ПЛАН профессионального самообразования воспитателя высшей категории кв. категории Павловой Натальи Александровны на 2023-2024 учебный год
учебно-методический материал
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения.
Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-
исследовательских способностей дошкольников как основы интеллектуально- личностного, творческого развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
автономное учреждение Детский сад «Тополек»
МО Ясненский городской округ
ПЛАН
профессионального самообразования
воспитателя высшей категории кв. категории
Павловой Натальи Александровны
на 2023-2024 учебный год
Ясный,
2023
Тема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Актуальность темы:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать и я пойму».
Китайская пословица
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.
В основе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников лежат жажда познания, стремление к открытиям, любознательность и потребность в умственных впечатлениях. Наша задача – развитие личностных, физических и интеллектуальных качеств дошкольника.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и
переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и
продуктивнее при других равных условиях будет его творческая,
исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить. Исследования дают возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», а также дают возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, сравнением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Путем экспериментирования ребенок сам достигает результата, делает выводы и наблюдает за «чудом», так одновременно формируется и творческая мысль и научный интерес. Преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Экспериментируя с природными материалами и физическими состояниями, у ребенка развивается интерес и понимание законов природы, любовь к природе и естественным наукам.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения.
Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-
исследовательских способностей дошкольников как основы интеллектуально- личностного, творческого развития.
Задачи:
- изучить научную литературу, методики, технологии по познавательно- исследовательской деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, активность и самостоятельность в познавательно-поисковой и других видах деятельности для развития физических, личностных и интеллектуальных качеств ребенка оценочное и критическое отношение к миру;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
- Воспитывать интерес детей и бережное отношение к природе, целеустремленность и настойчивость
Методы и приемы работы:
- Практические
- проблемно-поисковые
- беседы
- опыты;
- наблюдения на прогулках, эксперименты;
- чтение художественной литературы
- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Предполагаемый результат:
- Повышение профессионального мастерства
- Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
- Дети научатся определять разнообразные методы решения поставленных ряда задач самостоятельно.
- У детей сформируется умение подбирать несколько вариантов решения поставленных задач.
- У детей пополнится словарный запас и активизируется речь специальной терминологией.
- Разовьется желание самостоятельно делать выводы и выдвигать
План работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год Этапы работы
№ п/п | Содержание работы | Сроки |
1 | Организационно - теоретический
| В течение года |
2 | Практический этап.
| В течение года |
3 | Итоговый этап.
| Май |
№ п/п | Название мероприятия | Сроки |
1. | Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования.
окружающим миром. Экспериментирование» С.-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2013 г.
«Вентана-Граф», 2007 г.
| Сентябрь |
2. | Пополнение центра экспериментирования | Сентябрь |
3. | Консультация для родителей «Создание условий для экспериментирования детей дома». | Сентябрь |
4. | Подготовка картотеки по опытам и экспериментам. | Сентябрь- ноябрь |
5. | Наметить основные формы работы: « Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником». | Октябрь |
6. | Реализация проекта «Этот удивительный воздух» | Октябрь |
7. | Конспекты ОД : «Воздух-невидимка», «Волшебный камень – магнит», «Приборы – помощники», «Волшебница вода», «Волшебные превращения» | В течение года |
8. | Папка – передвижка «Опыты с водой» Фотовыставка «Экспериментируем с водой дома» | Ноябрь |
9. | Родительское собрание «Детское экспериментирование, что это такое?». | Ноябрь |
10. | Консультация для педагогов ДОУ «Познавательно- исследовательская деятельность в условиях ФГОС в ДОУ». | Декабрь |
11. | Открытый показ ОД «Юные исследователи» | Январь |
12. | Мастер - класс для родителей «Чудеса большого мира». | Февраль |
13. | Проект «Огород на окне» | Март |
14. | День открытых дверей: «Показ опытов- экспериментов» (презентация опытов в домашних условиях- родители, дети.) | Апрель |
15. | Родительское собрание «Подведение итогов учебного года. Рекомендации по организации летнего отдыха детей и | Май |
экспериментированию в домашних условиях». | ||
16. | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. | Май |
Вывод:
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой - позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация плана по самообразованию воспитателя высшей категории, почетного работника общего образования Российской Федерации Шрамковой Г.Д. Тема: "Значение мелкой моторики в развитии речи у младших дошкольников"
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...
План по самообразования на тему: "Особенности развития ребенка 5-6 лет" на 2023-2024 учебный год
Развитие личности ребенка 5-6 лет.Самым главным новшеством в развитии личности ребенка 5-6 лет можно считать появление произвольности, то есть способность самостоятельно регулировать свое поведение. Д...
План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность в жизни детей старшего дошкольного возраста» на 2023-2024 учебный год
План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность в жизни детей старшего дошкольного возраста»на 2023-2024 учебный год...

План по самообразованию «Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой» на 2023-2024 учебный год
План по самообразованию «Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой» на 2023-2024 учебный год...

Индивидуальный план профессионального развития Пономаревой Ольги Николаевны, воспитателя группы с нарушением зрения на 2023-2024 гг. "Развитие познавательного интереса у детей с нарушениями зрения посредством интерактивных игр"
Индивидуальный план профессионального развития....

ПЛАН профессионального самообразования воспитателя высшей категории кв. категории Павловой Натальи Александровны на 2022-2023 учебный год
Цель: Повышение профессиональной компетентности с систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС Задачи для педагога:- пов...

ПЛАН профессионального самообразования воспитателя высшей категории кв. категории Павловой Натальи Александровны на 2024-2025 учебный год
Цель работыОбеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого,...
