Конспект "Сказочные звери"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности с детьми старше - подготовительной группы комбинированной направленности «Непоседы»
Приобщение к искусству (синтез искусств) 16.10.2025
Воспитатель: Котельникова Ю.В.
Тема: «Сказочные звери»
Создать условия для:
- выражения детьми своего мнения;
- самостоятельного выбора партнёров;
- взаимодействия друг с другом в подгруппах;
- развития речевой активности
Задачи:
- продолжать развивать у детей интерес к искусству;
- расширять представления о художниках-иллюстраторах В.М. Васнецове, Е. Рачеве, В.Сутееве;
- развивать умения определять настроение животного, позу, местонахождение на иллюстрации, характер;
- понимать художественный образ, который хотел создать автор;
- слушать и чувствовать ритм в произведениях музыки, видеть красоту и необычность образа;
- развивать эстетическое восприятие виденья цвета, воображения;
- воспитывать интерес к искусству
Предварительная работа:
чтение и рассматривание книг с иллюстрациями Ю.Васнецова, Е. Чарушина, Е. Рачева; знакомство с биографиями художников; изготовление Д\и «Разрезные картинки», «Разложи по порядку»
Материалы и оборудование: портреты художников Ю.Васнецова, Е. Чарушина, Е. Рачева; иллюстрации, выполненные Ю.Васнецовом, Е. Чарушиным, Е. Рачевым; Д/и «Разрезные картинки»; оборудование для рисования кисточкой и красками; Д\и «Сложи сказку по порядку»; книга с рисунками В.Конашевича.
Ход образовательной деятельности
I. Введение
- Ребята, послушайте загадку.
«Не дерево, а с листочками, не рубашка, а, сшита?»
- Правильно. Мы уже знаем с вами, кто пишет живописные картины (художник-живописец). А кто создаёт рисунки в книжках?
- Верно, художник.
- А как называются эти рисунки?
- А рисунки в книгах называются иллюстрации. Поэтому художники, создающие эти рисунки, называются художниками-иллюстраторами. Как вы считаете, для чего нужна иллюстрация в книжке?
- Чтобы книга была красивая, яркая. Иллюстрации нужны для того, чтобы помочь понять содержание книги. Рисунки рассказывают о героях книги. Они помогают лучше представить внешность. Помогают понять характер, поступки героев. Можно увидеть обстановку, в которой живут герои.
- Посмотрите, какую яркую, красивую книгу я вам принесла. (Дети просмотрели книгу и отметили, что в ней нет ни одного рисунка)
- Нравится вам эта книга?
- Ну да, детям скорее всего не понравится. В ней одни буквы, а рисунков нет. О чём эта книга?
- А какой должна быть книга для детей по вашему мнению? Что обязательно должно присутствовать в ней?
- В ней должны быть рисунки. Она должна быть красивой.
- А для чего нужны иллюстрации в книжке?
- Чтобы помочь нам понять содержание книжки. Они наглядно рассказывают о героях, какие они, как они поступают.
II. Основная часть
- Сегодня мы с вами будем рассматривать иллюстрации одного из художников- иллюстраторов Юрия Алексеевича Васнецова (1909 – 1973). Посмотрите внимательно и скажите мне, можно ли по рисункам понять, о чём рассказывается в книге?
- Вы видели когда-нибудь такого зайца: длинноухий зайчишка, но стоит он как-то по-особенному, вроде бы по-человечьи, лапки, как руки вперёд выставил, одет как человек — в тулупчик.
- Художники, создавая иллюстрацию, используют различную технику графического рисунка: кто-то тонкую контурную линию, кто-то силуэтный рисунок, кто-то широкую яркую линию, обрисовывающую пятно. А Васнецов использует линию (пушистая, волнистая линия, ломаная линия, штрихи разной толщины, завитки). С помощью её художник передаёт настроение, характер героя. Он придумал ещё один очень интересный элемент рисунка – точку, которая делает рисунок очень нарядным. А все найденные им способы рисования (декоративная линия, точка) делают изображение очень лёгким, соответствующим весёлым и забавным шуткам и прибауткам. Вот, как у этого зайца. Ребята, посмотрев на него, вы можете определить его настроение?
- Он грустный, расстроенный, обиженный…
- Вот видите, глядя на зайца, вы сразу определили, что он грустный по взгляду глаз, наклону головы.
- Юрий Алексеевич придумывая образы своим сказочным героям, вспоминал своё детство. В характерах и поступках его сказочных животных выражаются черты и действия людей. Звери говорят на человеческом языке, мыслят и поступают, как люди: добрые и злые, храбрые или трусливые, умные или глупые.
- Художник заимствовал образы из своих детских впечатлений. В уютном крепком теремке, куда художник любил поселять своих медведей, зайцев, котов, нельзя не узнать его вятский родительский дом. А родился Юрий Алексеевич в старинном русском городе Вятке. Вятский край - удивительный, там много рек, озёр, а леса густые, дремучие. Издревле жили в тех краях свободные люди – вятичи. Вятичи – люди смелые, сильные. Они охотились на медведей, оленей, волков, охраняли свои города и посёлки от врагов. А зимой они любили тихими вечерами лепить из глины игрушки-свистульки (глину брали на берегу реки Вятки, где и родилась знаменитая дымковская игрушка с её яркими, простыми и незабываемыми узорами. Традиции лубка и народная фантазия оказали заметное влияние на творчество художника-иллюстратора. Став взрослым, и окончив Академию художеств в Петербурге, он всю свою жизнь посвятил созданию рисунков к русским народным, сказкам. Здесь-то и раскрылся и заблистал талант Юрия Алексеевича. С тех пор многие прославленные детские писатели издавались с иллюстрациями Ю. Васнецова. Это «Краденое солнце» К. И. Чуковского (1958г., «Три медведя», Л. Н. Толстого(1935г., «Теремок» (1941г.) и «Кошкин дом» (1947г.) С. Я. Маршака…
