Проект по нравственно–патриотическому воспитанию младших дошкольников «Маленькие патриоты России»
проект (младшая группа)

В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mal._patrioty.docx51.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

по нравственно–патриотическому воспитанию младших дошкольников

«Маленькие патриоты России»

Тип проекта: информационно – познавательный.

По количеству участников: групповой.

Сроки проведения: февраль – март.

Участники проекта: воспитанники I группы раннего возраста и их родители, воспитатели. 

Цель проекта:

Создание педагогических условий для развития у младших дошкольников ценностного отношения к культуре, истории, традициям своей семьи, родного поселка, воспитания основ гражданственно-патриотических чувств.

Задачи проекта:

1. Прививать любовь к семье, родным людям, детскому саду, родному поселку, к Родине.

Знакомить детей с народными традициями, обычаями.

2. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

3.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. 

Актуальность проекта.

В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

 Проблема.

В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья человека. В концепции дошкольного воспитания определены задачи формирования человека здорового физически, духовно - нравственно богатого, творческого, думающего.

Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей». Всем известно, что дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.

                                         Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап.

Выбор темы.

Разработка плана  реализации проекта, подбор методической литературы.

Беседы с детьми для выявления знаний о своей семье.

Вызвать интерес к решению поставленной задачи.

Анкета для родителей: «Родной свой край мы любим и знаем».

Подготовка консультаций и тематических бесед для родителей.

Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить их роль в данном проекте.

Обогатить предметно-развивающую среду в группе для реализации проекта. Подбор наглядного материала к образовательной, игровой, театрализованной деятельности, беседам (атрибуты, игрушки, иллюстрации и т.д.).

Подбор сказок, рассказов, стихотворений, потешек, загадок.

II. Основной этап. 
Беседы, дидактические игры и упражнения, трудовая, игровая, продуктивная, чтение художественной литературы.

III. Итоговый этап. 

Оформление «Патриотического уголка»  в группе.

Фотоальбом «Я и моя семья».

Фотовыставка «Моя любимая игрушка».

Папка пальчиковых игр на тему: «Семья».

Выставка совместного творчества родителей и детей «Россия – Родина моя».

Ожидаемые результаты:

Дети:

1. Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях, начинают понимать значимость семьи в жизни каждого человека.

2.  У детей появится интерес к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада. Дети начинают проявлять уважение и заботу  ко всем членам семьи.

3. Дети хорошо знают имена работников детского сада, их обязанности.      

4. Воспитание чувства гордости за свою Родину.

5. В процессе ознакомления с народными традициями, обычаями, с устным народным творчеством у детей активизируется словарь, развивается связная речь.

6. Ознакомление с народными традициями, обычаями, с декоративно-прикладным искусством способствует развитию у детей продуктивной деятельности, творческих способностей.

7. Практическая работа всех участников по реализации проекта способствует развитию у детей любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Родители:

1.Повышение педагогической культуры родителей по вопросам нравственно - патриотического воспитания младших дошкольников.

2.Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

Тематический план работы с детьми.

Формы организации совместной взросло – детской деятельности.

Образовательная деятельность.

 Познание (окружающий мир): беседы «Папа, мама я - семья», «Вот так мама, золотая прямо».

 Развитие речи: чтение и рассказывание сказок «Волк и семеро козлят», «Теремок», рассматривание картин «Коза с козлятами», «Собака со щенками».

Художественное творчество.

 Рисование. «Красивые воздушные шары», «Мимоза для мамы», «Веселые матрешки».

Лепка. «Пряники для мамы», «Пирожки для всей семьи», «Платье для матрешки».

 Конструирование: «Башня с флажком», «Домик».

Музыка. Пение колыбельной «Баю- бай».

Совместная деятельность.

Беседы по фотографиям: «Моя семья», «Праздники в моей семье»,

«В нашей семье все трудятся», «Любимые занятия членов нашей семьи». 

Беседа по картинкам: «Где работает мама (папа)?», «Что делать, если кто-то заболел?», «Что такое хорошо и что такое плохо».

