«Позновательно – исследовательская деятельность дошкольников в процессе экспериментирования»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Камбалова Людмила Алексеевна

Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет поисковое ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                        детский сад «Радуга» с. Мамонтово

План по самообразованию

«Позновательно – исследовательская деятельность дошкольников в процессе экспериментирования»

Разработчик: Камбалова Л. А

с. Мамонтово
2021 г.

                                          Ребенок – существо разумное, он хорошо

                                         знает потребности, трудности и помехи

своей жизни. Не деспотичные распоряжения,

                                            не недоверчивый контроль, а тактическая

                      договоренность, вера в опыт,
                                      сотрудничество и совместная жизнь”.
                                                                                               Я.Корчак
.

Пояснительная записка

Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет поисковое ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Известно, что экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

Основными направлениями, которые выделяются в процессе решения данной задачи в дошкольном учреждении являются:

  • формирование у детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности;
  • содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками;
  • содействие развитию творческой исследовательской активности детей;
  •  стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
  • содействие формированию у детей научной картины мира;
  • популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.

Для познания исторически накопленного опыта применяется множество приёмов и средств, однако все они укладываются в пять обще дидактических методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский

Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?

  • Ребёнок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.
  • Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.
  • Основные составляющие процесса исследования: выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.
  •  Принцип поэтапности   в организации исследовательского поиска детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.

Своеобразие исследовательской деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их понимало. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребёнку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.

Актуальность темы:

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

 «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»- писал Лев Семёнович Выготский.

Также, согласно ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т.д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – поисково -исследовательская деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Развитие поисковых интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие поискового интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

 Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, воспитателю же необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и этическими правилами в жизни общества.

 Цель:

- создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

   Задачи:

  • помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
  • изучить методическую литературу по данной теме;
  • помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
  •  развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  • стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  •  способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.

Этапы реализации программы самообразования

Раздел  

Сроки

Содержание работы

Практический выход

Изучение методической литературы.

Сентябрь – май 2021-2022 у.г.

1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2010

2. Н.Е Веракса, О.Р. Галимов
Позновательно – исследовательская деятельность дошкольников. М., 2017

3. Е.А.Мартынова, И.М Сучкова
Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет, 2015

Подбор, изучение и анализ методической литературы по данной теме.

2021- 2022 учебный год

Сентябрь

1.Все увидим, все узнаем.

2.Волшебные стеклышки.

3. Цветной песок.




4.
 Песочная страна

Познакомить с прибором-помощником

— лупой и ее назначением.

  

  

Познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом,

биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

 

Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой

 

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.  

Октябрь

1.Свет и тень.

 

 

2.Свет повсюду.

3.Солнце дарит нам тепло и свет

4. Прозрачность веществ.

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча.)

Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.

Познакомить детей со свойством пропускать или задерживать  свет (прозрачность). Предложить детям разнообразные предметы: прозрачные и светонепроницаемые (стекло, фольга, калька, стакан с водой, картон). С помощью электрического фонарика дети определяют, какие из этих предметов пропускают свет, а какие нет.

Ноябрь

1.Где вода?

 

 

 

2.Какая бывает вода?

 

 

 

 

3.Вода растворитель. Очищение воды

 

 

 





4.Водяная мельница

Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

 

Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму.

 

Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды —

фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

 

Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Декабрь

1.Вода при замерзании расширяется.

 

2.Замерзшая вода.

 

 

3.Тающий лед.

 

 

 

 




4.Твердая вода. Почему не тонут айсберги?

Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.

 

 

Выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

 

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

 

Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании таяния  превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Январь

1.Воздух.

           

2.Воздух сжимается.

 



3.Воздух расширяется.

 

 




4.Почему дует ветер?

Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании рас ширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

 

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

 

 

Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда

(самодельный термометр).

 

Познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый.

Февраль

1.На свету и в темноте.

 

 



2.Где лучше расти?

 

 





3.Может ли растение дышать?




4.Бережливые растения.

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

 

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

 

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.

 

Найти растения, которые могут расти в пустыне, саванне.

Март

1.Фокусы с магнитами.

 



2.Испытание магнита

 

 

 

 

 

 







3.Компас.

 




4. Мир металлов.

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

 

Познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.

 

Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.

 

Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве.

Апрель

1.Разведчики (зеркало)

 

 

 



2.Солнечные зайчики.

 

 

 



3. Мир ткани.

 

 

 

 







4.Мир пластмасс.

 

Учить пониманию того, как можно отразить изображение предмета и увидеть его там, где его не должно быть видно.

 

Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

 

Познакомить с названиями тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); формировать умение сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.

 

Учить узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид), сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят их использования.

Май

1.Сила тяготения.

 

 

 

 




2.Упрямые предметы.

 

 




3.Экспериментирование со звуком. Поющая струна.

 



4.Экспериментирование с электричеством. Как увидеть «молнию»?

Дать         детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.

Помочь выявить причины

происхождения низких и высоких звуков

(частота звука)

Выяснить, что гроза- проявление электричества в природе.

Работа с родителями

Октябрь

Привлечение родителей к обогащению  «Центра экспериментирования», собрать природный материал.

Дополнить и обновить имеющийся материал.

Декабрь

Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Совместное создание памятки для родителей.

Май

«Вот какие молодцы!»

Оформление выставки детских работ, проектов и фото – отчетов результатов экспериментов

Самореализация

В течении всего периода

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет.

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Выступление на педагогическом совете.

Отчёт о проделанной работе.

Показ НОД по теме самообразования

Предполагаемый результат:

-переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; -желание улучшить образовательный процесс; -разработка презентаций.

-разработка и внедрение дидактических материалов.

-разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных пространствах, в методических журналах.

- разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей во всех возрастных группах.

-доклады и выступления по распространению опыта работы.

 Форма самообразования: индивидуальная.

 Вывод: В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности делать элементарные выводы.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Ерышкановой Натальи Владимировны МБДОУ №84 «Серебряное копытце» по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

в индивидуальном плане по самообразованию  воспитателя Ерышкановаой Натальи Владимировны  представлены основные формы работы по теме ,практичекие выходы...

Собственный инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Ашировой Надии Харрясовны по теме: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диаг...

Программа по самообразованию «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

То, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю (Китайское изречение)В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста п...

Конспект по самообразованию "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"

Детское экспериментирование должно строиться самим ребенком. Оно должно быть направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других ст...

Материал по самообразованию «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

В статье раскрывается суть процесса самообразования как необходимого условия профессионального роста педагогов....

Программа по развитию поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования

Авторская программа "Поисково-исследовательская деятельность дошкольников в процессе экспериментирования"...