Проектная деятельность
проект

Молчанова Александра Александровна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkie_igrushki_2_ml.gr_.docx82.28 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ "Усть - Баргузинский детский сад "Солнышко"".

ПРОЕКТ "РУССКИЕ ИГРУШКИ"

2 МЛАДШАЯ ГРУППА "РАДУГА"

 ВЫПОЛНИЛ ВОСПИТАТЕЛЬ:

МОЛЧАНОВА

АЛЕСКАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА

2022-2023гг.

Содержание:

- Тема проекта.

- Цель проекта.

- Задачи проекта.

- Вид проекта.

- Длительность проекта.

- Участники проекта.

- Актуальность.

- Мероприятия:

- НОД;

- Консультации для родителей;

- Беседы;

- Дидактические игры;

- Подвижные игры;

- Сюжетно ролевые игры;

- Чтение Художественной Литературы;

- Конструирование.

- Ожидаемые результаты проекта.

- Итоговые мероприятия проекта.

- Конечный продукт проектной деятельности.

- Приложение.

Тема проекта: Русские игрушки.

Цель проекта: 

Воспитание интереса детей к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки. Создание условий,  раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогические взаимодействие детей, родителей  и педагогов, способствующих  пониманию  и саморазвитию всех участников педагогического  процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.

Задачи проекта:

Познакомить с русской народной игрушкой;

Формировать интерес к русской народной игрушке "Матрёшке"

Формировать интерес к народной культуре и традициям"

Развивать творческие способности детей и родителей;

Создать условия развития творческих способностей детей;

Учить аккуратно наклеивать элементы аппликации;

Прививать интерес к нетрадиционным способам рисования;

Расширять словарный запас детей.

Вид проекта: творческий, практико - ориентированный.

Длительность проекта: среднесрочный: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Участники проекта: дети 2 младшей группы "Радуга", воспитатели, родители.

Актуальность.

Игрушка является важной и неотъемлемой частью жизни дошкольника. Матрёшка – яркая и самобытная игрушка, знакомя детей с матрёшкой, мы знакомим их с культурой русского народа, его традициями. Во время игры с матрёшкой формируется эстетический вкус, познавательные способности ребёнка, развивается воображение. Актуальностью проекта является развитие творческих способностей детей и приобщение их к русской культуре через знакомство с матрёшкой. Анализ позволил сделать вывод, что набор игрушек, предлагаемый для педагогов и родителей, не всегда имеет развивающий потенциал.

Игрушки должны быть подобраны таким образом, что бы вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития младшего дошкольного возраста в настоящее время является актуальной.

Одной из таких игрушек по праву можно считать матрешку.

Русская матрешка является модным сувениром, однако не стоит забывать, что прежде всего матрешка – детская развивающая игрушка.

Кроме развития мелкой моторики рук, ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, по размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику. Эта замечательная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов.

Мероприятия:

- НОД по развитию речи "В гости к нам пришла матрешка".

- НОД по развитию речи "Игра - инсценировка "Матрёшкино новоселье".

- НОД по развитию речи "Народные художественные промыслы".

- НОД по рисованию "Русская народная игрушка - Матрешка".

- НОД по рисованию "Матрешки - Крошки".

- НОД по рисованию "Матрешек русский хоровод".

- НОД по лепке "Угощение для матрешки".

- НОД по аппликации "Платок для матрешки".

- НОД по аппликации "Укрась матрешке сарафан".

- НОД по миру природы. "Знакомство с народными игрушками"

- НОД по социальному окружению. "Народные промыслы"

- НОД по предметному окружению. "Игрушки нашей группы".

Беседы:

- Беседы: "Деревянная красавица".

- Беседы: "Народные игрушки".

- Беседы: "Русская матрёшка".

- Беседы: "Что такое народная игрушка?".

- Беседы: "Из чего и как делали народные игрушки".

Консультации для родителей:

- "Русская народная игрушка "Матрёшка" в жизни ребёнка".

- "Матрешка - детская развивающая игрушка".

- Создание с родителями мини - музея "Русская матрешка".

- Создание с родителями альбома "Русская матрешка".

Дидактические игры:

- "Собери матрешку".

- "Веселые матрешки".

- "Игра с матрешкой".

- "Игра с матрешкой".

- "Найди домик матрешке".

Подвижные игры:

- "Бегите к матрешке!".

- "Прячем матрешку".

- "Шли матрешки по дорожке".

- "Матрешки в гостях у ребят".

Сюжетно ролевые игры:

- "Веселые матрешки".

- "Что делают матрешки?".

Чтение Художественной Литературы:

- В. Приходько "Матрешка".

- И. Лыкова "Румяные матрешки".

- Чтение потешки "Как у нашей, у матрёшки".

Конструирование.

- "Теремок для матрешки".

- "Дом для матрешки".

Ожидаемые результаты проекта:

- Повышение информированности  детей и их родителей о родной культуре, на примере Матрёшки, нравственного и личностного отношения к действительности.

- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Итоговые мероприятия проекта:

- Родительский клуб "Расписная матрешка"

- Итоговое интегрированное НОД по декоративно прикладному искусству.

Конечный продукт проектной деятельности:

- Организация выставки детских работ;

- Создание с родителями мини музея;

- Создание альбома "Русская матрешка";

- Презентация "Расписная матрешка";

- Картотеки: дидактических, сюжетно - ролевых, подвижных игр.

Приложение.

Конспект НОД по рисованию.

Тема: "Матрешки – крошки".

Цель: Формирование интереса у детей младшего дошкольного возраста к русскому народному творчеству (русской игрушке). Обучить нетрадиционной технике рисования методом тычка при помощи поролонового тампона. Познакомить с особенностями русской игрушки “Матрешки”. Развивать умение определять размер, цвет, количество, свойства предметов. Развивать патриотические чувства детей посредством изобразительной деятельности. Развивать внимание, мышление, творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитывать эстетический вкус, умение любоваться прекрасным.

Материалы и оборудование: гуашь красного и желтого цвета, поролоновые тампоны, салфетки, корзинка, матрешка, матрешки, нарисованные на листе А4.

Ход НОД

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение? (хорошее)

Чтобы хорошее настроение было целый день можно поприветствовать друг друга и природу:

-Здравствуй, солнце золотое,

-Здравствуй, небо голубое,

-Здравствуй, вольный ветерок,

-Здравствуй, маленький дружок!

-Ребята, а у меня для вас сюрприз – у нас сегодня гость, хотите узнать кто это (да).

-Отгадаете загадку и узнаете кто это.

-Ростом разные подружки,

-Но похожи друг на дружку.

