить?

Бери сразу все, можешь мне ты поверить.

(2 –я ведущая)

Стою в этой шляпе, с краями обвислыми.

А в голову лезут разные мысли.

Шляпы цветные с собой забрала,

Сегодня сюда я их принесла.

Хочу рассказать вам о них.

(1-я ведущая)

Интересно!

Недаром о них завела разговор,

Ведь шляпа совсем не простой головной убор.

(1 ведущая) Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас на мастер-классе: «Использование методики «Шесть шляп мышления». Надеюсь, что он будет для вас интересным и полезным, принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.

Сейчас мы с Вами посмотрим притчу о старом шляпнике, которую предлагает сам автор техники «Шест шляп» Эдвард де Боно .

https://yandex.ru/video/touch/preview/10139308316609174797

(1-я ведущая) Описание Метода шести Шляп

Шесть метафорических Шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления.

БЕЛАЯ ШЛЯПА 

- С чем связан белый цвет, ваши ассоциации? (бумага, документальность, факты, цифры и информация).

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами и событиями.

Вопросы, если мы надеваем белу ю шляпу:

(педагоги по очереди зачитывают со слайда вопросы)

- Какая информация у нас есть? Какая информация нам нужна? Какой информации нам не хватает? Как получить недостающую информацию? Какие вопросы мы должны задать? Как мы собираемся получить новую информацию? На какие вопросы мы должны получить ответы?

КРАСНАЯ ШЛЯПА

С чем связан красный цвет, ваши ассоциации?  (свет, огонь, тепло, эмоции, чувства, интуиция и предчувствия.)

Когда используется красная шляпа, у нас появляется возможность описать свои чувства. Красная шляпа дает право на собственное мнение, возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Вопрос если мы надеваем красную шляпу:

- Что я чувствую по поводу данной проблемы? 

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА 

 С чем связан зелёный свет, ваши ассоциации? (растение, рост, развитие, энергия) Исследования, предложения, новые идеи, возможности альтернативы, креативность, творческое вдохновение.

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, подходы, исследуем возможности, ищем альтернативы, в общем, даем креативности зеленый свет. Когда используется Зеленая шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.

Вопросы если мы надеваем зелёную шляпу:

- Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА 

С чем связан жёлтый цвет, ваши ассоциации? (солнечный свет, оптимизм, надежда, преимущества, выгода, логический позитив, оптимистичный настрой)

Жёлтая шляпа- поддерживающая, вселяет оптимизм и надежду на благоприятный исход проблемы. Помогает раскрыть положительные стороны ситуации, увидеть все «плюсы».

Вопросы, если мы надеваем жёлтую шляпу:

- Что в этом хорошего? Каковы преимущества? Кому это выгодно? Откуда появятся преимущества? Каковы различные ценности? Зачем это делать? Каковыми будут результаты? Есть ли в этом выгодные стороны? При каких условиях это будет выгодно?

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА 

С чем связан чёрный цвет, ваши ассоциации? (осторожность, критика, опасность)

Черная шляпа позволяет сосредоточить свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме. Это, возможно, самая полезная шляпа (чаще всего используемая).

Вопросы если мы надеваем чёрную шляпу:

- Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие есть слабые места? 

СИНЯЯ ШЛЯПА 

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы.

В синей шляпе отстаивают своё мнение согласно выбранной роли, соответственно, не обижаюсь на критику. Потому, что знают, какой бы не была идея, желтая шляпа ее похвалит, черная покритикует, красная предложит интуитивное решение, зеленая–креативное. Синей шляпе необходимо разработать план реализации идеи.

Вопросы если мы надеваем синюю шляпу:

- Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений? Что можно делать дальше? Чего мы хотим добиться? Чего мы достигли на текущий момент?

Практическая часть

Развитие речи в старшем возрасте

с использованием метода Эдварда де Боне «Шесть шляп мышления» 

Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» 

Цель: Ознакомление педагогов с методом «Шесть шляп мышления»

Задачи:

- расширять понятие о критическом мышлении, познакомив с методом «Шесть шляп мышления»

- показать метод «Шесть шляп мышления» в практической работе.

Ход:

 Организационный момент.

Предлагаю воспитателям выбрать шляпы.

Педагог: Сегодня я покажу Вам, как можно использовать «Метод шесть мышления» с детьми по ООД «Речевое развитие». Эта сказка о храбром животном, а вот что это за животное вы должны узнаете сами, отгадав загадку.

