Проект "Морские обитатели
проект (подготовительная группа)

Потапова Наталья Александровна

формировать представление детей об морских обитателях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_morskie_obitateli.docx422.04 КБ

Предварительный просмотр:

бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска

«Детский сад № 236»

Паспорт краткосрочного проекта

«Морские обитатели»

для детей 6 – 7 лет

                                                                

Авторы проекта:

                                                                Потапова Н.А.

                                                                                 

Омск, 2025

Тема

Морские обитатели

Тип

информационно-творческий

Участники

Потапова Н.А. – воспитатель подготовительной группы;

Якубовская У.С. – воспитатель подготовительной группы;

Дети подготовительной группы «Непоседы».

Сроки

24.03.2025-04.04.2025

Актуальность

На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте. Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. Хотелось бы детей познакомить с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. Чувство любви к природе. Желание беречь и охранять её. Участие детей в проекте «Обитатели моря» позволит максимально обогатить знания и представления о жизни рыб и обитателей моря и океана, развить связную речь, творческие способности детей.

Цель

Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации информационно-творческого проекта «Обитатели морей и океанов».

Задачи

образовательные: расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять;

 развивающие: развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения.

воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Этапы реализации проекта

№ п/п

Виды деятельности

Срок реализации

  1. Организационно – подготовительный этап

- постановка цели и задач проекта;

- составление плана работы по проекту;

- подбор методической литературы, художественной литературы, загадок, пальчиковая гимнастика, иллюстраций;

- подбор бесед, конспектов занятий по теме проекта;

- подбор иллюстраций, картинок с изображением морских обитателей;

- изготовление воспитателями образцов поделок по теме проекта;
- информирование и ознакомление родителей с темой проект

24.03.2025

 –

25.03.2025

  1. Основной этап

1 Беседа «Путешествие на дно морское»

2 Загадки, пальчиковая гимнастика по теме проекта.

3 Подвижные игры по теме проекта

4 Мастер-класс рисование «Медуза» в технике кляксография.

5 ОД по ФЭМП «Морская арифметика»

6 Мастер-класс аппликация «Краб»

7 Беседа на тему «Обитатели морей и океанов»

8 Мастер-класс лепка «Краб»

9 Чтение сказки « Кто живет на дне океана» Автор: Татьяна Доморенок

10 ОД пластилинография «На дне морском»

11 Викторина «Морские обитатели»

26.03.2025

-

03.04.2025

  1. Заключительный этап

Оформление выставки детских работ.

04.04.2025

Ожидаемые результаты

 -У детей сформированы знания о морских обитателях;

- развитие творческих способностей детей, художественного вкуса.

Трансляция

Презентация проекта «Морские обитатели» для педагогов. Выставка детских работ.

Приложения к проекту:

  1. Беседа на тему: «Путешествие на дно морское»

Задачи: Закрепить и расширить знания детей о представителях водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде. Пополнить знания детей о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела,   строению плавников.

Учить детей выделять признаки сходства и различия между рыбами, путём   сравнения, подвести детей к выводу, что у всех рыб есть общие признаки.

Развивать у детей связную речь и умение составлять небольшие описательные рассказы. Активировать и обогащать словарный запас.

Учить детей воплощать свои впечатления в игровых видах деятельности.   Развивать воображение, устойчивое внимание, зрительную память, наглядно-   образное мышление, целостность восприятия.

Воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту и многообразие подводного мира.

Оборудование и материалы: глобус, карта-рисунок подводного мира ,крупные кубики (из них построена подводная лодка), игрушки морских животных, картинки с изображением морских животных, разрезные картинки (туловище, хвост, голова , плавники), ракушки, музыкальный центр, диск с записью шума моря.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, картинок, чтение энциклопедий, дидактические игры («Парочки», «Обитатели морей, рек, озёр, океанов»), сюжетно-ролевая игра «Подводники»

Ход занятия:

1 часть Ребята ,сегодня утром, когда я пришла в детский сад , обнаружила на столе диск, вот послушайте его (воспитатель вставляет диск с записью). «Дорогие, ребята , я Морская Царица, приглашаю ,вас в своё царство, чтобы вы смогли увидеть многообразие и красоту подводного мира» (звучат голоса дельфинов).

- Как вы думаете, где живёт Морская Царица? Да, ребята она живёт в море. Давайте посмотрим на глобус и найдём её владения. Какого цвета на глобусе больше?         Что изображено голубым цветом?        

- Да, дети это, озёра, моря и океаны. Это водная часть земли. Мы сегодня совершим путешествие на дно морское.  

- Ребята, а на чём можно туда добраться? Верно, но впервые в такое путешествие лучше отправится всем вместе в маленькой подводной лодке. Приглашаю вас занять места (дети садятся в заранее построенную из кубиков лодку).

- Ребята, мы погружаемся всё ниже и ниже. Закройте глаза и слушайте звуки моря.    (звучит плеск волн ,шум моря)

2 часть Воспитатель надевает на голову корону ,прозрачную накидку и берёт волшебную палочку, превращается в Морскую Царицу.

- Ребята, я рада вас приветствовать своём царстве. Я покажу вам морские богатства и познакомлю с подводными обитателями.

- А вы каких морских животных знаете? Молодцы! А сейчас я предлагаю надеть акваланги и выйти из лодки.

Мы должны пройти через специальный выход (дети проходят через цветные обручи и идут на ковёр «дно морское», на нём игрушки,  имитирующие морских животных, ракушки, растения.

- Посмотрите, как красиво в нашем царстве. - Что вы видите?

Игра-беседа «Рыбы-дети воды»      

Здесь много рыб. Каких животных называют рыбами?

- Как передвигаются рыбы? Да им помогают управлять движениями плавники и хвост.

- Почему рыбы могут жить только в воде? У рыб есть специальное приспособление для дыхания-жабры.

- Чем похожи все рыбы? А чем они отличаются?

- Ребята, а каких рыб называют хищными? Да, они питаются другими рыбами.

- А не хищные рыбы чем питаются? (листьями, стеблями подводных растений)

- Каких только удивительных рыб не водится в морях и океанах. Недаром говорят «Рыбы-дети воды»

3 часть Дидактическая игра «Расскажи о морском обитателе».

Дети находят картинки с изображением морского животного и рассказывают о нём.

Морская звезда

Она похожа на звезду, у неё пять лучей. В случае опасности морская звезда может отбросить часть своего тела. Она хищник питается моллюсками и морскими ежами

Краб

Крабы ползают по дну тёплых морей. У них широкое и короткое тело. У крабов пять пар ножек. Передние - клешни, ими краб может разрезать пищу на кусочки. Краб собирает всё, что попадается на пути: раковины, рыбьи головы, осколки стекла и складывает на спину. Так он спасается от врагов.