-Все они сидят друг в дружке,

-А всего одна игрушка. Это…. (Матрешка)

-Правильно! Молодцы! Это матрешка.

-Сегодня мы с ней познакомимся, поиграем и порисуем.

-А сейчас проходите, садитесь на стульчики будем знакомится с матрешкой.

3. Рассматривание матрешки. Вопросы детям и их ответы

Воспитатель: Ребята, матрешка – это русская народная игрушка. Она с секретом.

-Как вы думаете, какой секрет у матрешки? (ответы детей)

-Я вам скажу- с ней всегда ее младшие сестренки- матрешки.

-Сестренки, а где же вы? Ау!

-А вот мы их сейчас найдем!

-Я матрешку покручу,

-И, во внутрь посмотрю!

-А вот и сестренка, матрешка поменьше. (показ матрешки)

Воспитатель: Ребята, посмотрите: была одна матрешка, а теперь их сколько? (много)

-Правильно, много.

-А кто знает, из чего сделаны матрешки? (из дерева)

-Правильно, из дерева. Значит они какие? (деревянные)

-Молодцы, ребята! Матрешки деревянные.

-Посмотрите, во что одеты матрешки? Что у них на голове? (платочки)

-А еще во что одеты (сарафаны)

- Правильно, матрешки одеты в платочки и сарафаны)

-Наряды у матрешек какие? (красивые, яркие, разноцветные)

-А какое настроение у матрешек, как вы думаете? (веселое)

-Почему вы так думаете? (они улыбаются)

-Да, матрешки улыбаются и у них хорошее настроение, и они очень любят играть и танцевать. И наша гостья вместе с сестренками очень любит танцевать. Потанцуем с ними? (да)

-Мы будем танцевать, а матрешки будут смотреть на нас и пританцовывать.

4. Физминутка: “Мы- матрешки, вот такие крошки”

Воспитатель: Хорошо потанцевали, отдохнули. Но матрешка хочет что-то нам сказать. Присаживайтесь на стульчики послушаем матрешку.

-Матрешка : Ребята, мы пришли не одни, с нами наши подружки.

Воспитатель: А где же подружки? Вот они! Посмотрите, они нарисованы на бумаге. Значит они не деревянные, а какие? (бумажные) 

-Правильно, они бумажные.

Воспитатель: Мы сейчас посмотрим на них. Ой, ребята, смотрите: у одних матрешек сарафаны цветные, в горошек, а у других нет.

-А у этих матрешек наоборот -платочки в горошек, а у этих нет.

-А мы ведь уже знаем, что весь наряд у матрешек должен быть расписной, яркий. Что сделать, чтобы и бумажные матрешки были нарядными как их подружки- деревянные матрешки? (раскрасить, нарисовать узор-горошек на сарафане и платочке)

-Да! Их можно раскрасить!

5. Демонстрация и объяснение приема изображения "горошка"

Воспитатель: Ребята, посмотрите, чем мы будем раскрашивать наряд матрешкам? 

(красками).

-Правильно, красками.

-А чем же мы будем набирать краску и рисовать? У вас есть кисточки? (нет)

-Раз у нас нет кисточек, хотите рисовать "волшебными палочками" (да)

-Хорошо, у меня есть "волшебные палочки" - тампончики. Вот они. (показ)

-Ими мы будем рисовать "горошинки".

-Посмотрите, как мы будем рисовать.

-Возьмем тампончики, макнем в красную краску и нарисуем красный горошек на сарафанчике, вот - так. (показ)

-Запомнили? Всем понятно (да)

-Хорошо!

-Но, чтобы у нас получились красивые "горошинки" мы сделаем зарядку для наших пальчиков.

6. Физминутка:

Прежде чем матрешек рисовать,

Нужно пальчики размять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем рисовать.

7. Самостоятельная работа.

8. Итог занятия. Воспитатель: Ребята, вы закончили раскрашивать наряды матрешкам, все постарались. Молодцы! Сейчас возьмите своих матрешек, подойдите ко мне, мы разместим их на магнитных досках и посмотрим на них.

Воспитатель: Ребята, кто у нас сегодня был в гостях (матрешка).

-Что мы вместе с ней делали (танцевали, рисовали).

-Что мы рисовали ("горошенки" на платочке и сарафанчике).

-Чем рисовали? (тампончиками).

-Ребята вы молодцы, все старались поэтому и наряды у бумажных матрешек 

получились очень красивые.

Конспект НОД по лепке.

Тема: "Угощенье для матрешки"

Цель: Познакомить детей с новым приемом: сплющивание ладонями шара из глины. Формировать умение детей  соизмерять силу нажима на шар; упражнять детей в раскатывании пластилина кругообразными движениями; продолжать знакомство детей с матрешкой; закреплять знания красного и желтого цветов; активизировать словарь (сарафан, фартук, платок, расписная матрешка) ; развивать мелкую моторику; поддерживать интерес к художественной деятельности; воспитывать чувство сопереживания, желание помочь.

Материал: доски для лепки, пластилин, матрешка, коробка подарок, тарелочка, тряпочки для вытирание рук.

Ход НОД.

Дети вместе с воспитателем встают в круг.

Мы сначала будем топать:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (топают ногами)

А потом мы будем хлопать:

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (хлопают в ладоши)

А потом мы повернемся (поворот вокруг себя)

И друг другу улыбнемся. (друг другу улыбнуться) .

Дети рассаживаются на стульчики.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня, как Вы думаете? Д:(Подарок)

Воспитатель: Да, это красивая подарочная коробочка. Скажите, когда принято дарить подарки?

Дети: (На праздник, на день рождения)

Воспитатель: Конечно, чтобы сделать приятно человеку по случаю праздника или дня рождения, дарятся подарки, а оформляются они вот так красиво и аккуратно.

Воспитатель - Как Вы думаете, в коробочке должно что-то быть?

Дети: (Да)

Воспитатель: Что бы Вы положили в подарок?

Дети:(Куклу, машинку, конфету, книгу)

Слышен звук.

Воспитатель: Ой, ребята, что это за шум? Он раздается из нашей подарочной коробочки. Мы посмотрим кто там?

Дети: (Да)

Открывается коробка, а в ней матрешка.

Воспитатель:

Русские красавицы

Всем мы очень нравимся,

Мы девчата удалые,

Мы … расписные!

Ребята, кто это?

Дети:(Матрешки)

Воспитатель: Давайте рассмотрим матрешку. На голове у нее что?

Дети: (красивый платочек).

Воспитатель: Какого он цвета?

Дети: (Красного).

Воспитатель: во что она одета?

Дети: (Сарафан надет длинный).

