Конспект "Сказочные звери"
план-конспект занятия (старшая группа)

Котельникова Юлия Викторовна

Синтез искусств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintez_iskusstv_skazochnye_zveri.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности с детьми старше - подготовительной группы комбинированной направленности «Непоседы»

Приобщение к искусству (синтез искусств) 16.10.2025

Воспитатель: Котельникова Ю.В.

Тема: «Сказочные звери»

Создать условия для:

- выражения детьми своего мнения;

- самостоятельного выбора партнёров;

- взаимодействия друг с другом в подгруппах;

- развития речевой активности

Задачи:

- продолжать развивать у детей интерес к искусству;

- расширять представления о художниках-иллюстраторах В.М. Васнецове, Е. Рачеве, В.Сутееве;

- развивать умения определять настроение животного, позу, местонахождение на иллюстрации, характер;

- понимать художественный образ, который хотел создать автор;

- слушать и чувствовать  ритм в произведениях музыки, видеть красоту и необычность образа;

- развивать эстетическое восприятие виденья цвета,  воображения;

- воспитывать интерес к искусству

Предварительная работа:

чтение и рассматривание книг с иллюстрациями Ю.Васнецова, Е. Чарушина, Е. Рачева; знакомство с биографиями художников; изготовление Д\и «Разрезные картинки», «Разложи по порядку»

Материалы и оборудование: портреты художников Ю.Васнецова, Е. Чарушина, Е. Рачева; иллюстрации, выполненные Ю.Васнецовом, Е. Чарушиным, Е. Рачевым; Д/и «Разрезные картинки»; оборудование для рисования кисточкой и красками; Д\и «Сложи сказку по порядку»; книга с рисунками В.Конашевича.

Ход образовательной деятельности

I. Введение

- Ребята, послушайте загадку.

«Не дерево, а с листочками, не рубашка, а, сшита?»

- Правильно. Мы уже знаем с вами, кто пишет живописные картины (художник-живописец). А кто создаёт рисунки в книжках?

- Верно, художник.

- А как называются эти рисунки?

- А рисунки в книгах называются иллюстрации. Поэтому художники, создающие эти рисунки, называются художниками-иллюстраторами. Как вы считаете, для чего нужна иллюстрация в книжке?

- Чтобы книга была красивая, яркая. Иллюстрации нужны для того, чтобы помочь понять содержание книги. Рисунки рассказывают о героях книги. Они помогают лучше представить внешность. Помогают понять характер, поступки героев. Можно увидеть обстановку, в которой живут герои.

- Посмотрите, какую яркую, красивую книгу я вам принесла. (Дети просмотрели книгу и отметили, что в ней нет ни одного рисунка)

- Нравится вам эта книга?

- Ну да, детям скорее всего не понравится. В ней одни буквы, а рисунков нет. О чём эта книга?

- А какой должна быть книга для детей по вашему мнению? Что обязательно должно присутствовать в ней?

- В ней должны быть рисунки. Она должна быть красивой.

- А для чего нужны иллюстрации в книжке?

- Чтобы помочь нам понять содержание книжки. Они наглядно рассказывают о героях, какие они, как они поступают.

II. Основная часть

- Сегодня мы с вами будем рассматривать иллюстрации одного из художников- иллюстраторов Юрия Алексеевича Васнецова (1909 – 1973). Посмотрите внимательно и скажите мне, можно ли по рисункам понять, о чём рассказывается в книге?

- Вы видели когда-нибудь такого зайца: длинноухий зайчишка, но стоит он как-то по-особенному, вроде бы по-человечьи, лапки, как руки вперёд выставил, одет как человек — в тулупчик.

- Художники, создавая иллюстрацию, используют различную технику графического рисунка: кто-то тонкую контурную линию, кто-то силуэтный рисунок, кто-то широкую яркую линию, обрисовывающую пятно. А Васнецов использует линию (пушистая, волнистая линия, ломаная линия, штрихи разной толщины, завитки). С помощью её художник передаёт настроение, характер героя. Он придумал ещё один очень интересный элемент рисунка – точку, которая делает рисунок очень нарядным. А все найденные им способы рисования (декоративная линия, точка) делают изображение очень лёгким, соответствующим весёлым и забавным шуткам и прибауткам. Вот, как у этого зайца. Ребята, посмотрев на него, вы можете определить его настроение?

- Он грустный, расстроенный, обиженный…

- Вот видите, глядя на зайца, вы сразу определили, что он грустный по взгляду глаз, наклону головы.

- Юрий Алексеевич придумывая образы своим сказочным героям, вспоминал своё детство. В характерах и поступках его сказочных животных выражаются черты и действия людей. Звери говорят на человеческом языке, мыслят и поступают, как люди: добрые и злые, храбрые или трусливые, умные или глупые.

- Художник заимствовал образы из своих детских впечатлений. В уютном крепком теремке, куда художник любил поселять своих медведей, зайцев, котов, нельзя не узнать его вятский родительский дом. А родился Юрий Алексеевич в старинном русском городе Вятке. Вятский край - удивительный, там много рек, озёр, а леса густые, дремучие. Издревле жили в тех краях свободные люди – вятичи. Вятичи – люди смелые, сильные. Они охотились на медведей, оленей, волков, охраняли свои города и посёлки от врагов. А зимой они любили тихими вечерами лепить из глины игрушки-свистульки (глину брали на берегу реки Вятки, где и родилась знаменитая дымковская игрушка с её яркими, простыми и незабываемыми узорами. Традиции лубка и народная фантазия оказали заметное влияние на творчество художника-иллюстратора. Став взрослым, и окончив Академию художеств в Петербурге, он всю свою жизнь посвятил созданию рисунков к русским народным, сказкам. Здесь-то и раскрылся и заблистал талант Юрия Алексеевича. С тех пор многие прославленные детские писатели издавались с иллюстрациями Ю. Васнецова. Это «Краденое солнце» К. И. Чуковского (1958г., «Три медведя», Л. Н. Толстого(1935г., «Теремок» (1941г.) и «Кошкин дом» (1947г.) С. Я. Маршака…

- Скажите что общего у всех животных, которых художник – иллюстратор изобразил в этих сказках?