Морской ёж

Тело морского ежа покрыто панцирем, из которого торчат иголки. Иголки очень тонкие и острые. С помощью игл они защищаются от врагов и передвигаются. Маленькие рыбёшки прячутся в его иголках. Морские ежи ядовиты.

Осьминог

У осьминога мягкое тело, он не имеет костей и может изгибаться в разные стороны. Назвали его так, потому, что от его короткого туловища отходят восемь ног. Осьминог быстро меняет окраску. Они настоящие хищники, по ночам выбираются на охоту. Они могут не только плавать, но и ходить по дну.

Медуза

У медуз полупрозрачное тело в форме зонтика. Они похожи на студень. Медузы бывают разных размеров и очень маленькие, и очень большие. Они могут светиться в темноте, как фонарики. Зонтик и щупальца горят жёлто-оранжевым светом. Если на поверхность поднимается много медуз, кажется, что море пылает красным огнём.

Электрический скат

У ската плоское тело и тонкий, длинный хвост. У него есть ток, им он защищается. Скат быстро плавает, как будто он летает по воде.

Кит

Кит - это самое крупное животное на нашей планете. Киты похожи на огромных рыб, но они не рыбы. Своих детенышей они кормят молоком. У них строение, как у человека. Киты долгое время могут находится под водой.

 Они выплывают, чтобы набрать кислород. В наши дни китов осталось мало, поэтому они взяты под охрану.

- Молодцы ребята ,вы хорошо подготовились к путешествию , мне очень понравились ваши рассказы .А сейчас давайте поиграем в игру «Плавает –не плавает». Я буду называть вам различные слова. А вы должны изображать плавающих животных и просто улыбнутся на слова не плавающих.

- Молодцы, вы очень внимательные дети. (Звучит тревожная музыка)

- Ребята посмотрите вот эти рыбки попали в беду. Помогите им.

4 часть Дидактическая игра «Собери рыбку».

Дети подходят к столам. У каждого разрезные картинки из частей рыбы (хвост, плавники, голова, туловище). Дети собирают рыбку. Называют  какой рыбке помогли.

- Молодцы, все справились с заданием и помогли рыбкам.

Звучит сигнал с подводной лодки.

- Ребята, вам пора возвращаться. Прошу занять места в лодке. Спасибо, что посетили моё царство. Я вам дарю на память фото-раскраски морских обитателей. Когда вернётесь в детский сад раскрасите их. До свидания!

Лодка всплывает, слышится шум моря.

5 часть. Итог.

Воспитатель отворачивается и снимает корону и накидку.

- Дети, вам понравилось путешествие?

- Что понравилось?

- Каких морских обитателей встретили?

- Чьи рассказы вам понравились?

- Ребята, мы с вами ещё совершим путешествие на морское дно и познакомимся с другими животными и растениями.

2. Загадки

Ты уже, дружок, конечно,

Что-то слышал обо мне:

Я всегда пятиконечна

И живу на самом дне.

(Морская звезда)

По всем морям оставил след,

И лишь в Балтийском море – нет,

Имеет панцирь как футляр,

Десятиногий рак

(Омар)

Головоногий то моллюск –

Десяток рук, присоски плюс.

Довольно крупный экземпляр.

А как зовут его?

(Кальмар)

Кит-гигант! Зубастый кит!

Своенравен и сердит.

Прирождённый эхолот.

Ест моллюсков.

(Кашалот)

Беспозвоночный, мягкотелый –

сидит в ракушке ли без дела,

Или плывёт как осьминог,

в своём роду не одинок.

(Моллюск)

Как у рака, много ножек,

На него чуть-чуть похожа.

Красный панцирь, любит в море

Порезвиться на просторе.

(Креветка)

Ракообразная малышка

Меняет цвет. Уж это слишком!

Морских глубин цветная детка

Та симпатичная

(Креветка)

В толщах вод легко шныряя,

Не свожу с добычи глаз.

Миг — и тут же расширяю

Я свой рот в тринадцать раз.

(Рыба Морской черт)

Проплываем не тревожась,

Хоть и рядом рыбаки.

Рты свои закрыть не можем,

Слишком зубы велики.

(Мурена)

Он в море многих поумней.

Сейчас он спит среди камней.

Днем прятаться приходится,

А по ночам охотится.

Поджал все восемь длинных ног…

Ты знаешь это …

(Осьминог)

Эта рыбка, словно птица,

Над волной морскою мчится.

То летает, то плывет,

В теплых тропиках живет.

(Летучая рыба)

Через море-океан

Плывёт чудо-великан.

На спине его есть кран:

Из него бежит фонтан.

(Кит)

Может рыба-великан

Над водой пускать фонтан.

Кто же этим знаменит?

Житель океана — …

(кит)

На дне отдыхает, зарывшись в песок.

Его защитит электрический ток

От всех, кто дремать помешает,

Кто рыбий покой нарушает.

(Электрический скат)

В Черном море знаменит я

Тем, что возле дна хожу

И с собою ядовитый

Костяной кинжал ношу.

(Скат)

Ползет в море паук –

Восемь ног, пара рук.

В руках клешни,

В глазах – испуг.

(Краб)

На лошадку так похожа,

А живет -то в море тоже.

Вот так рыбка! Скок да скок-

Прыгает морской…

(Конек)

Этот зверь клыкастый,

Вместо ног – ласты,

Хвост по льду волочится,

Мороза зверь не боится.

(Морж)

Каждый, кто бывал на море,

С ярким зонтиком знаком.

Из водички и из соли

Состоит он целиком.

Ты в воде его не тронь,

Обжигает, как огонь.

( Медуза)

Этот белый парашют

Волны к берегу несут.

Для неё волна – качели,

И плывёт она без цели

Ниоткуда в никуда,

Вся прозрачна как вода.

(Медуза)

Объясняю малышу,

Чтобы не было ошибок:

Зверь я, воздухом дышу,

Но похож на крупных рыбок.

В ватерполо я ловкач

И с детьми играю в мяч.

 (дельфин)

Что за звери это все же?

Средь дельфинов и китов

Впрямь похожи-препохожи

На кусты густых цветов.

(Анемоны)

От врагов спасаясь сильных,

Пятясь головой назад,

Маскируюсь я в чернильный

Разлохмаченный халат.

Под водой она плывёт

Вечно задом наперёд,

Постоянно убегает,

Всех чернилами пугает.

(Каракатица)

Мы — животные морские,

Для китов — опасней гроз:

Плавники у нас такие,

Что острее острых кос.