Воспитатель: Как он украшен?

Дети:(Цветами красными и желтыми)

Воспитатель: На сарафан надет что

Дети: фартук, он тоже украшен цветами.

Воспитатель: какая у нас матрешка…

Дети: расписная матрешка

Воспитатель  ребята , а почему матрешка грустная?

Дети:

Воспитатель: Ребята, сегодня у матрешки  день рождения. К ней в гости придут другие Матрешки. Матрешка накрыла на стол и хочет напоить их чаем. Но Матрешке нечем угостить своих подруг. Давайте поможем ей и слепим ей что-нибудь вкусное к чаю. Ребята, вы дома с чем любите пить чай?

Дети: (конфеты, печенье, пряники, сушки)

Воспитатель: Давайте мы с вами вылепим к чаю много вкусных, сладких пряников. Их очень любят Матрешки.

Дети: да

Воспитатель: а матрешка будет смотреть как вы, будете печь пряники. Посмотрите, какой пряник мы сейчас будем лепить (показываю образец): красивый, кругленький, немного сплющенный. Посмотрите, как надо лепить пряник: Сначала я раскатываю пластилин круговыми движениями между ладонями – что у меня получился?

Дети: шарик

Воспитатель: правильно у меня получился шарик. А потом я шарик положу между ладошками и сильно прижму ладошки друг к другу: я сплющила шарик и получился вот такой пряничек. Что я сделала?

Дети: сплющила

Воспитатель: Покажите мне ручками в воздухе, как мы будем раскатывать пластилин круговыми движениями; как будем сплющивать. Мы с вами как-будто испечем пряники для матрешки.

Физминутка

-Глазками мы поморгаем,

Головами покиваем,

Плечиками покачаем,

И чуть-чуть поприседаем,

Пальчиками потрясем

И лепить сейчас пойдем.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю Вам  приступить к работе , а матрешка будет смотреть как вы печете пряники

Самостоятельная деятельность детей (хожу и смотрю как дети лепят дать затрудняющимся детям индивидуальный показ).

Ой, молодцы ребятки, сколько пряников много слепили. Какие они все красивые, аппетитные, и большие, и маленькие. Давайте их все сложим на тарелочку и поставим ее на стол к Матрешке. Теперь ей есть чем угостить своих подруг. Матрешка благодарить детей за прянички.

Конспект НОД по развитию речи.

Тема "В гости к нам пришла матрешка".

Цель: Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке; знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи Семёновской матрёшки; способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности; вовлекать детей в разговор во время рассматривания игрушки; учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту; развивать творческую активность.

Материал: Семеновская матрёшка, матрешки-эмблемы для каждого ребенка, корзинка, разрезная картинка матрешки.

Ход НОД.

Воспитатель:

Я на ярмарке бывала,

И игрушки выбирала,

Принесла корзинку вам,

В ней игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Воспитатель:

- Я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы узнаете, что спрятано в корзинке

Загадка:

Они летом и зимой любят жить одна в одной,

принесите им сапожки — и пойдут плясать. (матрешки)

Воспитатель: Правильно ребята – это матрешки. Делали такие игрушки в разных городах и селах. Эта самая яркая, красивая матрешка из Семенова. Семеновские мастера придали своей матрешке своеобразную форму. Она стройная, вытянутая. На ее переднике всегда яркие букеты цветов.

А давайте, внимательно рассмотрим нашу матрешку.

Воспитатель: Как называется эта игрушка?

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Из чего сделал её мастер?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Как он её делал?

Дети: Вырезал из дерева матрёшку, раскрасил красками, покрыл лаком.

Воспитатель: Правильно! Какими красками мастер разрисовал матрёшку?

Дети: Разноцветными.

Воспитатель: Какими узорами украсил?

Дети: Цветами, листьями, ягодами.

Воспитатель: Молодцы! А вам нравится игрушка?

Дети: Да.

Воспитатель: А давайте сейчас мы с вами будем маленькими матрёшками.

Физкультминутка

"Мы матрёшки, вот такие крошки"

Хлопают в ладошки дружные матрёшки (хлопают)

На ногах сапожки топают матрёшки (топают)

Влево, вправо наклонись (наклоны влево, вправо)

Всем знакомым поклонись (дети кланяются)

Девчонки озорные, матрёшки расписные (кружатся)

В сарафанах ярких, пёстрых (приседают)

Вы похожи словно сёстры (качают головой)

Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки (хлопают)

Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрим во что одеты наши матрешки?

Ответы детей: сарафан, фартук, платок.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, на голове платочек красивый. Сарафан длинный. Вся украшена цветами и узорами.

Воспитатель: А какая это одежда?

Ответы детей: старинная

А Матрешечки сами какие?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые слова подобрали для матрешек. А я тоже хочу несколько слов сказать про нашу матрешку, послушайте:

Словно репа она крутобока,

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко,

Парой черных смородинок - глаз

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек

Упираются руки в бока

А внутри ее секретик есть

Может три, а может шесть

Разрумянилась немножко

Наша русская матрешка.

Воспитатель:

Наша русская матрешка настоящая красавица, а если вы ребята внимательно слушали, то в стихотворении было сказано, что у матрешки есть секретик.

Ребята, как вы думаете, какой секретик есть у матрешки?

Ответы детей.

Правильно внутри матрешки прячутся их сестрицы другие матрешки, каждая матрешка меньше прежней. Давайте с вами посмотрим, кто же спрятался в наших матрешках. Воспитатель показывает кто спрятался в матрешке.

Ребята, а вы знаете матрешки еще и затейницы. Наша гостья-матрешка приготовила для нас игру «Собери матрешку».

Дети собирают матрешку у доски (2-3 ребенка)

Воспитатель: А теперь, ребята, нашей матрешке пора уходить и прощаться с нами. Она говорит вам спасибо -все сегодня были активные, внимательные и поэтому заслужили небольшой подарок- матрешку – эмблему. Вы можете взять ее домой рассказать маме, папе об этой удивительной игрушке.

Скажем «До свидания» матрешке.

Дети прощаются с матрешкой.

  1. Конспект НОД по аппликации.

  2. Тема: "Укрась матрёшке сарафан".

Цель: Познакомить детей с предметом народно – прикладного искусства – матрёшкой; создать у детей интерес к народной игрушке, стремление украсить сарафан матрешки узором, используя геометрические фигуры (круг, овал); способствовать развитию умения работать аккуратно; приобщать детей к русской национальной культуре, народному творчеству; воспитывать чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.