1.Загадка:

Ушки вечно на макушке,
Притаился на опушке.
Чуть передохну с дороги,
Подустали мои ноги.
Волка нет, лисы не видно,
Трусом все зовут, обидно,
Ведь прыгуч я, словно мячик,
Знамо дело, я ведь  — …

Белая шляпа - факты: (Зайчик)

Красная шляпа - эмоции: (Радостный зайчик)

Жёлтая шляпа – оптимизм: (Добрый зайчик)

Чёрная шляпа – критика: (Трусливый зайчик)

Зелёная шляпа – творчество: (Мечтательный зайчик)

Синяя шляпа – вывод : (Шустрый, прыгучий зайчик)

3.Сообщение темы занятия.

 Педагог: Сегодня мы познакомимся со сказкой Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

Обменялись шляпами

4.Давайте попробуем сформулировать цели занятия, используя слова: 

 Белая шляпа - факты: Познакомиться. (с новой сказкой)

Красная шляпа - эмоции: Чувствовать .( эмоциональное состояние героя)

Жёлтая шляпа – оптимизм: Находить .( положительные черты характера.)

Чёрная шляпа – критика: Указывать (на недостатки героев, критикуя их)

Зелёная шляпа – творчество: Размышлять.( над текстом, придумывая продолжение)

Синяя шляпа – вывод : Уметь.(обобщать и выделять главное)

3.Изучение нового материала

Педагог:

-Читаем сказку

Обменялись шляпами

Белая шляпа - факты: слова автора

Красная шляпа - эмоции: слова зайца

Жёлтая шляпа – оптимизм: слова зайцев

Чёрная шляпа – критика: мысли волка и объясняют непонятные слова

Задал такого стрекача - убежать стремительно, с большой скоростью.

Зелёная шляпа – творчество: находят другое название сказки, используя пословицы

Волка ноги кормят.

Заяц самого себя боится.

Трусливому зайке и пенёк волк.

Волка бояться, так и в лес не ходить.

Волка кормят зубы, а зайца спасают ноги. 

Умей бояться, умей и смелым быть.

У страха глаза велики.

Храбрость не в силе, а в сердце. 

Синяя шляпа  вывод : восстанавливают сюжет сказки по картинкам

Обменялись шляпами

4.Педагог:

- Какого зайца вы увидели в этой сказке?

Белая шляпа - факты: глупым

Красная шляпа - эмоции: весёлым и смешным

Жёлтая шляпа – оптимизм: бесстрашным

Чёрная шляпа – критика: трусливый

Зелёная шляпа – творчество: мечтательным

Синяя шляпа – вывод :храбры

Обменялись шляпами

4.Закрепление. Работа над содержанием сказки: (групповая работа)

(Каждая группа получает задание на карточках) 

Белая шляпа - факты: – Расскажите о жизни зайца и волка в лесу. Найдите это в тексте. (Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки. . Кричат зайцы про волка, а волк - тут как тут. Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался)

Красная шляпа - эмоции: Какие у вас возникали чувства во время чтения сказки? Найдите это в тексте.( Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц! Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.)

Жёлтая шляпа – оптимизм: Найдите слова, которые описывают действие Зайца: Крикнул на весь лес; расхрабрился; взобрался на пенёк; уселся на задние лапки; увидел волка; подпрыгнул кверху; слышит; остановился; понюхал воздух; начал подкрадываться; близко подошёл; упал со страху; перевернулся; задал стрекоча; бежал; выбился из сил; замертво свалился; вылез; встряхнулся; начал верить, что никого не боится; ходил; проголодался; подумал; начал выглядывать; бежал в другую сторону; ему показалось; убежал

Чёрная шляпа – критика: Какие недостатки были у зайца? Найдите это в тексте.

Зелёная шляпа – творчество: Что бы вы сделали, если бы очутились на месте зайца? 

Синяя шляпа – вывод :Может ли трусливый заяц стать храбрым? Найдите это в тексте. (С этого дня храбрый Заяц начал верить, что он действительно никого не боится) 

5 .Рефлексия.

Обменялись шляпами

Педагог:  - Чему учит эта сказка?

Белая шляпа - факты: (Храбрости и бесстрашию)

Красная шляпа - эмоции: (Не надо бояться быть смешным и весёлым)

Жёлтая шляпа – оптимизм: (Похвала других заставит поверить в себя)

Чёрная шляпа – критика: (Хвастовство до хорошего, не доведёт)

Зелёная шляпа – творчество: (Надо верить в себя и тогда ты станешь бесстрашным)

Синяя шляпа – вывод : (Каждый глупец может стать храбрецом)

6.Итог занятия:

Раскрасьте зайца в тот цвет шляпы, в котором вам было на уроке комфортно и интересно.

