Методическая разработка по финансовой грамотности «Квест-игра «Сказка ложь, да в ней намек»
план-конспект занятия (старшая группа)
Сказочная форма является наиболее эффективным инструментом для обучения детей основам финансовой грамотности, поскольку:
Делает процесс обучения увлекательным и непринужденным
Помогает легко запоминать экономические концепции через образы персонажей
Демонстрирует вековой финансовый опыт народа
Воспитывает важные качества: трудолюбие, бережливость, расчетливость
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №51»
Методическая разработка
по финансовой грамотности
«Квест-игра «Сказка ложь, да в ней намек»
Средняя группа
Выполнили:
Дьячкова Светлана Владимировна, воспитатель;
Шабалина Ирина Юрьевна, воспитатель;
Черданцева Анастасия Александровна, учитель-логопед
Ленинск-Кузнецкий муниципальный округ
г. Ленинск-Кузнецкий
2025
Тема: «Сказка ложь, да в ней намек…»
Форма проведения: квест-игра по сказкам.
Участники: дети средней группы, воспитатели группы, учитель-логопед.
Цель: знакомство с понятием обмен (бартер) через сюжеты сказок.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию и углублению знаний по финансовой грамотности.
Развивающие:
- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;
- активизировать речь детей;
- расширять словарный запас.
Воспитательные:
- вызвать интерес к художественным произведениям, имеющим финансовую направленность;
- воспитывать любознательность, разумный подход к решению экономических задач.
Методы и приемы: игровая ситуация, художественное слово, беседа, показ опорных карточек, задания, рассматривание кубика историй, закрепление, поощрение, подведение итога, сюрпризный момент.
Предварительная работа: чтение и инсценировка сказок финансовой направленности, рассматривание иллюстраций, беседы об элементарных экономических понятиях.
Ожидаемые результаты. В результате квест - игры, дети закрепляют полученные ранее знания в области финансовой грамотности, при использовании материала (сказки финансовой направленности), дети узнают, что такое – бартер (обмен).
Атрибуты и оборудование: костюмы: Бабушка-сказочница, Курочка, Старик-Боровик, Лисичка; муляж бобового зернышка, иллюстрации с сюжетами из русской народной сказки «Бобовое зернышко»; дудочка, кувшинчик и «ягодки с листочками»; скалочка, кубик историй (storytelling) с картинками к сказке «Лисичка со скалочкой»; горшочек с шоколадными монетами.
Ход.
Дети с Бабушкой-сказочницей проходят на участок.
Бабушка-сказочница: дети, сегодня я - Бабушка-сказочница хочу вас пригласить в путешествие по сказкам. Вы согласны?
Дети: (возможные ответы). Да.
Бабушка-сказочница: а поможет нам вот эта тропинка и это бобовое зернышко. Давайте отправимся в сказку, которая так и называется - «Бобовое зернышко».
Дети с Бабушкой-сказочницей проходят по тропинке. Их встречает Курочка. На столе выложены в беспорядке иллюстрации к сказке «Бобовое зернышко».
Курочка: здравствуйте, ребята. Что это вы мне принесли?
Дети: бобовое зернышко.
Бабушка-сказочница отдает Курочке «бобовое зернышко» и уходит.
Курочка: вот, спасибо. А вы помните, что случилось в моей сказке с Петушком?
Дети: петушок подавился бобовым зернышком.
Курочка: у меня была книжка с этой сказкой, я уронила ее, и все страницы перепутались. Помогите мне разложить картинки по порядку.
- Задание «Книжка-малышка»
Курочка показывает картинку, задает вопросы по сказке. Дети отвечают и вместе с Курочкой раскладывают их на столе по порядку.
Вопросы Курочки:
- Куда я пошла за водичкой? (К речке)
- Что попросила речка? (Листок)
- Что попросила липка? (Ниточку)
- Что попросила девушка? (Гребешок)
- Что попросила гребенщики? (Калачей)
- Что попросила калашники? (Дрова)
- К кому я пошла за дровами? (К дровосекам)
- Отнесла я дрова калашникам – калашники дали мне? (калачей).
- На что я обменяла калачи у гребенщиков? (На гребень)
- Отнесла гребень девушке – девушка дала… (нитку).
- Что взамен ниточки дала мне липка? (Листок)
- Отнесла листок речке – речка дала… (водицы).
Курочка: вот мы с вами и собрали книжку. А как сказка называется?
Дети: «Бобовое зернышко».
Курочка: нам пора отправляться в другую сказку, которая называется «Дудочка и кувшинчик». Давайте, взамен бобового зернышка, а я вам дам кувшинчик, в который водицы набирала.
Курочка вместе с кувшинчиком и детьми отправляется по тропинке дальше.
На полянке лежат ягоды с листочками. Стоит Старик-Боровик.
Старик-Боровик: здравствуйте детки. Я Старик-Боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. Вижу за ягодкой пришли. У меня есть волшебная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся. А давайте меняться: я вам дам дудочку, а вы мне кувшинчик — он мне очень понравился.
Ответ детей.
Старик-Боровик: а вы помните слова, которые помогут вам собрать целый кувшинчик ягод? Проговаривает вместе с детьми:
Одну ягодку беру,
На другую смотрю,
Третью замечаю,
А четвёртая мерещится.
Собирайте ягодки по одной, и несите в свой кувшинчик.
2. Физкультминутка «Собери ягодки»
Дети говорят слова, приседают и по одной ягодке несут в кувшинчик.
Старик-Боровик: вот молодцы, не ленивые, сами полный кувшинчик ягоды набрали. Отправляйтесь вот по этой тропинке в сказку «Лисичка со скалочкой».
Дети и Курочка с кувшинчиком идут по тропинке. Их встречает Лисичка.
Лисичка: здравствуйте детки. Какой у вас кувшинчик красивый, и ягодки наверно очень вкусные. Давайте меняться, я вам скалочку, а вы мне кувшинчик, согласны?
Ответы детей.
Лисичка: у меня есть вот такой кубик историй. Он нам поможет воспроизвести сюжет моей сказки.
3. Задание «Кубик историй».
Лисичка показывает стороны кубика по порядку, дети рассказывают, что на что меняла Лисичка в сказке.
Вопросы Лисички:
- Что я нашла на дорожке? (Скалочку)
- Кого мне отдали вместо скалочки? (Курочку)
- Кого я потребовала вместо курочки? (Уточку)
- Кого мне отдали вместо уточки? (Гусочку)
- Кого я попросила вместо гусочки? (Девочку)
- А кого мне дали вместо девочки? (Собаку)
Лисичка: молодцы, вы все правильно рассказали. Давайте все вместе отправимся в последнюю сказку. А в какую вы догадаетесь сами.
Дети, Лисичка и Курочка с кувшинчиком отправляются по тропинке дальше. Их встречает Бабушка-сказочница.
Бабушка-Сказочница: вот вы и пришли снова ко мне.
Рефлексия.
Вопросы Бабушки-сказочницы:
- По каким сказкам вы сегодня путешествовали? («Бобовое зернышко», «Дудочка и кувшинчик», «Лисичка со скалочкой»).
- Какие герои сказок повстречались нам на пути? (Курочка, Старичок-Боровичок, Лисичка, Бабушка)
Бабушка-Сказочница: оказывается, даже сказочные персонажи живут так же, как и люди.
Во всех сказках, в которых вы побывали происходил – обмен одного товара на другой. По-другому обмен называется «Бартер».
Я смотрю у вас полный кувшинчик. Дайте мне ягод, пожалуйста, а я вам взамен, дам волшебный горшочек.
Как называется обмен по-другому?
Дети: бартер.
Бабушка-Сказочница: а как называется моя сказка?
Дети: «Горшочек каши».
Дети соглашаются на обмен. Бабушка-сказочница открывает горшочек. В нем лежат шоколадные «монеты». Герои раздают монеты детям.
Бабушка-Сказочница: наше путешествие закончилось. Вы все молодцы, спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса: "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".
Материалы данного мастер-класса показывают как развивающие сказки способствуют обогащению позанвательного развития детей. С помощью развивающих сказок уточняются и закрепляются представления детей о ч...