Материал: Матрешка из 4 элементов, письмо (заранее подготовленное), матрешка с грустным лицом, цветные овалы и круги, подставки, салфетки, клей, «матрешки – подружки», демонстрационные картинки с изображением деревянных игрушек.

Предварительная работа: рассматривание матрешки, игры с ними.

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке

А всего одна игрушка.

Воспитатель: Ребята кто это? Правильно Матрёшка.

Матрешка: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте.

Матрешка: Я веселая матрешка, пришла к вам в гости. Какие вы все нарядные, красивые. А я красивая? (Ответы детей)

Матрешка: А что на мне одето?

Дети: Сарафан и косынка

Воспитатель: А какие сарафан и косынка у матрешки?

Дети: Красивые, нарядные.

Воспитатель: А что есть на сарафане? А какие узоры на сарафане?

Дети: Цветы и горошки.

Воспитатель: Вы знаете, из чего сделана матрешка?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Правильно, для изготовления матрёшек используют берёзовые или липовые поленья. Сначала их хорошо высушивают, а потом уже вырезают куклу. Ребята, а вы знаете, что кукла матрешка с секретом. Хотите посмотреть?

Четыре куклы деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

Эту куклу открой-

Будет третья во второй,

Половинку отвинти,

Плотную, притертую

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вот, поставленные, в ряд сестры-куколки стоят.

Воспитатель: Ребята, а скажите-ка мне какая кукла самая большая? А какая чуть меньше? Еще меньше? Какая самая маленькая? Давайте посчитаем сколько всего кукол? Четыре.

Молодцы! Ребята, матрешка считается символом нашей страны, матрешки делают разные, есть семейные (мама, папа, детки, есть герои сказок (репка, теремок).

Физкультминутка (хоровод Матрешек). «Мы матрешки, мы матрешки, вот такие крошки…»

Воспитатель: Ребята нам в садик пришло письмо. Давайте-ка посмотрим для кого оно. Ой, да это же для вас. Давайте откроем письмо и посмотрим что там. Да это матрёшки! Подружки нашей гостьи.

Вдруг раздается плач.

Все удивляются, кто это может плакать?

Воспитатель спрашивает матрешку, вырезанную из белой бумаги:

- Матрешка, почему ты плачешь?

Дети: Что случилось?

Матрешка: У меня такой красивый наряд, а у моих подружек наряд скучный, без узоров. А-а-а…

Воспитатель: Не расстраивайся! Мы поможем тебе. Правда, дети?

Дети: Да!

Матрешка: А как же вы мне поможете?

Ответы детей…

Воспитатель: А каким узором вы, дети, хотите, украсит сарафан матрешки?

Ответы детей…

Воспитатель: Молодцы ребятки! Узоры бывают разные и полосочки, и цветочки, и

крапинки. А мы с вами украсим сарафан горошками.

Показывая на горошки, воспитатель спрашивает детей:

- Скажите, а горошки на какую геометрическую фигуру похожи?

Дети: Круг!

Воспитатель: А чтобы украсить сарафаны матрешек я вас сейчас превращу в мастеров.

Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдите в наши мастерские, садитесь.

Воспитатель: Посмотрите на доску. Тут художники показали как можно украсить сарафан.

Воспитатель: Как украшены сарафаны?

Дети: Цветочками, кружочками.

Воспитатель: Давайте и мы с вами украсим сарафаны наших матрешек.

Но прежде, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Мы веселые матрешки,               Хлопают в ладоши         

На ногах у нас сапожки,              Указательным и средним пальцами идут по полу

В сарафанах наших пестрых       Соединяют ладошки вместе    

Мы похожи словно сестры.         Руки в замок

Воспитатель: Давайте, ребятки, наклеим кружки на сарафанчик матрешке и у нее будет сарафан в горошек.

Далее воспитатель напоминает, как намазывать кружки клеем и приклеивать их на бумагу. Выполнять работу аккуратно, прижимать салфеткой. По окончанию работы матрешка говорит :

- Дети, я не буду больше плакать. Вот как вы, ребята, украсили красиво

наряды моих подружек. Теперь у них не просто сарафан, а сарафан в горошек.

Спасибо вам!

Работа детей за столами (напомнить о правилах работы с клеем и бумагой).

Воспитатель: Ой, какие подружки получились для нашей матрешки. Красивые!

А пока наши рисунки высохнут, давайте встанем в круг и вспомним кто был у нас сегодня в гостях?

Что мы делали на занятии: знакомились с Матрешкой, пели песенку и танцевали, отгадывали загадку, украшали платье Матрешек, играли с пальчиками.

Вы все сегодня молодцы, все справились с заданиями и помогли художнику раскрасить платья Матрешек.

Воспитатель: Ну вот ребята, настала пора прощаться нам с Матрешкой. Давайте скажем ей до свидания.

Дети: До свидания.

Конспект НОД по рисованию.

Тема: "Русская народная игрушка — матрешка".

Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой; учить различать по форме, цвету, узору и выделять отдельные элементы русской национальной одежды. Развивать интерес к рисованию; продолжать развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, мелкую моторику рук; умение доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Оборудование: Набор матрешек, готовые заготовки в форме матрешек, краски, кисти, клеенки, салфетки, подставки под кисти, баночки с водой, аудиозапись песни «Мы веселые матрешки», музыкальный центр.

Ход НОД.

Воспитатель в руках держит матрешку:

- Я, матрешка - сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская матрешка!

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяная,

Щеки, словно розы!

-Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках? (матрешка)

- А вы, знаете, откуда взялась матрёшка? Хотите, я расскажу, как родилась матрёшка?

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

-Вот так ребята родилась матрёшка. Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.

-Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.

-Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

-Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

-Из чего сделана матрешка? (из дерева)

Как её сделали?

Дети: Вырезали из дерева матрёшку, раскрасил красками, покрыли лаком.

Воспитатель: Правильно! Какими красками мастер разрисовал матрёшку?

Дети: Разноцветными.

Воспитатель: Какими узорами украсил?

Дети: Цветами, листьями, ягодами.

Воспитатель: Молодцы! А вам нравится игрушка?

Дети: Да.

Воспитатель: А хотите сейчас мы с вами будем маленькими матрёшками.

Физкульт минутка

"Мы матрёшки, вот такие крошки"

Хлопают в ладошки дружные матрёшки (хлопают)

На ногах сапожки топают матрёшки (топают)

Влево, вправо наклонись (наклоны влево, вправо)

Всем знакомым поклонись (дети кланяются)

Девчонки озорные, матрёшки расписные (кружатся)

В сарафанах ярких, пёстрых (приседают)

Вы похожи словно сёстры (качают головой)

Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки (хлопают)

Ребята, что - то наша матрешка заскучала, как же ее развеселить?

