Дополнительное образование в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФОП
статья (старшая группа)

Толстун Инна Александровна
Статья раскрывает личный опыт использования технологии ТИКО-конструирования в условиях реализации ФОП в дополнительном образовании дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolstun_zabolotnaya.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Заболотная Анна Юрьевна, Толстун Инна Александровна

МКДОУ ЦРР – детский сад №21 г. Россоши

Дополнительное образование в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации федеральной образовательной программы.

В последние годы дополнительное образование в дошкольных образовательных организациях приобрело особое значение в контексте реализации федеральной образовательной программы. В современных условиях, когда образовательные стандарты становятся все более жесткими, важно создавать условия для всестороннего развития детей. Дополнительное образование предоставляет возможности для расширения образовательного пространства, что в свою очередь способствует формированию гармоничной личности.

Одной из задач, стоящих перед дошкольными образовательными организациями, является интеграция дополнительного образования в основную образовательную программу. Это позволяет создать единое образовательное пространство, в рамках которого дети могут развиваться, получая новые знания и навыки. Дополнительные занятия могут охватывать различные области, включая искусство, спорт, науки и языки. Такой подход способствует развитию креативности, инициативности и самостоятельности ребенка.

Федеральная образовательная программа акцентирует внимание на индивидуальном подходе к каждому ребенку, что становится возможным благодаря разнообразию форм и методов дополнительного образования. Важнейшим аспектом является учет интересов и запросов детей, что позволяет создавать мотивирующую образовательную среду. Например, занятия по художественной деятельности могут быть адаптированы с учетом предпочтений детей, что в свою очередь способствует повышению их заинтересованности и вовлеченности.

Таким образом, дополнительное образование в дошкольных учреждениях становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Оно позволяет не только расширять горизонты знаний детей, но и формировать навыки, необходимые для успешной учебной деятельности в будущем. Важно также отметить, что реализация дополнительного образования требует квалифицированных педагогов, способных адаптировать образовательные программы в соответствии с современными требованиями и интересами детей.

Можно сказать, что дополнительное образование в дошкольных образовательных организациях является важным инструментом для реализации федеральной образовательной программы. Оно способствует всестороннему развитию детей, а также формированию позитивного отношения к обучению на протяжении всей жизни. Для успешной реализации данных программ необходимо создание благоприятной образовательной среды и подготовка квалифицированных специалистов. 

Выбор направления дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении – ответственный шаг.  Мы, как педагоги, стремились найти направление, которое будет не только интересно, но и полезно для развития детей. Именно поэтому мы сделали ставку на ТИКО – конструирование.

 Что такое ТИКО? Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Фигуры представляют собой различные многоугольники ярких цветов, изготовлены из сертифицированного пластика.

 Автором технологии ТИКО – моделирования является Ирина Викторовна Логинова.

В рамках кружковой работы в нашем саду, дети с большим интересом приходят на занятия по ТИКО - конструированию.  Для всестороннего развития детей, важно чтобы  конструирование было  тесно связано с другими видами деятельности. Мы предлагаем рассмотреть интеграцию ТИКО – конструирования и  театрализованной деятельности.

Театрализованная  деятельность и ТИКО – конструирование – два мощных инструмента развития ребенка, которые на первый взгляд, кажутся далекими друг от друга.

Тико – конструирование, базирующееся на создании объемных фигур из плоскостных элементов, развивает пространственное мышление, воображение и мелкую моторику. Дети учатся видеть структуру, планировать и реализовывать свои идеи.

Театрализованная деятельность, в свою очередь раскрывает творческий потенциал, развивает речь, эмоциональный интеллект и коммуникативные навыки.

Интеграция этих двух направлений позволяет создать уникальную образовательную среду. Дети могут использовать детали ТИКО для создания декораций, костюмов, реквизита для спектаклей. Процесс конструирования становится частью театрализованного действа, а игра – способом познания мира через творчество и эксперименты.

 Однажды мы предложили детям оживить всем известную сказку «Колобок». Все вместе вспомнили главных героев этой сказки, каждый ребенок выбрал героя, который больше нравится. Для изготовления героев, было предложено детям использовать схемы, а декорации изготавливать с помощью своей фантазии и воображения.

 Рассмотрев схемы, дети отобрали необходимые детали и  приступили к их соединению. Когда герои были готовы, мы приступили к изготовлению декораций. Девочки изготавливали елочки, деревья.  Мальчики конструировали дом, пенек и извилистую тропинку.

Безусловно, мы управляем процессом конструирования, помогаем соединить детали, подсказываем  какую деталь можно заменить, как сделать, чтобы фигура получилась более устойчивой, но в целом дети действуют самостоятельно.  Самое главное – интерес, который возникает в процессе создания единого, общего продукта – театра, не угасает спустя время.

Когда всё было готово, ребята принялись расставлять декорации нашего сказочного леса. Процесс был настолько увлекательный, что ребята сразу же принялись играть своими героями, а потом попробовали самостоятельно разыграть сказку.  Дети добавляли свои слова по ходу сказки, изменяли некоторые фразы. От этого сказка становилась все интереснее и улыбка не сходила с лиц детей. Ребята не хотели заканчивать эту игру, им захотелось чтобы их игру увидели и другие дети  и тогда было решено немного подучить слова героев и показать настольный театр колобок в ясельной группе.  

        На примере нашего занятия мы увидели возможности  использования ТИМКО - конструирования  в театрализованной деятельности. Игры - театрализации, с созданными ТИКО – персонажами, очень нравятся детям: они создают условия для развития речи, творчества, благоприятно влияют на эмоциональную сферу ребёнка.        

При помощи использования ТИКО конструктора  деятельность детей становится более интересной, развивается интеллектуальный и творческий потенциал детей, взаимодействие в коллективе и согласование, воображение, речь, а также личностные качества.

 Так что, друзья, не сомневайтесь и позвольте вашему ребенку раскрыть свой потенциал с помощью конструктора! Развивайте его креативность, логическое мышление и моторику! Ведь игра с конструктором - это не просто игра, это настоящее приключение!

Список литературы:

[1] Российская Федерация, «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», доступно: http://www.edu.ru/documents/standards/fgos/fgos_doshk.pdf, 2023.

[2] С. П. Иванова, «Теория и практика дополнительного образования в дошкольных учреждениях», Вестник педагогического образования, том 2, №. 5, стр. 15-21, 2022.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта

В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...

Статья Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОУ.

        Данная статья посвящена проблеме развития художественно – творческих способностей старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интел...

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

в статье анализируются правовой статус руководителя ДОО, механизмы управления Учреждением, какими нормативными документами регламентируется управленческая деятельность в Учреждении, требования, предъя...

СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСОВ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Современная деятельность образовательных учреждений, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществл...

"Юные исследователи" презентация опыта работы в рамках реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по программе «STEAM – образование детей дошкольного возраста в условиях реализации ФОП ДО»

Экспериментируя, ребята в увлекательной форме приобщаются к исследовательской деятельности: узнают, что такое научная лаборатория, зачем проводят научные эксперименты и при помощи какого оборудования ...