Статья «Использование дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию»
статья (старшая группа)

Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, мир природы, животных, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов, опытов, рассуждений. Ребенок старшего дошкольного возраста обладает довольно большим запасом представлений об окружающей действительности, которые получает благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kartinova_l.e.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Картинова Людмила Евгеньевна

МАДОУ «Детский сад №229 «Дельфин»

Сормовского района г.Нижнего Новгорода,

воспитатель

603158, ул. Зайцева, 14.

ds229_nn@mail.52gov.ru

  (831) 223-83-28

«Использование дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию»

Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, мир природы, животных, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов, опытов, рассуждений. Ребенок старшего дошкольного возраста обладает довольно большим запасом представлений об окружающей действительности, которые получает благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы.

Экологическое образование дошкольников представляет собой процесс формирования осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Это отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в дошкольной организации и в семье. Он узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условий - среды обитания, пригодной для того или иного организма.

Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б.) показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу.

Дидактические игры позволяют детям в живой и непосредственной форме: накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах окружающих предметов, развивать умение, выделять сходства и различия, совершенствовать восприятие, внимание, память, воображение.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Игра  является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра состоит из взаимосвязи ее структурных компонентов: дидактической задачи, игровой задачи, игровых действий, правил и результата. Дидактическую задачу педагог переводит для детей в игровую задачу и ставит ее перед ними. Например, «Угадай по описанию», «Скажи наоборот». В игровой задаче обозначаются игровые действия, и стимулируется желание их выполнять. Правила направляют внимание детей на выполнение игровой задачи и ограничивают действия детей. Игра имеет результат, подводятся  итоги  - подсчет очков, похвала, определение победителя.

Дети любят играть. Они с удовольствием много раз возвращаются к играм, с радостью откликаются на предложение поиграть, не догадываясь о том, что они на самом деле будут учиться. Это специфика дидактической игры. Ребенок играет,  но в то же время обучается. К.Д Ушинский сказал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите  несколько таких слов с картинками,  он усвоит их налету».

 ское выступает Игры используются  в разных формах образовательного процесса:  занятиях, реализации проектов, в трудовой деятельности,  решении проблемных ситуаций, беседах, наблюдениях.

Игры с природным материалом, словесные, настольно-печатные – это основные виды дидактических игр, используемые в работе с детьми дошкольного возраста.

Во время прогулок, наблюдений за неживой и живой природой, сезонными явлениями мы в работе с детьми используем дидактические игры. Материалом для них становится  природный материал - семена, листья, кора  растений, их цветы, камни, ветки, песок, вода.  Игра «Ловец облаков» помогает определить вид облаков и мы вместе с детьми прогнозируем погоду на день, а вечером проверяем наши гипотезы.  Для закрепления представлений  о растительном мире,  используем игры «С какого дерева лист», «Разложи по порядку», «Сигналы природы», «Загадка - отгадка». Наша любимая  игра «Составь узор» развивает детское воображение, так как картины можно составить на заданную тему, из разного природного материала, разного цвета. Дидактические игры с природным материалом  позволяют воспитанникам уточнять, расширять качества и свойства природных   материалов.

 Птицы, прилетающие на участок,  позволяют организовать игры «На чью кормушку прилетело больше птиц», «Что сначала, что потом», «Любимое угощение», «Угадай пернатого по описанию», «Больше – меньше».

Во время трудовой деятельности проводим игры – соревнования «Чья куча выше», «Длинные – короткие, толстые - тонкие», «Самые чистый участок», «Вместе веселее».  

В играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, память,  воображение) и воспитывается умение наблюдать, подмечать изменения, любоваться красотой природы, а самое важное,  бережно к ней  относится.

 Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и соответственно различны и развивающие задачи.  В среде у нас достаточно покупных настольных игр: «Береги живое», «Времена года», «Живая азбука», «Про живое», «Кто,  где живет», «Почемучки», «Веселый огород», «Спелые ягодки», «Круглый год», «Жаркие джунгли», «Морское приключение» и другие.