Нарисуем ей подружек?

Самостоятельная работа детей.

Рефлексия:

Ребята скажите, что нового вы сегодня узнали?

Что для вас было самым интересным?

Что вам больше всего понравилось? (ответы детей).

Конспект НОД по социальному окружению.

Тема: "Народные промыслы".

Цель: Познакомить с народными промыслами : матрешка, гжель, хохлома, дымковская игрушка; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного; развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству, любовь к Родине; формировать знания об особенностях изделий, хохломских, дымковских, гжельских мастеров.

Материалы и оборудование: изделия народных промыслов (дымковская игрушка, гжель, посуда – хохлома, матрешка, готовые образцы рисунков.

Методы и приёмы: Словесные: рассказ, беседа, вопросы. Наглядные: рассматривание старинных вещей.

Ход НОД:

I Часть. На занятии дети садятся в круг на ковре, перед ними Матрешка. Воспитатель предлагает поздороваться с

ней. Затем воспитатель предлагает послушать стихотворение про матрешку:

Давай-ка с тобой

Поиграем немножко:

В матрёшке большой есть

Поменьше матрёшка.

Цветастое платье,

Румяные щёчки!

Её открываем —

В ней прячется дочка.

Матрёшки танцуют,

Матрёшки смеются

радостно просят

Тебя улыбнуться!

Они к тебе прыгают

Прямо в ладошки —

Какие веселые

Эти матрёшки!

Эта Матрешка пришла к нам с ярмарки, на ярмарке продают различны товар, сделанный своими руками. Давайте спросим матрешку, что она еще принесла с собой:

Воспитатель достает посуду с хохломской росписью.

Хохлома

У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной. В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.

Обсуждение с детьми, какие основные цвета хохломы: красный, черный, золотой, иногда зеленый.

Достает изделие из гжели.

Гжель.

А эту посуду делали уже из глины. Эта посуда окрашена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали все это узорами сине-голубого цвета.

Далее звучи запись дымковской свистульки.

- Кто так красиво поет? Догадались? Правильно птичка, но птичка непростая!

Достает дымковскую свистульку.

Дымковская игрушка.

Их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой. Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать их как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».

II Часть. Вот Вы и узнали, что такое народные промыслы, а теперь давайте я вам загадаю загадки, а Вы попробуете отгадать, про какой промысел, эта загадка:

Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. (Матрешка)

Выросла золотая травка на ложке, Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома)

Веселая белая глина, Кружочки, полоски на ней. (Гжель)

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки.

А - ну, отгадайте, кто я? (Дымковская игрушка).

Конспект НОД по миру природы.

Тема: "Знакомство с народными игрушками".

Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, различать количество предметов (один-много); формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы, продолжать знакомить с устным народным творчеством. Познакомить детей с русской народной игрушкой; учить различать по форме, цвету, узору. Дать начальные знания о народном творчестве. Рассказать о самой популярной русской игрушке - матрешке. Развивать эстетическое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира. Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русскими народными игрушками; развивать интерес к народным игрушкам; Создать эмоциональное настроение.

Методы и приемы: сюрпризный момент, худ. слово, рассказ воспитателя, рассматривание картинок,  игрушек, беседа, инд.раб, музыкальное сопровождение,.

Демонстрационный материал: колокольчик, пятиместная матрёшка, сундук, тряпичные куклы, иллюстраций к книге А. Барто «Игрушки», картинки: глиняных и деревянных игрушек, тряпичных кукол. 

Раздаточный материал: матрёшки одинарные  на каждого ребёнка.

Ход занятия

I Организационный момент:

Воспитатель: «Колокольчик, мой дружок, собери детей в

кружок» - звенит колокольчиком, дети собираются около

воспитателя.

Воспитатель: Здравствуйте, девочки.

Девочки: Здравствуйте.

Воспитатель: Здравствуйте, мальчики.

Мальчики: Здравствуйте.

Воспитатель: Дети, давайте поиграем в нашу любимую

игру с пальчиками.

Коммуникативная игра

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Мы с тобой подружимся, маленькие пальчики

1-2-3-4-5 – начинаем мы играть.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!»

II Основная часть:

Воспитатель:. -Ребята, вы любите игрушки? (Да) 

-А что вы с ними делаете? (Играем) А я слышала, что вы стихи знаете об игрушках. Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы почитаете стихи.

Показ иллюстраций к книге А. Барто «Игрушки». Дети читают стихи:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу-

Потому что он хороший!

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

Зайку бросила хозяйка.

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Воспитатель. Вот какие разные игрушки бывают.

-Ой, Ребята, посмотрите, какой красивый сундучок? Давайте посмотрим, что там внутри.

-Да здесь же игрушки, но необычные, а старинные, с которыми давным-давно играли наши бабушки, когда были маленькими. В старину не было магазинов, где продавали такие игрушки, с которыми вы сейчас играете в детском саду и дома. Поэтому игрушки  делали своими руками.

Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получались свистулька, из деревяшки – занятные медвежата и курочки.

А вот это тряпичные куклы. Сделаны они из тряпочек и лоскутков ткани.

(Рассказ воспитатель сопровождает показом игрушек)

Воспитатель: Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках? (матрешка)

(Ответы детей. Если дети затрудняются, воспитатель помогает.)

Воспитатель: Правильно, матрёшка! Это матрешка, народная игрушка.

Матрешка эта с секретом, любит пошутить и повеселиться.

Матрешка пришла не одна, а со своими сестричками.

-«Сестрички, ау, ау! Где вы спрятались?

-А вот мы их сейчас найдем»

Разломила пополам:

Интересно, что же там?

Там еще одна матрешка,

Улыбается, смеется,

Хоть и жаль ее ломать,

Буду дальше разбирать.

Воспитатель: Ребята, посмотрите -была одна матрешка, а теперь, сколько их стало?"

Дети: "Много"

Воспитатель: "А из чего сделаны матрешки?"

Дети: "Из дерева"

Воспитатель: "Значит, они какие?"

Дети: "Деревянные"

-Ребята, посмотрите какие они красивые! Все они отличаются росписью, но у каждой свой наряд: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

- А вы, знаете, откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.

Давным - давно это было. У одного мужичка захворала дочка любимая. Захворала от того, что грустно ей было без веселых игрушек. Долго-долго ходил мужичёк по ярмарке и увидел картинку на ней смешная, нарядная куколка. Купил он дочке картинку и довольный пошел домой. Увидела девочка куколку, сразу повеселела, захотела она с ней поиграть, да не может – куколка ведь нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда взял ее батюшка деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешка все ее звали. И стала девочка выздоравливать. А отец стал такую же куколку для всех детишек точить. Получались забавные деревянные игрушки разрисованные цветами да букетами. Вот так ребята родилась матрешка. Матрешка старинная традиционная, народная игрушка, потому что она сделана добрыми руками русских людей.

