Мастер-класс для педагогов "Лето - территория игр для ума и здоровья"
материал
Мастер-класс для педагогов по летней оздоровительной работе. Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов
«Лето – территория игр для ума и здоровья»
- Организационная часть
Приветствие.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко мне «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним с студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать
Приветствие кончилось.
Можно начинать? (да)
Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице.
Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.
Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.
Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции, проводится в эмоционально привлекательной форме.
Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных станций. Каждый раз предлагаются различные варианты маршрутов посещения станций, имеющие игровой характер и зависят от выбранной тематики, погоды.
Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода, но есть общие правила организации игры:
- Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ребенка.
- Игра требует чувства меры и осторожности. Она не должна быть излишне азартной.
- Поддерживаться активного творческого подхода к игре. Дети — большие фантазеры.
- Не быть занудами. Не отвлекать ребенка, не критиковать, не ругать и не прерывать. Добровольность – основа игры.
- Заканчивать игру ярко, эмоционально, результативно — победа, поражение, ничья. (если это соревновательная игра).
- Помнить, что состязательность в игре — это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью».
Сегодня я вас познакомлю только с частью таких игр на разнообразных тематических станциях.
- Практическая часть
Станция «Песочная».
Сенсорная коробка - универсальная вещь, в которую можно играть детям разных возрастов. Можно не боятся, что что-то просыплется на пол, ковер испачкается. Сенсорной коробкой может служить песочница. Наполнение можно менять, учитывая интересы и предпочтения детей, тем самым будут меняться виды деятельности. Например: закопать инструменты: лопатки, ложки, совки, ведерки, стаканчики. В данном случае дети знакомятся со свойствами песка.
В другой раз можно в песочнице разместить старые карандаши, палочки, камушки, природный материал (шишки, желуди, скорлупки фисташек, грецких орехов и т.д.), тем самым детей подвести к тому, что они будут заниматься творчеством: рисованием на песке, выкладыванием рисунков.
Если в песке разместить машинки, то в этот раз они будут играть в игру «Шоферы».
Игра «Клад»
Цель: воспитывать стремление выполнять игровые действия, добиваясь результата.
Например: дети ищут сокровища «мыльные пузыри». Когда «клад найден», детей ждут увлекательные игры с мыльными пузырями.
Или, например, одна команда ищет предметы синего цвета, вторая красного. Если одна из команд найдет предмет соперника, незаметно спрятать или с дружескими побуждениями помочь команде соперника. Когда каждая команда справилась с заданиями можно поиграть с этими предметами.
Таким образом можно менять наполнение песочницы с возможностями вашей фантазии.
Станция «Травушка-муравушка».
Упражнение «Знакомство».
Инструкция: передаём мяч любому человеку и называем своё лучшее качество.
Упражнение «Десять секунд».
Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.
Время: 5-15 минут.
— Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.
— Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. И, если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.
Распределиться на группы:
- по наличию часов на руках;
- по стилю обуви;
- по длине волос;
- по цвету брюк и юбок;
- по цвету глаз
Станция «Экспериментальная площадка»
Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты будем показывать в виде сказки и игры. Считаем это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки. Сказка называется «Путешествие Алисы в мир чудес».
Жила была девочка, Алиса. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Алиса услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И Алиса отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений.
Выйдя за забор, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и Алиса увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1 «Цветки Лотоса»
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Потом она увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 2 с водой и фломастером «Живые рыбки на тарелке»
Нарисовать обычным водным маркером для доски (не спиртовым) на скользкой поверхности - тарелка или блюдо. Когда наливаешь воду, рисунок сам "отклеивается" от тарелки и начинает плавать.
Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи и пошел дождь. Алиса увидела, что веточки после того как намокли стали распрямляться.
Опыт №3 «Умные зубочистки»
Нам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.
Алиса от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Алиса решила идти дальше. На ее пути оказался красивый разноцветный вулкан, который ей надо было обойти.
Опыт № 4 Опыт «Супер лава»
Берем бутылку и наполняем ее маслом немного больше половины.
Затем долейте до края водой. Подождите, пока масло и вода разделятся - вода будет внизу. Далее возьмите краситель (если нужно, то разведите его снова водой) и накапайте в бутылку капель 10.А теперь берем таблетку, ломаем ее на 4 части и по одной бросаем в бутылку. Не кидайте сразу всю таблетку, а то пузырей будет слишком много, они будут мелкие и не красивые.
Масло легче воды, поэтому плавает на ее поверхности. Аспирин опускается на дно стакана, беря с собой частички масла. Когда таблетка растворяется, отпускает частицы масла, и они поднимаются на поверхность. Голубой и красный цвет смешались, вода стала фиолетовой.