(Касатки)

Кит? А, может быть, дельфин,

Чёрно-белый исполин?

В океанах обитает,

Живность хищно поедает.

(Касатка)

У рыбок свой хамелеон!

Кто нам подскажет: кто же он?

Закончит все свои дела

Со дном сливаясь…

(Камбала)

Мы пугливы иногда,

Можем быть и храбрыми.

Окружает нас вода,

В ней мы дышим жабрами.

С чешуей и плавниками

Проплываем тут и там

И гуляем косяками

Мы по рекам и морям.

(Рыбы)



Пальчиковая гимнастика

«Жил да был один налим»

Жил да был один налим

      Плавные движения сложенными ладошками, имитирующие движения плавников.

Два ерша дружили с ним

     Ладони раздвинуты, движения ладонями порознь

Прилетали к ним три утки

По 4 раза в сутки

      Руки сложены накрест, взмахи ладонями

И учили их считать:

     Разжимать и сжимать кулачки

1, 2, 3, 4, 5

     Загибать пальчики, начиная с большого.

«Акула»

Приплывали две севрюги,

    Двумя ладонями дети изображают, как плывут рыбы

У них спины, словно дуги

    Выгибают ладони тыльной стороной вверх

Налетели с двух сторон

    Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу

Ты, акула, выйди вон!

    Делают толчок ладонями от груди.

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть

    Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка

Рыбка, рыбка, озорница,

    Грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать

    Медленно сжимают ладони

Рыбка спину изогнула

    Снова изображают, как плывёт рыбка

Крошку хлебную взяла

     Делают хватательное движение обеими руками

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла

     Снова «плывут».

«Рыбки»

Рыбки пляшут в синем море

Хорошо им на просторе.

    Вытянуть соединённые ладошки и качать ими влево - вправо. Текст повторить несколько раз.

«Черепаха»

Черепашка в пруд ползёт,

Домик на себе везёт.

Ты быстрей, быстрей ползи,

Домик весело вези.

Подушечками пальцев и нижней стороной ладони прикасаться к столу, образуя полушария. Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперёд весь «домик» черепашки.

«Осьминожки»

Плыли, плыли осьминожки

    Резко и ритмично выбрасывать пальцы из кулака

 Опустились на дорожку

    Поставить пальцы подушечками на колени

Быстро-быстро побежали

    Пальцы бегают по коленям

И три ножки потеряли

Но зато осталось пять –

     На слово «пять» показать раскрытые ладони

Можно все пересчитать!

     Поочерёдно загнуть все пальцы в кулак

«Щука»

Щука в омуте жила,

Щёткой воду мела.

    Ладони соединены, руки вытянуты вперёд, «плывёт»

Щи готовила гостям,

    Движения руками в стороны

Угощение лещам

    Круговые движения руками.

«Крокодил»

Лёг на берег крокодил,

Вытянуть вперёд руки, положить одну на другую, соединить ладони, изображая лежащего на берегу крокодила.

Пасть открыл и вновь закрыл

Разъединяя и соединяя ладони, показывать, как крокодил открывает и закрывает пасть.

Никого он не глотает, только всех вокруг пугает.

«Осьминоги»

Осьминоги, осьминожки

Тренируют ручки, ножки.

Кисти рук ладонями вниз лежат на столе: правая рука с сомкнутыми пальцами, левая – с разомкнутыми. Одновременно менять положение пальцев (одни смыкать, другие размыкать).

Могут плавать вверх и вниз

Ладонь правой руки медленно движется вниз, а ладонь левой – вверх.

Сальто сделают на бис.

Ладони переворачиваются в воздухе.

Вправо проплывут и влево,

тренируются умело.

Ладонь правой руки медленно движется направо, ладонь левой – влево, затем наоборот.

«Кит»

Вот плывёт по морю кит

Ладони чуть округлены и соединены пальцами («кит»). Делать волнообразные движения ладонями, изображая плывущего кита.

У него весёлый вид.

Указательный палец рисует в воздухе улыбку.

Любит в море кит играть,

Вверх фонтанчики пускать.

               Кисть руки поднята. Быстрыми движениями выпрямленных пальцев изображать             фонтанчики воды.

«Морская волна»

На морях бывают штормы,

Там большие ходят волны.

Волнообразные движения сцепленных рук перед собой.

Выше дома, выше крыш

Увеличить амплитуду волн

Пароход им - как малыш!

Максимальные волны сцепленными руками.

«Волна»

Светит полная луна,

За волной бежит волна,

Ветер веет на просторе,

И всю ночь волнует море.

Волн спокойный мерный шум

Усыпляет праздный ум…

Но так долго вредно спать –

Нам давно пора вставать.

Соединить пальцы рук в замок, совершать волнообразные движения сцепленными руками. Затем разжать пальцы сразу обеих рук.

«Аквариум»

Ц: координация речи и движения, развитие воображения.

Улитки ползут, свои домики везут.

Дети передвигаются по кругу в полуприседе,

сложив руки за спиной.

Рогами шевелят, на рыбок глядят. Останавливаются, делают рожки из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево, вправо.

Рыбки плывут, плавничками гребут.

Передвигают по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища, делая движения только ладонями вперёд, назад.

Влево, вправо поворот,

А теперь наоборот.

Плавные повороты туловища влево, вправо и наоборот.

  1. Картотека подвижных игр по теме: «подводный мир»

Картотека подвижных игр "Морские обитатели" для детей

Подвижная игра "Рыбак и рыбки".

Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания. Все участники игры делятся на две группы. Одна группа — это «рыбаки», другая группа — это «рыбки». Эти две группы должны встать друг напротив друга на некотором расстоянии. Между «рыбаками» и «рыбками» происходит разговор:

— Что вы делаете?

— Невод.

— Что вы будете ловить?

— Рыбу.

— Какую?

— Щуку.

— Ловите!

«Рыбы» убегают, а «рыбаки» стремятся их догнать. Если «рыбак» догонит и заденет «рыбу», она считается «пойманной».

Подвижная игра «Море волнуется». Принимать участие может любое количество игроков. Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:

- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!

В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего.

Подвижная игра «Водяной».

Для игры дети должны выбрать водящего («водяного») и встать в круг, взявшись за руки. «Водяной» располагается посредине круга, он закрывает глаза и вытягивает руку вперед. Вытянутая рука это указатель. Затем игроки, взявшись за руки, идут по кругу (водяной может крутиться в противоположную сторону) и хором громко произносят:

Водяной – Водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выйди на минуточку

- Поиграем чуточку:

Раз, два, три – гори!