- Они все ходят на двух ногах, как люди. Они одеты в шубки, платья, в сапожках.

- Животные и птицы, основные действующие персонажи сказок, приобретают потрясающую выразительность, Юрий Васнецов придал им манеру поведения, движения и повадки, которые он тонко подмечал в реальной действительности. Сказки, которые он слышал в детстве, впечатления его детских лет всегда жили в его сердце и воплощались в сказочных образах, в его рисунках которые мы с вами сейчас видим. Все звери у него такие симпатичные, словно игрушечные, дома разукрашенные. Посмотрите на избушку зайца, и вы увидите, что ставенки у окна украшены его знаменитой точечкой и волнистой линией, на брёвнах прорисованы гвозди. Вот ещё одна избушка из сказки «Теремок», которая стоит на пеньке и у нее присутствуют все детали настоящего дома. Да не просто дом, а многоквартирный дом с лестницами, с кирпичной трубой, с забором, а рядом деревья с ягодами. Художник обо всё подумал.

- А ещё Ю. Васнецов иллюстрировал сказку «Конёк-горбунок», а когда через много лет Юрий Гагарин увидит на выставке васнецовского Конька-горбунка, летящего среди звёзд по чёрному небу, и скажет: «Вот кто был первым космонавтом!» Настолько нарядно, весело и просто было всё изображено.

Дидактическая игра: «Какая иллюстрация здесь лишняя?»

- Следующий художник, работы которого мы рассмотрим - Е. Чарушин. Он рисовал животных.

- У него звери похожи на настоящих

- Он не использует ярких красок

- Не проводит контур, поэтому звери у него пушистые

- Как вы думаете, какой способ рисования можно использовать, чтобы звери получились пушистые?

- Совершенно верно, рисование тычком.

- Ещё один замечательный художник-иллюстратор – Евгений Михайлович Рачёв. Давайте рассмотрим его иллюстрации.

- Евгений Рачёв рисовал животных.

- Его животные одеты в русскую народную одежду.

- Рисовал гуашью, акварелью и углем.

- Иллюстрации Рачева красочные, яркие.

- В иллюстрациях Евгения Рачева отражена русская природа.

- Художник передает настроение, характер героев, наделяет их человеческой мимикой и жестами. Все его рисунки, пронизаны русским духом

- А сейчас мы отдохнем, в лес сказочный пойдем.

Физкультминутка:

«Лесные тропинки»

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли. (Прыжки на месте)

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте)

Вот лиса идёт по лесу

Кто ж там скачет интересно? (Потягивание- руки вперёд)

Чтоб ответить на вопрос

тянет лисонька свой нос. (Прыжки на месте)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Бег на месте)

Тренировки помогают!

И зайчишки убегают. (Ходьба на месте)

Вот голодная лисичка

Грустно смотрит в небеса. (Потягивание – руки вверх)

Тяжело вздыхает, (Глубокий вдох и выдох)

Садится, отдыхает. (Садится, отдыхает)

III. Заключительная часть

- Ребята, о каких художниках-иллюстраторах мы сегодня говорили?

- Кого они рисуют?

- Чем отличаются рисунки художников?

- А я предлагаю вам самостоятельно рассмотреть иллюстрации художников - иллюстраторов Ю. А. Васнецова и полюбоваться его сказочными животными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лексико-грамматической теме «Домашние звери» в старшей группе с обучающимися ОНР с использованием презентации по теме "Домашние звери".

Тема: Домашние звери.Цель: актуализация словаря детей по теме “Домашние звери”. Задачи:- Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по   теме “Домашни...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Как звери к зиме готовятся. Рисование тычками "Подарки зверям". во 2 младшей группе

В конспекте нод в игровой форме, с загадками и сюрпризными моментами идет ознакомление детей, как готовятся к зиме дикие животные: белка, заяц, медведь, волк, лмса. Здесь дети узнают, как называются д...

Конспект занимательной деятельности по теме: «Как зимуют звери?». Рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей».

Цели: - Закрепить  знания об особенностях диких животных, впадающих зимой в спячку, а так же с теми, кто зимой ведет активный образ жизни.-Познакомить с художественными особенностями сказки.Задач...

Тема недели: «Зимовье зверей» Тема НОД: «Звери зимнего леса»

Упражнять детей в умении предварительно выкладывать  (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета. Формировать навыки аккуратной работы. Вызыва...

Тема недели: «Зимовье зверей» Тема НОД: «Удивительный мир зверей»

Познакомить детей со способами сравнения предметов, соизмеряя один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине), пользуясь приёмами наложения и приложениями. Обозначать результат...

Конспект НОД по познавательному развитию в группе раннего возраста "Санки для зверят. покатаем зверей"

Конспект НОД в группе раннего возратсаСанки для зверят. Покатаем зверей (один-много).Возрастная группа: с 2-3 лет.Образовательная область: «Познавательное развитие» (сенсорика)Интеграция о...