ПЛАН профессионального самообразования воспитателя высшей категории кв. категории Павловой Натальи Александровны на 2022-2023 учебный год
учебно-методический материал
Цель: Повышение профессиональной компетентности с систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС
Задачи для педагога:
- повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;
- разработать консультации и папки- передвижки для родителей;
- разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
- пополнить предметно-развивающую среду;
- подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- создать картотеку игр по данной теме;
- провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
автономное учреждение Детский сад «Тополек»
МО Ясненский городской округ
ПЛАН
профессионального самообразования
воспитателя высшей категории кв. категории
Павловой Натальи Александровны
на 2022-2023 учебный год
Ясный,
2022
Тема: ««Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Пояснительная записка:
Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так,
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
В. А. Сухомлинский
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание, дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику, и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОСДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания, патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ;
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Система работы по патриотическому воспитанию детей:
Ознакомление с предметами ближайшего окружения:
- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомство с людьми прославившими Россию;
- Воспитание уважения и доброжелательности к людям других национальностей.
Ознакомление с явлениями общественной жизни.
- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;
- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- Воспитание любви к родному краю, к Родине, знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей.
Ознакомление с природой.
- Воспитание любви к природе родного края;
- Воспитание бережного отношения к родной природе;
- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
Формы работы по патриотическому воспитанию:
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия,
-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом;
- творческие мастерские, брифинги, КВН
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Цель: Повышение профессиональной компетентности с систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС
Задачи для педагога:
- повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;
- разработать консультации и папки- передвижки для родителей;
- разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
- пополнить предметно-развивающую среду;
- подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- создать картотеку игр по данной теме;
- провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.
Задачи для детей:
1. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3. Формировать представления о России как о родной стране.
4. Воспитывать патриотизм, уважение к культурной прошлой России
5. Воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики
Задачи для родителей:
Создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.
Предполагаемый результат: Развитие интегративных качеств, соответствующих возрасту «Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, малой Родине, мире и природе»:
Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
Место проживания: посёлок, район, город, область; предприятия родного посёлка и их значимость; символику посёлка, достопримечательности; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
Название планеты, на которой мы живем.
Актуальность темы:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда была одной из самых актуальных проблем развития современного общества. Негативное влияние на воспитание детей оказывают всем доступные средства массовой информации, телевидение, реклама, насыщенные образами агрессии, разрушения, жестокости. Актуальность исследования обусловлена тем, что уровень развития патриотических чувств у граждан страны имеет большое влияние на развитие всех сфер данного государства, что обуславливает необходимость воспитания патриотических чувств у подрастающего поколения. Сейчас часто материальные ценности доминируют над духовными, потому детей бывают искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, любви к родине и патриотизме. В период дошкольного детства закладывается фундамент для приобретения в дальнейшем любых социальных навыков и знаний, формируется общий характер поведения ребенка. Необходимость особого внимания к патриотическому воспитанию дошкольников обусловлена тем, что оно является стержнем приобщения ребенка к культуре, к традициям и обычаям, с его помощью обеспечивается овладение нормами и правилами взаимодействия с окружающим миром людей и природы. Значимость патриотического воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста обозначена во ФГОС ДО как задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей. Патриотическое воспитание по ФГОС предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках нашего народа, а также формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. 4 В последние годы написаны диссертации на данную тему, где педагоги используют разные средства, методы для патриотического воспитания. Но не стоит забывать об ученых, которые первыми в педагогике говорили о патриотизме: Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Е.Е. Казаевой, Л.Л. Кондрыкинской, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой, В.Г. Нечаевой, Н.А. Виноградовой и др. Их идеи нашли своё отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения. В настоящее время также ведутся исследования по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Данной проблемой занимаются О.А. Аленкина, Н.В. Алешина, Е.А. Алябьева, О.Н. Баранникова, К.Ю. Белая, Л.В. Белявцева, М.В. Богуславский, А.Я. Ветохина, Н.А. Виноградова и др. учёные. Следует отметить, что подавляющее большинство работ содержат лишь общие характеристики патриотического воспитания, базирующиеся на определениях советской педагогической теории и адаптированные к современным условиям. Исследования показывают, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления личности и формирования социокультурного опыта. Согласно исследования Л.И. Божович, В.Г. Мухиной, формирование патриотических чувств определено возрастными характеристиками дошкольников: большая познавательная активность, впечатлительность, эмоциональная открытость, подражательность, доверчивость. Большинство авторов указывает на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Они затрагивают лишь отдельные аспекты проблемы. Анализ литературы и педагогического опыта позволил определить следующие противоречия: 5 - между заявленной стандартом идеей о необходимости воспитания патриотизма, ориентированной на все социальные слои и возрастные группы граждан РФ, и недостаточной разработанностью научно-теоретической и методической основ патриотического воспитания в современных условиях; - стремлением педагогов к результативности процесса патриотического воспитания дошкольников и традиционным подходом к решению его задач, отсутствием системы в работе.
