Занятие с использованием фенологического календая
план-конспект занятия (старшая группа)

Наталья Владимировна Тарасова

в конспекте представлено как можно провести занятие с использованием фенологического каендая

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию.

Тема «Вот и осень пришла»

Цель: познакомить детей с фенологическим календарем

Задачи: обобщить представления об осенних явлениях природы, изменениях в растительном и животном мире.

- развивать наблюдательность, познавательные интересы, речь;

- совершенствовать умения слушать, отвечать на вопросы полным предложением; развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;

- воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.

Оборудование: фенологический календарь, экран с репродукцией картины И.Хрустецкого «Цветы и плоды», листья, половинки белой бумаги и картона, восковые мелки.

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот этот сундучок. Хотите посмотреть, что в нем? (На рисунке изображен осенний парк, в котором дети собирают опавшие листья. На лужайке перед малышами размещены силуэты разных листочков. Цель: – разложить вырезанные листочки разных деревьев по их силуэтам на рисунке.) Звучит осенняя песня

Воспитатель в образе осени: -Здравствуйте ребята! Со мной случилось несчастье. Злой волшебник заколдовал меня. Он перепутал все времена года и я теперь не знаю когда наступает моя пора. Не знаю что мне необходимо делать. Помогите мне пожалуйста.

Дети: - А что это у вас в руках?

Воспитатель: -Это ребята, фенологический календарь. Давайте вместе произнесем это трудное слово: фенологический. Прежде чем узнаем, что же это такое, ответьте на вопросы.

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: Осенние месяцы - Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.

Воспитатель: Какой месяц начинает осень? (Сентябрь).

А после сентября? (Октябрь).

А после октября? (Ноябрь).

Игра «Погода осенью».

Какая погода?

* Когда идет дождь – дождливая;

* Когда дует ветер - ветреная;

* Холодно - холодная;

* Пасмурно – пасмурная;

* Хмуро – хмурая;

* Сыро - сырая;

* Ясно – ясная;

* Туман – туманная.

Воспитатель: Отлично, все верно. Хочется похвалить, что ответили четко, внятно. А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: Осень бывает ранняя и поздняя.

Воспитатель: правильно.

Работа с фенологическим календарем.

Воспитатель: -Посмотрите внимательно, что изображено на календаре. Посмотрите здесь есть ключик, открывающий замок с секретом, он нам расскажет, когда же наступит «Начало осени». Для напоминания желтеющая веточка березы, являющаяся графическим символом начала осеннего окрашивания листьев березы.

Подсезон «Начало осени» делится на два этапа:

1 этап начинается с первым пожелтением листьев березы повислой. Это длится примерно с 29 августа по 10 сентября.

2 этап начинается с даты первого окрашивания листьев клена остролистного (графический символ мы видим на календаре 14 сентября)

У березы и клена в условиях понижения температуры и сокращения светового дня в листьях разрушается хлорофилл, и они теряют свою зеленую окраску. Для березы в первую очередь важен короткий световой день, а средняя суточная температура на первом этапе подсезона «начало осени» опускается ниже 15 градусов. С началом окраски листьев клена начинается второй этап подсезона «Начало осени». На этом этапе минимальная температура опускается ниже 10 градусов (23 сентября), а световой день еще больше сокращается (день осеннего равноденствия (22сентября).

-Ребята, а вы знаете, что вдоль автодорог листья у деревьев меняют окраску раньше, чем в зеленых массивах.? Как вы думаете почему? ( Деревья в зонах загрязнением воздуха торопятся поскорей избавиться от пыли и вредных веществ, скопившихся на листовых пластинках.Это явление называется «усталость листьев»).

В сентябре приходит время осеннего созревания и рассеивания плодов. В конце августа-начале сентября созревают плоды-костянки у калины(4сентября), вертолетиками летят крылатки клена (15 сентября), созревают и начинают опадать липовые орешки с прицветными листочками (28 сентября), опадают плоды-коробочки у каштана конского (24 сентября) и у дуба (29 сентября).