После слова «Гори!» все останавливаются и тот игрок, на кого в данный момент указывает рукой водяной выходит в центр круга, исполняет любой номер самодеятельности (танец, песенку, стих) и сам становится водяным. После чего игра повторяется.

Подвижная игра «Удочка».

Играющие стоят по кругу, в центре воспитатель, он держит в руках веревку к которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их. Описав мешочком два три круга, воспитатель делает паузу, во время которой подсчитывают количество попавшихся.

Подвижная игра «Рыбы».

После первой команды:

«День», - все «рыбы» (дети) плавают; после второй – «Опасность» - замирают; третьей - «Ночь» - присаживаются на корточки и «засыпают». «Рыбки плавают в водице». Ставятся модели (речные, морские, проходные и аквариумные) – это домики для рыб. Читается стихотворение – рыбки плавают, на слове «поймать» плывут к своим домикам. - Рыбки плавают в водице, рыбкам весело играть. Рыбки, рыбки, озорницы, я хочу вас всех поймать. Проверить друг у друга, правильно ли все приплыли к своим домикам.

Подвижная игра "Моряки и акула".

Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать не задевая друг друга, увертываться от ловящего. Ход игры: дети стоят на скамейках (на корабле)- они моряки. Выбирается акула- водящий, находится с другой стороны площадки(в море). По команде «матросы прыгают с корабля в море и плавают». По сигналу- «Акула!» (или свисток) все возвращаются на корабль, акула пытается как можно больше детей (запятнать) поймать. Итог. Повторить 2-3раза.

Подвижная игра «Рыбки».

(под шум моря)

Рыбки весело резвятся

В самой чистенькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То закружатся в песке

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть

Рыбка, рыбка - озорница

Я хочу тебя поймать. (дети убегают, воспитатель их ловит)

Подвижная игра «Сердитая рыбка».

 «Сердитая рыбка тихо лежит,

Сердитая рыбка, наверное, спит. Подойдем, ее разбудим

И посмотрим - что же будет»

Дети подходят к Золотой рыбке, которая по окончании стихотворения «просыпается» и ловит детей.

Подвижная игра «Морские коньки и Медузки».

Мальчики – Морские коньки, девочки – Медузки. У каждых – своя музыка. Нужно быть очень внимательными. Быстрая музыка – это морские коньки, медленная музыка – Медузки. Сначала все приседаем на присядки. Если звучит быстрая мелодия – встают и танцуют Морские коньки, а Медузки сидят, если звучит медленная – то встают и плавно танцуют Медузки, а Морские коньки сидят.

4. Мастер-класс рисование «Медуза»

«Подводное царство. Медузы»

Цель: продолжать формировать умение детей рисовать в нетрадиционной технике – кляксография с трубочкой.

Задачи:

1. Систематизировать знания детей о подводном мире.

2. Учить передавать в рисунке неповторимых обитателей подводного мира.

3. Развивать наблюдательность, фантазию, воображение.

4. Воспитывать у детей эстетическое восприятие действительности, эстетическое отношение к явлениям окружающего мира.

Оборудование и материал: ноутбук, презентация «Удивительные медузы», аудиозапись «Шум моря», гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка, листы бумаги, простой карандаш, ластик, ватные палочки.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Мы сегодня с вами поедем на морское путешествие. Точнее, мы спустимся на дно морское, чтобы исследовать подводный мир. Закройте глаза и представьте себе, что мы все на подводном корабле, погружаемся на глубины морские.

2. Основная часть.

Включаю аудиозапись «Шум моря»

- Что вам напоминают эти звуки? (шум моря, плеск волн. )

- Правильно. А какое бывает море? (Синее, спокойное, глубокое, волнующее)

- А каких морских обитателей вы знаете? (Кит, медуза, морской конек, кальмар, рыба-шар, акула, пираньи, дельфины…. )

-Ребята загадаю я загадку, кто быстрей ответ найдет, тот и тему назовет.

- Жизнь её проходит в море,

Плавает не зная горя.

Словно студень её тело,

Щупальца всех жалят смело.

Плавает не так, как рыба,

Её тело в виде гриба.

Ни плавник, ни хвост не нужен,

Все зовут её. (медуза)

- Правильно, ребята.

- Итак, тема нашего занятия «Подводное царство. Медузы».

- Сегодня мы узнаем, кто такие медузы, какие они бывают. Затем вам предстоит нарисовать подводное царство - медуз, применяя нетрадиционную технику рисования.

Презентация «Удивительные медузы»

У медуз полупрозрачное тело в форме зонтика или колокола, похожее на студень. Плавают эти животные, ритмично сокращая зонтик и выталкивая из-под него воду. Добычу они захватывают с помощью щупалец.

На щупальцах медуз расположены стрекательные клетки, которые могут обжечь врага или даже парализовать его. Яд, содержащийся в стрекательных клетках небольшой медузы – крестовичка, может вызвать у человека смертельные ожоги.

Опасна для человека и другая медуза, морская оса. Она похожа на перевернутую глубокую миску, от которой вниз тянутся двадцать щупалец длиной 10 метров. В них содержится большое количество яда.

Питаются медузы планктоном, мелкими рачками и рыбешками.

Медузы бывают разных размеров, от нескольких миллиметров до нескольких метров. В северных морях обитает самая крупная – полярная медуза. Длина ее щупалец достигает 30 метров, а диаметр – двух метров.

Медузы обитают не только на поверхности океана, но и в морских глубинах. Глубоководные медузы способны светиться в темноте. На свет этого живого фонарика плывут мелкие рачки, прямо в щупальца коварной медузы.

Светятся и другие медузы. Зонтик и щупальца медузы пелагии горят желто-оранжевым светом. Если к поверхности поднимаются множество медуз - эквиорий, живущих у тихоокеанского побережья Америки, кажется, что все море пылает красным огнем.

Объяснение этапов работы.

- Пришло время рисовать медуз.

1. Используя белую гуашь, нарисуем изогнутую линию для верхней части тела медузы. А щупальца медузы нарисуем в технике кляксография с трубочкой. Нам необходимо на альбомный лист нанести кисточкой кляксы.

Затем, трубочкой мы начинаем раздувать из этих капель веточки. На капельку дуем снизу вверх, чтобы конец трубочки не касался ни пятна, ни бумаги.

- А дальше рисуем еще 2 медузы, подрисовываем рыбок кистью, пузыри ватными палочками.

Для создания водорослей будем также использовать технику кляксография.

Пальчиковая гимнастика

- Перед тем как выполнить работу, нам нужно наши пальчики немного размять.

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы. )

Две огромные медузы,

Прилепились пузом к пузу.

(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой. )

Выгнем щупальца сильнее-

Вот как гнуться мы умеем!

