"Погружаемся в сказку, играя с водой"
методическая разработка (подготовительная группа)
Семинар-практикум для педагогов «Современный подход к сенсомоторному развитию дошкольников, через взаимодействие с семьями воспитанников с ОВЗ"
«Погружаемся в сказку, играя с водой»
Проект раскрывает некоторые технологии приемов по акватерапии, дает практические наработки, которые моджно применять в работе с дошкольниками для обучения грамоте
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Вишенка» с. Красное»
Симферопольского района Республики Крым
_____________________________________________________________________________
ул. Комсомольская 11-«А», с. Красное, Симферопольский район, 297520, Республика Крым,
Российская Федерация, E-mail: sadik_vishenka-krasnoe@crimeaedu.ru
ОКПО 00839056 ОГРН 1159102036378 ИНН/КПП 9109010740/91090100
структурное подразделение «Ромашка»
Конспект мастер-класса для педагогических работников
«Игры с водой для развития связной речи детей
и улучшения грамотности»
Разработчик:
Учитель-логопед А.В. Седик
с. Первомайское, 2024г.
Цели:
знакомство педагогов с акватерапией, как одним из методов коррекционной работы с детьми с ОНР и ТНР, оказание помощи воспитателям в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях с практическим применением игр с водой.
Задачи:
- Развивать творческую деятельность педагогов и родителей детей с ОВЗ.
- Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать коммуникативную готовность у дошкольников с ТНР.
- Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей и родителей по проблемам речевого развития дошкольников.
- Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между всеми участниками образовательного процесса.
- Развивать у детей дошкольного возраста все стороны речи (фонематический слух, грамматический строй речи, лексика, связная речь);
- Активировать психические процессы и социальную коммуникацию;
- Воспитывать нравственные качества;
Использование современных образовательных технологий:
- игровые технологии, в которых через практическую реализацию в игровом варианте, запускаются речевые центры и активизируется речевая активность детей. Уходит речевой негативизм.
- Здоровьесберегающие технологии (закаливание, сенсомоторная чувствительность, развитие перцептивной сферы, когнитивных функций и т.д.)
- Личностно-ориентированные технологии, и технологии проектной деятельности, направленные на обогащение и общее развитие социального и личностного опыта, посредством включения в межличностное взаимодействие.
Ожидаемый результат:
обогащение педагогического опыта по применению игр с водой с целью практического использования их на практике, повседневных режимных моментах. Рекомендовано к распространению среди родителей и педагогов.
Материалы и оборудование:
емкости с водой, камешки, ракушки, пластмассовые рыбки, непромокаемые фартуки, инструментарий для игр по акватерапии (киндер игрушки, резиновые фигурки, прищепки, пластиковые стаканы, бусины, камешки, ракушки, элементы детской посуды, пластмассовые буквы и т.д.).
Теоретическая часть:
Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, при котором применяется вода. Игра с водой – это не только естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, но и один из самых приятных способов обучения.
Проведение специально организованных сенсорных игр с водой – это процесс создания эмоционально положительного настроя и оптимизация интеллектуальной деятельности за счет стимуляции множества психических процессов.
Ребенок связан с водой как в утробе матери, так и после своего рождения. Большинство новорожденных детей с удовольствием принимают ванны, шлепая ручками и бултыхая ножками в воде. Она дает ребенку не только приятные ощущения, но и развивает различные рецепторы, предоставляет неограниченные возможности познавать ребенку окружающий мир. Акватерапия обладает большим ресурсом и является одной из здоровьесберегающих технологий, помогает укрепить защитные силы организма, улучшить иммунитет, помогает в закаливании.
Акватерапия хорошо зарекомендовала себя в коррекционной работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, задержку психомоторного развития, неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, нарушения органов слуха и зрения. Игры с водой успешно применяются как дополнительный инновационный педагогический прием как в дошкольных, так и в специализированных учебных заведениях.
Акватерапиия способствует физическому развитию ребенка: закаливанию, развитию тактильно-кинестетической чувствительности. тонкой моторики рук. Регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний; помогают развитию речи; снижают проявления гиперактивности ребенка. Формируют оздоровительные процессы в организме. Стабилизируют психо-эмоциональное состояние, особенно, детей с ОВЗ.
При акватерапии необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, соблюдать элементарные гигиенические правила и правила безопасности работы с водой: – нельзя намеренно выливать воду на пол;
– нельзя брызгаться водой;
– после игры вытереть руки насухо.
Дети обычно с удовольствием играют с водой. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще.
Практическая часть:
1). Игра «Найди заданный звук в слове» Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки, поднос.
Ход игры: говорим ребенку звук «А» и просим достать игрушку, название которой начинается на этот звук. Например: автобус, аист и т.д.
2). Игра «Закреплять зрительный образ буквы» (профилактика дисграфии)
Оборудование: ёмкость с водой, пластиковые буквы, непромокаемые фартуки.
Ход игры: бросаем в воду пластиковые буквы и просим достать одну из них.
3). Игра «Узнай букву на ощупь» (обучение грамоте) Оборудование: ёмкость с водой, пластмассовые буквы, непромокаемые фартуки.
Ход игры: закрой глаза, опусти руки в воду, возьми любую букву и узнай ее, какая это буква? Назови ее.
4). Игра «Собери бусы» (развитие мелкой моторики) Оборудование: ёмкость с водой, шнуровка, бусы, непромокаемые фартуки.
Ход игры: собери в воде бусы.
5). Игра «Выложи букву» Оборудование: ёмкость с водой, металлические палочки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: выложи на дне емкости буквы металлическими палочками.
6). Игра «Расширяем словарный запас» (формирование словаря прилагательных) Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: достань игрушку из воды и опиши ее: какая она (цвет, форма, свойства и т.д.)
7). Игра «Расширяем словарный запас» Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).
8). Игра «Делим слова на слоги» Оборудование: ёмкость с водой, жемчужинки (камушки), непромокаемые фартуки.
Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин (камешков). Сколько в слове слогов, столько и жемчужин.
9). Игра «Рыбаки» математика, счет, формирование цветовосприятия, величина. Оборудование: ёмкость с водой, рыбки или мелкие плавающие игрушки, сеть или ситечко, непромокаемые фартуки.
Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем. Чего больше, чего меньше и какого цвета предметы поойманы.
10). «Пальчиковые игры», «Пианино» и др. на развитие мелкой моторики
Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки.
Ход игры: проводим пальчиковые игры в воде («Колечки»; «Коза-заяц-вилка» и т.д.) По поверхности воды играем, как на пианино.
11). Игра «Укрась прищепками предмет» Оборудование: прищепки, которыми ребенок «украшает» различные предметы, погруженные в воду: кольца, геометрические фигуры и т.д. например: «Укрась красной прищепкой красный круг» ребенок должен найти соответствующую прищепку и нужный предмет.
12). Игра «Ракушки, камешки, бусины» (существительное с числительным) Оборудование: ёмкость с водой, ракушки, камешки, бусины, непромокаемые фартуки.
Ход игры: доставай по одному предмету и считай: 1 ракушка, 2, 3, 4, ракушки, 5 ракушек и т.д.
13). Игра «Губка» (развиваем тактильные ощущения) Оборудование: ёмкость с водой, губка, непромокаемые фартуки Ход игры: достань и выжми губку
14). Игра «Я – самый ловкий» Переливание воды из емкости в емкость учит ребенка навыкам наливания и переливания. Оборудование: вода, пластиковые стаканчики, кувшин, непромокаемые фартуки.
Ход игры: ребенок расставит стаканчики и будет наливать в них воду из кувшина.
15). Игра «Кораблики» (развиваем речевое дыхание)
Оборудование: ёмкость с водой, кораблик (пенопластовые лодочки, крышечки) непромокаемые фартуки.
Ход игры: давай сейчас подуем плавно на кораблики. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил.
16). Игра «Вскипяти воду» Оборудование: коктейльные палочки, в которые нужно дуть прямо в воду, чтоб вырабатывать продолжительный речевой выдох.
Выводы:
Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, помогают успешнее проводить речевую коррекционно-развивающую работу, развивать мелкую моторику.
- Уважаемы коллеги, вы прослушали мастер-класс по акватерапии, сами попробовали провести игры с водой, надеюсь, вам очень понравилась, выбранная мною методика по работе с дошкольниками и детьми с ОВЗ, и мы все вместе будем распространять полученный опыт среди всех участников коррекционно-образовательного процесса. Рекомендовать эти и другие игры для родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение на воде "Играем с водичкой"
Развлечение на воде«Играем с водичкой» Средняя группа Задачи: • Учить погружаться в воду с головой, открывать глаза в воде.• Учить всплывать и лежать на воде с опорой. • Учить выполнять разные движени...

Игра – эксперимент «Водичка, водичка….» «Прозрачная вода»
В гости к ребятам приходит Капелька._ Кто такая капелька? Где живёт?...
Консультация для родителей "Изучаем свойства воды, играем с водой"
Знакомство дошкольником со свойствами воды, с её состояниями в природе. Интересные игры с водой....

Конспект открытого комплексного занятия по экспериментированию с водой детей третьего года жизни Игра - занятие: «Играем с водой».
Знакомство детей раннего возраста со свойствами воды, учить окрашивать воду в разные цвета....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»
Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Игра-путешествие «Вода, вода, кругом вода…»
Итоговое мероприятие по проекту: «Волшебница – вода».Игра-путешествие «Вода, вода, кругом вода…»Цели: уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах ...

"Игра с водой и под водой" о пользе игр с водой для развития ребенка
Консультация для родителей о пользе игры с водой в развитии ребенка дошкольного возраста....