Конспект мастер-класса по сказкотерапии для родителей «Сказка - ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» для муниципального методического объединения педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений
Предоставлен материал по проведению с родителями мастер-класса по сказкотерапии....

Совместная образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности «Квест-игра «Форт Боярд» с элементами экспериментирования
Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Создавать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по финансовой грамотности: квест-игра «Путешествие с Буратино».
Тема: "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста".Задачи:Обучающие:-закрепить с детьми понятие «деньги»;-дать понятие: «купюра»,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по финансовой грамотности Квест-игра "Найди клад".
Материал преднозначен для формирования у детей подготовительной группы основ финансовой грамотности, закрепления понятий "деньги", "купюра", "монета", " семейн...

Методическая разработка "Сказка ложь да в ней намек".
Цель совместной деятельности :Закрепление знаний детей о сказках.В ходе занятия решались следующие задачи:Коррекционно- Образовательные: закреплять умение детей узнавать сказку по иллюстрациям, з...

Авторская образовательная деятельность,квест-игра " Сказка ложь, да в ней намек ,добрым молодцам урок"
Авторская открытая образовательная деятельность в старшей группе Квест-игра " Сказка ложь ,да в ней намек,добрым молодцам урок"Цель: Создать все условия для освоения детьми старшего до...