Если наше дело – в шляпе,

Если наше тело – в шляпе,

Если даже мысли – в шляпе,

Значит, в шляпе-то – вся суть!


Мастер-класс для воспитателей по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Формамастер-класс

Оборудование: 6 шляп,

Цель:

• Познакомить с методом развития творческого мышления – методом «Шести Шляп Мышления» Эдварда де Боно

Задачи:

• Показать участникам возможности использования резервов группового мышления

• Воспитывать культуру обмена мнениями

• Способствовать дальнейшему развитию эффективного творческого мышления педагогов.

• Продолжить работу над формированием компетенций: познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной, компетенцией личностного совершенствования.

Преимущества метода

• Наглядность применения.

• Параллельное мышление.

• Умение владеть ситуацией и видеть решение с нескольких точек зрения

Ход мастер-класса.

Однажды по городу Нина гуляла,

В один магазинчик случайно попала.

В нем продают ни духи, ни перчатки,

А просто красивые, модные шляпки.

Решила примерить одну и другую.

А может вон ту? Подскажите какую?

Я выбрала шляпу, сразу надела

И что же такое, она загалдела!

Послушай, я шляпа совсем не простая,

Волшебная шляпаШляпа живая.

А ты деловая, как я погляжу.

Решила все шляпы вокруг перемерить?

Возьми лучше все. Можешь мне верить.

Стою в этой шляпе, с краями обвислыми.

А в голову лезут разные мысли.

Шляпы цветные с собой забрала,

Сегодня сюда я их принесла.

Хочу рассказать вам о них.

Интересно!

Недаром о них завела разговор,

Ведь шляпа совсем не простой головной убор.

Организационный момент.

ПРИТЧА

В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас на мастер-класс. Надеюсь, что он будет для вас интересным и полезным, принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работ.

Согласитесь, от изменения цвета меняется и наше восприятие. Вот и метод Эдварда де Боно представляет нам Шесть метафорических шляп разных цветов, каждая из которых представляет основной тип мышления.

- Мне вспомнились слова

«ЧЕЙ ОБРАЗ НА СЕБЯ МЫ ПРИМЕРЯЕМ, С ТОЙ ГАММОЙ ПОРОДНИМСЯ МЫ ДУШОЙ…»

Принцип работы в режиме «Шляпы Мышления» состоит в том, что каждый в процессе обсуждения проблемы одевает на себя определенную «Мыслешляпу» и работает определенный промежуток времени «под полями выбранной шляпы» в соответствии с правилами, определенными для каждой «шляпы».

- Попробуйте определить типы использования шляпы.

1. Надеть Шляпу (использование шляпы конкретного цвета). 2. Снять Шляпу (уйти от мышления). 3. Сменить Шляпу (переключить мышление). 4. Обозначить свое Мышление (намерение использовать определенный тип мышления).

Для того, чтобы эта методика заработала, обозначим проблему, которая в действительности в данное время волнует нас.

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» легко может быть использован на занятии любой области. Использование данного метода развивает способность структурировать информацию, в «Шести шляпах мышления» автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета«Надевание» шляпы фокусирует мышление«смена» шляпы изменяет его направление.

Автор считает, что творческое начало не является природным качеством ума. Творчеству можно и нужно учить. В основе «Шести Шляп» лежит идея параллельного мышления (латеральное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют).

На самом деле метод Шести шляп имеет волшебное значение— это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную картинку. Данный метод предлагает сделать то же самое в отношении нашего мышления. Вместо того, чтобы думать обо всем одновременно, мы можем научиться оперировать различными аспектами нашего мышления по очереди. В конце работы все эти аспекты будут собраны вместе, и мы получим «полноцветное мышление».

Почему используется головной убор - шляпа?

Шляпа - это предмет туалета, который легко надеть и снять. Головной убор указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек (бейсбольная кепка, солдатская пилотка и т. д., а в соответствии с этим предлагает новую модель поведения, новый взгляд на окружающее.

Описание Метода шести Шляп

Шесть метафорических Шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления.

БЕЛАЯ ШЛЯПА :

- С чем связан белый цвет? (бумага, документальность, факты, цифры и информация).

