Реализация образовательного проекта "Моя семья - мои истоки"
материал (старшая группа)

Выступление на районном методическом объединении на тему: «Работа с семьей как необходимое условие формирования духовно-нравственных качеств дошкольников в рамках реализации образовательного проекта «Моя семья - мои истоки»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tokmakova_i.v.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Нижнего Новгорода

департамент образования

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение ″Детский сад № 100″

603074, город Нижний Новгород, ул. Бурнаковская, д. 85

E-mail: , тел./факс 437-83-80

Выступление

на районном методическом объединении на тему:

«Работа с семьей как необходимое условие формирования духовно-нравственных качеств дошкольников в рамках реализации образовательного проекта «Моя семья - мои истоки»»

Воспитатель:

Токмакова И.В.

г. Нижний Новгород

2025 г.


Работа с семьей как необходимое условие формирования духовно-нравственных качеств дошкольников в рамках реализации образовательного проекта «Моя семья - мои истоки».

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения, оно многогранно по содержанию — это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать культурно-исторические ценности своей родины.

Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России, опираясь на взаимодействие с семьей. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

В процессе регулярной работы с родителями (беседы, консультации) и на фасилитационной сессии в рамках родительского собрания по проблематике детско-родительских отношений были выявлены причины ослабления взаимосвязей между разными поколениями семьи:

  • меньше времени на общение между представителями разных поколений семьи
  • большая занятость родителей на работе
  • исчезновение традиции совместных семейных встреч большим кругом.

В связи с этим была обозначена проблема поиска объединяющих форм взаимодействия взрослых и детей.

Как считает Н.Е.Веракса (российский психолог, специалист по психологии дошкольного образования), «проектная деятельность имеет ярко выраженную окраску и в конечном итоге становится одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику».

Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. Метод проектов - это способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. Именно поэтому формой работы с родителями в рамках поставленной проблематики была выбрана проектная деятельность.

Реализация проекта.

  • Исследовательская работа «История моей семьи». Беседы и визуализация.

Были проведены беседы «Моя семья», «Я и мои обязанности в семье». «Выходной в нашей семье», «Традиции в нашей семье». «У нас гости», «Мои бабушки и дедушки», «Дом в котором я живу». В заключении цикла бесед с детьми были изготовлены индивидуальные аппликации «Цветок «Моя семья»

  • Исследовательская работа «История моей семьи». Создание альбомов.

Совместно с родителями и детьми были изготовлены семейные фото альбомы и плакат «Традиции моей семьи» где отображены совместные привычные семье мероприятия: поход, рыбалка, семейный выходной, поездки, игры и тп.

  • Исследовательская работа «История моей семьи». Создание книги семейных рецептов»

Одним из наиболее распространенных мест встречи семьи является семейная кухня, столовая. Воспитатели предложили родителям вместе с детьми приготовить любимые семейные блюда и оформить рецепт для создания больной групповой книги. В заключении было организовано совместное детско-родительское чаепитие с приготовленными угощениями.

  • Родительское собрание с использованием методов фасилитации «Привязанность - живая ткань отношений»

Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива. Facilitate «помогать, облегчать, способствовать». С использованием современных методов организации совещаний и группового обсуждения были проведены родительские собрания на тему укрепления привязанности между детьми и родителями. Даны способы тактильных форм взаимодействия, способствующие нормализации психоэмоционального фона детей и формирующие особую степень доверия между ребенком и родителями.

  • Проведение совместных праздничных мероприятий.

Такая форма взаимодействия помогает сплотить детско-родительский коллектив группы, дает возможность увидеть и оценить уровень социальной уверенности поведения ребенка в коллективе сверстников и взрослых, познакомить родителей и вовлечь их в жизнь детей в условиях образовательного учреждения. Праздники для мам (8 Марта, День матери) помогают показать детям значимость мамы в жизни ребенка, воспитывают уважение, способствуют формированию привязанности к маме. Праздники для пап и с участием представителей мужского состава семьи (спортивных праздник к 23 февраля, 9 мая) способствуют формированию уважения к мужчинам семьи как к защитникам, усиливают восприятие ребенка фигуры мужчины в семье как опоры и недежности. Праздник пожилых людей - возможность еще раз акцентировать внимание детей на уважении к опыту взрослого поколения, способствовать формированию заботы и нежности к любящим людям. А создание творческих работ и видеороликов позволяют закрепить формирующиеся связи и отношения.