Физминутка

-В старину любили водить хороводы. Давайте и мы вместе с матрешкой встанем в хоровод:

Куколке - матрешке строим дом хороший: Стучат кулачками

Вот такой высокий, вот такой широкий! Руки вверх

В дом вошла матрешка, наша кукла - крошка. Руки в стороны

Весело так пляшет, вам платочком машет. Топают ногами и машут рукой

-А теперь возьмите матрешку в руки, а другую руку прижмите к сердцу. Чувствуете, как в сердце становится тепло?

-Как вы думаете почему? (Ответы детей)

-Потому что игрушку делали мастера с любовью, вкладывали в неё свою душу. А теперь  доброта и любовь этой игрушки поселилась в нашем сердце!

Воспитатель: Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились.

А вы хотите поиграть с матрешкой, вставайте в круг.

Игра с матрёшкой.

(Воспитатель берет 2 матрешки встает в центр и говорит слова, в это время звучит народная мелодия.)

Я к вам собиралась,

Долго-долго наряжалась.

Поиграть хочу немножко!

У кого в руках матрешка,

Тот попляшет с ней немножко.

Двое детей, взяв матрешек, выходят в круг и под русскую народную мелодию пляшут, остальные хлопают в ладоши. Танец повторяется несколько раз.

III Заключительная часть:

Рефлексия

Воспитатель:

-Сегодня мы узнали, с какими же игрушками играли наши бабушки.

- Ребята, вам понравилось, о чем мы сегодня говорили?

- Что именно понравилось?

Молодцы !

А вы хотели бы поиграть с такими игрушками? (Ответы детей).

Тогда давайте поиграем с ними и  познакомимся поближе.

Дидактическая игра «Игра с матрешкой».

Цель: учить ребенка действовать с трехместной матрешкой; формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.

Материал: (расписная матрешка высотой 8-10 см., внутри которой две вкладывающиеся матрешки, наименьшая из которых неразборная)

Игровые действия:

Педагог ставит на стол матрешку.

Ребенка учат открывать матрешку, доставая из нее другую, и правильно закрывать ее, совмещая части рисунка.

Дидактическая игра «Игра с матрешкой».

Цель: учить находить по просьбе взрослого идентичные, но различные по величине предметы; совершенствовать моторику пальцев, координировать движение рук; научить совмещать детали игрушки по рисунку.

Материал: (расписная матрешка, вмещающая еще две разборные матрешки)

Игровые действия:

Все матрешки, которые достает малыш, выстраиваются линеечкой.

Обращается внимание на самую большую, поменьше и самую маленькую.

Обращается внимание на высоту голоса с каждой матрешкой (маленькая разговаривает самым тоненьким голоском).

Для матрешек подбираются стульчики, чашечки, кроватки и т.д.

Дидактическая игра  «Найди домик матрешке».

Цель: закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке и умение выделять фигурки по величине; воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал: карточка с силуэтами матрешек – их домиков, матрешки разные по величине.

Игровые правила: правильно «заселить» матрешек в свои домики.

Дидактическая игра   «Собери матрешку».

Цель: закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке, закреплять умение собирать матрешку из частей по способу мозаики, выделять элементы украшения; воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал: матрешки из бумаги (картона), поделенные на несколько частей.

Игровые правила: собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.

Дидактическая игра «Больше - меньше»

Цель: упражнять детей в различении, сравнении величины матрешек (больше - меньше, одинаковые), воспитывать внимание.

Вот матрешка-мама, дочка где, не знаю.

Прячется малютка, вот она какая!

Появилась дочка маленького роста

С ней матрешка-мама, загляденье просто! (С. Резщикова)

Дидактическая игра «Веселые подружки»

Цель: развитие чувства ритма.

Демонстрационный материал: плоские фигурки из картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле

Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрешек) в одежде с различными узорами и т.д.

Раздаточный материал: деревянные ложки по две на каждого ребенка.

Ход игры:

Фигурки стоят на столе» одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».

Музыкальный руководитель. Познакомьтесь ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!

Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать детям в руки кубики» палочки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой), в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого

до более сложного). Ритмы также можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.

Математическая игра «Одна и много».

Цель: формировать умение находить в окружающей обстановке одну и много матрешек.

Материал: рисунки с изображением одной и несколько матрешек, деревянные матрешки.

Математическая игра

«Помоги матрешке найти свои игрушки».

Цель: закреплять умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Материал: рисунки матрешек разного цвета, кружочки, полоски разных цветов.

Настольно-печатная игра «Парные картинки».

Цель: упражнять детей в сравнении матрешек, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений, воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.

Очень любим мы матрешки,

Разноцветные одежки,

 Сами ткем и прядем,

Поиграть мы к вам идем!

Настольно-печатная игра «Сложи матрешку».

Цель: упражнять детей составления целого предмета из двух, четырех частей.

Материал: разрезные картинки матрешки.

Сюжетная игра

«Что делают матрешки?»

Цель: воспроизводятся близкие опыту малышей жизненные ситуации; способствует формированию доброжелательных отношений, учит детей облекать свои желания в соответствующую речевую форму (как по содержанию, так и по интонации). Кроме того, малыши учатся выполнять просьбы друг друга. Особенности игры и ее воспитательное значение.

В этой игре дети открывают для себя новое качество предметов — величину. Им предлагается русская народная игрушка — матрешка. Устройство матрешки предусматривает элемент неожиданности, сюрпризности, что привлекает детей, создает эмоциональный подъем, возбуждает интерес.

Правила игры направляют детей на разнообразные действия с игрушкой (сравнение матрешек по росту). Важно также и то, что в этой игре дети могут применять уже приобретенные умения различать цвет и форму предметов. Успех благодаря знакомым действиям вселяет уверенность в себе, что, в свою очередь, способствует познавательной активности в решении новой задачи.

Игровой материал.

Желательно иметь полный комплект матрешек (сувенирный), включающий 10—12 предметов. При его отсутствии можно использовать два-три набора обычных пятиместных матрешек, которые имеются во всех детских садах. Нужно иметь также брусок или полоску для отделения одной группы матрешек от другой.

Описание игры и приемы ее проведения.