Белый цвет наводит на мысль о бумаге. Белая Шляпа связана с информацией, используется для привлечения прямого внимания к имеющейся в распоряжении информации или пропущенной информации (люди чаще передают мнение о информации, а не саму информацию). В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима, и как нам ее получить.

- Какими будут вопросы, если мы надеваем Белую Шляпу?

- Какая информация у нас есть? Какая информация нам нужна? Какой информации нам не хватает? Как получить недостающую информацию? Какие вопросы мы должны задать? Как мы собираемся получить новую информацию? На какие вопросы мы должны получить ответы?

ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА : (ваши ассоциации, солнечный свет, оптимизм, надежда, преимущества, выгода, логический позитив, оптимистичный настрой.

С Желтой Шляпой мы пытаемся найти ценное и выгодное. Желтая Шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи, предложения и их логическое обоснование. Даже если не нравится идея, Шляпа предлагает искать выгодные моменты, хорошие стороны. Вопросы:

- Что в этом хорошего? Каковы преимущества? Кому это выгодно? Откуда появятся преимущества? Каковы различные ценности? Зачем это делать? Каковыми будут результаты? Есть ли в этом выгодные стороны? При каких условиях это будет выгодно?

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА : (Ассоциации) осторожность, критика, опасность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам.

Черный цвет напоминает о мантии судьи, означает осторожность. Неслучайно основная функция – предостережение. Черная Шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям, защищая нас от безрассудных и непродуманных действий. Она говорит, почему что-то может не получиться. Без Черной Шляпы мы постоянно попадали бы в беду. Указывает на возможные риски и подводные камни. Черная Шляпа позволяет сосредоточить свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме. Это, возможно, самая полезная Шляпа (чаще всего используемая). Однако Черной Шляпой нельзя злоупотреблять, так как злоупотребление опасно само по себе.

- Назовите характерные для Черной Шляпы вопросы.

- Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие слабые места?

КРАСНАЯ ШЛЯПА : (Ассоциации -) свет, огонь, тепло, эмоции, чувства, интуиция и предчувствия.

Красный наводит на мысль об огне и тепле. Красная Шляпа связана с чувствами, интуицией и эмоциями. Вы можете не осознавать, почему вам что-то нравится, или почему не нравится. Когда используется красная шляпа, у нас появляется возможность описать свои чувства и интуицию без каких бы то ни было объяснений. Ваши чувства существуют, и Красная Шляпа дает возможность их изложить. Это право на собственное мнение. В режиме Красной Шляпы появляется возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

- Вопросы какого характера возникнут под Красной Шляпой?

- Что я чувствую по поводу данной проблемы?

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА : (ассоциации -) растение, рост, развитие, энергия. Исследования, предложения, новые идеи, возможности альтернативы, креативность, творческое вдохновение.

Находясь под Зеленой Шляпой, мы придумываем новые идеи, подходы, модифицируем уже существующие, исследуем возможности ищем альтернативы,, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая Шляпа позволяет думать о новых возможностях, о внесении предложений, альтернатив, говорить о вариациях существующих идей. Когда используется Зеленая Шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.

- Какие вопросы чаще всего будут звучать под Зеленой Шляпой?

- Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

СИНЯЯ ШЛЯПА : размышления, управление процессом. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации.

Синяя Шляпа предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Эта Шляпа предлагает посмотреть на сам процесс мышления. В частности, ее используют в начале любого процесса обсуждения для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Синяя Шляпа упорядочивает последовательность применяемых шляп, суммирует достигнутое.

- Какими будут вопросы у человека в синей шляпе?

- Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений? Что можно делать дальше? Чего мы хотим добиться? Чего мы достигли на текущий момент?

Я в синей шляпе. Я отстаиваю мнение согласно выбранной роли, соответственно, не обижаюсь на критику. Потому, что знаю, какой бы не была идея, желтая шляпа ее похвалит, черная покритикует, красная предложит интуитивное решение, зеленая–креативное. Мне, синей шляпе необходимо разработать план реализации идеи.

Ведущий. Предлагаю вам разделиться на группы и «примерить» одну из шляп.

Участники группы работают по сказке «Колобок»

В белой шляпе будет искать в тексте только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты.

В красной шляпе – проанализируют текст с позиции чувств, расскажут нам, что почувствовали, какие испытали чувства при чтении.

В чёрной шляпе попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности.

В жёлтой шляпе будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание притчи с позиции оптимиста.

