парциальная программа " широка моя страна родная"
рабочая программа (подготовительная группа)

Приобщение детей к культуре нашей страны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya_programma_patriot.docx83.84 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий МБДОУ д/с №401

Хаваева Л.Г._____________

Парциальная программа

по нравственно – патриотическому воспитанию

«Широка моя страна родная»

Старший возраст 6-7  «Белочка»

Воспитатели:

Владимирова Инна Сергеевна

Волкова Анна Николаевна

2023-2024 год

        

Тема: «Широка моя страна родная»

2.Методологическое обоснование проекта: деятельностный, личностно – ориентированный, культурологический подход в воспитании и обучении к ребенку, теория развития личности,  а также работы педагогов по проблеме нравственно – патриотического воспитания и духовности в дошкольном детстве.

2.1 Актуальность парциальной образовательной программы

Актуальность программы заключается в том, что  она позволяет расширить, правильно понять исторические, природные особенности  нашей Родины. Содействует сохранению того, что веками создавалось  народом, проживающим на этой территории.

Воспитывая у детей любовь к малой к своей стране.

Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе проводится в тесной связи с семьей. Консультации для родителей на тему «Природа – колыбель жизни» убедила их в том, что воспитать ребенка, любящего свой край и его природу, это главная, а не второстепенная задача в воспитании. В основу работы положена модель «Родители – ребенок – воспитатель». В ней рассматриваются нетрадиционные подходы совместной деятельности: совместные проведенные субботники; экологические акции, подготовка к праздникам; выпусков буклетов, родительские собрания в форме круглого стола и деловой игры; экологические КВН семейных команд.

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой  Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

Воспитание патриотизма, нравственных качеств, всестороннее развитие ребёнка начинается  с  привития  любви  к  малой  родине,  с  ознакомления  с  культурным  наследием,  с  современным  миром,  в  котором  он  живёт, воспитание  на  том,  что  жизненно  близко  и  понятно.

Программа обеспечивает учёт специфики региональных особенностей и традиций дошкольной образовательной организации по патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа реализуется в рамках образовательной области  «познавательное развитие".

ФГОС дошкольного образования одним из важных аспектов современной государственной политики определяет введение национально – регионального компонента в систему образования разного уровня.В соответствии с ФГОС ДО содержание ООП ДО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей  в различных видах деятельности и охватить следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

2.2 Нормативно-правовое обеспечение программы:

  • Закон «об образовании»
  • ФГОС ДО и ФОП ДО
  • Устав МБДОУ д / с №401

2.3 Проблема патриотического воспитания дошкольников

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен всё более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.   Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно  недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребёнка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

2.4 Цели реализации программы:

Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

2.5 Объект исследования:

Дети дошкольного возраста 5-7 лет, группы «Белочка»

2.6 предмет исследования:

ознакомление с городами малой и большой Родины, их достопримечательностями, традициями, обрядами, играми. - ознакомление с культурным наследием Новосибирска и России (фольклором, произведениями писателей, поэтов и художников, музыкантов) - воспитание чувства любви к малой и большой Родине, бережного отношения к историческим ценностям, трудолюбия, доброты, созидать новое и прекрасное).

2.7 гипотеза

Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.

2.8 Задачи:

- формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;

- формировать у детей чувство любви к своей родине, на основе приобщения к природе, культуре и традициям;

- формировать представления о России как родной стране, Москве как о столице России;

- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому родного города, России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;

- воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.

2.9 теоретические и методологические  основания программы

Методические рекомендации к организации работы Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к своей малой родине, к своей стране. Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции, общественные события и т.д. Начиная работу по воспитанию любви к нашей стране, педагог сам должен хорошо его знать. Нужно продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделить наиболее характерное для данной местности или данного края. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей родины.

3. Обоснование целесообразности осуществления проекта

В настоящее время, по   оценке многих специалистов, современное состояние духовной культуры России представляет собой кризисное явление и создает угрозу для национальной безопасности. В российском обществе не хватает нравственных ценностей, сознательно принимаемых большинством граждан и являющихся основой сближения людей. Есть сильное государство, но не все  россияне  представляют российский народ как гражданская общность, объединенной общей историей, культурными традициями и идеями социальной солидарности. Духовная атмосфера, сложившаяся за последние годы в российском обществе, является результатом глубоких изменений в сфере культуры. Происходит это из-за деидеологизации общества и внедрения в общественное сознание чуждых для нашей страны ценностей.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селе; своей стране; расширение представлений о городах; знакомство детей с символами государства (герб, флаг); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны - данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Новизна проекта заключается в системе организации усвоения детьми знаний об нашей большой стране - Росси, о столице нашей страны - МосквыА так же о символах: герба, флага, гимна через творческую деятельность, тем самым предоставляя им возможность самореализовать себя как личностей, любящих свою Родину, свой народ и все, что связано с народной.

