Реализация образовательного проекта "Моя семья - мои истоки"
материал (старшая группа)
Выступление на районном методическом объединении на тему: «Работа с семьей как необходимое условие формирования духовно-нравственных качеств дошкольников в рамках реализации образовательного проекта «Моя семья - мои истоки»»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Нижнего Новгорода
департамент образования
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение ″Детский сад № 100″
603074, город Нижний Новгород, ул. Бурнаковская, д. 85
E-mail: , тел./факс 437-83-80
Выступление
на районном методическом объединении на тему:
«Работа с семьей как необходимое условие формирования духовно-нравственных качеств дошкольников в рамках реализации образовательного проекта «Моя семья - мои истоки»»
Воспитатель:
Токмакова И.В.
г. Нижний Новгород
2025 г.
Работа с семьей как необходимое условие формирования духовно-нравственных качеств дошкольников в рамках реализации образовательного проекта «Моя семья - мои истоки».
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения, оно многогранно по содержанию — это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать культурно-исторические ценности своей родины.
Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России, опираясь на взаимодействие с семьей. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
В процессе регулярной работы с родителями (беседы, консультации) и на фасилитационной сессии в рамках родительского собрания по проблематике детско-родительских отношений были выявлены причины ослабления взаимосвязей между разными поколениями семьи:
- меньше времени на общение между представителями разных поколений семьи
- большая занятость родителей на работе
- исчезновение традиции совместных семейных встреч большим кругом.
В связи с этим была обозначена проблема поиска объединяющих форм взаимодействия взрослых и детей.
Как считает Н.Е.Веракса (российский психолог, специалист по психологии дошкольного образования), «проектная деятельность имеет ярко выраженную окраску и в конечном итоге становится одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику».
Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. Метод проектов - это способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. Именно поэтому формой работы с родителями в рамках поставленной проблематики была выбрана проектная деятельность.
Реализация проекта.
- Исследовательская работа «История моей семьи». Беседы и визуализация.
Были проведены беседы «Моя семья», «Я и мои обязанности в семье». «Выходной в нашей семье», «Традиции в нашей семье». «У нас гости», «Мои бабушки и дедушки», «Дом в котором я живу». В заключении цикла бесед с детьми были изготовлены индивидуальные аппликации «Цветок «Моя семья»
- Исследовательская работа «История моей семьи». Создание альбомов.
Совместно с родителями и детьми были изготовлены семейные фото альбомы и плакат «Традиции моей семьи» где отображены совместные привычные семье мероприятия: поход, рыбалка, семейный выходной, поездки, игры и тп.
- Исследовательская работа «История моей семьи». Создание книги семейных рецептов»
Одним из наиболее распространенных мест встречи семьи является семейная кухня, столовая. Воспитатели предложили родителям вместе с детьми приготовить любимые семейные блюда и оформить рецепт для создания больной групповой книги. В заключении было организовано совместное детско-родительское чаепитие с приготовленными угощениями.
- Родительское собрание с использованием методов фасилитации «Привязанность - живая ткань отношений»
Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива. Facilitate «помогать, облегчать, способствовать». С использованием современных методов организации совещаний и группового обсуждения были проведены родительские собрания на тему укрепления привязанности между детьми и родителями. Даны способы тактильных форм взаимодействия, способствующие нормализации психоэмоционального фона детей и формирующие особую степень доверия между ребенком и родителями.
- Проведение совместных праздничных мероприятий.
Такая форма взаимодействия помогает сплотить детско-родительский коллектив группы, дает возможность увидеть и оценить уровень социальной уверенности поведения ребенка в коллективе сверстников и взрослых, познакомить родителей и вовлечь их в жизнь детей в условиях образовательного учреждения. Праздники для мам (8 Марта, День матери) помогают показать детям значимость мамы в жизни ребенка, воспитывают уважение, способствуют формированию привязанности к маме. Праздники для пап и с участием представителей мужского состава семьи (спортивных праздник к 23 февраля, 9 мая) способствуют формированию уважения к мужчинам семьи как к защитникам, усиливают восприятие ребенка фигуры мужчины в семье как опоры и недежности. Праздник пожилых людей - возможность еще раз акцентировать внимание детей на уважении к опыту взрослого поколения, способствовать формированию заботы и нежности к любящим людям. А создание творческих работ и видеороликов позволяют закрепить формирующиеся связи и отношения.