- Скажите что общего у всех животных, которых художник – иллюстратор изобразил в этих сказках?
- Они все ходят на двух ногах, как люди. Они одеты в шубки, платья, в сапожках.
- Животные и птицы, основные действующие персонажи сказок, приобретают потрясающую выразительность, Юрий Васнецов придал им манеру поведения, движения и повадки, которые он тонко подмечал в реальной действительности. Сказки, которые он слышал в детстве, впечатления его детских лет всегда жили в его сердце и воплощались в сказочных образах, в его рисунках которые мы с вами сейчас видим. Все звери у него такие симпатичные, словно игрушечные, дома разукрашенные. Посмотрите на избушку зайца, и вы увидите, что ставенки у окна украшены его знаменитой точечкой и волнистой линией, на брёвнах прорисованы гвозди. Вот ещё одна избушка из сказки «Теремок», которая стоит на пеньке и у нее присутствуют все детали настоящего дома. Да не просто дом, а многоквартирный дом с лестницами, с кирпичной трубой, с забором, а рядом деревья с ягодами. Художник обо всё подумал.
- А ещё Ю. Васнецов иллюстрировал сказку «Конёк-горбунок», а когда через много лет Юрий Гагарин увидит на выставке васнецовского Конька-горбунка, летящего среди звёзд по чёрному небу, и скажет: «Вот кто был первым космонавтом!» Настолько нарядно, весело и просто было всё изображено.
Дидактическая игра: «Какая иллюстрация здесь лишняя?»
- Следующий художник, работы которого мы рассмотрим - Е. Чарушин. Он рисовал животных.
- У него звери похожи на настоящих
- Он не использует ярких красок
- Не проводит контур, поэтому звери у него пушистые
- Как вы думаете, какой способ рисования можно использовать, чтобы звери получились пушистые?
- Совершенно верно, рисование тычком.
- Ещё один замечательный художник-иллюстратор – Евгений Михайлович Рачёв. Давайте рассмотрим его иллюстрации.
- Евгений Рачёв рисовал животных.
- Его животные одеты в русскую народную одежду.
- Рисовал гуашью, акварелью и углем.
- Иллюстрации Рачева красочные, яркие.
- В иллюстрациях Евгения Рачева отражена русская природа.
- Художник передает настроение, характер героев, наделяет их человеческой мимикой и жестами. Все его рисунки, пронизаны русским духом
- А сейчас мы отдохнем, в лес сказочный пойдем.
Физкультминутка:
«Лесные тропинки»
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли. (Прыжки на месте)
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте)
Вот лиса идёт по лесу
Кто ж там скачет интересно? (Потягивание- руки вперёд)
Чтоб ответить на вопрос
тянет лисонька свой нос. (Прыжки на месте)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Бег на месте)
Тренировки помогают!
И зайчишки убегают. (Ходьба на месте)
Вот голодная лисичка
Грустно смотрит в небеса. (Потягивание – руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокий вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Садится, отдыхает)
III. Заключительная часть
- Ребята, о каких художниках-иллюстраторах мы сегодня говорили?
- Кого они рисуют?
- Чем отличаются рисунки художников?
- А я предлагаю вам самостоятельно рассмотреть иллюстрации художников - иллюстраторов Ю. А. Васнецова и полюбоваться его сказочными животными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лексико-грамматической теме «Домашние звери» в старшей группе с обучающимися ОНР с использованием презентации по теме "Домашние звери".
Тема: Домашние звери.Цель: актуализация словаря детей по теме “Домашние звери”. Задачи:- Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по теме “Домашни...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Как звери к зиме готовятся. Рисование тычками "Подарки зверям". во 2 младшей группе
В конспекте нод в игровой форме, с загадками и сюрпризными моментами идет ознакомление детей, как готовятся к зиме дикие животные: белка, заяц, медведь, волк, лмса. Здесь дети узнают, как называются д...
Конспект занимательной деятельности по теме: «Как зимуют звери?». Рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей».
Цели: - Закрепить знания об особенностях диких животных, впадающих зимой в спячку, а так же с теми, кто зимой ведет активный образ жизни.-Познакомить с художественными особенностями сказки.Задач...

Тема недели: «Зимовье зверей» Тема НОД: «Звери зимнего леса»
Упражнять детей в умении предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета. Формировать навыки аккуратной работы. Вызыва...

Тема недели: «Зимовье зверей» Тема НОД: «Удивительный мир зверей»
Познакомить детей со способами сравнения предметов, соизмеряя один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине), пользуясь приёмами наложения и приложениями. Обозначать результат...

Конспект НОД по познавательному развитию в группе раннего возраста "Санки для зверят. покатаем зверей"
Конспект НОД в группе раннего возратсаСанки для зверят. Покатаем зверей (один-много).Возрастная группа: с 2-3 лет.Образовательная область: «Познавательное развитие» (сенсорика)Интеграция о...

Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи. Тема «Дикие звери зимой» Тема «Дикие звери зимой»
Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи...