Самостоятельная работа детей.

- Ну, вот наши пальчики мы размяли, а теперь за работу.

- Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила обращения с трубочкой: нельзя трубочку совать в уши, в нос; нельзя размахивать трубочкой, так как можно попасть в глаза; без надобности трубочку трогать нельзя.

Дети приступают к работе. При затруднении педагог еще раз объясняет технологию работы, тем, кому нужна помощь. Следит за осанкой детей.

3. Заключительная часть.

- Я попрошу все работы повесить на доску.

- Садитесь удобно, посмотрите на свои работы.

- С какими морскими обитателями вы познакомились?

- На что похоже медузы?

- А каких размеров бывают медузы?

- Вы как настоящие художники смогли создать шедевр. У вас получилось очень красиво. Молодцы!

Выставка работ.

Оценка занятия детьми.

Picture background

5. Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений

Тема: "Морская арифметика "

Познавательное развитие:

Познакомить с образованием числа 7, цифрой 7;

Закреплять количественный и порядковый счет предметов в пределах 7;

Продолжать формировать умение ориентироваться во времени;

Социально-коммуникативное развитие:

Развивать внимание, сообразительность, умение логически мыслить;

Воспитывать интерес к математическим знаниям.

Речевое развитие:

Активизировать слова, обозначающих морских обитателей.

Материал: карточки с цифрами от 1 до 7 на каждого ребенка; демонстрационная карточка с цифрой 7; карточки с изображением козы и козлят; тест на развитие внимания; мяч; простые карандаши; карточка с изображением ребуса (семья); карточки с названием дней недели.

ХОД НОД:

Введение в игровую ситуацию

Воспитатель: Дорогие ребята! Посмотрите, что я сегодня нашла в группе. Дети собираются на ковре возле воспитателя. Воспитатель показывает к

Только мимо нас проплыли,

Поиграли и уплыли.

Среди волн мелькают спины,

Дети, кто это?

(воспитатель достает из коробки изображение дельфина, прикрепляет на мольберт)

Воспитатель: Поможем дельфину? Справитесь? Дети садятся за столы.

Игра «День – Ночь»

Воспитатель: Вот сейчас пригодятся ваши знания. Сколько у нас дельфинов? Положите перед собой карточку с цифрой, которая обозначает число 1.

Воспитатель: Давайте поиграем с дельфином в игру «День-Ночь». Вы же знаете, что ночью происходят сказочные превращения. Ночь! Дети закрывают глаза, показывают, что они спят. Воспитатель добавляет картинку с изображением дельфина

Воспитатель: - День! Что изменилось? (Приплыл дельфин) - Сколько теперь дельфинчиков? (2) - Как получилось число 2? (1+1=2) После цифры 1 положите карточку с цифрой, которая обозначает число 2. - Ночь! Дети «спят» - воспитатель выставляет еще одного дельфина. - День! Что изменилось? Как получилось число 3? Покажите карточку с цифрой 3. Далее аналогично с оставшимися четырьмя дельфинами. - Сосчитайте героев сказки по порядку (порядковый счет). На доске получилось семь козлят. Воспитатель показывает цифру 7, а дети находят ее у себя на столе. - Обведите пальчиком цифру 7. - На что она похожа? Вот семерка – кочерга, у нее одна нога.

Особенно большим почетом в древности была окружена семерка. Когда-то семерка была предельным числом, что подтверждают пословицы «Лук от семи недуг», «Семеро одного не ждут», где «семь» употребляется в значении «все».

Дидактическая игра «Неделя»

Воспитатель: - Ой, что-то еще есть в нашей коробке. Что это? (Воспитатель достает и читает вразнобой названия дней недели). Я поняла… Дельфинчик все перепутал - нужно помочь ему расставить дни недели по порядку. Справимся? Воспитатель предлагает детям вспомнить все дни недели с помощью игры в мяч. Проводится игра «Эй, неделя, становись!» - Еще в Древнем Вавилоне были известны семь планет, к которым причисляли тогда и Солнце, и Луну. По ним стали считать время. Так родилась семидневная неделя. Семь не разделишь ни на две равные части, ни на три равные части, ни на четыре. Вот и дали название НЕДЕЛЯ - не делится. Дидактическая игра «Реши ребус» Воспитатель (заглядывает в коробку): А тут еще что-то есть. Помогите узнать – что означает эта картинка –разгадайте ребус. Ответы детей. (Семья) Воспитатель показывает картинку с изображением козы. - Вся семья вместе – так и душа на месте! Дидактическое упражнение «Зашифрованное письмо» Воспитатель: Поиграем с дельфинами? Обведите все картинки, которые имеют отношение к числу 7.

Итог НОД

Воспитатель: Мы помогли дельфину? Что мы сделали для него? А почему мы смогли это сделать? Молодцы! Мы справились с заданиями, потому что вы – внимательные, сообразительные и отзывчивые.

6. Мастер-класс: аппликация из кругов "Краб"

Поделка в детский сад. Аппликация "Краб"

Аппликации из бумажных кругов – простой, но увлекательный вид творчества.

Для изготовления поделки потребуется: цветная бумага для принтера или цветной картон для принтера, ножницы, клей карандаш, простой карандаш, фломастеры, распечатка краба для образца.

Рисуем циркулем три круга на картоне, один диаметром 12 см, второй диаметром 5 см, а третий диаметром 3,5 см. Размеры эти ориентировочные, вы можете их менять по своему усмотрению, например, делать детали больше, если дети совсем маленькие. Вырезаем шаблоны, их мы будем обводить на цветную бумагу или картон. Совет: если вы делаете заготовки для большого количества детей, то можно ограничиться двумя кругами: большой пойдет на туловище, а средний на клешни и конечности. Так будет проще и вам, и детям.

Сворачиваем гармошкой полоску бумаги подходящий ширины и обводим на ней шаблон. Разом вырезаем несколько кружков. Цветная бумага для принтера и картон для принтера отлично подходят для поделок, в отличии от той тонкой цветной бумаги, которую обычно покупают для детских занятий. Лучше использовать картон, но тогда каждую деталь придется вырезать поштучно. Я же брала бумагу, так как готовила детали для 50-ти поделок.

Вырезанные кружки складываем вдвое.

Подготавливаем детали.

Выкладываем детали на лист для примерки. Для одного краба нам необходимы: 1 большой круг для туловища, 4 средних сложенных круга для клешней, 6 маленьких сложенных кругов для конечностей, 5 сложенных кругов для водорослей, 2 маленьких цветных круга для глаз, 2 маленьких белых круга для глаз, 2 палочки для клешней.