Воспитатель с помощью малышей расставляет стульчики и напротив них на небольшом расстоянии ставит большой стол. Дети рассаживаются поудобнее, а взрослый ставит на стол большую матрешку: «Посмотрите, какая красавица к нам пришла!» Все любуются матрешкой, рассматривают ее. Педагог спрашивает, во что одета матрешка, какого цвета ее сарафан, платочек и т. д. Полюбовавшись игрушкой, поднимает ее и удивленно говорит: «Что-то она тяжелая. Может быть, там что-нибудь есть? Давайте посмотрим!» Придерживая нижнюю часть матрешки одной рукой, другой приподнимает верхнюю половинку, произнося вместе с детьми следующие слова: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!» Процесс открывания матрешки намеренно слегка затягивается, чтобы усилить ожидание и любопытство малышей.

Открыв большую матрешку и увидев в ней следующую, дети с воспитателем удивляются и любуются ею. Новая матрешка ставится рядом, лицом к детям и рассматривается, как и первая. Воспитатель обращает внимание на то, что матрешки разного роста. Он спрашивает, какая из них выше, какого цвета платочек у той, которая выше, и у той, которая ниже. Затем, взяв в руки новую матрешку, опять предлагает узнать, не спрятано ли в ней еще что-нибудь. Дети снова говорят хором те же слова («Матрешка, матрешка, откройся немножко!»), и появляется следующая матрешка. Так продолжается до тех пор, пока не выйдут все матрешки.

Выстроив их в ряд по росту, воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая матрешка меньше предыдущей на целую голову. После этого он разделяет больших и маленьких матрешек на две равные группы и говорит, что все матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие матрешки пойдут в старшую группу, а маленькие — в младшую. На столе выделяется место для младшей и для старшей группы (отгораживается палочкой, бруском, чертой и пр.). Воспитатель вызывает детей по одному и дает им поручение — отвести любую матрешку, которую он сам выберет, в старшую или младшую группу. Этот вопрос решает сам ребенок. Все остальные дети вместе с воспитателем проверяют правильность его действий. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, воспитатель подводит итог, т. е. подчеркивает: «Матрешки более высокие попали в старшую группу, они побольше, а матрешки ростом поменьше пришли в младшую группу, они еще маленькие. Вот подрастут и пойдут в старшую группу. А теперь пусть наши матрешки немножко поводят хоровод, а мы им споем песенку!» Воспитатель подзывает нескольких детей, дает каждому из них две матрешки, стоящие рядом, и предлагает показать, как ходят матрешки . друг за другом. Все дети вместе с воспитателем поют песенку. «Стоп! — говорит воспитатель. — Давайте теперь поиграем в каравай».

Вызванные дети ставят матрешек в кружки (в обеих группах), и на столе образуются два хоровода. «Давайте и мы поиграем с вами в каравай и поучим матрешек», — предлагает воспитатель остальным детям. Малыши образуют хоровод и играют в знакомую игру. Затем все занимают свои места, а педагог вызывает новых детей, которые, взяв в руки матрешек, под пение остальных («Вот такой ширины, вот  такой ужины, каравай, каравай, кого хочешь выбирай!») показывают, как матрешки играют в каравай, т. е. расширяют и сужают круг, подпрыгивают вверх, наклоняются и пр.

«А теперь наши матрешки пойдут гулять, — предлагает воспитатель. — Старшие поведут своих сестричек из младшей группы. Сначала давайте соберем на прогулку матрешек из старшей группы». Он поручает одному ребенку построить больших матрешек по росту друг за другом. Потом, вызывая малышей по одному, дает новое задание: для каждой большой матрешки найти, соответственно ее росту, пару среди маленьких. Вызвав одного ребенка, педагог предлагает ему взять самую большую матрешку, пойти с ней в младшую группу и найти ее сестричку, т. е. самую большую среди матрешек младшей группы. Выбрав пару для большой матрешки, ребенок отводит обеих матрешек на другой край стола. Первая пара готова на прогулку. Таким же образом выбираются остальные пары матрешек. Так решается этот вариант обучающей задачи.

Затем воспитатель вызывает других детей, которые водят матрешек (гуляют с ними) по столу. Матрешки свободно двигаются, бегают, прыгают и т. д. В конце прогулки их опять выстраивают по росту. Это делают уже другие дети, а все остальные следят за ними и, если потребуется, исправляют ошибки.

«А теперь поиграем по-другому, — говорит воспитатель. — Матрешки будут друг друга прятать». Он берет в руки самую маленькую матрешку, ставит ее напротив соседней и как бы от ее имени просит: «Сестричка, сестричка, спрячь меня!» — «А ты скажи, какого цвета на мне платочек, — отвечает матрешка,— тогда спрячу!» Маленькая матрешка отвечает, а та, что побольше, открывается и прячет ее.

Воспитатель вызывает двоих детей и поручает им играть двумя следующими по росту матрешками. Все остальные внимательно слушают диалог матрешек. Со следующей парой матрешек действует другая пара детей, и игра продолжается до тех пор, пока все матрешки не соберутся в одну большую. «Вот она, наша самая большая красавица», — говорит воспитатель. Матрешка ставится на видное место, и игра на этом кончается.

Сюжетная игра  «Веселые матрешки»

Цель: Особенности игры и ее воспитательное значение. В данной игре дети учатся различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Им предлагаются несколько вариантов задачи: сравнивать предметы по высоте, сопоставлять размеры плоскостных и объемных фигур и т. п. Ее сюжетный характер имеет важное значение для развития творческой инициативы в самостоятельных играх и подготавливает малышей к ролевой игре. Игра способствует развитию восприятия величины, зрительной памяти, мышления, пространственного воображения. Все это очень важно для умственного развития дошкольников. Проводится она с небольшой группой детей (пять-шесть человек).

Игровой материал: Два комплекта пятиместных матрешек, два комплекта разных по величине кружочков (тарелочек для матрешек), башенка из полых кубов. Если такая игрушка отсутствует, ее можно заменить элементами строительного материала, из которых строятся домики для матрешек. Кроме перечисленных предметов, используется самодельный ростомер. Его можно изготовить из пирамидки, сняв с нее все колечки. На подставку от пирамидки будут становиться матрешки, а одно из колечек опускается на голову матрешке. На вертикальном планшете, который устанавливается сзади, можно карандашом отмечать рост матрешек.

Описание игры и приемы ее проведения.

По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Взрослый обращается к малышам: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (Смотрит вокруг, потом берет в руки матрешку и покачивает ее.) Что-то там в середине гремит. Посмотрим, что там есть. (Снимает верхнюю половину матрешки.) Вот, оказывается, где они все спрятались! (Все матрешки выстраиваются в ряд.) Давайте познакомимся с ними!» Воспитатель называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я — Матреша, я — Наташа, я — Даша, я — Маша». И т. д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет воспитатель). Игра начинается.

