ПЛАН профессионального самообразования воспитателя высшей категории кв. категории Павловой Натальи Александровны на 2023-2024 учебный год
учебно-методический материал

Павлова Наталья Александровна

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения.

Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

 

Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-

исследовательских способностей дошкольников как основы интеллектуально- личностного, творческого развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

автономное  учреждение Детский сад  «Тополек»

МО Ясненский городской округ

ПЛАН

профессионального самообразования

воспитателя высшей категории кв. категории

Павловой Натальи Александровны

на 2023-2024 учебный год

Ясный,

2023

Тема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Актуальность темы:


«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать и я пойму».

Китайская пословица

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.

В основе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников лежат жажда познания, стремление к открытиям, любознательность и потребность в умственных впечатлениях. Наша задача – развитие личностных, физических и интеллектуальных качеств дошкольника.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и

переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и

продуктивнее при других равных условиях будет его творческая,

исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить. Исследования дают возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», а также дают возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, сравнением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Путем экспериментирования ребенок сам достигает результата, делает выводы и наблюдает за «чудом», так одновременно формируется и творческая мысль и научный интерес. Преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Экспериментируя с природными материалами и физическими состояниями, у ребенка развивается интерес и понимание законов природы, любовь к природе и естественным наукам.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения.

Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-

исследовательских способностей дошкольников как основы интеллектуально- личностного, творческого развития.

Задачи:

  • изучить научную литературу, методики, технологии по познавательно- исследовательской деятельности;
  • создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, активность и самостоятельность в познавательно-поисковой и других видах деятельности для развития физических, личностных и интеллектуальных качеств ребенка оценочное и критическое отношение к миру;
  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  • развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
  • Воспитывать интерес детей и бережное отношение к природе, целеустремленность и настойчивость

Методы и приемы работы:

  • Практические
  • проблемно-поисковые
  • беседы
  • опыты;
  • наблюдения на прогулках, эксперименты;
  • чтение художественной литературы
  • дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
  • трудовые поручения, действия.

Предполагаемый результат:

  • Повышение профессионального мастерства
  • Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
  • Дети научатся определять разнообразные методы решения поставленных ряда задач самостоятельно.
  • У детей сформируется умение подбирать несколько вариантов решения поставленных задач.
  • У детей пополнится словарный запас и активизируется речь специальной терминологией.
  • Разовьется желание самостоятельно делать выводы и выдвигать

План работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год Этапы работы

№ п/п

Содержание работы

Сроки

1

Организационно - теоретический

  • Повышение своего профессионального уровня, развитие любознательности и познавательной активности.
  • Изучение методической литературы по данной теме, имеющегося опыта ДОУ
  • Составление перспективного плана, разработка конспектов
  • создание материально - технических, организационных, научно методических условий;
  • поиск материалов в сети Интернет.

В течение года

2

Практический этап.

  • Внедрение опыта работы;
  • выступление на медико-педагогическом совете;
  • консультативная помощь педагогам и родителям;
  • участие в Муниципальных, Всероссийских интернет - конкурсах;
  • подготовка к ГМО;
  • изготовление картотеки с опытами и экспериментами;
  • презентации по теме самообразования.

В течение года

3

Итоговый этап.

  • Сравнительный анализ за год;
  • анализ работы по теме самообразования.

Май

№ п/п

Название мероприятия

Сроки

1.

Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования.

  1. Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с

окружающим миром. Экспериментирование» С.-Петербург,

«ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2013 г.

  1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»,

«Вентана-Граф», 2007 г.

  1. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
  2. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
  3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  4. 1. Вахрушева Л.Н. «Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет». М., ТЦ «Сфера», 2012 г.
  5. Пособие Тугушева Г.П. «Организовать детскую лабораторию в условиях ДОУ»

Сентябрь

2.

Пополнение центра экспериментирования

Сентябрь

3.

Консультация для родителей «Создание условий для

экспериментирования детей дома».

Сентябрь

4.

Подготовка картотеки по опытам и экспериментам.

Сентябрь-

ноябрь

5.

Наметить основные формы работы: « Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником».

Октябрь

6.

Реализация проекта «Этот удивительный воздух»

Октябрь

7.

Конспекты ОД : «Воздух-невидимка», «Волшебный камень – магнит», «Приборы – помощники», «Волшебница вода»,

«Волшебные превращения»

В течение года

8.

Папка – передвижка «Опыты с водой»

Фотовыставка «Экспериментируем с водой дома»

Ноябрь

9.

Родительское собрание «Детское экспериментирование, что

это такое?».

Ноябрь

10.

Консультация для педагогов ДОУ «Познавательно-

исследовательская деятельность в условиях ФГОС в ДОУ».

Декабрь

11.

Открытый показ ОД «Юные исследователи»

Январь

12.

Мастер - класс для родителей «Чудеса большого мира».

Февраль

13.

Проект «Огород на окне»

Март

14.

День открытых дверей: «Показ опытов- экспериментов»

(презентация опытов в домашних условиях- родители, дети.)

Апрель

15.

Родительское собрание «Подведение итогов учебного года.

Рекомендации по организации летнего отдыха детей и

Май

экспериментированию в домашних условиях».

16.

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

Май

Вывод:

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой - позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация плана по самообразованию воспитателя высшей категории, почетного работника общего образования Российской Федерации Шрамковой Г.Д. Тема: "Значение мелкой моторики в развитии речи у младших дошкольников"

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...

План по самообразования на тему: "Особенности развития ребенка 5-6 лет" на 2023-2024 учебный год

Развитие личности ребенка 5-6 лет.Самым главным новшеством в развитии личности ребенка 5-6 лет можно считать появление произвольности, то есть способность самостоятельно регулировать свое поведение. Д...

План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность в жизни детей старшего дошкольного возраста» на 2023-2024 учебный год

План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность в жизни детей старшего дошкольного возраста»на 2023-2024 учебный год...

План по самообразованию «Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой» на 2023-2024 учебный год

План по самообразованию «Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой» на 2023-2024 учебный год...

ПЛАН профессионального самообразования воспитателя высшей категории кв. категории Павловой Натальи Александровны на 2022-2023 учебный год

Цель: Повышение профессиональной компетентности с систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС Задачи для педагога:- пов...

ПЛАН профессионального самообразования воспитателя высшей категории кв. категории Павловой Натальи Александровны на 2024-2025 учебный год

Цель работыОбеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого,...