Методическая разработка по финансовой грамотности «Квест-игра «Сказка ложь, да в ней намек»
план-конспект занятия (старшая группа)

Дьячкова Светлана Владимировна

Сказочная форма является наиболее эффективным инструментом для обучения детей основам финансовой грамотности, поскольку:

  • Делает процесс обучения увлекательным и непринужденным

  • Помогает легко запоминать экономические концепции через образы персонажей

  • Демонстрирует вековой финансовый опыт народа

  • Воспитывает важные качества: трудолюбие, бережливость, расчетливость

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie._skazka_lozh_na_ulitse.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №51»

Методическая разработка

 по финансовой грамотности

«Квест-игра «Сказка ложь, да в ней намек»

Средняя группа

Выполнили:

Дьячкова Светлана Владимировна, воспитатель;

Шабалина Ирина Юрьевна, воспитатель;

Черданцева Анастасия Александровна, учитель-логопед

Ленинск-Кузнецкий муниципальный округ

г. Ленинск-Кузнецкий

2025

Тема: «Сказка ложь, да в ней намек…»

Форма проведения: квест-игра по сказкам.

Участники: дети средней группы, воспитатели группы, учитель-логопед.

Цель: знакомство с понятием обмен (бартер) через сюжеты сказок.

Задачи: 

Образовательные:

- способствовать формированию и углублению знаний по финансовой грамотности.

Развивающие:

- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;

- активизировать речь детей;

- расширять словарный запас.

Воспитательные:

- вызвать интерес к художественным произведениям, имеющим финансовую направленность;

- воспитывать любознательность, разумный подход к решению экономических задач.

Методы и приемы: игровая ситуация, художественное слово, беседа, показ опорных карточек, задания, рассматривание кубика историй, закрепление, поощрение, подведение итога, сюрпризный момент.

Предварительная работа: чтение и инсценировка сказок финансовой направленности, рассматривание иллюстраций, беседы об элементарных экономических понятиях.

Ожидаемые результаты. В результате квест - игры, дети закрепляют полученные ранее знания в области финансовой грамотности, при использовании материала (сказки финансовой направленности), дети узнают, что такое – бартер (обмен). 

Атрибуты и оборудование: костюмы: Бабушка-сказочница, Курочка, Старик-Боровик, Лисичка; муляж бобового зернышка, иллюстрации с сюжетами из русской народной сказки «Бобовое зернышко»; дудочка, кувшинчик и «ягодки с листочками»; скалочка, кубик историй (storytelling) с картинками к сказке «Лисичка со скалочкой»; горшочек с шоколадными монетами.

Ход.

Дети с Бабушкой-сказочницей проходят на участок.

Бабушка-сказочница: дети, сегодня я - Бабушка-сказочница хочу вас пригласить в путешествие по сказкам. Вы согласны?

Дети: (возможные ответы). Да.

Бабушка-сказочница: а поможет нам вот эта тропинка и это бобовое зернышко. Давайте отправимся в сказку, которая так и называется - «Бобовое зернышко».

Дети с Бабушкой-сказочницей проходят по тропинке. Их встречает Курочка. На столе выложены в беспорядке иллюстрации к сказке «Бобовое зернышко».

Курочка: здравствуйте, ребята. Что это вы мне принесли?

Дети: бобовое зернышко. 

Бабушка-сказочница отдает Курочке «бобовое зернышко» и уходит.

Курочка: вот, спасибо. А вы помните, что случилось в моей сказке с Петушком?

Дети: петушок подавился бобовым зернышком.

Курочка: у меня была книжка с этой сказкой, я уронила ее, и все страницы перепутались. Помогите мне разложить картинки по порядку.

  1. Задание «Книжка-малышка»

Курочка показывает картинку, задает вопросы по сказке. Дети отвечают и вместе с Курочкой раскладывают их на столе по порядку.

Вопросы Курочки:

- Куда я пошла за водичкой? (К речке)

- Что попросила речка? (Листок)

- Что попросила липка? (Ниточку)

- Что попросила девушка? (Гребешок)

- Что попросила гребенщики? (Калачей)

- Что попросила калашники? (Дрова)

- К кому я пошла за дровами? (К дровосекам)

- Отнесла я дрова калашникам – калашники дали мне? (калачей).

- На что я обменяла калачи у гребенщиков? (На гребень) 

- Отнесла гребень девушке – девушка дала… (нитку). 

- Что взамен ниточки дала мне липка? (Листок) 

- Отнесла листок речке – речка дала… (водицы). 

Курочка: вот мы с вами и собрали книжку. А как сказка называется?

Дети: «Бобовое зернышко».

 Курочка: нам пора отправляться в другую сказку, которая называется «Дудочка и кувшинчик». Давайте, взамен бобового зернышка, а я вам дам кувшинчик, в который водицы набирала.

