"Погружаемся в сказку, играя с водой"
методическая разработка (подготовительная группа)

Семинар-практикум для педагогов «Современный подход к сенсомоторному развитию дошкольников, через взаимодействие с семьями воспитанников с ОВЗ"

  «Погружаемся в сказку, играя с водой» 

Проект раскрывает некоторые технологии приемов по акватерапии, дает практические наработки, которые моджно применять в работе с дошкольниками для обучения грамоте

Скачать:


Предварительный просмотр:

pict1696.png

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Вишенка» с. Красное»

Симферопольского района Республики Крым

_____________________________________________________________________________

ул. Комсомольская 11-«А», с. Красное, Симферопольский район, 297520, Республика Крым,

 Российская Федерация,  E-mail: sadik_vishenka-krasnoe@crimeaedu.ru

ОКПО 00839056 ОГРН 1159102036378 ИНН/КПП 9109010740/91090100

структурное подразделение «Ромашка»

Конспект мастер-класса для педагогических работников

«Игры с водой для развития связной речи детей

и улучшения грамотности»

                                                                                                             Разработчик:

                                                                                                  Учитель-логопед А.В. Седик

                                                        

                                               с. Первомайское, 2024г.

Цели:

знакомство педагогов с акватерапией, как одним из методов коррекционной работы с детьми с ОНР и ТНР, оказание помощи воспитателям в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях с практическим применением игр с водой.

Задачи:

  • Развивать творческую деятельность педагогов и родителей детей с ОВЗ.
  • Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать коммуникативную готовность у дошкольников с ТНР.
  • Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей и родителей по проблемам речевого развития дошкольников.
  • Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между всеми участниками образовательного процесса.
  • Развивать у детей дошкольного возраста все стороны речи (фонематический слух, грамматический строй речи, лексика, связная речь);
  • Активировать психические процессы и социальную коммуникацию;
  • Воспитывать нравственные качества;

Использование современных образовательных технологий:

- игровые технологии, в которых через практическую реализацию в игровом варианте, запускаются речевые центры и активизируется речевая активность детей. Уходит речевой негативизм.

- Здоровьесберегающие технологии (закаливание, сенсомоторная чувствительность, развитие перцептивной сферы, когнитивных функций и т.д.)

- Личностно-ориентированные технологии, и технологии проектной деятельности, направленные на обогащение и общее развитие социального и личностного опыта, посредством включения в межличностное взаимодействие.

Ожидаемый результат:

обогащение педагогического опыта по применению игр с водой с целью практического использования их на практике, повседневных режимных моментах. Рекомендовано к распространению среди родителей и педагогов.

Материалы и оборудование:

емкости с водой, камешки, ракушки, пластмассовые рыбки, непромокаемые фартуки, инструментарий для игр по акватерапии (киндер игрушки, резиновые фигурки, прищепки, пластиковые стаканы, бусины, камешки, ракушки, элементы детской посуды, пластмассовые буквы и т.д.).

Теоретическая часть:

Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, при котором применяется вода. Игра с водой – это не только естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, но и один из самых приятных способов обучения.

Проведение специально организованных сенсорных игр с водой – это процесс создания эмоционально положительного настроя и оптимизация интеллектуальной деятельности за счет стимуляции множества психических процессов. 

Ребенок связан с водой как в утробе матери, так и после своего рождения. Большинство новорожденных детей с удовольствием принимают ванны, шлепая ручками и бултыхая ножками в воде. Она дает ребенку не только приятные ощущения, но и развивает различные рецепторы, предоставляет неограниченные возможности познавать ребенку окружающий мир. Акватерапия обладает большим ресурсом и является одной из здоровьесберегающих технологий, помогает укрепить защитные силы организма, улучшить иммунитет, помогает в закаливании.

Акватерапия хорошо зарекомендовала себя в коррекционной работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, задержку психомоторного развития, неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, нарушения органов слуха и зрения. Игры с водой успешно применяются как дополнительный инновационный педагогический прием как в дошкольных, так и в специализированных учебных заведениях. 

Акватерапиия способствует физическому развитию ребенка: закаливанию, развитию тактильно-кинестетической чувствительности. тонкой моторики рук. Регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний; помогают развитию речи; снижают проявления гиперактивности ребенка. Формируют оздоровительные процессы в организме. Стабилизируют психо-эмоциональное состояние, особенно, детей с ОВЗ.

При акватерапии необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, соблюдать элементарные гигиенические правила и правила безопасности работы с водой: – нельзя намеренно выливать воду на пол;

            – нельзя брызгаться водой;

            – после игры вытереть руки насухо.

Дети обычно с удовольствием играют с водой. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще.

Практическая часть:

 1).   Игра «Найди заданный звук в слове»       Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки, поднос.

Ход игры: говорим ребенку звук «А» и просим достать игрушку, название которой начинается на этот звук. Например: автобус, аист и т.д.

 2).   Игра «Закреплять зрительный образ буквы» (профилактика дисграфии)

Оборудование: ёмкость с водой, пластиковые буквы, непромокаемые фартуки.