Дата | Тема | Этап | Содержание работы | Результат, форма отчётности |
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека». 2. Зацепина М. Б «Дни воинской славы.Патриотическое воспитание».
| |
Работа с детьми | Сентябрь | 1. Оформление уголка в группе «Мы живём в России». | 1. Стенд «Мы живём в России». |
Октябрь |
|
| |
Ноябрь | 1. Ознакомление с символикой России и Оренбургской областиобласти. | 1. Демонстрация презентаций «Символы России», «Символы Оренбургской области». | |
Декабрь | 1. Ознакомление с традициями русского народа. | 1. Развлечение «Игры наших бабушек». 2. Изготовление |
папки «Народный костюм. | |||
Январь | 1. Ознакомление с традиционными блюдами России. | 1. Организация ярмарки «Русские блюда» | |
Февраль | 1.ОД «Празднование Дня защитника отечества». 2. Проведение праздника «День защитника отечества». | 1. Эстафета.посвященная Дню защитника отечества. | |
Март | 1. Беседы на тему «Моя родная мама». | 1 Выставка детский работ «Моя мама – лучшая на свете». | |
Апрель | 1.ОД «Мы первые в космосе!» | 1. Демонстрация презентации на тему «Космос». | |
Май | 1. Экскурсия в «Парк победы». | 1. Подготовка стенгазеты «Герои России». | |
Работа с семьёй | Сентябрь | 1. Чтение литературы о Родине, о ВОВ и других исторических событиях. | 1. Информация для родительского уголка. |
Октябрь | 1. Консультации для родителей. | 1. Выставка детских рисунков «Родная деревня». | |
Ноябрь | 1. Консультации для родителей. | 1. Выставка поделок «Чудеса Байкала». | |
Декабрь | 1. Показ открытого мероприятия. | 1. Развлечение «Игры наших бабушек». | |
Январь | 1. Консультации для родителей. | 1 Информация для | |
родительского уголка. | |||
Февраль | 1. Конкурс плакатов «Защитники отечества». | 1. Выставка. | |
Март | 1. Конкурс «Моя мама – лучшая на свете». | 1. Выставка работ. | |
Апрель. | 1. Консультации для родителей. | 1. Информация для родительского уголка. | |
Май | 1. Работа по благоустройству территории детского сада. | 1. Проведение субботника. | |
Самореализация | Декабрь | 1. Показ открытого мероприятия. | 1.Развлечение «Игры наших бабушек». |
Май | 1. Отчёт по теме самообразования. | 1. Выступление на педсовете. |
Форма отчета по проделанной работе.
В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:
картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию речи у дошкольников;
памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
открытое занятие по развитию речи;
выступление на заседании методического объединения с отчетом о проделанной работе.