 Ситуативный разговор: «Что готовит мама?», «Что умеет делать папа?»,

«Как ты помогаешь маме?», «У меня есть брат (сестра), «Дом, в котором я живу».

 Рассматривание государственных символов России, сюжетных картин и иллюстраций и фотографий с изображением достопримечательностей родного поселка, города Чебоксар и т. д.

Чтение художественной литературы: Д. Габе «Моя семья» К. Ушинский «Петушок с семьёй», А. Барто «Посидим в тишине»; 

сказок: «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя»;

 стихотворений: Ю. Жуковой «Про нас», Н.Майданик «Стихи о семье» и др.

 потешек: «Ладушки – ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока».

Отгадывание загадок про членов семьи («Доскажи словечко»).

Пальчиковые игры: «Моя семья», «Этот пальчик – дедушка…», «Мальчик-пальчик», «Рады солнцу вся семья».

Наблюдение: за птицами, транспортом, прохожими людьми, работой дворника; природными явлениями.

Игровая деятельность. 

  • Дидактические игры и упражнения: «Назови ласково»; «Вежливые слова», «Позвони по телефону маме (папе)», «Мой портрет», «Мой дом»,  «Помоги маме (папе)», «Где мы были, что мы видели», «Кто, что любит делать?», «Кому что подарить?», «Кому, что нужно для работы?», «Хорошо или плохо?», «Можно – нельзя», «На чём люди ездят?», «Большие и маленькие»,  «Узнай по описанию», «Наша Родина».
  • Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Семья принимает гостей», «День рожденья куклы», «Уложим куклу спать»,  «Дочка заболела»,  «Дочки-матери», «Детский сад», «Поездка в магазин, зоопарк», «Больница». Подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках», «Гуси - лебеди», «Карусель».
  •  Музыкально-дидактическая игра: «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы), «Вышла курочка гулять» и др.
  • Игра-драматизация: по отрывкам сказок «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» по произведениям А. Барто, В.Сутеева.

Оценка результатов

   Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, оформление альбомов, папок, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей появился интерес к аспектам нравственно – патриотического воспитания в вопросах, касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду. Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам проводилось с детьми младшего возраста на основе живого общения с родителями. В результате творческой работы самых активных семей в группе появились  альбомы «Моя семья», «Родословное древо», фотоальбом «Моя любимая игрушка». Дети проявляют к ним большой интерес, часто их просматривают и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной семье.

    На наш взгляд, проект «Маленькие патриоты России» является первым шагом в нравственно патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.

Список литературы

1.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005.

2. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработка тематических занятий и сценарии мероприятий - Волгоград, 2007.

3. Малова В.В. Конспекты занятий по духовно – нравственному воспитанию дошкольников. М. Владос, 2010.

4. Маханева  М. Д.  Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие. – М. ТЦ Сфера, 2009.

Приложение. 

Анкета для родителей «Родной свой край мы любим и знаем».

1. Как Вы считаете, нужно ли воспитывать патриотические чувства у детей дошкольного возраста?

2. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к

природному и культурному наследию родного края?

3. Посещаете ли Вы с ребенком музеи, выставки, культурные мероприятия?

4. С какими достопримечательностями поселка Кугеси вы познакомили детей?

5. Какие места вы можете предложить как маршрут семейного похода выходного дня?

6. Проявляют ли ваши дети интерес к родному поселку? Что их интересует? Какие вопросы они задают?

7. Знает ли ваш ребёнок название улицы, на которой вы живете?

8. Обращаете ли внимание на растительный и животный мир  района?

10. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к

культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы

предложить?

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»

Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...

Проект "Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданам...

Программа по патриотическому воспитанию старших дошкольников "Маленькие патриоты Югры"

В программе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. Содержательными компонентами программы является создание современн...

Тренинг для воспитателей "Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников: воспитать патриота России, воспитать патриота Новомосковска "

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с горд...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Маленькие патриоты России»

Наиболее актуальный вопрос на современном этапе – необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Именно ...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, через знакомство с картой нашей Родины » старшая группа

Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Сила Российского государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творч...