Как сделать образовательный процесс насыщенным
статья (старшая группа)

Балашова Людмила Анатольевна

Как сделать образовательный процесс насыщенным

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ИНСТРУМЕНТАРИЙ И СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ»

Как сделать процесс обучения насыщенным: 

игровые технологии в детском саду

 «Период дошкольного детства уникален тем, что именно в этом возрасте ребёнок впитывает информацию, как губка, получает первичные представления об окружающем мире и своём месте в нём. Одной из важнейших форм познавательной активности для дошкольника является игра. Эта деятельность, правильно организованная педагогом, способствует эффективному получению информации и навыков детьми, мотивирует их на самостоятельное исследование, облегчает социализацию обучающихся в детском коллективе».

( Макаренко А. С., советский педагог и писатель)

Дошкольный возраст - это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного восприятия и социального развития личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Последнее время наиболее актуальным, определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных игровых технологий.

Любая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на воспитанника.

Игровые технологии - являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре. 

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Задачи:

- достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счет собственной активности ребенка;

- подобрать средства активирующие деятельность детей и повышение ее результативности.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр, вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирование к учебной деятельности. Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

- технологичная схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы;

- научная база - опора на определенную научную концепцию достижения образовательных целей;

- системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью;

- управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов;

- эффективность - должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам;

- воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.

Для того, чтобы сделать процесс обучения насыщенным с дошкольниками при помощи игровых технологий, можно использовать следующие методы и приёмы:

- сюжетные занятия, например, путешествия;

- использование игровых действий, с помощью которых решаются игровые задачи;

- введение в занятия приёма соревнования, который делает игру увлекательной, занимательной и интересной для ребёнка;

- создание игровой ситуации на занятии, направленной на развитие поисковой деятельности;

- использование опыта детей, полученного в разных видах деятельности, в разных ситуациях;

- пальчиковые игры;

- специально разработанные игры, такие как «Запомни узор», «Что изменилось?», «Нарисуй, как было»;

- нетрадиционные игры, например, с использованием бусинок, прищепок, круп, природных материалов.

Использование игровых технологий способствует повышению умственной активности, совершенствованию речевых навыков, развитию эмоциональной активности детей, а также формированию навыков мелкой моторики рук.

Игровые технологии в ДОУ позволяют у детей развивать самостоятельность, творческие способности детей, творческое мышление и воображение, привести в движение внутренние процессы психических новообразований. Использование игровых приемов и методов настандартных, проблемных ситуаций формирует гибкое, оригинальное мышление у детей.

Игровые технологии тесно вязаны со всеми сферами образовательной и воспитательной деятельности ДОУ, они способствуют повышению уровня педагогической деятельности, реализуя основные образовательные задачи. Благодаря проблемам, которые решаются в результате применения игровой технологии, дети приобретают новые качества, учатся управлять своим поведением, становятся более гибкими в общении. 

Правильное использование игровых технологий в работе педагога делает образовательный процесс максимально увлекательным и эффективным.

Автор: Балашова Людмила Анатольевна

воспитатель, 1 КК

Список используемой литературы: 

  1. Акулова О. В., Гогоберидзе А. Г. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы. - М.: Просвещение, 2013.
  2. Елистратова И. Давай с тобой поиграем. //Мой ребенок/И. Елистратова. - № 11. -2020. -с. 22–30. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - № 5.
  3. Наливкина, Ю. М. Игровые инновационные технологии в ДОО / Ю. М. Наливкина. - Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 71-73.
  4. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М.: Росс. пед. агентство, 2010.
  5. Стрюкова, Т. А. Современные игровые технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС / Т. А. Стрюкова, Н. Л. Киданова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2023. - № 46 (493). - С. 416-418. - URL: https://moluch.ru/archive/493/107919/ (дата обращения: 03.03.2024).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Как сделать интересным процесс поглощения пищи?"

Кормление ребенка сложный процесс. Есть дети, которые с удовольствием кушают, а есть и такие , которым нужен особый подход в кормлении. Эта статья поможет вам в этом....

Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»

Выявление уровня общительности педагогов с родителями и детьми. Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Планирование образовательного процесса в подготовительной группе. Тема недели: «ИЗ ЧЕГО ЖЕ СДЕЛАНЫ ЭТИ ДЕВЧОНКИ? Любят девочки читать»

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе.Цель: расширять преставления о сходстве и различия людей по половому признаку; о психологических характеристиках мальчиков и дево...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА: «Что из чего сделано» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: Познавательное развитие

Формирование целостной картины мира. Тема: "Что из чего сделано". Занятие в форме сказки. К детям в гости приходят Гвоздик и Карандашик, которые путешествуют и рассказывают о свойствах дерев...