Группа в зелёной шляпе попытается уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи.

В синей шляпе и дирижёром оркестра буду я.

На выполнение работы даётся 10 минут. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина. Это универсальный метод, применить его может каждый педагог. Этот метод позволяет сделать занятие или игру красочным и увлекательным действием. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять. Этот метод можно использовать на любом уровне сложности. Шляпы тоже необязательно использовать всех цветов. Метод признаёт значимость всех компонентов- эмоций, фактов, критики, новых идей – и включает их в работу в нужный момент.

Выступление 1-2 минуты на каждую группу.

Ведущий. А теперь послушайте окончание притчи.

Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…

-Как вы думаете, что решили сделать братья?

поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой

стороны. Смена шляп – ключевая идея метода де Боно.

- Меняйте шляпы, коллеги!

Рефлексия. Упражнение «Мы вместе». Не шляпке написать пожелание друг другу и подарить, кому вам хочется сейчас.

Есть истины, рожденные без споров.    Одну вам расскажу наверняка:

      Уходит вглубь, в дремучие века.  Неважно, пьешь мартини ли, кумыс ли,

Хозяин слова ты иль слова раб, Чтоб обеспечить должный образ мыслей

Имеется широкий выбор шдяп.  На каждом историческом этапе

Куда бы нас эпоха не вела,   Не в голове все дело — дело в шляпе,

Все дело в шляпе, такие вот дела

«Интерактивная технология «Шесть шляп мышления» в организации рефлексивно - оценочной деятельности педагогов и воспитанников»

Дошкольное учреждение является той образовательной ступенью, которая закладывает фундамент развития личности. Детский сад находится в неустанном поиске обновления содержания образовательного процесса, усиления поиска форм и методов обучения с целью повышения эффективности, как обучения, так и развития творческих способностей детей – дошкольников.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – это, вероятно, один из самых популярных методов, разработанных Эдвардом де Боно - британским психологом и писателем, экспертом в области творческого мышления.

Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как индивидуальную, так и коллективную.

В основе метода лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Личностно – ориентированный образовательный процесс предполагает его рефлексивное осмысление. Рефлексия становится источником внутреннего опыта, способом самопознания и необходимым инструментом мышления.

Рефлексивная деятельность является важным элементом совместной деятельности педагога и воспитанника. Рефлексивно-оценочная деятельность определяется как вид деятельности педагога по созданию необходимой благоприятной среды для самопознания и анализа воспитанниками собственных мыслей и действий. В любой системе обучения, воспитания и развития рефлексивно – оценочная деятельность обеспечивает высокую эффективность.

Цель метода: Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

Суть методаШесть шляп мышления – простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу.

Этот метод нравится и детям и педагогам, он позволяет в игровой форме (ведущий вид деятельности дошкольников) развивать критичность мышления. В основе «6 шляп» лежит идея параллельного мышления.

Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Для обсуждения группе воспитанников (начиная с младшего подросткового возраста) или коллективу педагогов (специалистов и воспитателей) предлагается проблемный вопрос или ситуация, идея, предложение и т.д.

Ведущий (в данном случае, педагог-психолог), всегда в синей шляпе и руководит процессом обсуждения, благодаря чему все действия участников направлены на достижение общей цели - принятие эффективного группового решения.

Такая форма организации рефлексивно – оценочной деятельности универсальна (подходит для любого возраста участников, начиная с младшего подросткового), позволяет избежать во время обсуждения «перехода на личности» и может быть использована в трех вариантах:

  • В одной микрогруппе из шести человек, каждым из которых выбирается шляпа определенного цвета;
  • В нескольких микрогруппах с шестью участниками (по количеству шляп) в каждой;
  • В шести микрогруппах (по количеству шляп) с равным количеством участников в каждой.

Такой вариант организации рефлексивно-оценочного взаимодействия помогает быстро снять эмоциональное напряжение у участников обсуждения и избежать ненужных негативных эмоций (например, вместо фразы «Что ты возмущаешься и все критикуешь?», услышит нейтральную, но не менее эффективную фразу «Сними свою красную шляпу и надень зеленую»).

Шляпы можно заменить другими символическими предметами: косынками, ленточками, головными уборами из цветной бумаги, цветными визитками и др.