После примерки наклеиваем детали. Дорисовываем глаза и рот. Можно делать их также в виде кругов, но это усложняет подготовку к мастер-классу, да и к тому же дети любят дорисовывать детали, это придает их поделкам индивидуальность.

https://dou.su/files/mclass/dou_su_mclass_announce277.jpg

7. Мастер-класс лепка «Краб»

Этапы работы

Нам понадобится целый брусок розового цвета и еще совсем чуть-чуть того же розового, но немного отличающегося оттенка. Если нужно, то просто смешайте кусочек массы, имеющейся в наличии, с белым.

Основной розовый брусок порежьте так, чтобы сделать 3 крупные детали и несколько мелких. Это будут туловище, клешни, а также лапки и палочки с глазками.

Скатайте из одной большой порции шарик. Затем придавите сверху ладонью, чтобы аккуратно сплюснуть. Когда центральная деталь будет готова, нужно будет делать все остальные и постепенно крепить к ней. Сделайте колбаски для ножек.

Вытяните тонкие колбаски. На кончике каждую колбаску расщепите стекой, чтобы показать маленькие клешни. Приклейте сразу все ножки двумя пучками к туловищу – снизу, придавив пальцами.

Далее сделайте две маленькие треугольные детали для крепления клешней и сами клешни. Эти заготовки будут плоскими.

Приклейте клешни. Их будет 2, каждая будет состоять из двух деталей. Вместите эти длинные детали сразу перед пучками ножек, придавите мягкий пластилин. И еще сделайте 2 тонкие палочки с бусинками на концах. Это будут глаза, они подобны глазам улитки.

Теперь приклейте впереди палочки. А на спинку приклейте мелкие шарики более светлого розового оттенка, который вы готовили дополнительно. Именно на этом этапе нам понадобится этот материал. Каждый светлый шарик придавите сверху головкой спички, чтобы сделать имитацию пузырьков.

Краб из пластилина готов. Поделка получилась яркой, она не потускнеет, даже если вы опустите крабика в воду. Пластилин прекрасно чувствует себя в воде, так же как живые крабы в природе.

Как слепить краба из пластилина, фото № 10

8.  ОД по художественно-эстетическому развитию: пластилинография «На дне морском».

Задачи:

1.      Закреплять знания о технике – пластилинография. Развивать воображение, образную память, умение продумывать композиционное построение изображения. Способствовать развитию формообразующих движений в работе с пластилином.

2.      Закрепить знания детей о представителях морского дна, их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде.

3.      Поощрять инициативу и самостоятельность детей при внесении в работу тематических дополнений.

Оборудование.

·         Плотный картон, Цветной пластилин. Салфетки для рук.

·         Доски для лепки. Стеки.    Отработанные стержни шариковой ручки.

·         Иллюстрации с изображением морских животных.

Ход занятия.

Воспитатель:  Ребята, недавно мы с вами путешествовали под водой и        встречали на своём пути много разных необычных животных. Кого?

Дети называют, а воспитатель выставляет картинки с изображением животных. Если дети забыли кого-то назвать, то воспитатель подсказывает загадкой.

Через море-океан                                                   Он живёт на самом дне,

Плывёт чудо-великан.                                            На ужасной глубине –

Прячет ус во рту своём,                                          Многорукий, многоногий,

Фонтаны вверх пускает.                                          Ногорукий, руконогий.

Кто его узнает?                                                          Ходит в море без сапог!

                                                                                       Кто же это?

(Кит)                                                                              (Осьминог)

Ловко мусор собирает,                                            На колючий шар похож,

Дно морское очищает.                                             Глубоко на дне живёт.

(Краб)                                                                            (Морской ёж)

Воспитатель: А теперь, чтобы закрепить наши воспоминания о путешествии, давайте с помощью пластилина изобразим морских обитателей, с которыми недавно повстречались. Садитесь за столы, выпрямите спины, ноги поставьте прямо. Перед вами картон голубого (синего) цвета – это фон вашей работы. Что ещё вы видите?

Дети перечисляют: пластилин, доски, стеки, салфетки, маленькие прозрачные трубочки.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужны эти трубочки?

Предположения детей.

Воспитатель: Этими трубочками удобно изображать чешую рыб или присоски осьминога. Ребята, подумайте, как вы будете изображать из пластилина рыбку? Осьминога? Кита? Акулу? Дельфина? Морскую звезду? Водоросли? Кораллы? Песок? Камни?

Воспитатель с детьми обговаривают приёмы и способы лепки: сначала надо раскатать пластилин в шар, преобразовать его в овал, ладонями сплющить, прилепить к фону работы, и пальцами размазать и, с помощью стеки, придать форму тела животного. Щупальца, песок, кораллы, водоросли – из жгутиков. Камни из маленьких шариков.

Воспитатель: Ребята, подумайте, кого и что вы хотели бы изобразить; пластилин какого цвета вам нужен. Продумайте композицию – кто и где на листе бумаги будет расположен: в центре, вверху, внизу, по бокам. Если в центре будет рыбка, то водоросли по бокам, а песок и камни – внизу. Если кит решил глотнуть воздуха, тогда не забудьте линию горизонта провести посередине листа, чтобы вам хватило места для фонтана. Очень хорошо будет, если вы дополните свою композицию мелкими деталями.

Прежде, чем приступить к работе, проведём разминку для рук.

Разминка «Медузы». Две огромные медузы Прилепились пузом к пузу.

Выгнем щупальца сильнее –Вот как гнуться мы умеем!

Picture background

9. Беседа на тему «Обитатели морей и океанов»

Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить об обитателях морей и океанов. Каких морских обитателей вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. В морях живет множество животных, самых

разнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла, рыбки – бабочки, есть рыбы – клоуны. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные. Давайте познакомимся с ними поближе?

Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с морскими

обитателями.

Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:

Остров с пальмой водяной,

Поздоровайся со мной!

Он обиженно пыхтит:

«Я не остров! Я же…»?

Дети: Кит!

Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с

островом?

Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли,

остров.

Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине?

Дети: Это фонтан.

Воспитатель: откуда этот фонтан? – (рассуждения детей).

Воспитатель: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда

животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом

замечательном морском обитателе? – (высказывания детей)

Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания): Все верно. Кит - самое

крупное животное в мире. (Показывает иллюстрацию). Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.

Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? – (высказывания детей).

Воспитатель: Киты - не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат

воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком.

Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У  одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту.

Вообще киты очень разнообразные: есть громадины, а есть сравнительно не

большие.

А теперь возьмите снова свои бинокли и посмотрите, не появился ли на горизонте следующий обитатель моря?

Я вижу, отгадайте кого:

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть..?