Курочка вместе с кувшинчиком и детьми отправляется по тропинке дальше.

На полянке лежат ягоды с листочками. Стоит Старик-Боровик.

Старик-Боровик: здравствуйте детки. Я Старик-Боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. Вижу за ягодкой пришли. У меня есть волшебная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся. А давайте меняться: я вам дам дудочку, а вы мне кувшинчик — он мне очень понравился.

Ответ детей.

Старик-Боровик: а вы помните слова, которые помогут вам собрать целый кувшинчик ягод? Проговаривает вместе с детьми:

Одну ягодку беру,

На другую смотрю,

Третью замечаю,

А четвёртая мерещится.

Собирайте ягодки по одной, и несите в свой кувшинчик.

2. Физкультминутка «Собери ягодки»

Дети говорят слова, приседают и по одной ягодке несут в кувшинчик.

Старик-Боровик: вот молодцы, не ленивые, сами полный кувшинчик ягоды набрали. Отправляйтесь вот по этой тропинке в сказку «Лисичка со скалочкой».

Дети и Курочка с кувшинчиком идут по тропинке. Их встречает Лисичка.

Лисичка: здравствуйте детки. Какой у вас кувшинчик красивый, и ягодки наверно очень вкусные. Давайте меняться, я вам скалочку, а вы мне кувшинчик, согласны?

Ответы детей.

Лисичка: у меня есть вот такой кубик историй. Он нам поможет воспроизвести сюжет моей сказки.

3. Задание «Кубик историй».

Лисичка показывает стороны кубика по порядку, дети рассказывают, что на что меняла Лисичка в сказке.

Вопросы Лисички:

- Что я нашла на дорожке? (Скалочку)

- Кого мне отдали вместо скалочки? (Курочку)

- Кого я потребовала вместо курочки? (Уточку)

- Кого мне отдали вместо уточки? (Гусочку)

- Кого я попросила вместо гусочки? (Девочку)

- А кого мне дали вместо девочки? (Собаку)

Лисичка: молодцы, вы все правильно рассказали. Давайте все вместе отправимся в последнюю сказку. А в какую вы догадаетесь сами.

Дети, Лисичка и Курочка с кувшинчиком отправляются по тропинке дальше. Их встречает Бабушка-сказочница.

Бабушка-Сказочница: вот вы и пришли снова ко мне.

Рефлексия.

Вопросы Бабушки-сказочницы:

- По каким сказкам вы сегодня путешествовали? («Бобовое зернышко», «Дудочка и кувшинчик», «Лисичка со скалочкой»).

- Какие герои сказок повстречались нам на пути? (Курочка, Старичок-Боровичок, Лисичка, Бабушка)

Бабушка-Сказочница: оказывается, даже сказочные персонажи живут так же, как и люди. 

Во всех сказках, в которых вы побывали происходил – обмен одного товара на другой. По-другому обмен называется «Бартер».

Я смотрю у вас полный кувшинчик. Дайте мне ягод, пожалуйста, а я вам взамен, дам волшебный горшочек.  

Как называется обмен по-другому?

Дети: бартер.

Бабушка-Сказочница: а как называется моя сказка?

Дети: «Горшочек каши».

Дети соглашаются на обмен. Бабушка-сказочница открывает горшочек. В нем лежат шоколадные «монеты». Герои раздают монеты детям.

Бабушка-Сказочница: наше путешествие закончилось. Вы все молодцы, спасибо.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса: "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".

Материалы данного мастер-класса показывают как развивающие сказки способствуют обогащению позанвательного развития детей. С помощью развивающих сказок уточняются и закрепляются представления детей о ч...

Совместная образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности «Квест-игра «Форт Боярд» с элементами экспериментирования

Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Создавать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по финансовой грамотности: квест-игра «Путешествие с Буратино».

Тема: "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста".Задачи:Обучающие:-закрепить с детьми понятие «деньги»;-дать понятие: «купюра»,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по финансовой грамотности Квест-игра "Найди клад".

Материал  преднозначен для формирования у детей подготовительной группы основ финансовой грамотности, закрепления понятий "деньги", "купюра", "монета", " семейн...

Методическая разработка "Сказка ложь да в ней намек".

Цель совместной деятельности :Закрепление знаний детей о сказках.В ходе занятия решались следующие задачи:Коррекционно- Образовательные: закреплять умение детей узнавать сказку по иллюстрациям, з...

Авторская образовательная деятельность,квест-игра " Сказка ложь, да в ней намек ,добрым молодцам урок"

Авторская открытая образовательная деятельность в старшей группе Квест-игра " Сказка ложь ,да в ней намек,добрым молодцам урок"Цель: Создать все условия для освоения детьми старшего до...