Почему в данной технологии используются именно шляпы? Существует традиционная связь между мышлением и шляпами. Шляпу легко надеть и снять. Никакой другой предмет туалета нельзя надеть или снять так быстро и легко. Шляпы указывают на определенную роль, например социальную. Солдаты носят специальные каски. Милиционеры могут носить фуражки, чтобы обозначить свою роль. В некоторых странах судьи носят особые головные уборы. Итак, надевая шляпу, мы принимаем на себя определенную роль или способ мышления, которые эта шляпа символизирует.

Возможны четыре варианта использования шляп участниками:

Вариант 1. Участник может надеть шляпу. 

В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу или воспитанника «надеть» шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут.

 “Каковы ваши мысли в черной шляпе об этой идее? Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить?”

 “Мы застряли. Почему бы нам не надеть зеленые шляпы и не поискать новые подходы к этой проблеме?”

 “Какие об этом известны факты? Что мы об этом знаем? Давайте наденем белые шляпы”.

Вариант 2. Участник может снять шляпу. 

Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент его мышление принадлежит к определенному типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее.

 “Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее на момент”.

 “Хорошо, это неплохие мысли в черной шляпе. Давайте пока отложим черную шляпу”.

 “Вы нашли много новых идей и возможностей - теперь у нас их достаточно. Давайте теперь снимем зеленые шляпы”.

Вариант 3. Участник может сменить шляпу. 

Ведущий может попросить участников мгновенно переключить мышление. Мы достигнем этого, предложив коллеге или воспитаннику снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на человека за высказываемые мысли, а просим об их желательном изменении.

 “Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. В чем мы можем нарваться на неприятности, если поступим таким образом?”

 “Находясь в черной шляпе, вы объяснили, почему идея может не сработать. Теперь давайте перейдем к зеленой шляпе и посмотрим, нельзя ли разрешить проблемы”.

 “Это интересная идея. Теперь давайте снимем зеленую шляпу и наденем белую. Нам нужно изложить уже известные нам факты”.

Вариант 4. Участник может обозначить цвет своего мышления.

Участник может назвать цвет шляпы, чтобы показать, какой тип мышления он собирается использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надевает черную шляпу, он получает возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.

 “Надевая свою черную шляпу, я считаю, что расписание изменить не получится, потому что мы его уже уточнили”.

 “Надевая на секунду красную шляпу, я должен сказать, что мне эти новые учебники по математике нравятся куда меньше, чем старые”.

 “У меня возникла идея под зеленой шляпой - нужно подать заявку на грант. Скажите, что вы думаете об этом предложении?”

Таким образом, мы можем попросить участников надеть, снять, сменить шляпу или обозначить с ее помощью стиль своего мышления, специфику взгляда на ту или иную проблему. Мы также можем надеть или снять шляпу сами. Формальность и "игровой" аспект данной технологии - её наибольшие достоинства.

Символика цвета шляп и связанные с ним характеристики.

Красная Шляпа (тонко чувствующий человек) Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Говорит только о чувствах, которые возникали в ходе изучения материала или обсуждения, при этом не требуется давать им объяснение.

? - Какие у вас по этому поводу возникают чувства?

Желтая Шляпа (оптимист)Преимущества, позитивный взгляд.

Предполагает оптимистичное видение объекта обсуждения, отмечает возможную выгоду и преимущества изучения чего-либо, поиск позитивных перспектив, при этом желательно обосновать свою позицию (как и в случае с черной шляпой).

? - Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает? Какие положительные стороны вы видите? и т.п.

Черная Шляпа (Пессимист). Осторожность. Суждение. Оценка. Критика.

Отмечает недостатки, ищет слабые и проблемные места, трудности, с которыми придется столкнуться.

? - Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно? и т.п.

Зеленая Шляпа (креативщик, творческий человек). Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения.

Осуществляет творческий, нестандартный взгляд на проблему, ищет, какие новые подходы или решения могут быть в той или иной ситуации.

? - Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы их альтернативы? и т.п.

Белая Шляпа (аналитик). Информация. Факты. Комментарии. Вопросы. 

Непредвзятая констатация фактов (без эмоциональной субъективной их оценки).

? - Какой мы уже обладаем информацией? Какая нам еще нужна информация? и т.п.

Синяя Шляпа (Координатор, ведущий). Организация и координация, подведение итогов. 

Чаще всего это педагог (или ведущий), если это воспитанники (как правило, учащиеся старших классов) – это координаторы каждой из микрогрупп («капитаны»). Избирает участников, распределяет роли (по цвету шляп), предоставляет им слово в определенной последовательности, делает выводы, обобщает, подводит итоги обсуждения, определяет ряд вопросов и проблем, выдвинутых при обсуждении.