Старший возраст 6-7 лет

Сентябрь

Непосредственно-образовательная деятельность педагога с детьми

Совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

Тема: «1 сентября – День Знаний»

Задачи: Повышение  интереса детей к обучению в школе, к истории и культуре нашей страны, знание национальных праздников, расширять кругозор, способствовать развитию речи. (1, с. 50; 3; )

Тема: «Красна изба»

Задачи: Дать представление о наших предках – славянах. Познакомить детей с жилищем наших предков: внешним видом избы, её расположением, материалом, из которого строится. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук. (12, с.16)

Литературный день «Мы читаем Л.Н.Толстого»

Задачи: познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями.

12 сентября – День художников в России.

Задачи: познакомить детей с выдающимися художниками России и их картинами, вызвать в них чувство гордости за свою страну.

  • Экскурсия в школу на праздничную

линейку,

чтение стихов о школе В. Степанов «Первое сентября», рассказов, отгадывание загадок,

Д/и «Что положу в портфель?»

  • «В сентябре лето кончается, осень начинается»» Беседа о характерных признаках сентября. Заучивание поговорки: «Сентябрь без плодов не бывает» «Родная земля» №2, с.4)
  • Рассказ воспитателя о пшеничной кукле
  • Чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Царевна – лягушка». Цель: продолжать знакомить детей с русским народным творчеством.
  • Выставка книг автора
  • Чтение произведений автора
  • Выставка рисунков к произведениям автора

- рассматривание картин известных художников

- Приготовить иллюстрации для рассматривания о школе. Цель: самостоятельно рассмотреть, обсудить, высказать свое мнение о школе;

- Приготовить алгоритм и детали для игры  «Построй избу». Цель: самостоятельно построить избу, используя алгоритм.

- С/р игра «Школа» Цель: самостоятельно организоваться в игру, вовлечь других детей, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.

-самостоятельное рассматривание и чтение книг

Атрибуты для с/р игры «Школа»

Макет избы, предметы домашнего обихода, хозяйственная утварь

-портреты художников, репродукции картин

Привлечь родителей к экскурсии в школу на праздничную линейку.

-принести книги Л.Н.Толстого на выставку

Тема: «Мир вокруг нас»

Задачи: формировать у детей представления о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России. Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства. (7, 19)

Тема: «Путешествие по реке времени – «Древность»

Задачи: познакомить детей с жизнью первобытных людей, их жилищем, одеждой и пр.

  • Беседы о разных странах, их жителях;
  •  знакомство с глобусом,
  • чтение стихов и сказок авторов разных стран,
  • п/и детей разных стран,
  • д/и «Кто в какой стране живет»
  • путешествие по реке времени

- Внести в группу альбом с фотографиями людей разных  национальностей.  Цель: самостоятельно рассмотреть и прочитать национальность.

- С/р игра «Путешествие».  Цель: самостоятельно организоваться в игру, вовлечь других детей, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений.

Глобус, карта мира, Атрибуты для с/р игры «Путешествие»

«река времени» (бумажный лист размером 50х160)

Иллюстрации с изображением жизни первобытных людей

Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для

игры «Путешествие»;

Тема: «Разноцветные люди»

Задачи: Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей, толерантность. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях , населяющих эти страны, об их общности и различиях. Доказать сходство всех детей в мире независимо от их национальности.

  • Фотовыставка «Разноцветные люди».  
  • Рисование «Разноцветные дети».
  • Чтение стихотворения Р. Сеф «На свете все на все похоже»

- Разложить иллюстрации с изображением людей с разным цветом кожи, но с отличительным признаками: разное настроение, возраст, пол, хобби.  Игра «Найди отличие» Цель: самостоятельно догадаться и разложить картинки по отличительному признаку.

- Приготовить карточки дли игры «Четвертый лишний» Цель: найди лишнего и объясни почему.

Фотографии людей разной национальности

Сбор копилки картинок   с изображением людей разной национальности

Тема: «Наша страна – Россия».