- Проведение совместных познавательных мероприятий.
Были организованы совместные походы в театр. Театр - место для развития духовно-нравственных качеств, эмоционального интеллекта и присутствие родителей рядом со своими детьми - замечательная среда для дальнейшего продуктивного общения в рамках семьи.
- Привлечение родителей к образовательному процессу.
Вовлекая родителей в воспитательно-образовательный процесс, воспитатели помогают им увидеть особенности мировосприятия дошкольников, лучше понять своего ребенка, обнаружить его сильные и слабые стороны, учитывать индивидуальные особенности в решении задач воспитания. А детям - увидеть родителей в новой роли, почувствовать уважение и гордость за своего взрослого, с особым усердием и интересом учиться у него новому. Это способствует укреплению взаимосвязи ребенок-родитель.
- Создание мини-музея «Тайны старого чердака»
Музей создан для детей 4-7 лет (средняя – подготовительная возрастная группа) на территории старшей группы и позволяет демонстрировать примеры бытовых вещей. В процессе сбора вещей дети с родителями знакомились с традициями жизни и ведения быта своей семьи, слушали истории старшего поколения, что обогатило детское представление как об истории своей семьи, так и народов России в целом. Музей организован мобильным образом, предоставляя возможность заинтересованным группам указанного возраста использовать экспонаты при проведении занятий и привлекать юных экскурсоводов к ознакомительной тематической экскурсии.
- Экскурсия «Здесь родился и живу».
Экскурсии способствуют изучению ребенком окружающей его действительности в естественных условия. Такая форма работы с детьми невозможна без поддержки родителей. И в свою очередь совместная прогулка по местам своего района способствует сенсорному развитию, на основе которого возникают мыслительные процессы и развивается познавательный интерес у детей к местам своей малой Родины.
- Детско-родительские клубы «Открываем мир вместе с играми В.В.Воскобовича», «Самоделкин»
Такой формат помогает выделить время для совместного продуктивного занятия с ребенком. Занимаясь с поддержкой родителя ребенок может решить более сложные задачи и раскрыть свой потенциал, что способствует формированию новыз навыков и умений. Встречи помогают эмоциональному сближению ребенка с родителем и созданию гармоничной семейно й атмосферы.
Результат работы
Проведенные работы в рамках проекта «Моя семья - мои истоки» способствуют:
- укреплению семейных связей между представителями разных поколений в расширенной семье дошкольника;
- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
- формированию мотивации родителей к систематическому взаимодействию с ребенком в ДОУ и дома;
- формированию единого информационного пространства для детей и родителей с целью активизации общения и проведению большего совместного времени в рамках семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация образовательного проекта в ДОУ «Моя семья», как средства воспитания любви к семье, формирования нравственных основ личности ребенка – дошкольника».
Целью данного проекта является - формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям....

непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (ребенок в семье и сообществе - формирование гендерной принадлежности) "Девочки и мальчики"
Закрепляются гендерные представления у детей, знания о своей принадлежности к полу, о строении человека, формируются умения различать мальчиков и девочек по внешнему виду и поведению....

Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка по средством реализации образовательных проектов на основе поддержки образовательной инициативы семьи.
Доклад по теме: "Взаимодействие с родителями"....

Опыт работы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования «Истоки»
Представление опыта работы по программе "Истоки"...
Педагогический совет "Система реализации образовательных инициатив семей воспитанников ДОУ"
Методическая разработка педагогического совета в ДОУ по реализации одного из актуальных направлений ФГОС ДО - развитию образовательных инициатив семей и воспитанников в ДОУ...

Перспективный план образовательной деятельности по реализации и освоению программы «Социокультурные истоки»
Цель: Приобщить детей к духовно-нравственной основе, способствующей выходу на целостное развитие личности. Задачи: 5 Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помог...

Домашние задания по реализации образовательного проекта «Семья – это важно!»
Материал содержит рекомендации для родителей и игры для детей среднего дошкольного возраста по теме «Семья – это важно!»...