? - Чего мы в итоге достигли? Что нужно сделать дальше? и т.п.

Таким образом, применение вышеописанного метода можно предложить воспитателям в работе с группой воспитанников, учителям-предметникам и классным руководителям для работы с классом во время и после уроков. Не менее эффективным является его применение во время проведения педагогических советов и совещаний, поскольку на совещаниях обычно кто-то из педагогов отмалчивается, предложенная технология подтолкнет каждого высказать собственную позицию.

Работу в детском саду по использованию метода шести шляп лучше начинать с детьми 6-7 лет и начать с 4 шляп (синяя, желтая, красная, чёрная).

Методика критического мышления Эдварда де Боно.

Надеваем на ребёнка, отвечаем на вопросы.

1. Синяя шляпа – что узнали нового сегодня?

2. Желтая шляпа (оптимизм) – ищем положительные стороны явления или предмета.Отвечаем на вопрос: Каковы преимущества? Что в этом хорошего?

3. Красная шляпа (эмоции) – высказываем свое отношение к обсуждаемому вопросу.

4. Черная шляпа (мантия «судьи»; самая полезная шляпа) – эта шляпа помогает спрогнозировать риск и предотвратить его.

Примеры шляпных вопросов:

«Как вам понравилось наше занятие?» (красная шляпа);

«Сообщите мне некоторые факты из жизни животных весной» (белая шляпа);

«Перечислите достоинства в умении читать?» (желтая шляпа);

«Кто предложит идеи, каким образом можно использовать старый кувшин в наше время?» (зеленая шляпа) и т. п. ,

Сегодня мы с вами попробуем применить на практике метод шести шляп. Этот метод можно использовать так, когда все участники одевают шляпу одного и того же цвета, затем высказав своё мнение,они все вместе одевают шляпу другого цвета и т. д.

Второй способ, когда все присутствующие делятся на шесть групп и каждая группа одевает шляпу определённого цвета, тем самым беря на себя определённую роль.

Способ применения шляп

1. Выбрав определенную шляпу, мы соглашаемся взять ту роль, которую она предполагает.

2. Сняв шляпу определенного типа мышления, мы снимаем с себя и предписанную ею роль.

3. Смена типов мышления (шляп) должна происходить мгновенно. Переключение с одного типа мышления на другой позволяет управлять ходом мысли человека, не нанося обиды человеку. Человека просят изменить способ мышления, а не отказаться от высказанных мыслей.

4. Чтобы высказать свое мнение следует назвать цвет шляпы, чтобы окружающие поняли, в каком стиле мышления вы будете выступать. Соответственно, надев черную шляпу, можно начать обсуждать высказывание человека, не переходя на обсуждение самого человека.

Сказка «Репка»

Белая шляпа -только факты.

Синяя – что нового, интересного узнали из этой сказки.

Чёрная шляпа помогает выделить что в сказке неправильно, так не должно быть, почему так нельзя делать.

Жёлтая шляпа заставляет подумать, что же хорошего в сказке.

Зелёная шляпа – в ней попытайтесь найти что-то новое, придумать новое содержание сказки, как бы развернулись события, если бы герои не смогли выдернуть репку или дедка вытянул репку один, что было бы с другими героями сказки?

Красная шляпа – что мы переживали по этому поводу, какие эмоции испытывали и т. д.

Работа в подгруппах

Группа разбивается на две подгруппы. У каждой подгруппы есть свои 6 «думательных» шляп. Выберите, пожалуйста, каждый ту шляпу, которая вам нравится. Если кому-то понравилась шляпа одного цвета, просто объединитесь вокруг нее.

Обсуждение значения цвета, задачи шляпы.

Прослушайте ситуацию так, как будто вы главный герой истории и с позиции своей шляпы проанализируйте событие.

Лида была единственной дочерью в семье. Она была общительна, со всеми ладила, но больше всех в классе ей нравился Слава. Они сидели за одной партой, всегда помогали друг другу, а после уроков Слава провожал Лиду до дома. Но три месяца назад они поссорились. Слава пересел и сказал, что сейчас у него сложный период и ему не до дружбы с ней. Самолюбию девочки был нанесен удар. 