Задачи: Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия»

  • Беседы о Родине,
  • чтение стихотворений В. Степанова «Что мы Родиной зовём», «Необъятная страна», «Наш дом»
  • пословицы и поговорки,
  • рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России, (см. плакаты «Тундра», «пустыня»,
  • выставка рисунков «Моя Родина»

- Приготовить для каждого листы с картой России.

Дать задание: рассмотри и поставь точку приблизительно в том месте, где находится твой город. Напиши название города.

Плакаты с климатическими природными зонами и животный мир, населяющий их.

Энциклопедии о животных.

-нарисовать дома с детьми рисунки на тему «Моя Родина»


Октябрь

Непосредственно-образовательная деятельность педагога с детьми

Совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

Тема: «Как  жили славяне» Задачи: Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков,  с условиями их быта и культурой.

Тема: «Одежда славян»

Задачи: расширение представлений об одежде славян. Познакомить  с назначением: будничная, праздничная, свадебная, траурная.

Тема: Путешествие по «реке времени» - «Старина»

Задачи: продолжить путешествие, формировать представления детей об жилище и одежде славян во временном отрезке «Старина»

  • Беседы об историческом прошлом России,
  • чтение русских былин,
  • пословицы и поговорки о Родине.
  • Знакомство с русским народным костюмом,  
  • с предметами русского народного быта,
  • фольклорный праздник «Весёлая ярмарка»
  • «Октябрь – зазимник» Беседа о характерных признаках октября. Заучивание поговорок: «Тает октябрьский день, не привяжешь за плетень», «Октябрь покроет землю, где листком, где снежком»
  • «Чудо - дерево» Рассказ об узорах на орудиях труда и домашней утвари, на воротах и наличниках - огонь, земля, воздух, вода. Отгадывание загадок.
  • народная игра «Лапти», «Венок» (см. в картотеке)
  • река времени

Приготовить раскраски  с изображением мальчика и девочки в русских национальных костюмах. Цель: самостоятельно раскрасить картинку, в соответствии с расцветкой народного костюма.

предметы русского народного быта, изба,

иллюстрации славян в русских народных костюмах;

кукла в русском народном костюме

Пошив русских народных костюмов для детей.

Изготовление головного убора для девочек – повязка.

Тема: « Русские народные промыслы»  

Задачи: закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания, формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

Тема: «Тряпичные куклы»

Задачи: Познакомить с историей создания тряпичных кукол. Научить самостоятельно делать куклу – пеленашку.

  • Беседы о русских промыслах,
  • русские народные подвижные игры,игры с дымковскими , богородскими, филимоновскими, калининскими, каргопольскими игрушками.
  • Лепка, декоративное рисование предметов народных промыслов.
  • Рассматривание образцов Хохломы, Гжели и т.д
  • Мини-музей тряпичных кукол

 - Приготовить тряпочки и нитки, карточки с алгоритмом изготовления тряпичных кукол. Цель: самостоятельно, используя свой опыт и знания, полученные на занятии, сделать куклу.

- Приготовить вылепленные фигурки игрушек из глины. Цель: самостоятельно расписать игрушку.

- приготовить настольные игры  «Ремесла», «Народные промыслы». Цель: самостоятельно собирать изделия народных мастеров, не путая  тот или иной промысел. (Гжель, Хохлома, Дымковские игрушки и пр)

Музей матрешки

Разместить в уголке декоративно-прикладного искусства  народные игрушки, тряпичные куклы

Попросить родителей принести кусочки ткани для изготовления куколок,

Тема: Ярмарка «Дары осени» Знакомство детей с народными календарно-обрядовыми праздниками. 

Задачи: рассказать о празднике Осени, народных приметах и об обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русской народной ярмарки. «Карусель».

Финансовая игра «Мини- банк»

Задачи: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем- потом тратим». Литературный день «Мы читаем С.А. Есенина»

Задачи: познакомить детей с великим русским поэтом, воспевающим Родину и родную природу, и его произведениями.

  • Беседы с детьми о традициях, истории проведения ярмарок, а также  участие в ярмарке.
  • Исполнение частушек,
  • Разучивание стихотворений, песен, игр .
  • Выставка Овощей, домашних заготовок, изделия сделанные своими руками.

-приготовить раскраски с народными инструментами

Цель: самостоятельно определить название инструмента, раскрасить, в соответствии с образцом.