Ход игры: бросаем в воду пластиковые буквы и просим достать одну из них.

 3).   Игра «Узнай букву на ощупь» (обучение грамоте)  Оборудование: ёмкость с водой, пластмассовые буквы, непромокаемые фартуки.

Ход игры: закрой глаза, опусти руки в воду, возьми любую букву и узнай ее, какая это буква? Назови ее.

 4).   Игра «Собери бусы» (развитие мелкой моторики)  Оборудование: ёмкость с водой, шнуровка, бусы, непромокаемые фартуки.

Ход игры: собери в воде бусы.

 5).   Игра «Выложи букву»   Оборудование: ёмкость с водой, металлические палочки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: выложи на дне емкости буквы металлическими палочками.

 6).  Игра «Расширяем словарный запас» (формирование словаря прилагательных)   Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.       Ход игры: достань игрушку из воды и опиши ее: какая она (цвет, форма, свойства и т.д.)

 7).   Игра «Расширяем словарный запас»  Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.      Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).

 8).   Игра «Делим слова на слоги»   Оборудование: ёмкость с водой, жемчужинки (камушки), непромокаемые фартуки.

Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин (камешков). Сколько в слове слогов, столько и жемчужин.

9).  Игра «Рыбаки» математика, счет, формирование цветовосприятия, величина.  Оборудование: ёмкость с водой, рыбки или мелкие плавающие игрушки, сеть или ситечко, непромокаемые фартуки.

Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем. Чего больше, чего меньше и какого цвета предметы поойманы. 

10).   «Пальчиковые игры», «Пианино» и др. на развитие мелкой моторики

Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки.

Ход игры: проводим пальчиковые игры в воде («Колечки»; «Коза-заяц-вилка» и т.д.) По поверхности воды играем, как на пианино.

11).   Игра «Укрась прищепками предмет»   Оборудование: прищепки, которыми ребенок «украшает» различные предметы, погруженные в воду: кольца, геометрические фигуры  и т.д. например: «Укрась красной прищепкой красный круг» ребенок должен найти соответствующую прищепку и нужный предмет.

12). Игра «Ракушки, камешки, бусины» (существительное с числительным) Оборудование: ёмкость с водой, ракушки, камешки, бусины, непромокаемые фартуки.

Ход игры: доставай по одному предмету и считай: 1 ракушка, 2, 3, 4, ракушки, 5 ракушек и т.д.

13).  Игра «Губка» (развиваем тактильные ощущения) Оборудование: ёмкость с водой, губка, непромокаемые фартуки  Ход игры: достань и выжми губку

14).   Игра «Я – самый ловкий»    Переливание воды из емкости в емкость учит ребенка навыкам наливания и переливания.  Оборудование: вода, пластиковые стаканчики, кувшин, непромокаемые фартуки.

Ход игры: ребенок расставит стаканчики и будет наливать в них воду из кувшина.

 15).   Игра «Кораблики» (развиваем речевое дыхание)

Оборудование: ёмкость с водой, кораблик (пенопластовые лодочки, крышечки) непромокаемые фартуки.

Ход игры: давай сейчас подуем плавно на кораблики. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил.

16).  Игра «Вскипяти воду»   Оборудование: коктейльные палочки, в которые нужно дуть прямо в воду, чтоб вырабатывать продолжительный речевой выдох.

Выводы:  

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, помогают успешнее проводить речевую коррекционно-развивающую работу, развивать мелкую моторику.

- Уважаемы коллеги, вы прослушали мастер-класс по акватерапии, сами попробовали провести игры с водой, надеюсь, вам очень понравилась, выбранная мною методика по работе с дошкольниками и детьми с ОВЗ, и мы все вместе будем распространять полученный опыт среди всех участников коррекционно-образовательного процесса. Рекомендовать эти и другие игры для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение на воде "Играем с водичкой"

Развлечение на воде«Играем с водичкой» Средняя группа Задачи: • Учить погружаться в воду с головой, открывать глаза в воде.• Учить всплывать и лежать на воде с опорой. • Учить выполнять разные движени...

Игра – эксперимент «Водичка, водичка….» «Прозрачная вода»

В гости к ребятам приходит Капелька._ Кто такая  капелька? Где живёт?...

Консультация для родителей "Изучаем свойства воды, играем с водой"

Знакомство дошкольником со свойствами воды, с её состояниями в природе. Интересные игры с водой....

Конспект открытого комплексного занятия по экспериментированию с водой детей третьего года жизни Игра - занятие: «Играем с водой».

Знакомство детей раннего возраста со свойствами воды, учить окрашивать воду в разные цвета....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Игра-путешествие «Вода, вода, кругом вода…»

Итоговое  мероприятие по проекту: «Волшебница – вода».Игра-путешествие «Вода, вода, кругом вода…»Цели: уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах ...

"Игра с водой и под водой" о пользе игр с водой для развития ребенка

Консультация для родителей о пользе игры с водой в развитии ребенка дошкольного возраста....