Шла, шла девочка и увидела перед собой огромную каплю, которая была на цветочке и не падала.
Опыт № 5
Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.
Лист бумаги удерживает атмосферное давление, которое снаружи действует с большой силой, чем вес воды в стакане.
Алисе так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё осталось много вопросов…
1. Почему же распускаются цветы?
2. Почему плавают рыбки?
3. Почему ветки распрямляются?
4. Почему мыльные пузыри не сразу лопаются?
5. Почему вода не выливается.
Станция «Игровая площадка»
Упражнение «Мы – команда!».
Цель: сплочение коллектива.
Группа выполняет задания быстро и четко.
Инструкция: Постройте, используя всех игроков, следующие фигуры:
- квадрат;
- треугольник;
- круг;
- ромб;
- угол;
- букву;
- птичий косяк.
Игра «Попади в кольцо».
Уровень первый. Для проведения этой игры я использовала два пластмассовых кольца, диаметром 8 см каждый, привязанных к не пишущим фломастерам.
Задача: необходимо фломастером попасть внутрь кольца. Побеждает тот, кто за отведённое время наберёт большее количество попаданий.
Уровень второй (более сложный). Отличается от предыдущего диаметром колец (5 см).
Игра «Быстрый диск».
Состязание проводится между двумя игроками. Каждому даётся пластмассовая катушка, к которой привязан на длинной верёвке DVD диск. Задание: намотать диск на катушку. Выигрывает тот, кто сделает это первым.
Игра-конкурс «Шашлык».
Для её проведения я использовала бывшие в употреблении и отработанные кисточки для клея и пластмассовый конструктор с деталями разного цвета и формы. У каждой детали в середине – круглое отверстие. В конкурсе участвуют два человека. Задание: кто быстрее нанижет на кисть-«шампур» большее количество деталей.
Задание для этого конкурса можно разнообразить и усложнить, собирать детали:
определённого цвета; определённой формы; определённого цвета и формы; в определённой последовательности по цвету; в определённой последовательности по форме; в определённой последовательности по цвету и по форме.
Станция «В саду»
Уважаемые коллеги, когда на улице дождик с детьми можно выполнить зонтик в технике оригами. Пошаговую схему вы можете найти в интернете, пройдя по ссылке http://www. maam. ru/detskijsad/m-k-zontik-iz-bumagi-v-tehnike-origami. html
А сейчас я вам так же пошагово покажу, как его сделать.
Релаксация «Заброшенный сад».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Время: 10 минут.
Это короткое погружение в мир фантазии поможет восстановить силы участников, уставших от напряженной работы.
— Пожалуйста, закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы бродите по какому-то большому поместью. Вы видите высокие стены, целиком заросшие плющом. В стене вы замечаете старую деревянную дверь. Поддавшись внезапному порыву, вы открываете створки и входите внутрь…
Вы обнаруживаете, что оказались в старом саду. По-видимому, раньше этот сад был цветущим, аккуратным и очень ухоженным. Но сейчас он совсем одичал. Деревья и кусты необузданно разрослись во все стороны, сорняков столько, что дорожки и клумбы стали едва различимы.
— Вы начинаете наводить порядок в окружающей Вас части сада. Возможно, Вы будете косить траву, выпалывать сорняки, обрезать сучья, пересаживать растения, поливать их, вносить удобрения. Делайте все, что, как Вам кажется, надо сделать, чтобы привести сад в порядок…
— Когда Вы устанете и Вам понадобится источник вдохновения для продолжения работы, остановитесь и посмотрите на ту часть сада, которую Вы уже привели в порядок, и сравните с той, которой Ваша рука еще не касалась. Теперь скажите саду «До свидания!» и со свежими силами возвращайтесь сюда.
Уважаемые педагоги! Вот и подошла к концу наша с вами встреча, все вы прекрасно справились с играми и конкурсами. Я надеюсь, что сегодня вы получили хорошую порцию бодрости, зарядились положительной энергетикой. И данный игровой материал пригодится вам в организации активного отдыха детей. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Исследовательская деятельность дошкольников в процессе формирования привычки к здоровому образу жизни"
Мастер-класс для педагогов дошкольного учреждения...

Мастер-класс во II-ой младшей группе "Умывайся,закаляйся и здоровым быть старайся""
Образовательные задачи: закреплять навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении, дать знания о свойствах воды. Побудить детей к постоянному соблюдению правил умывани...

Мастер-класс по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста"Дорожка Здоровья"
Мастер-класс для работников ДОУ по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста...
Мастер-класс для воспитателей: «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровье сберегающих технологий»
Практическая помощь воспитателям в использовании новых форм работы с детьми...

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровье сберегающих технологий»
laquo;Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровье сберегающих технологий»...

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровье сберегающих технологий»
Цель мастер-класса: освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.Задачи: занятия:Дать определение понятию здоровья.Познакомить участников мастер-класса...

Мастер класс Тема: «Мастер класс по изготовлению нестандартного оборудования для стимулирования и сохранения здоровья дошкольников»
Мастер класс проводился на базе ДОУ для музыкальных руководителей физруков старшим воспитателем С.В.Толкуновой..Цель: Стимулирование и сохранение здоровья дошкольников ...