Русские народные инструменты, частушки, записи русских народных песен

Корыто, тяпка,

Алгоритм соления капусты,

Привлечение родителей на праздник,

пригласить бабушек для рубки капусты для салата – угощение для детей после праздника

-принести книги со стихтворениями С.А.Есенина на выставку

        Ноябрь        

Непосредственно-образовательная деятельность педагога с детьми

Совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

Тема: «Климатические зоны России»

Задачи: формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины, познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; воспитывать патриотические чувства

Тема: «Путешествие по реке времени» - «Старина»

Задачи: продолжать формировать представления детей о жизни людей в старину, об их занятиях, промыслах. Учить сравнивать и анализировать.

  • Д/и «Узнай по описанию», «Чьи припасы», У кого какой домик»
  • Поход в библиотеку. Рассматривание иллюстраций
  • Чтение стихотворений В. Степанов «Таёжная картинка», «Байкал», «Праздник в тундре», «На Дальнем Востоке», «На Камчатке»,
  •  «Ноябрь – ворота зимы» Беседа о характерных признаках ноября. Разучивание поговорок, толкование смысла: «Ноябрьские ночи до снега темны», «В ноябре зима с осенью борется»

- приготовить игру «Угадай с какого дерева листок» Цель: самостоятельно определить какой лист, с какого дерева.

-  Приготовить игру «Рассели зверей» Цель: самостоятельно определить и разместить животных в своей климатической полосе.

Географическая карта России, атлас,

Плакаты природных зон России, экологические игры,

 

Раздать задание для подготовки информации к проекту «А знаете ли вы?»

Папка-передвижка «Какие месяцы в году?»: «Ноябрь»

Тема: «Жизнь людей на Севере»

Задачи: Познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере: с природными условиями, погодой, животным и растительным миром, занятиями коренных жителей. Формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжелых климатических условиях.

  • Беседы о жизни северных народов
  • Чтение стихотворений, рассказов
  • Тематическое рисование.
  • Изготовление жилища чукчи – яранга
  • Изготовление дома из «снежных» кирпичей – иглу.
  • Танец

«Народы Севера»

- Приготовить раскраски с жителями Севера. Цель: самостоятельно рассмотреть и раскрасить  одежду  чукчей и эскимосов в соответствии с образцом.

- С/р игра «Путешествие на Север» Цель: Цель: понаблюдать за умением детей действовать в соответствии с выбранной ролью, умением вести ролевой диалог.

Иллюстрации с изображением животного мира, растительного мира, жителей Севера – чукчей, дом чучкчей – яранга

Кукла  в национальной одежде

Попрросить принести мех для изготовления яранги.

чувства.

Тема: «Малая Родина. За что мы любим свой город»

Задачи: Уточнить представления детей о родном городе.  Формировать понимание выражения «Моя малая Родина». Воспитывать гражданско-патриотические чувства.  Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.

  • Экскурсия по родному городу
  • Создание летбука
  • « Мой Новосибирск»Выставка рисунков достопримечательности «Новосибирска»

 - приготовить открытки с видами родного города Цель: самостоятельно рассмотреть достопримечательности родного города

-приготовить листы и карандаши. Дать задание: нарисуй свой маршрут от дома до детского сада.

-приготовить в уголке чтения стихотворение М.Матусовского «С чего начинается Родина?» Задание: прочитай стихотворение и назови приметы малой родины, описанные в нем.

Наглядное пособие улиц, домов. «Безопасная дорога »,

Альбомы с изображенигорода Новосибирска

Привлечение родителей к помощи создания Альбома «Достопримечательности Новосибирска»

экскурсии и Дать родителям задание : подобрать информацию о достопримечательностях Новосибирска.

Декабрь

Непосредственно-образовательная деятельность педагога с детьми

Совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

Тема: «Голубые реки России»

Задачи: познакомить детей с названиями крупных  рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, Ангара, озеро Байкал. Формировать понимание значения воды в жизни для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России.

  • Беседы о реках России
  • Рассматривание иллюстраций
  • Чтение стихотворений В. Степанов «На Волге», «Байкал»
  • Чтение рассказов о жизни речных обитателей

-приготовить открытки с видами рек России. Задание: самостоятельно рассмотреть и запомнить название реки.

Географическая карта, фотографии с изображением рек, карточки с названием рек,

-принести фотографии с изображением «Как мы отдыхали» на озере или у реки.

Тема: «Какие народы живут в России»

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ, воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей Родины. Закрепить и обобщить знания детей о народах, населяющих Россию:  русских, татарах, чувашах, чукчах, мордве. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества.

  • Беседы о многонациональной России,
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий
  • Чтение стихотворений, художественной литературы
  • Подвижные игры разных народов РФ
  • Чтение сказок народов России.