Дети: Дельфин!

Воспитатель: Правильно, ребята. (Показывает иллюстрацию).

Что вы знаете о дельфинах? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания): Они являются одними из самых  умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами». Это очень дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими. Дельфины – это разновидность зубатых китов, и, в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому,

что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами.

А что они едят? – (ответы детей: питаются рыбой)

Физкультминутка

Ребята, давайте изобразим китов и дельфинов. Прыгайте в воду! Сначала вы

киты: переплетите пальцы рук, вытяните руки перед собой и округлите их. Плывите,

киты! (Дети бегают друг за другом по периметру групповой комнаты, изображая

«кита»).

А теперь вы дельфины: сложите руки ладонями вместе, вытяните руки вперед,

большие пальцы соедините и отставьте вверх – это плавник дельфина. Совершайте

руками волнообразные движения влево – вправо, вверх – вниз, показывая, как плавает

дельфин. Плывите, дельфины!

Воспитатель: Молодцы. Поплавали и опять в путь. На корабль!

Посмотрите в бинокли. Отгадайте, кого я увидела на этот раз?

Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно...?

Дети: Акула.

Воспитатель: Конечно же, это акула. (Показывает иллюстрацию).

Что вам известно об акулах? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая): Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы.

Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой

благодаря жабрам воздухом, растворенным в воде. Они очень прожорливы и

подвижны.

Давайте – ка опять посмотрим в бинокль. Никого не видите? Тогда отгадайте,

какого очередного морского обитателя обнаружила я:

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это..?

Дети: Краб.

Воспитатель: Верно. (Показывает иллюстрацию).

Что вы можете сказать об этом животном? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая): Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот.

Крабы собирают мусор, очищают морское дно.

Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться.

Они надевают на себя кусочки водорослей, часто собирают все, что попадется им в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность,

он подставляет хищнику спину с хламом.

Ну, что там опять у нас на горизонте? Приготовились отгадывать следующую

загадку?

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь рук – ног!

Это чудо..?

Дети: Осьминог.

Воспитатель: Правильно, ребята. Это осьминог. (Показывает иллюстрацию). Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей).

Воспитатель: Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук,

щупалец). На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность. (Демонстрирует явление маскировки: к красному фону картона прикладывает геометрические фигуры разных цветов, выясняется, что на

красном фоне лучше «маскируются» фигуры таково же цвета).

А еще он может пускать краску (чернила), спасаясь от преследователя.

По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный

осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.

Физкультминутка

Спускайтесь в море. Превращаемся все в осьминогов. Давайте пошевелим своими

щупальцами:

Я сам себя не узнаю:

Менять свой цвет не устаю.

Был в горошек час назад,

А сейчас я полосат.

Подплываю я к кораллам –

Становлюсь я алым – алым.

Вот я клоун – осьминог –

Восемь разноцветных ног!

Стать могу чернее ночи –

Свет гаси. Спокойной ночи!

(Дети изображают осьминогов)

Воспитатель: А теперь возвращаемся на корабль. И вот вам еще загадка:

Панцирь каменный – рубаха.

А в рубахе..?

Дети: Черепаха.

Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает: Что вы можете сказать про

морскую черепаху? – (высказывания детей).

Воспитатель: Бывают сухопутные черепахи, а бывают и морские. Они полностью приспособлены для жизни в воде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче. Морская черепаха не может в нем прятаться, как сухопутная в своем. В воде они подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно. Черепашата у морских черепах вылупляются из яиц, которые мамы – черепахи откладывают в песок на берегу моря.

Слушайте следующую загадку:

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской..?

Дети: Конек.

Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает: Почему его назвали

коньком? – (рассуждения детей: похож на шахматную фигуру коня).

Воспитатель: Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой. Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк, юрк в них – и спрятались.

А вот и последняя загадка:

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее?

Дети: Медуза.

Воспитатель: (Показывает иллюстрацию). Что вы можете сказать о медузе? –

(высказывания детей).

Воспитатель: Это студенистые создания. Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.

С какими морскими обитателями мы сегодня с вами познакомились? – (ответы детей).

- Что вам запомнилось больше всего? – (ответы детей).

- Хотели бы вы еще продолжать знакомиться с обитателями моря? – (ответы

детей).

10. Сказка «Кто живет на дне океана?» Автор Татьяна Доморенок

На дне огромного океана жила большая изумрудная Черепаха. Она была настолько стара, что даже сама не помнила, сколько ей лет. На голове Черепаха носила корону из драгоценных камней и считала себя королевой. Кто знает, может она и в самом деле родилась в королевской семье и являлась наследницей королевского трона. Так или иначе, сейчас уже никто не знал, кто правил королевством на дне океана до нее. Ведь старше изумрудной Черепахи за много миль вокруг в океане никого не было.

Все дети Черепахи уже давно переселились жить в другие моря и океаны, и только юный Черепашонок, совсем еще малыш, жил рядом с ней в ее королевском доме. А дом этот был по истине великолепным. Вокруг все блистало и сверкало. Украшения из цветных кораллов и океанских водорослей, из перламутровых ракушек и ожерелья из жемчуга были развешены по всему дворцу. Королева спала на ложе из мягчайших водорослей, и даже песок на дне океана здесь был не простым, а собранным из мельчайших песчинок.

Старая Черепаха почти все время спала. Но дворец не пустовал. Сотни королевских слуг готовы были выполнить любое ее указание. Полчища морских пауков и крабов, вооруженных твердыми непробиваемыми панцирями, защищали королевский дворец со всех сторон. Гигантские осьминоги стояли на страже у ворот дворца и готовы были отбить любое нападение врагов. Да и в самом дворце было множество слуг. Разноцветные каракатицы мгновенно подстраивались под настроение своей владычицы. Меняя цвет, как настоящие хамелеоны, они готовы были выполнить любой приказ ее величества королевы. Кальмары помогали им, ведь своими крепкими щупальцами они могли делать все, что угодно. Танцевальный ансамбль маленьких королевских креветок устраивал представления под музыку длинноусых креветок, а музыкальными инструментами им служили красивые перламутровые ракушки.

По вечерам сама королева укладывала спать маленького Черепашонка и читала ему сказки. Вот только все сказки своей бабушки Черепашонок уже слышал, ему хотелось узнать что-то новое. И тогда старая Черепаха приказала самому большому гигантскому Осьминогу изловить кого-нибудь в океане и привезти в ее королевство. Так королева надеялась добыть новые сказки, которые, конечно же, знают океанские обитатели и рассказывают своим детям.

– Самыми умными люди считают дельфинов. Эти морские животные, наверняка, хранят в памяти много сказочных историй об океане, – сказала Черепаха и отправила осьминога на охоту.