Воспитатель: - А когда считается яблоко поспевшим? (когда семена потемнели).

В народном календаре есть такая фенологическая примета: «Раскрылись листочки на березе-картошку сажай, стали листочки желтеть- картошку копай (11 сентября-время сбора урожая).

Воспитатель: -Что означает вот этот графический значок? (ласточки, журавель). (Наступает время начала их отлета. У стайных перелетных птиц отмечается начало осеннего отлета – день, когда наблюдалась первая пролетная стая).

Последний ключик в сентябре-это начало изменения окраски листьев ивы козьей (25 сентября). Оно указывает на наступление следующего подсезона «Золотая осень». ( с первого этапа подсезона «Начало осени» до второго этапа подсезона «золотая осень» наблюдается период активного роста корней у древесных растений- это лучшее время для посадок осенью.

Посмотрите на нашем календаре есть и экологические даты день журавля, день лука.

Физминутка «Осень пришла»

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

Воспитатель: -Ребята, а какие подарки нам дарит осень?

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу-

Знай, что это натюрморт.

Внимание на экран. Перед вами картина И. Хрустецкого «Цветы и плоды». Опишите что вы видите.

Итог: Художник изобразил фрукты и цветы как живые. Так и хочется протянуть руку и попробовать спелый прозрачный виноград или сочную дыню, понюхать цветы. Чего только здесь нет- каждый цветок очень красивый, такой яркий. Здесь и лесные незабудки, и красные садовые пионы, и полевые васильки, и даже пшеничные колоски. А какие яркие цветы! Чувствуется, что сам художник любуется всем, что находится на столе, и приглашает нас, зрителей, полюбоваться вместе с ним дарами садов и полей.

Воспитатель: - Ребята, обратите внимание на развороте нашего календаря есть тоже натюрморт Франса Снейдерса «Натюрморт с фруктами и овощами».

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам побыть в роли художников. Ребята, а вы знаете, что у каждого растения листья имеют свою форму. Есть листья простые, а есть листья сложные? Это вы узнаете, нарисовав волшебный рисунок.

Рефлексия

Воспитатель: Спасибо ребята помогли мне все вспомнить и вернуть на свои места. А в благодарность я вам дарю свой фенологический календарь чтобы вы не забывали наблюдать. До свидания.

Воспитатель: -Ребята, кто к вам сегодня приходил на занятии?

Давайте вспомним, как называется подарок который принесла нам Осень?

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

А чем отличается фенологический календарь от обычного?

Вот и закончилось наше занятие. Но мы ещё не раз будем возвращаться к временам года. Будем наблюдать изменения в природе на экскурсиях, прогулках и заносить в наш календарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "В гости к нам пришли матрешки" ( игровое занятие с использованием песочной терапии)

Детский фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд. Они трогают сердце, питают любовь к своему народу. М.Е.Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркал...

«Внедрение НРК на физкультурных занятиях» Тема: Использование элементов национальной атрибутики на занятиях по физической культуре.

В последнее время возросло внимание к духовному богатству культурного наследия. Нет ни одного человека который бы не стремился к сохранению своего наследия в фольклоре, искусстве, играх. В традиционно...

Конспект комплексного занятия с использованием здоровьесберегающей технологии и с использованием ИКТ "В гостях у Золотой рыбки"

Увлекательное путешествие в удивительный подводный мир, где обитают разнообразные морские животные....

Конспект открытого занятия с использованием настольного театра во второй младшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с использованием настольного театра»

Цель: Развивать связную речь у детей. Обогащать словарный запас. Вызывать интерес к русским народным сказкам.Задачи:Продолжать учить детей слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом ...

Конспект фронтального логопедического занятия с использованием использованием ИКТ "Звуки З-С"

Цель: «Дифференциация звуков С-З»  Задачи: - Закрепить умение дифференцировать близкие по акустическим признакам звуки «с — з» на материале сло...