Развитие личности дошкольника в процессе речевого воспитания на этапе подготовки к школе
консультация (подготовительная группа)

Речь – это универсальное средство отражения действительности, передачи накопленного поколениями социального и культурного опыта, познания собственного «Я», межличностного общения. «Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании» 

Речевое развитие старших дошкольников, основанное на знании норм родного литературного языка, является важным условием развития личности детей и основой успешного обучения в школе. Правильность, чистота, богатство и выразительность речи характеризуют человека как личность, помогают точнее передавать свои мысли, устанавливать взаимоотношения с окружающими, регулировать свое поведение в обществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие личности дошкольника в процессе речевого воспитания на этапе подготовки к школе

Речь – это универсальное средство отражения действительности, передачи накопленного поколениями социального и культурного опыта, познания собственного «Я», межличностного общения. «Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании» 

Речевое развитие старших дошкольников, основанное на знании норм родного литературного языка, является важным условием развития личности детей и основой успешного обучения в школе. Правильность, чистота, богатство и выразительность речи характеризуют человека как личность, помогают точнее передавать свои мысли, устанавливать взаимоотношения с окружающими, регулировать свое поведение в обществе. 

Проблемам развития речи детей дошкольного возраста уделяли внимание многие отечественные педагоги. Различные методики развития речи и обучения языку были предложены К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой и другими педагогами, которые обосновали дидактические основы дошкольного воспитания. 

Основоположник методики развития речи детей К.Д. Ушинский важную роль в формировании личности ребенка отводил изучению родного языка как средства познания истории,  нравственного и духовного опыта народа. Основными средствами развития речи и обучения языку он считал фольклор, художественную литературу, окружающий мир, картины, обучение, а методами - рассматривание предметов и картин, чтение литературы, беседы, упражнения. 

Ведущие представители отечественной школы психологии считали, что речь занимает ведущее место в развитии психики ребенка, так как непосредственно связана с развитием познавательных психических процессов – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления.

Л.С. Выготский пришел к выводу, что «отношение между мышлением и речью изменяется в процессе развития и в своем количественном и в качественном значении», следовательно, усваивая и воспроизводя звуки, слова, понятия, ребенок проходит все стадии развития речи и мышления 

В современных условиях  развитие речи дошкольников осуществляется на основе опыта отечественных педагогов и психологов и заключается в «формировании и совершенствовании коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций» 

  Речевое развитие детей строится на следующих принципах:  

- использование различных видов деятельности (игра, труд, общение);

- учет возрастных и психических особенностей детей;

- взаимосвязь развития речи с патриотическим, нравственным, эстетическим, духовным, физическим воспитанием;

 - использование наглядности (картины, игрушки, дидактические материалы, окружающая среда);

- преемственность развития речи  в семье, детском саду и школе.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе логопедической работы. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет. Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твердых – мягких, р – л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме). У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Необходимо вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи  ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей "Развитие памяти у дошкольников на этапе подготовки к школе"."

Семинар - практикум для воспитателей "Развитие памяти у дошкольников на этапе подготовки к школе" был проведен для воспитателей подготовительных групп  в 2013 учебном году....

Развитие речи дошкольников на этапе подготовки к школе.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речево...

Вариативные формы дополнительного образования дошкольников на этапе подготовки к школе.

На современном этапе очень возросла роль дополнительного образования детей и стала занимать особое место.     Дополнительное образование дошкольников — это вид образования, к...

Роль штрихографии в формировании моторно - двигательных умений у старших дошкольников как один из этапов подготовки к школе.

В статье рассматривается роль штрихографии как этапа подготовки к письму и развития речи. Упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и дл...

"Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе"

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе...

Развитие графических навыков дошкольника как этап подготовки к школе.

Развитие графических навыков дошкольника как этап подготовки к школе.     Графическими навыками в классической педагогике называют некоторые привычные движения рисующей или пишущей руки...