Лида, как обычно, встала в 7 утра, собралась и отправилась в школу. По дороге она думала о Славе. Его поступок никак не давал ей покоя. И у школьницы созрел план: «Попрошу у родителей денег, чтобы отпраздновать день рождения. Приглашу друзей и Славу. Он увидит меня и поймет, что хочет по-прежнему общаться со мной. Или сама к нему подойду и предложу снова дружить» - думала Лида. Оставалось только уговорить родителей, чтобы дали денег. Папа, скорее всего, согласится, а вот мама наверняка будет против. 

- Лидочка, ну как ты можешь так говорить! Мы тебе на 8 Марта денег дали, костюм заказали, туфли купили! А ты еще денег просишь! Это же такие траты! Как мы жить после этого будем? Мы не миллионеры! Ведь в прошлом году справляли твой день рождения. Потерпи в этом году, пожалуйста! - возмущенно реагировала мать на просьбу дочери.

- Ну, мамуля, ну мне очень надо! Я уже подруг сегодня пригласила. 
- Нет! - резко сказал отец. - Хватит здесь концерты устраивать. Вот начнешь сама зарабатывать - будешь справлять, сколько влезет. Марш в комнату! 

Слова отца прозвучали как приговор. От досады дочь едва сдержала слезы. Она кинулась к себе, упала на кровать и начала рыдать. Ее план провалился с треском. Самое обидное, что сегодня она действительно уже пригласила и Славу, и несколько подруг на день рождения. Теперь ей придется обзвонить всех и дать отбой. Нет, этого сделать она не может, ее просто засмеют.

Обсуждение в шляпах:

- Что произошло?

- Что больше всего пугает Лиду?

- Какие реакции могут быть у друзей девочки?

Сейчас от имени Лиды проанализируем ситуацию. Я даю вам текст и за 7 – 10 минут обдумайте свою позицию. Делайте записи на листах.

Давайте выработаем алгоритм поведения в сложной ситуации.

1 шаг – Что надо сделать сразу, когда вы чувствуете, что вам тяжело?

(На доске: Остановись! Так ли все трагично? Дать оценку событию.)
2 шаг – Кто или что может помочь вам? Можно ли с кем-то поделиться своими трудностями? 
(На доске: Ресурсы. Под ресурсами мы понимаем все: люди, сила, музыка, т.е. все то, что поможет решить возникший вопрос или хотя бы на первое время вывести из тяжелого эмоционального состояния.)

3 шаг – Как будем действовать, что предпринимать?

(На доске: Решение. К лучшему я изменю ситуацию, если…)

4 шаг – Действуй.

Снятие роли: Я не Лида, я …

Упражнение «Совет шляпы».

А теперь давайте попробуем дать цветовой совет Лиде от каждой шляпы.

Обсуждение.

 Сейчас я предлагаю вам игру, которая называется «Катастрофа».

Цель: научиться представлять себя в роли несгибаемого, неуничтожаемого вещества, предмета, для придания себе уверенности в сложной ситуации.

Катастрофа

Представим себе, что Землю ждет катастрофа. Все живое погибнет. Но ученые изобрели способ, при помощи которого люди могут уцелеть, на время превратившись в неживые предметы. Сейчас вы подумаете, в какой предмет хотели бы превратиться. На листочке подробно опишите этот предмет, его размер, цвет, качества; этот предмет должен отражать ваше Я, чтобы потом, превратившись опять в человека, вы были самим собой.

На выполнение задания отводиться 5 минут. Листочки складываем в одну стопку. Зачитываем и пытаемся угадать, кто это.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методики "Шесть шляп мышления" при проведении педагогических советов

«Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу...

Презентация на тему: Развитие мышления по методике Эдварда де Бано "Шесть шляп мышления"

1.Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) - один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более э...

Развитие мышления по методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

laquo;В способности думать заключена основачеловеческой деятельности»Э. де Боно...

Мастер-класс "Технология "Шесть шляп мышления"

Метод шести шляп представляет собой психологическую ролевую игру . В ней используются шляпы. Шесть шляп-шесть цветов. Надеваем шляпу-включаем соответствующий режим мышления. только побывав в разных шл...

«Шесть шляп мышления» - увлекательный метод развития критического мышления дошкольников

В материале рассказывается об опыте  использования в работе с детьми подготовительной группы  методики по развитию критического мышления «Шесть шляп мышления» или «Шесть ду...

Конспект НОД по познавательному развитию «Русская народная игрушка» с использованием метода «Шесть шляп мышления»

Цель: Развитие ассоциативного мышления детей дошкольного возраста через обогащение представлений о народной игрушке.Программные задачи:Обучающие: Обогащать представления детей о русской наро...