-приготовить раскраски «Народы России» и образец костюма. Задание: самостоятельно раскрась по образцу костюм и назови, чей костюм

Карта с изображением национальностей , населяющих Россию;

-принести иллюстрации народов, живущих в России в народных костюмах;

Тема: «Государственные  праздники России: Новый год»

Задачи: рассказать о праздниках. Формировать понятие «государственный» праздник, «религиозный», «народный».  Способствовать развитию познавательной активности, повышать интерес к истории и культуре нашей страны, чувство патриотизма и уважения к своему народу.

  • Чтение стихотворений, сказок и рассказов.
  • Выставка книг «Новогодний калейдоскоп»
  • Творческий проект «Сочини сказку «Новогодние приключения».
  • Выставка поделок
  • Мастерская Деда Мороза

-приготовить  листы «С Новым Годом!» и карандаши. Дать задание: самостоятельно нарисуй новогоднюю открытку

Книги про Новый год;

Украшения; елка; плакаты новогодние, Дед Мороз и Снегурочка, альбом «Новый год в других странах»

-поучаствовать в проектной деятельности «Новогодний калейдоскоп» (сделать поделки на новогоднюю тему

-принести книги про Новый год на выставку

«Декабрь – шапка зимы»

Задачи: познакомить детей с характерными признаками декабря. Воспитывать любовь к природе.

Литературный день «Мы читаем Э.Н.Успенского»

Задачи: познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями.

  • Разучивание поговорки: «В декабре – семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет и метет».
  • Отгадывание загадок
  • Чтение стихотворений, рассказов.
  • Выставка книг
  • Выставка рисунков к произведениям автора
  • Чтение книг

-приготовить в уголке рисования раскраски. Дать задание: самостоятельно раскрась зимнюю картинку.

Иллюстрации с изображением природы зимой,

- принести книги Э.Н.Успенского на выставку

-принести книги с произведениями Михалкова

Январь

Непосредственно-образовательная деятельность педагога с детьми

Совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

Тема: «Великий церковный праздник – Рождество»

Задачи: Познакомить с историей этого праздника, с обычаями и  традициями. Активизировать словарь: Богородица, дары, волхвы, ясли, пост.

Тема: «Путешествие по реке времени – Наше время»

Задачи: Узнать о национальных костюмах Алтая обсудить чем отличается современная одежда от национальной как живет человек сейчас в наше время.

  • Беседа о характерных признаках января «Месяц январь – зимы Государь».
  • Разучивание поговорки: «Вот так месяц – ломонос: береги свой нос!»
  • Посетить «Рождественскую выставку» рисунков
  • Просмотр сказки «Двенадцать месяцев»
  • Создание летбука «

- приготовить шаблоны для изготовления ангелочков из бумаги Цель: самостоятельно сделать ангелочка из бумаги, ориентируясь на карточку-схему.

-приготовить раскраски в уголке ИЗО. Дать задание: самостоятельно раскрасить рождественскую картинку, аккуратно и красиво.

Картины русских художников с изображениями богатырей;

Илья Муромец

Рождественская елка;

Атрибуты и куклы к «Рождественской сказке», рождественская музыка

-прочитать дома детям былины

Привлечь родителей к сопровождению детей в Дом народного творчества;

-привлечь родителей к изготовлению атрибутов к «Рождественской сказке»

Тема: Государственные символы России – флаг, герб, гимн.

Задачи: закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге, гербе. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране.

Тема: «Путешествие по реке времени» - «История огня»

Задачи: «осветить»  все жилища людей на всех остановках. Поговорить о том как люди добывали огонь, рассмотреть карточки, найти их место на реке времени.

  • Беседы о государственных символах России;
  • Прослушивание гимна;
  • Наблюдения во время прогулок, где можно увидеть , на каких зданиях, государственные символы;
  • Чтение стихотворений В. Степанова «Герб России», «Флаг России»
  • Игра «Узнай наш флаг»
  • Игра «Узнай наш герб»
  • Изготовления герба группы «Гномики»
  • Чтение рассказа в стихах С.Маршака «Вчера и сегодня»

- Приготовить изображения государственных символов России. Цель: самостоятельно рассмотреть и запомнить, что изображено на символах.

