Конспект НОД «Составление сказки с использованием метода «Каталога»»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
«Составление сказки с использованием метода «Каталога»»
Номинация: Методическая разработка образовательного события
Автор: Мисютина Светлана Геннадьевна воспитатель МБДОУ «Д/с № 40» |
Ачинск, 2022 г.
Возраст: подготовительная группа (6-7 лет)
Приоритетная область: ОО «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: обучение детей старшего дошкольного возраста сочинять сказку методом «Каталога», в которой присутствует три героя положительных и один отрицательный, имеющие свои цели.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умения связывать в сюжетную линию случайно выбранные объекты и составлять текст сказочного содержания;
- систематизировать и обогащать знание детей о понятии «Сказка», их видах;
Развивающие:
- развивать умение самостоятельно собирать текст сказки после вопросов, заданных
педагогом, и ответов, взятых из текста; - развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое
воображение, память;
- продолжать развивать интонационно-выразительную речь, активизировать словарный запас;
Воспитательные:
- воспитывать любовь и интерес к сказкам, их сочинительству;
- воспитывать умение выслушивать сверстников, не перебивая, помогать им в случае
затруднений.
Оборудование: волшебный ключик, книга сказок для составления сказки, сказочные билеты, карандаши, листы А4, аудиозапись.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, драматизация знакомых сказок.
Ход деятельности:
Организационный момент. Воспитатель в кругу с детьми.
- Упражнение «Доброе утро!»
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
I. Мотивационно-ориентировочный этап
Воспитатель: ребята, помните к нам обращалась воспитательница из соседней группы, Елена Петровна, с просьбой помочь ей: она ребятам прочитала и рассказала все сказки, а ребята просят почитать им еще сказки! Мы с вами дали свои книги со сказками! Так вот сегодня, Елена Петровна, опять обратилась ко мне. Они с ребятами прочитали и те книги которые мы им дали! Опять проблема, ваши предложения, как мы можем помочь ей на этот раз? (предположение детей: принести из дома, купить новые книги и т.д.)
Воспитатель: но на это нужно время, а как мы сейчас можем помочь? А у меня есть идея! А что, если мы с вами сами сочиним новую сказку?! Как вы думаете, справимся? (Ответы детей)
II. Основной этап.
Воспитатель: но сначала давайте вспомним, что такое «Сказка» и из чего она состоит (сказка – это волшебный мир. Сказка – это чудо. Сказка – это занимательный рассказ о вымышленных событиях)
- Кто сочиняет сказки? (сказочники, писатели, народ).
- Какие бывают сказки? (Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки)
- Какое волшебство бывает в сказке? (волшебные предметы, превращения, сказочные герои)
- Какие герои появляются в сказке (добрые и злые)
- Из каких частей состоит сказка? (Зачин, основная часть, концовка)
- С каких обычно слов начинаются сказки? («Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве».)
- Следующая часть сказки – основная часть. А вы знаете, что такое основная часть сказки? (самые интересные события, герой попадает в какую-либо историю).
- Как называется последняя часть сказки? (Концовка)
- Какими словами заканчиваются сказки? («Стали жить, поживать и добра наживать», «Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец», «Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»)
- Давайте ещё раз повторим, из каких частей состоит сказка: начало, основная часть, концовка.
Воспитатель: я вижу, что вы много знаете про сказки и готовы попробовать себя в роли авторов?
Воспитатель: а где же нам взять героя сказки? (предполагаемые ответы детей.). Предлагаю сегодня за помощью обратиться к сказочным книгам, они нам будут помогать составлять нашу сказку. В них мы будем находить ответы на вопросы, чтобы сказка получилась у нас добрая, интересная.
Воспитатель: приглашаю вас, ребята, в волшебную комнату, где находится сказочная книга. А дверь открыть нам поможет волшебный ключик. Ключик можно получить, ответив на сказочные вопросы. Готовы ли вы к такому испытанию? (Да). Хорошо, слушайте внимательно!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Воспитатель: Молодцы, на все сказочные вопросы ответили! Воспитатель из коробочки с вопросами достает ключик и открывает дверь в волшебную комнату.
