кружок
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №10»
Дальнереченского городского округа
УТВЕРЖДАЮ:
и.о.заведующего МБДОУ
«ЦРР-детский сад №10»
_________ Малык А.А.
Приказ №10-А
от 28.02.2024г.
«Развивалка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации программы: 3 месяца
Стрекаловская Людмила Васильевна
воспитатель
https://црр-дс10.дго-обр.рф/wp-content/uploads/2022/04/kruzhok-strekalovskaya.docx
г.Дальнереченск
2024
Пояснительная записка
Актуальность программы
Современное общество живет в потоке информации, новых научных разработках, современных технологий. Дошкольникам XXI века необходимо иметь первоначальные знания по математике, информатике, экономике. Дошкольный возраст наиболее продуктивный для развития окружающего мира. У детей формируются познавательные процессы: как непроизвольное внимание, предметное восприятие, логическое мышление, активная речь.
Данная программа направлена на развитие первоначальных математических представлений; формированию приемов умственной деятельности; развитию мышления, воображения, памяти и связной речи.
Занятия построены в игровой форме с использованием дидактических и развивающих игр и современных педагогических технологий. Именно играя, ребенок получает удовольствие и радость, проявляет свои умения, навыки, творческую самостоятельность. Играя с предметами на основе блоков Дьенеша, осваивает геометрические формы способы обследования внешних свойств предмета; подбирает и группирует предметы по признакам, находит сходство и различие; с палочками Кюзинера и счетными палочками осваивает понятие число, числовой ряд. В процессе игры с кубиками Никитина дети тренируют навыки счета, учатся ориентироваться в пространстве и во времени, конструктивные способности, развивают внимание, память, мелкую моторику, логическое мышление, воображение и речь.
В играх с дидактическим материалом дети овладевают арифметическими действиями; выявляют равенство и неравенство групп предметов, дети осваивают способы воссоздания фигур из элементов; преобразовывают их и видоизменяют.
В программе детям предлагаются графические задания, которые способствуют закреплению полученных знаний, развивают графическую деятельность ребенка. Решая задачи нестандартным способом, дети находят свои пути, проявляют самостоятельную творческую находчивость. Игры с правилами помогают ребенку сосредоточиться, и выполнять задания по правилам. Играя, ребенок развивается, приобретает новые знания, умения, которые послужат дальнейшим успехам в жизни ребенка.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и воспроизведения; увеличивается темп выполнения заданий. Задания и упражнения на занятии взрослый может использовать дифференцированно, учитывая психофизические особенности и индивидуальные возможности ребенка.
Выбор направления программы объясняется следующими факторами:
∙ Дидактический развивающий игровой материал доступен детям, интересен и способствует развитию мыслительной деятельности, формирует математические представления и знания, способствует развитию воображения, творчества.
∙ Занятия проводятся в знакомой обстановке. Каждый ребенок выполняет задания на своем постоянном месте.
∙ Для проведения занятий не требуется больших помещений.
∙ Вариативность заданий и упражнений довольно высока.
∙ Используются графические задания, способствующие закреплению полученных знаний, но и информируют родителей о теме занятий.
Программа «Развивалочка » предполагает использование следующих игровых технологий:
1. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей
2. Технология Б.П. Никитина «Ступеньки творчества», которая предполагает развитие творческих способностей детей с помощью развивающих игр Никитина.
3. Технологии З. Дьенеша и Д. Кюизенера, направленные на раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления детей к усвоению математики.
Характерные особенности программы:
1. Воплощение концепции личностно ориентированной модели развития и воспитания детей.
2. Развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, освоенности им способов действия.
3. Комплексный подход, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование различных способов и приемов в решении развивающих задач.
4. Все задачи решаются по средствам игры и игровых действий.
5. Широкое применение наиболее эффективных пособий, таких как логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, кубики Никитина.
6. Применение здоровье сберегающих технологий.
7. Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от простого к более сложному.
8. Взрослый это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и ребенок, ошибаться.
9. Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, в том числе и экспериментальным путем.
Цель программы: развитие интеллектуальных, математических и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности с развивающими играми Б.П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера.
Задачи:
1. Формирование логико-математического мышления дошкольников .
2. Формирование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).
3. Формирование конструктивного мышления дошкольников 4-5 лет.
4. Развитие мышления, фантазии, воображения.
5. Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, обосновывать свои суждения.
6. Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение с указанными правилами.
7. Формировать интерес к предмету; устанавливать отношения со сверстниками.
8. Знакомство с цифрами.
Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:
- Систематичности и последовательности.
- Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей.
- Наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях наглядного материала. –
- Равноправного партнерства взрослого и ребенка.
- Практичности – комплекс различных приемов: игровой, прием соревновательности, сотворчества.
- Предметно-пространственная среда.
Для успешной работы необходима специально организованная предметно-пространственная среда: помещение с наличием как места для работы детей за столами, так и достаточно места для проведения игр, в том числе и подвижных. Наличие демонстрационного и раздаточного материалов. Наличие на каждого ребенка развивающих игр (блоков Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина).
Итоговые знания, навыки и умения детей (к концу года)
Формой проведения итогов реализации программы являются:
1. Открытые занятия для родителей.
2. Экспресс диагностика.
3. «Сложи узор».
4. Назови цифры.
5. Отсчитывание на слух.
6. «Что лишнее».
Методологической основой программы являются следующие положения (образовательный уровень, уровень освоения, уровень внедрения):
- Ориентация содержания – практическая;
- Характер освоения – развивающий, обучающий;
- Возраст обучающихся – 4-5 лет;
- Форма организации – подгруппа
- Сроки освоения программы – долговременные;
- Учебный период - 12 занятий;
- Количество – 2 раза в неделю
- Продолжительность одного занятия – 30 минут.
Нормативно-правовая база
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
3. Устав МБДОУ.
Методические материалы
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный: устное изложение, беседа, рассказ и т.д;
- наглядный (выполнение) педагогом, работа по образцу; Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный: дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный: учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- исследовательский: самостоятельная творческая работа учащихся.
Организационные основы
Срок реализации | Количество часов в неделю | Время одного занятия | Режим занятий | Количество детей | Количество часов за 3 месяца |
3 месяца | 1 | 30 минут | 2 раза в неделю | 20 | 12 |
Учебно – тематический план на 3 месяца
№ п/п | Название раздела | Количество ОД |
1 | Цвет предметов Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету. | 4 |
2 | Величина предметов Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине. | 4 |
3 | Форма предметов Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме. | 4 |
Календарно – тематическое планирование на 3 месяца
ТЕМА, ЦЕЛИ | КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, СРЕДСТВА | |
МАРТ | 1.«Помоги Незнайке» Развивать мыслительные процессы, обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков | Беседа, объяснение, показ Игровое упражнение «Что любит зайка». Самомассаж ладоней и пальцев рук. Графическое упражнение: Собери бусы. |
2.«Игрушки, посуда, мебель». Развивать мышление, умение группировать предметы по общему признаку. Совершенствовать концентрацию внимания, зрительное восприятие | Беседа, объяснение, показ Пальчиковая игра: Пальчики знакомятся. Игра упражнение: Найди лишнюю картинку | |
3.«Умные палочки» Учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов. Развивать внимание, восприятие, мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, усидчивость. | Беседа, объяснение, показ Пальчиковая игра: Мебель. Игры упражнения: Кто спрятался. Узнай предмет. Графическое упражнение : Дождик | |
4.» В гостях у Цыпленка» Учить ориентироваться на листе бумаги в окружающем пространстве. Закрепить понятия «вверх», «низ», справа», «слева». Развивать активность речи. | Беседа, объяснение, показ Счетные палочки Пальчиковая гимнастика: Дружные пальчики. | |
Апрель | 1.«Страна Игралочка». Учить детей аналитическому мышлению, умению сравнивать и рассуждать. Развивать наблюдательность, умение припоминать. Воспитывать усидчивость, самостоятельность | Беседа, объяснение, показ Игра с камешками : Переложи. Игра упражнение: Тихо – громко. Где спрятался Цыпленок. Графическое упражнение: Нарисуем зернышки Цыпленку. |
2.»В гостях у Буратино». Учить детей аналитическому мышлению, умению сравнивать и рассуждать. Развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | Беседа, объяснение, показ Игры упражнения: Назови одним словом, Бывает – не бывает. Пальчиковая игра: Вышел дождик погулять. Графическое упражнение: Обведи листик по контуру. | |
3.«Что сначала, что потом». Развивать мышление, умение устанавливать правильную последовательность событий. Совершенствовать память, умение запоминать. Развивать активность речи. | ||
4.«В гостях у лисы» Учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность. | Беседа, объяснение, показ Игровые упражнения: Узнай предмет, Угадай предмет по описанию. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Пальчиковая гимнастика: У Лариски две редиски. Графическое упражнение: Обведи овощи. | |
Май | 1«Деревья» Развивать мышление, умение устанавливать правильную последовательность событий. Формировать воображение, умение придумывать оригинальные решения. | Беседа, объяснение, показ Игровые упражнения: Волшебный квадрат Составь фигуру. Пальчиковая гимнастика: Флажок. Самомассаж пальцев и ладоней руки. |