Вскоре осьминог притащил Дельфина и посадил его в клетку.

– Ты знаешь древние океанские сказания и былины? Тебе их кто-нибудь рассказывал? – спросила Черепаха. – Если вспомнишь пять таких историй и расскажешь мне, я тебя отпущу.

Бедный Дельфин не знал пяти историй, он вспомнил лишь три сказки об океане. А Черепаха разозлилась и не захотела его отпускать. Осьминог, зная, что Дельфину нельзя долго оставаться на дне океана без воздуха, что он может умереть, сказал об этом королеве.

– Пусть подумает и вспомнит еще две истории, тогда ты его отпустишь, – зевнула старая Черепаха и пошла спать.

Малыш Черепашонок все это слышал и, как только бабушка Черепаха уснула, сказал осьминогу:

– Отпускай Дельфина. Я не хочу, чтобы он умер. Я сам придумаю две истории и расскажу их королеве.

Вот так малыш Черепашонок спас дельфина от гибели. На прощание он сказал дельфину:

– Пожалуйста, прости мою бабушку за ее злой поступок. Живи долго-долго. Я люблю тебя. Прощай!

– Спасибо, мой юный друг! – ответил Дельфин. – Я у тебя в долгу. Если тебе нужна будет помощь, позови меня, и я приду.

И он уплыл.

С той поры Черепашонок уже не слушал бабушкины сказки перед сном. Малыш подрос и стал самостоятельным. Часто он уплывал из подводного королевства бабушки Черепахи, чтобы лучше узнать большой океанский дом. Однажды после утомительного плавания Черепашонок сильно замерз и заболел. Все королевство лечило его травяными настойками, но Черепашонок никак не мог поправиться.  Тогда Осьминог сказал:

– Я знаю, где живет твой друг Дельфин, и поплыву к нему за советом. Может быть, он поможет тебе выздороветь.

Осьминог нашел Дельфина, а тот, узнав о беде Черепашонка, принес ему самое лучшее лекарство своей семьи. Еще бабушка дельфина лечила его этим лекарством, когда он был маленьким.

Вскоре Черепашонок выздоровел. И теперь не только он, но и королева Черепаха была очень благодарна Дельфину и его семье за помощь. Она долго извинялась перед дельфином за свой злой и необдуманный поступок.

Вот так, казалось бы, совсем разные семьи – королевы Черепахи и Дельфина – смогли подружиться. В жизни часто так случается. Мы находим себе новых очень добрых и преданных друзей там, где совсем не ожидаем их найти.

11.  Викторина на тему: «Морские обитатели»

Сегодня мы поговорим с вами об удивительных живых существах — обитателях морских глубин. Конечно, лучший способ познакомиться с некоторыми из них — это отправиться в путешествие. Но не всегда показываются нам морские жители, да и обитают они на разных континентах, и в разных морских пучинах. А насколько хорошо мы их знаем?

Викторина «Морские обитатели» состоит из 15 вопросов.

1. Какие морские обитатели способны менять цвет кожи под цвет окружающей обстановки?

Ответ: камбала, морские раки-вибриусы

2. Какое самое крупное из живущих на планете животных?

Ответ: это синий кит, вес его рекордный – около 150 тонн

3. Какие морские обитатели не воспитывают детей?

Ответ: рыбы

4. Название этой морской рыбы совпадает с названием тонкого острого предмета, используемого для шитья?

Ответ: рыба-игла

5. Поют ли киты?

Ответ: да, очень громко

6. О каком морском обитателе писал Плутарх, живший в I и II веках нашей эры: «Он меняет свою окраску частью для того, чтобы укрыться от врагов, а частью, чтобы обмануть бдительность своей добычи. Пользуясь такой военной хитростью, он достигает того, что подстерегаемая им добыча не замечает его, а враги, которых он желает избежать, проходят мимо»?

Ответ: об осьминоге

7. Отгадайте, что это за рыба? Голова, как у игрушечного конька, с трубкообразным рылом и гребнем-гривой на затылке. Тело покрыто щитками с длинными выростами – ниточками и заканчивается хвостом, способным закручиваться.

Ответ: морской конёк

8. Спят ли дельфины?

Ответ: считается, что дельфины не спят. Когда одни отделы мозга у него работают, другие в это время отдыхают

9. Эта рыба хоть и не интересуется тряпками, но её название – тряпичник. Как вы думаете почему?

Ответ: Тело тряпичника сплошь покрыто выростами типа каких-то ленточек, крупных ниточек, полосок

10. Как называются рыбы, которые умеют вырабатывать электрический ток в своём теле?

Ответ: Это рыбы – настоящие живые электростанции: электрические угри, скаты, сомы

11. Какое морское животное имеет тонкое тело, напоминающее шнур?

Ответ: линеус

12. Как называются самые крупные рыбы, обитающие на планете?

Ответ: акулы

13. Какие рыбы самые прожорливые?

Ответ: сомы, белуги.

14. Какой вид рыбы питается своими сородичами?

Ответ: нередко щуки глотают друг друга

15. Какая рыба приспособилась выращивать свою икру на поверхности тела?

Ответ: аспредо (мелкие сомовые)

Фотоприложение:

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи во второй младшей группе "Обитатели леса"

Данное занятие закрепляет и уточняет представление детей о диких животных, об их образе жизни, имеет коррекционно-развивающую направленность: способствует развитию речевого дыхания, органов артикуляци...

Занятие «ОБИТАТЕЛИ ЖИВОГО УГОЛКА» с использованием технологии Савенкова А.И. «Учебные исследования в детском саду».

Пример практического использования технологии Савенкова А.И. "УЧЕБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ" на занятиях по ознакомлению с окружающим и экологией с детьми старшего возраста....

Презентация "Обитатели Балтийского моря"

Эта презентация знакомит с обитателями  Балтийского моря...

Конспект углубленно-познавательного занятия. Тема: «Знакомство с обитателями моря» (старшая группа)

Программное содержание:Расширить преставление детей о некоторых приспособлениях рыб к среде обитания (дышат с помощью жабр, есть плавники, тело обтекаемой формы, покрыто чешуёй, у многих рыб маскирово...

Конспект игры-занятия по развитию связной речи детей средней группы «Лесные обитатели»

В данном занятии дети учатся составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу. Закрепляют знания об обитателях леса и их жилищах....

Практический материал к лексической теме "Водные обитатели"

Материал предназначен для воспитателей, логопедов, родителей дошкольников. содержит картотеку пальчиковых игр по теме, загадки, речевые упражнения, упражнения на развитие "ручной умелости": штриховка,...