Работая над данной темой самообразования, сделала следующие
выводы:
Одна из важных задач, вытекающих из современных требований воспитания у детей дошкольного возраста патриотических чувств, состоит в активизации поиска новых эффективных средств воздействия на сознание и чувства воспитуемых. Особенности усвоения знаний о Родине и воспитания у детей любви к ней требуют таких педагогических средств, которые создают условия для взаимодействия эмоционального и интеллектуального факторов процесса обучения и воспитания и тем самым способствуют более успешному решению задач формирования основ патриотизма. В работе мы провели теоретический анализ психолого-педагогической, нормативно-правовой, философской, методической литературы по теме исследования. Можно сказать, что тема патриотического воспитания детей дошкольного возраста не является новой. В разное время к ней обращались такие педагоги, ученые, как Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Е.Е. Казаева, Л.Л. Кондрыкинская, Т.Н. Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П. Арнаутова, В.Г. Нечаева, Н.А. Виноградова и многие другие. Согласно действующего ФГОС ДО и основных принципов, заложенных в нем: дошкольное детство – это значимый период в жизни, в 105 котором происходит становление личности ребенка, развитие творческих способностей и инициативы. Проведенная опытно-поисковая работа подтвердили значимость проблемы и темы исследования, и сделать следующие выводы: На основе анализа литературы по теме исследования раскрыто понятие «патриотизм» - это любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу. Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации. Патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс взаимодействия взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленный на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщающий к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, в результате которого у дошкольника формируется «эмоционально-действенное отношение, чувство привязанности, преданности, ответственности и так далее по отношению к своей Родине».Содержание патриотического воспитания дошкольников включает в себя приобщение детей к культуре нашего народа, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, знакомство с семьёй, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями, знакомство с историей нашей страны, проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные время года, организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей. Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство.
Список литературы
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
1. Агапова, И. А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия : 1-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Москва : ВАКО, 2006. – 368 с. – Текст : непосредственный.
2. Азаров, Ю. П. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников / Ю. П. Азаров // Дополнительное образование. – 2013. – № 6. – С. 3-7. – Текст: непосредственный.
3. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева. – Волгоград : Учитель, 2007. – 203 с. – Текст: непосредственный.
4. Алиева, Ш. Г. Социальное развитие дошкольников / Ш. Г. Алиева // Молодой ученый. – 2014. – № 2 (61). –С. 711-715. – Текст: непосредственный.
5. Антология педагогической мысли первой половины XIX в. / сост. П. А. Лебедев. – Москва : Педагогика, 1987. – 560 с. – Текст: непосредственный. 6. Бабунова, Т. М. Методологические основы гражданско патриотического воспитания детей дошкольного возраста / Т. М. Бабунова // Патриотическое воспитание дошкольников. Сборник материалов. Часть I. Управление образования администрации ЗАТО г. Снежинск, Челябинской области, 2007. – 151 с. – Текст: непосредственный. 7. Белинский, В. Г. Избранные педагогические сочинения / В. Г. Белинский. – Москва : Педагогика, 1982. – 292 с. – Текст: непосредственный. 8. Белинский, В. Г. Избранные педагогические сочинения / В. Г. Белинский; ред. А. Ф. Смирнов. – Москва : Педагогика, 1984. – 288 с. – Текст непосредственный. 9. Бецкой, И. И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества / И. И. Бецкой; сост. С. В. Лыков, Л. М. Волобуева; ред. С. Ф. 108 Егоров // Антология педагогической мысли России XVIII в. – Москва, 1985. – 560 с. – Текст: непосредственный. 10. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – Москва : Институт практической психологии. – Воронеж : МОДЭК, 1995. – 350 с. – Текст: непосредственный. 11. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для академического бакалавриата / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 218 с. – Текст: непосредственный. 12. Большой энциклопедический словарь. – URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/bes/p/patriotizm/ (дата обращения: 4.11.2019). – Текст: непосредственный. 13. Бордовская, Н. В. Педагогика : учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 304 с. – Текст: непосредственный. 14. Бузский, М. П. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания / М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. – Волгоград :ВолГУ, 2008. – 90 с. – Текст: непосредственный. 15. Солодянкина, О. В. Воспитание начал патриотизма и гражданственности: на примере ДОУ N 288 г. Ижевска / О. В. Солодянкина // Материалы научно-практической конференции, круглого стола «Молодежь: патриотизм, гражданственность». – Ижевск, 2003. – С.119-121. – Текст: непосредственный. 16. Восстание декабристов. Материалы по истории восстания декабристов / под общ.ред. и с предисл. М. Н. Покровского. – Москва : Госиздат, 1958. – 692 с. – Текст: непосредственный. 17. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка : учеб.пособие для студентов высших учебных заведений / Н. Ф. Голованова. – Санкт-Петербург : Речь, 2004. – 272 с. – Текст: непосредственный. 109 18. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». – URL: http://government.ru/ (дата обращения 5.11.2019). – Текст: непосредственный.