- Приготовить игру «Собери символ России». Цель: самостоятельно собирать герб России, и выкладывать российский флаг, соблюдая очередность цветов (белый, синий, красный)

Гимн, флаг, герб РФ,

Портрет президента,

Д/и «Собери слово о Родине», «Собери флаг», «Собери герб»

Дать родителям задание рассмотреть государственные символы с детьми, прослушать гимн, поучить слова гимна.

-принести иллюстрации разных осветительных приборов разного времени

Тема: Олимпиады России»

Задачи: познакомить детей с историей всех времен Олимпиады. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям. Подчеркнуть, что такие люди – «настоящие граждане своей страны» Объяснить детям, что значит слово «патриот».                                                                                  

Спортивный праздник «Олимпийские игры»

Цель: создать атмосферу радости и эмоционального благополучия. Прививать любовь к спорту и физкультуре, интерес к предстоящим Олимпийским играм в Сочи, к спортивным соревнованиям. Закреплять полученные на физкультурных занятиях знания и умения. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма, умение контролировать свои поступки.

  • фотовыставка
  • подвижные спортивные игры на улице;
  • Разучивание стихотворений
  • Проектная деятельность «Что я знаю о спорте»
  • Беседы о видах спорта;

- Рассматривание альбомов с  фотографиями видов спорта. Цель: самостоятельно рассмотреть и назвать вид спорта.

Фотграфии знаменитых спортсменов России

Дать задание родителям собрать и оформить  сообщение «Виды спорта»;

порекомендовать просмотр дома спортивных программ

Февраль

Непосредственно-образовательная деятельность педагога  с детьми

Совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

Тема:  «Моя семья»

Задачи: Познакомить с историей семьи, что такое семья, для чего она создается, кого называют членами семьи, познакомиться с семейными традициями. Воспитывать патриотические чувства ребенка, расширять представления о мире.

Тема: «История моей семьи»

Задачи: поговорить об этапах взросления человека (детство, школьные годы, юность), подвести детей к выводу,  что время как река, течет только вперед, но мы в состоянии вспомнить о том, что было давным-давно. Отправиться в путешествие в прошлое своей семьи

  • Беседы о семье «Дерево держится корнями, а человек семьёй», «Братская любовь крепче каменной стены»
  • Разучивание пословиц и поговорок «Изба детьми весела», «Хоть тесно, да лучше вместе», «Человек без сестер и братьев  - одинокое дерево»
  • Проектная деятельность «Родовое дерево»
  • Проектная деятельность «Герб моей семьи»
  • Чтение и анализ сказки «советы отца»

-разместить в речевом уголке мнемодорожку «Моя семья» Цель: самостоятельно рассказывать о своей семье, развивать связную речь.

- приготовить чистые листы и цветные карандаши. Создание рисунка « Моя семья» Цель: самостоятельно выбирать изобразительные средства и рисовать свою семью.

- приготовить таблицы «Уроки гусиной семьи» Цель: самостоятельно составить рассказ по картинкам и раскрасить их.

- приготовить карточки с заданием «Разные корзинки» Цель: самостоятельно прочитать слова в корзинках, зачеркнуть рисунок, который не нравится, составить предложения с понравившимися словами.

Альбом с гербами семей;

Картинки с изображением разных ситуаций в семье;

Картина «Родовое дерево»

Карточки-метки с изображением сухопутного транспорта разных времен

поучаствовать в проектной деятельности «Герб моей семьи». Придумать и составить герб семьи.

- проектная деятельность «Родовое дерево» Составить родовое дерево свое

-порекомендовать родителям почитать Д.Барри «Питер Пэн и Венди» (о мальчике, который не хотел взрослеть)

Тема: «Города России»

Задачи: познакомить детей с такими городами РФ, как Москва, Санкт-Петербург, Новгород, Новосибирск и т.д. Формировать представление о том, что Россия – огромная страна. Воспитывать чувство гордости за свою родную страну.

  • Фотовыставка «Города России»
  • Чтение литературных произведений о городах России
  • Рассматривание иллюстраций с видами
  • Городов
  • Беседа «Города России». Цель: дать краткие исторические сведения об истории возникновения некоторых русских городов»

- приготовить занимательные  карточки «Города» Наша Родина – Россия

 Цель: самостоятельно собрать из трех карточек целую картинку и определить,  какой это город. Рассмотреть герб и достопримечательность этого города.

Фотографии с изображением городов;

Альбом с презентациями крупных городов России; д/и

Попросить родителей принести фотографии городов, в которых они бывали вместе с

детьми.

 Тема: «День защитников Отечества»

Задачи: формировать чувство уважения к Вооруженным  силам России, к подвигу  наших соотечественников по защите Родины.