Сначала матрешки гуляют (ходят по столу). Потом их зовут к медсестре измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают на ростомер, а воспитатель опускает колечко и вместе с детьми отмечает, какого роста каждая из матрешек. Он спрашивает детей и уточняет, какая матрешка самая высокая, какая чуть пониже, какая — самая низкая, какая чуть повыше. Потом все матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает по очереди детей, которые подбирают для своих матрешек соответствующие тарелочки. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста: «Пора домой,— говорит он, — становитесь в пары!» Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешку по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. По просьбе воспитателя дети показывают, в каком месте не хватает пары. Матрешки появляются, малыши ставят их на место, и игрушки отправляются домой. Воспитатель ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) — это домики для матрешек.

По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят в домики.

Правила игры.

Каждый играющий выбирает себе матрешку. Он должен запомнить ее имя и действовать с нею в соответствии с обучающей задачей. Одну из матрешек берет воспитатель и показывает наглядный образец игровых действий.

Участники игры должны внимательно слушать воспитателя и выполнять действия, которые он им предлагает.

Подвижная игра  «Прячем матрешку».

Цель: развитие внимания, умение ориентироваться в пространстве, различать левую и правую стороны.

Ход игры

Взрослый прячет знакомую ребенку большую матрешку так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где матрешка? Ищи матрешку!», взрослый ищет ее вместе с детьми.

Когда ребенок найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы найти было сложнее.

После игры с матрешкой можно провести игру «Прятки».

Подвижная игра «Бегите к матрешке! ».

Цель: умение ориентироваться в пространстве, укрепление мышц туловища и ног, развитие двигательной активности.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках. Взрослый с матрешкой садится напротив детей, у противоположной стены. Он обращается к детям и говорит: «Бегите к матрешке!».

Когда прибегают дети, взрослый обнимает их и говорит: «Прибежали, прибежали! Ну, теперь бегите назад!»

Дети поворачиваются и бегут назад. Взрослый говорит им вслед:

«Убегайте, убегайте!»

Дети садятся на стульчики.

«Отдохнули?» — спрашивает взрослый.

«Ну, бегите опять к матрешке, бегите, бегите! Кто быстрее?»

Подвижная игра «Шли матрешки по дорожке».

Цель: учить детей согласовывать детей со словами.

Шли матрешки по дорожке Идут по кругу за матрешкой.

Было их немножечко, Подходят к домику

Две Матрены,

Три матрешки,

И одна матрешечка.

Я цветочек вышила Вылетает пчелка

Жу-Жу услышала

Села пчелка на цветок  Догоняет.

Все матрешки наутек. Все убегают.

Подвижная игра "Матрешки в гостях у ребят".

Цель: средствами музыки обогащать и расширять представление детей о матрешке; обогащать слуховой опыт детей и создавать запас музыкальных впечатлений; развивать элементарное эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на нее, ее характер и настроение на музыкальный образ, доступный ребенку; приобщать детей к выразительному исполнению не сложных танцев, хороводов, вызывать желание детей с удовольствием участвовать в них и связывать движения с музыкой; побуждать детей активно участвовать в музыкально-ритмической деятельности, посильно выполняя под музыку образные движения, передавая особенности музыкального звучания; побуждать к первоначальным творческим проявлениям в певческой и ритмической деятельности.

Издалека, издалека

В гости к нам пришла матрешка.

Я к ребятам собиралась,

Долго-долго наряжалась.

А смотрю, ребятки наши,

Будут всех на света краше.

Поиграю я немножко,

Ну скорей, поймай матрешку

Ну, скорей, скорей беги. Бежит, дети её доганяют.

Ты матрешку догони.

Ох, устала, посижу, Садится, дети играют с ней.

На ребяток погляжу.

С ними в мячик я сыграю, Достает из кармана мячик и катит его к детям.

Ну, лови, лови, лови

Да смотри не урони!

Мячик-попрыгун, устал,

Положу его в карман.

Лучше дудочку достану Играет, дети пляшут.

Для ребят играть я стану.

Пусть попляшут малыши

Ножки деток хороши.

Посмотрите как матрешка,

Громко хлопает в ладошки, 

А ребятки не отстали

И в ладошки за стучали. Дети хлопают в ладоши.

До свидания, до свидания

Я от деток ухожу.

Своим крошкам на прощание

Я рукою помашу. Машут рукой на прощанье

Игра – пляска

"Мы матрешки крошки"

Цель: развитие движений в соответствии с текстом.

Мы – матрешки (2 р)

Вот какие крошки

Как у нас (2 р)

Чистые ладошки.

Мы – матрешки (2 р)

Вот какие крошки

Как у нас (2 р)

Новые сапожки.

Мы – матрешки (2 р)

Вот какие крошки

Поиграем, поиграем

На своих гармошках.

Мы матрешки (2 р)

Вот какие крошки

Потанцуем, потанцуем

Под свои гармошки.

Держат пальчики у щечки, кивают головами из стороны в сторону.

Показывают ноготок

Показывают свои ладошки.

Держат пальчики у щеки, кивают головами из стороны в сторону.

Показывают ноготок

Выставляют ножки, ручки на пояс.

Держат пальчики у щечки, кивают гововами из стороны в сторону.

Показывают ноготок. Изображают, что играют на гармошке, растягивая их.

Держат пальчики у щеки, кивают головами из стороны в сторону. Показывают ноготок. Кружатся, подняв одну руку над головой.

Всё! (кланяются разводя руки в стороны)

Игра-пляска "Матрешки - крошки".

Цель:

Мы матрешки Все мы крошки (2 р)

Поплясать хотим немножко.

Мы матрешки Все мы крошки (2 р)

У нас новые сапожки.

Мы матрешки Все мы крошки (2 р)

Побежать хотим немножко.

Мы матрешки Все мы крошки (2 р)

Погуляем по дорожке.

Мы матрешки Все мы крошки (2 р)

Ох, устали наши ножки.

Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, притопывают ногами.

Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, медленно выставляют вперед то одно, то другую ногу.

Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, бегут за воспитателем.

Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, дети идут за воспитателем на ходу обмахиваются обеими руками (жарко).

Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, присаживаются на корточки, поддерживая кистью правой руки, локоть левой.

Воспитатель: отдохнули?

Мы матрешки Все мы крошки (2 р) Снова пляшут наши ножки.

Мы матрешки Все мы крошки (2 р) Всем поклонятся матрешки.

Стоят на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, поворачиваются то вправо, то влево.

Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, кланяются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...