2. «Логические ряды» Развивать активность речи. Умение продолжать последовательность. Совершенствовать мыслительные способности, графические навыки | Беседа, объяснение, показ Игровые упражнения: Найди лишнюю картинку. Назови одним словом. Подвижная игра: Красный, желтый, зеленый. Графическое упражнение: Пешеходный переход. | |
3.«Волшебные палочки». Развивать пространственные представления, закреплять знания о свойствах и признаках геометрических фигур. Совершенствовать графические навыки | Беседа, объяснение, показ Игровые упражнения: со счетными палочками, геометрическими фигурами. Пальчиковая гимнастика: Птенчики в гнезде. Графическое упражнение: Проведи кораблик по ручейку | |
4«Обобщение». Развивать мышление, умение классифицировать и обобщать. Развивать наблюдательность, умение припоминать. Активизировать речь. Формировать графические навыки. | Беседа, объяснение, показ Игровые упражнения: со счетными палочками. Слушай внимательно. Запомни – повтори. Графическое упражнение: Обведи кузов машины. |
Оценочные материалы и формы аттестации.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Входной контроль проводится в начале учебного года, с целью определить уровень подготовленности детей, выяснить мотивацию обучения. Форма проведения – опрос и наблюдение. Педагог беседует с обучающимися о том, чему хочет научиться ребенок, что ему интересно.
Текущий контроль.
Цель текущего контроля - определить качество освоения каждой изучаемой темы, уровень усвоения последовательности технологических операций. Уровень приобретённых детьми умений и навыков оценивается на каждом этапе выполнения заданий. Контроль знаний и умений осуществляется с помощью заданий педагога методом «вопрос – ответ». Текущий контроль проводится в форме педагогического наблюдения – педагог наблюдает за практической деятельностью детей. Педагог в ходе беседы проверяет, что запомнили воспитанники по теме.
Промежуточный контроль – проводится по окончании первого полугодия в целях, отслеживания уровня освоения программы, динамики усвоения практических навыков, форма контроля – выполнение практических заданий педагога. Выявление ошибок и успехов в работе обучающихся определяются путем метода «вопрос – ответ».
Итоговый контроль – проводится в конце учебного года с целью получения информации о степени освоения обучающимися программы, достижения ими планируемых итоговых результатов в данном учебном году.
По итогам учебного года проводится мониторинг, в котором анализируется уровень усвоения программы каждым воспитанником.
Ожидаемые результаты:
– уверенно решают задачи на геометрическое построение и перестроение при
помощи палочек, кубиков, блоков;
– обследуют фигуры, выделяя их основные признаки;
– умеют сравнивать;
– знают числа, цифры в пределах 10, умеют изображать графически;
– умеют словесно описывать фигуру;
– имеют широкий кругозор, умеют наблюдать, анализировать;
– классифицируют предметы по двум свойствам;
– сформированы пространственные понятия;
– умеют вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой и
направлением анализа, алгоритмом;
– активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх
моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
– придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и
другими детьми
ЛИТЕРАТУРА.
1. Береславский Л.Я. Задачки на внимание. – М.: Махаон, 2008.
2. Земцова О.Н. Запомни картинки. Развиваем память. – М.: Махаон, 2007.
3. Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие. – М.: Махаон, 2007.
4. Земцова О.Н.Найди отличия. Развиваем внимание. – М.: Махаон, 2007.
5. Земцова О.Н.Задачки для ума. Развиваем мышление. – М.: Махаон, 2007.
6. Султанова М.Н. Развиваем логику. – М.: Махаон, 2008.
7. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Дошкольники. – М.: Рольф, 2000.
8. Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. - №7. – (С. 33-37.)
9. Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2006
10. Белкина, В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», 1998
11. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по ручному труду и конструированию
Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....

Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"
На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...
Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии
В последние годы широкое применение получило использование методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...
Кружок по рисованию
Целью работы кружка является - совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала ребенка, используя различные техники и жанры изобразительного искусства, формиро...
Кружок "Познание - сила"
Работакружка "Познание - сила" направлена на: Формированию мыслительной деятельности и познавательных способностей. Создание условий для развития познавательных способностей: объе...
Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).
Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик: воспитатель Бабикова Елена...
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"...