19. Губина, Е. Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» / Е. Губина, Н. Кудряшова, Г. Лугвина [и др.] // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3. – С. 10-19. – Текст: непосредственный.
20. Детство : пример.образовательная программа дошкол. образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева [и др.]; – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 280 с. – Текст: непосредственный.
21. Дергач, Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л. Н. Дергач // Дошкольная педагогика. – 2009. – №2. – С. 21-26. – Текст: непосредственный.
22. Добролюбов, Н. А. Избранные педагогические сочинения / Н. А. Добролюбов. – Москва : Педагогика, 1986. –352 с. – Текст: непосредственный.
23. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5 – 7 лет / М. Б. Зацепина. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с. –Текст: непосредственный. 24. Захарчук, А. Л. Организация системы мониторинга достижений по формированию представлений о родном городе у старших дошкольников / А. Л. Захарчук // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – №1. – С. 37-40. – Текст: непосредственный. 25. Ильин, И. А. О сущности правосознания / И. А. Ильин; подготовка текста и вступительная статья И. Н. Смирнова. – Москва : «Рарогъ», 1993. – 235 с. – Текст: непосредственный. 26. Истоки: пример.основ. общеобразоват. программа дошкол. образования / Л. А. Парамонова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Сфера, 2011. – 320 с. – Текст: непосредственный. 110 27. Казакова, А. Г. Непреходящее значение идей А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского о патриотическом воспитании / А. Г. Казакова, М. С. Новашина // Вестник МГУКИ, 2016. – 4 (72), июль-август. – С. 131-137. – Текст: непосредственный. 28. Карамзин, Н. М. Избранные статьи и письма / Н. М. Карамзин. – Москва : Современник, 1982. – 352 с. – Текст: непосредственный. 29. Карамзин, Н. М. О любви к Отечеству и народной гордости / Н. М. Карамзин // Избранные сочинения: в 2 т. Т. 2. – Москва : Художественная литература, 1984. – С. 280-287. – Текст: непосредственный. 30. Князева, О. А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа. учеб.-метод. пособие / О. А. Князева, М. Д. Маханева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2004. – 304 с. – Текст: непосредственный. 31. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко [и др.]; под ред. С. А. Козловой Москва : Издательский центр «Академия», 2002. – 150 с. – Текст: непосредственный. 32. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. – Москва : Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с. – Текст: непосредственный. 33. Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром / С. А. Козлова; АПН СССР, НИИ дошк. воспитания. – Москва : Педагогика, 1988. –102 с. – Текст: непосредственный. 34. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб.пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с. – Текст: непосредственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация плана по самообразованию воспитателя высшей категории, почетного работника общего образования Российской Федерации Шрамковой Г.Д. Тема: "Значение мелкой моторики в развитии речи у младших дошкольников"
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...
План профессионального самообразования воспитателя Дунаевой Ирины Владимиров2015-2016 учебный год
План профессионального самообразования воспитателя Дунаевой Ирины Владимиров2015-2016 учебный год...

План по самообразованию «Развитие речи детей 3-4 лет через чтение сказки». 2022-2023 учебный год.
Цель: Создание условий для речевого развития детей 3-4 лет через чтение сказкиЗадачи: 1. Развивать интонационную выразительность речи, диалогическую речь посредством инсценировки коротк...

Отчет по Индивидуальному образовательному маршруту воспитателя общеразвивающей группы МБДОУ д/с № 26 Муратовой Натальи Ивановны за 2022 – 2023 учебный год
ОТЧЕТ по Индивидуальному образовательному маршруту воспитателя общеразвивающей группы МБДОУ д/с № 26 Муратовой Натальи Ивановны за 2022 – 2023 учебный год...

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ «МЕТЕОСТАНЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ» 2022 - 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цель: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности, будут формироваться элементарные представления о погоде и ее значен...

ПЛАН профессионального самообразования воспитателя высшей категории кв. категории Павловой Натальи Александровны на 2023-2024 учебный год
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвест...

ПЛАН профессионального самообразования воспитателя высшей категории кв. категории Павловой Натальи Александровны на 2024-2025 учебный год
Цель работыОбеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого,...