  • Проведение совместных познавательных мероприятий.

Были организованы совместные походы в театр. Театр - место для развития духовно-нравственных качеств, эмоционального интеллекта и присутствие родителей рядом со своими детьми - замечательная среда для дальнейшего продуктивного общения в рамках семьи.

  • Привлечение родителей к образовательному процессу.

Вовлекая родителей в воспитательно-образовательный процесс, воспитатели помогают им увидеть особенности мировосприятия дошкольников, лучше понять своего ребенка, обнаружить его сильные и слабые стороны, учитывать индивидуальные особенности в решении задач воспитания. А детям - увидеть родителей в новой роли, почувствовать уважение и гордость за своего взрослого, с особым усердием и интересом учиться у него новому. Это способствует укреплению взаимосвязи ребенок-родитель.

  • Создание мини-музея «Тайны старого чердака»

Музей создан для детей 4-7 лет (средняя – подготовительная возрастная группа) на территории старшей группы и позволяет демонстрировать примеры бытовых вещей. В процессе сбора вещей дети с родителями знакомились с традициями жизни и ведения быта своей семьи, слушали истории старшего поколения, что обогатило детское представление как об истории своей семьи, так и народов России в целом. Музей организован мобильным образом, предоставляя возможность заинтересованным группам указанного возраста использовать экспонаты при проведении занятий и привлекать юных экскурсоводов к ознакомительной тематической экскурсии.

  • Экскурсия «Здесь родился и живу».

Экскурсии способствуют изучению ребенком окружающей его действительности в естественных условия. Такая форма работы с детьми невозможна без поддержки родителей. И в свою очередь совместная прогулка по местам своего района способствует сенсорному развитию, на основе которого возникают мыслительные процессы и развивается познавательный интерес у детей к местам своей малой Родины.

  • Детско-родительские клубы «Открываем мир вместе с играми В.В.Воскобовича», «Самоделкин»

Такой формат помогает выделить время для совместного продуктивного занятия с ребенком. Занимаясь с поддержкой родителя ребенок может решить более сложные задачи и раскрыть свой потенциал, что способствует формированию новыз навыков и умений. Встречи помогают эмоциональному сближению ребенка с родителем и созданию гармоничной семейно й атмосферы.

Результат работы

Проведенные работы в рамках проекта «Моя семья - мои истоки» способствуют:

  • укреплению семейных связей между представителями разных поколений в расширенной семье дошкольника;

  • повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

  • формированию мотивации родителей к систематическому взаимодействию с ребенком в ДОУ и дома;

  • формированию единого информационного пространства для детей и родителей с целью активизации общения и проведению большего совместного времени в рамках семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация образовательного проекта в ДОУ «Моя семья», как средства воспитания любви к семье, формирования нравственных основ личности ребенка – дошкольника».

Целью данного проекта является -  формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям....

непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (ребенок в семье и сообществе - формирование гендерной принадлежности) "Девочки и мальчики"

Закрепляются гендерные представления у детей, знания о своей принадлежности к полу, о строении человека, формируются умения различать мальчиков и девочек по внешнему виду и поведению....

Педагогический совет "Система реализации образовательных инициатив семей воспитанников ДОУ"

Методическая разработка педагогического совета в ДОУ по реализации одного из актуальных направлений ФГОС ДО - развитию образовательных инициатив семей и воспитанников в ДОУ...

Перспективный план образовательной деятельности по реализации и освоению программы «Социокультурные истоки»

Цель: Приобщить детей к духовно-нравственной основе, способствующей выходу на целостное развитие личности. Задачи: 5  Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помог...

Домашние задания по реализации образовательного проекта «Семья – это важно!»

Материал содержит рекомендации для родителей и игры для детей среднего дошкольного возраста по теме «Семья – это важно!»...