Тема: «Путешествие по реке времени –«Посылка  солдату»

Задачи: Моральная поддержка солдат, проходящих воинскую службу в Российской Армии. Поднятие престижа службы в Российской Армии.

Литературный день «Мы читаем А.Барто»

Задачи: познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями.

  • Праздник «День защитников Отечества»
  • Изготовление подарков для пап и дедушек,
  • Рассматривание альбомов с иллюстрациями разных родов войск: сухопутных, военно-морских, воздушных.
  • изготовление газеты «Мой папа  - солдат»
  • Письмо для Солдата
  • Сбор посылки.
  • чтение стихотворения Б.Заходера «Если мне подарят лодку», М.Салье «Синдбад – мореход», Д.Свифт «Путешествия Гулливера»
  • Выставку книг А.Барто
  • Выставка рисунков к произведениям

-приготовить атрибуты к с/р играм «Пограничники», «Моряки», «Разведчики»

Цель: самостоятельно выбирать тему для игры; развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений; умение использовать предметы заместители»

-приготовить раскраски – открытки «День защитника Отечества»

Цель: самостоятельно раскрасить праздничную открытку для папы и написать ему поздравление.

Выставка книг «Об армии»;

Иллюстрации с изображением солдат разных родов войск;

Песни про папу

«Река времени», карточки – метки для реки времени с изображением  транспорта

Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для сюжетных игр.

Пригласить папа на праздник в честь Дня защитника Отечества

Праздничное чаепитие

принять участие в оформлении газеты: «Мой папа (дед, дядя) служил в армии». «Мой папа (дед, дядя) военный».

Тема: «Масленица – Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»»

Задачи: средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с празднованием Масленицы.

Тема: «Волшебные узоры – венок»

Задачи: познакомить с семантикой одного из мотивов уральской росписи – венок.

  • Занятие-развлечение;
  • Беседы о масленичной неделе; символическом значении блинов;
  • Спортивные состязания;
  • Чучела Масленицы
  • Устроить в группе «Ярмарку товаров народного творчества»
  • Народные  игры «Карусель», «Ледяные ворота», «Ручеек», «Гори, гори ясно»

 -приготовить алгоритм и тряпочки «Изготовление куклы масленицы»

Цель: самостоятельно делать куклу, ориентируясь на образец.

Фотографии и иллюстрации с празднованием Масленицы;

Алгоритмы с изготовлением тряпичных кукол;

 Тряпичные куклы;

Привлечение родителей к масляничным гуляниям, катание на лошадке, напечь блинов на праздник

Дать родителям задание: изготовить и принести  поделки для «Ярмарки»

Март

Непосредственно-образовательная деятельность педагога с детьми

Совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

Тема: «мамин праздник»

Задачи: воспитывать добрые и нежные чувства к своим мамам, познакомить детей с женщинами,  в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики.

Тема: «Волшебные узоры».

Задачи: познакомить с семантикой одного из мотивов уральской росписи – узоры на вазе»

Литературный день «Мы читаем К.И.Чуковского»

Задачи: познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями.

Тема: «Путешествие по реке времени – История письменности»

Задачи: познакомить детей со способами записи в древности, с историей возникновения алфавита,

  • Утренник «Мамин день»;
  • Рассматривание фотографий знаменитых россиянок;
  • Изготовление подарков для мам и бабушек;
  • Фотовыставка «Моя мама (бабушка)»
  • Рисование на темы «Моя мама»
  • Изготовление вазы техникой папье-моше.
  • Роспись вазы.
  • Угощение и пожелание и предсказание.
  • Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо», «Как появился алфавит»

-приготовить  раскраску-открытку для мамы. Цель: самостоятельно дорисовать праздничную открытку для мамы и написать ей поздравление.

-приготовить карточки со стихотворениями Я. Аким «Мама» Цель: самостоятельно прочитать и выучить стихотворение

-приготовить атрибуты к с/р «Дочки – матери» Цель: самостоятельно выбирать тему для игры; развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений; умение использовать предметы заместители»

Создание практических ситуаций «Бабушка устала», «Помощь маме»

Фотографии мам, бабушек

Поздравительные плакаты

-Пригласить мам и бабушек на праздник,

-Организовать выставку семейных фотографий «Мамы разные нужны» (о профессиях мам)

- выучить с детьми стихотворения к празднику

-принести книги К.И.Чуковского на выставку

«Вербное воскресенье»

Задачи: рассказать о вербе и вербном воскресении.