Звучит заставка телепередачи «В гостях у сказки»
Дети входят в волшебную комнату, где стоят в ограниченный стульями круг, на одном из стульев лежит волшебная книга с вопросами для составления сказки.
Воспитатель: воспитатель берет книгу и показывает детям. - Ребята, обратите внимание на обложку, что вы видите? (вопросы)
- Для чего они нам нужны? (мы будем искать ответ на них в книге).
- Правильно, отвечая на вопросы по порядку, мы будем «собирать» нашу сказку.
- Но, ребята, в нашей волшебной комнате есть одно заветное правило, отвечает тот, у кого в руках книга. Тот, у кого книга, проговаривает четко и громко предложения. Остальные ребята внимательно слушают, не перебивая и не подсказывая, все четко запоминая.
Практическая работа по составлению сказки
Цепочка вопросов в книге:
- Жила-была. Кто? (Главную героиню находим в книге, Девочка и звали ее Настенькой)
- Какой она была? (Красивая, трудолюбивая, с длиной косой)
- Где жила девочка? (В доме с отцом)
- Какие добрые дела девочка делала? (Помогала отцу по дому, кормила животных)
- У нашей героини был друг? Кто? (Собачка)
- Какой он был? (Она была серая, пушистая, с большими глазами)
- Что они делали? (Играли, собирали ягоды)
- Встретила кого? (Бабу Ягу)
- По каким признакам определили злого героя? (Она была страшная, со злыми глазами, колдовала)
- Как этот герой хотел навредить? (Она хотела съесть девочку)
- Кто помог главной героине? (Собачка. Она украла у Бабы Яги волшебное кольцо. И принесла девочке. Девочка спалила его в печке.)
- Как закончилась сказка? (Баба Яга хотела достать кольцо из печки, и сама сгорела. Девочка с собачкой поспешила домой и больше они не ходили далеко в лес)
- Как вы бы назвали свою сказку? (Верный друг)
С помощью педагога дети «собирают» в единое целое ответы, найденные в
книге, вывешивая вопросы по порядку на доске. Один или несколько детей (по желанию) восстанавливают текст.
Воспитатель: Ребята, хорошая у нас сказка получилась?
Физминутка «В темном лесу есть избушка»
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Воспитатель: Немного отдохнули, пора возвращаться в группу.
Звучит волшебная музыка.
III. Заключительная этап. Рефлексия
Воспитатель: Вот и оказались в группе.
- Понравилось вам быть в роли сказочников?
- Что было сегодня в работе наиболее трудным для вас?
- Ребята, давайте сделаем книжку для ребят из старшей группы и подарим им. Для этого нам надо нарисовать иллюстрации к нашей сказке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. МН., 2000.
- Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания. – Самара, 2008. – 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по О.О. "Речевое развитие" "Составление сказки с использованием методов ТРИЗ-РТВ" в средней группе.
последовательность составления сказки с помощью технологии ТРИЗ-РТВ...

Составление сказки с использованием метода «Каталога»
Составление сказки с помощью метода "Каталога" заключается в том, чтобы научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять ска...

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Составление сказки с использованием метода «Каталога»
Материал может быть полезен воспитателям и учителям-логопедам для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Составление сказки с помощью метода каталога «Сочиняем сказку» для подготовительной группы
Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо составлению сказки с помощью метода каталога«Сочиняем сказку»для подготовительной группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по составлению сказки с помощью метода каталога «Сочиняем сказку» для подготовительной группы
Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо составлению сказки с помощью метода каталога«Сочиняем сказку»для подготовительной группы Цель: учить детей связывать в сюж...
Составление сказок с помощью метода «Каталога»
Научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный)...