Многие игры мы делаем своими руками. Например, для закрепления представлений об экологической обстановке нашего района мы разработали и изготовили игру «Путешествие по Сормовскому району с Эколятами». Сначала с детьми проводилась предварительная работа на занятиях по экологическому воспитанию, где мы знакомились  с Сормовским районом и его экозонами (зоопарк, парк отдыха, пристань, лыжными станциями, стадионами, Дворец спорта); рассматривали фотографии района, загадывали и составляли загадки о растениях, животных, птицах, насекомых, которые встречаются в нашей местности.

Затем перешли непосредственно  к дидактической игре.  Воспитатель предлагал детям отправиться в путешествие по Сормовскому району вместе с эколятами Умницей, Шалуном, Тихоней и Ёлочкой. На игровом поле дети должны пройти путь от старта до финиша, останавливаясь на точках,  чтобы выполнить задание (назвать или  описать представителя растительного или животного мира, описывать  последовательность уборки  и сортировки мусора, назвать правила поведения в природе и другие).

Детям очень нравится игра  «Логическое домино о животных», которую мы тоже сделали сами. Суть игры заключается в том, что необходимо составлять логическую цепь,  приставлять животного  из одного климатического пояса (например, волк с лисой, зебра с жирафом). Второй вариант этой игры  - собрать цепь  домино, приставляя травоядных животных с травоядными, хищников с хищниками, всеядных с всеядными.

В тематические лепбуки, которые мы разрабатываем и сделаем сами,   стараемся также включать  дидактические игры. Например,  в лепбук «Тыква» входят игры «Чьи семена», «Данетка», «Чего нет». Лепбук «Удивительный космос» включает игры «Теневое лото», «Реши ребус», «Выстави ряд».

В своей работе мы  используем словесные игры, которые построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам и признакам. Особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста,  так как развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Словесные игры объединены в несколько групп. Игры «Летает, ползает, прыгает», «Отгадай», «Когда это бывает»,  в которых дети учатся выделять существенные признаки явлений и предметов.

«Небылицы в лицах», «Похоже – непохоже», это игры направлены на формирование умений сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения.

Группа игр «Я знаю пять зимующих птиц (домашних животных, хвойных деревьев)», «Назови одним словом», «Какой, какая, какие?», «Овощной магазин», «Клумба», с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

«Что вы видите вокруг», «Где мы были, мы не скажем, а что видели покажем»…», «Загадки – шутки» в эту группу входят игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора.

Работа в экологическом воспитании требуется и  от родителей, т.к. они для ребенка  образец для подражания. Мы проводим  консультации, беседы, тематические собрания, тематические викторины экологического содержания, предлагаем родителям разные формы организации полезного досуга, семейных экологических игр, организуем экологические акции «Сдай батарейку, спаси ежика», «Сдай бумагу, спаси дерево», «Клумба первоцветов», «Съедобные  кормушки» и другие.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста это системная работа взрослых, результат которой действенный характер отношения к природе: эстетическое любование природой, желание познавать многогранный мир неживой и живой природы, умение созидать и бережно относится к объектам природы, вещам, материалам, которые взяты в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Использование техники изонить в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР"

статья содержит не только теоритическое обоснование техники "изонить", но и практические рекомендации для педагогов в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Макет «Золотая осень в лесу» как одна их форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию. (из опыта работы)

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является ...

КОНКУРС Статья "Использование элементов арттерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

В статье обобщен опыт работы с детьми ОВЗ с использованием арт-терапии (сказкотерапия, театртерапия)...

Статья: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ОРИГАМИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБШИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье затрагиваются проблемы развития мелкой моторика пальцев рук и речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В качестве одного из средств коррекции рассматривается работа с бума...

Статья: "Использование сказки в педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста"

В статье описывается роль скзки в педагогическом процессе, ее значение для всестороннего развития дошкольников....

Статья из опыта работы "Использование технологии «Кроссенс» в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Статья из опыта работы "Использование технологии «Кроссенс» в работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

Статья "Использование интерактивных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

В статье рассмотрим виды таких игр и практические рекомендации по применению....