«Православная Пасха»

Задачи: рассказать  о религиозном празднике, ввести в речь новые слова:  воистину, воскресение, кулич, пасха, благая весть, пасхальное яйцо.

  • Проведение народных игр «Верба – вербочка»
  • Выставка «Православная Пасха»

- приготовить листочки с нарисованной веткой  и краски «Ветка вербы»

 Цель: самостоятельно нарисовать вербу, используя прием пальчиковой живописи.

-приготовить раскраски с изображением пасхальных яиц. Цель: самостоятельно раскрасить яйца

Привлечь родителей к  изготовлению поделок и пр. к выставке

Занятие – викторина  «Мы – патриоты»

Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия крупных российских городов и рек, народов ,населяющих РФ, названия народных промыслов, имена знаменитых деятелей культуры и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Атрибуты для проведения викторины, изображения гербов и флагов, бумага, маркеры, разрезные картинки, кроссворд, символы команд, гимн, раздаточный материал

Пригласить родителей на открытое занятие,

Выучить с детьми стихотворения.

Апрель

Непосредственно-образовательная деятельность педагога с детьми

Совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

«Апрель, апрель – на дворе звенит капель» Беседа о характерных признаках апреля.

  • Чтение и заучивание поговорок об апреле: «Апрель с водой , а март с травой», «Всю землю в цветы апрель одевает, всех людей к радости призывает, листвою деревья венчает»

- приготовить раскраски в уголке изо. Дать задание: самостоятельно весеннюю картинку, используя цвета весны.

Иллюстрации с изображением весны, стихи о весне, папка –передвижка «Какие месяцы в году? Апрель»

Разместить в приемной экологическую папку об апреле месяце.

«Шутку шутить – людей насмешить!» День смеха.

Задачи: побеседовать о народном юморе.  Учить придумывать небылицы.

  • Чтение докучных сказок;
  • Чтение дразнилок, скороговорок;
  • Словесная игра «Путаница»
  • Выпустить газету «День смеха»
  • игры-забавы: «Бег в мешках», «Ударь по мячу (с завязанными глазами), «Перетягивание каната» и др.

Приготовить детские журналы «Мурзилка», «Веселые картинки» Цель: самостоятельно рассмотреть, прочитать и выполнить задания.

Дать родителям задание «Придумать вместе с детьми и нарисовать с детьми небылицу»

-изготовить совместно с ребенком куклы, билеты, афишы, атрибуты для игр.

12 апреля – «День Космонавтики»

Задачи: расширять и углублять знания дошкольников о космосе; познакомить детей с русским ученым К.Э. Циолковским, историей создания первой космической ракеты, первым космонавтом Ю.А. Гагариным; расширить кругозор детей и развить их воображение; воспитать чувство патриотизма и гордости за Отечество.

2 апреля – Международный день детской книги

Задачи: повысить интерес детей к чтению книг.

Тема: «путешествие по реке времени» - «История коммуникации» (почта)

Задачи: формировать представления детей о передачи новостей, сообщений в древности, в старину,  в наше время.

  • Чтение или просмотр мультфильма «Приключения Незнайки на Луне»
  • Рассматривание иллюстраций с изображением космоса;
  • Просмотр видеоролика «Полет Ю. Гагарина.- «Поехали»
  • проектная деятельность «Летательные аппараты»
  • режиссёрские игры: «Встреча с пришельцами» (с использованием игрушек из Киндер-сюрпризов)
  • выставка любимых книг детей
  • чтение стихотворения С.Маршака «Почта»

- приготовить планеты и космонавтов (пальчиковый театр) Цель:  самостоятельно разложить Солнечную систему, по порядку располагая планеты и попутешествовать  по планетам используя считалку Усачева «Жил на свете звездочет»

- приготовить атрибуты к с/р игре «Космонавты»

Цель: понаблюдать за умением детей действовать в соответствии с выбранной ролью, умением вести ролевой диалог.

Солнечная система

Планеты, портреты космонавтов, космических тел, спутников Земли

Альбом с рассказами детей о своей любимой книге.

Карточки-метки  с символами средств коммуникации

  • привлекать детей к творческой художественной деятельности на темы («Летательные аппараты», «Звёзды и планеты», «Космическое пространство» и др.) с использованием разнообразного неоформленного материала;

-принести любимую книгу своего ребенка на выставку

Май

Непосредственно-образовательная деятельность педагога с детьми

Совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

«1 мая – День весны  и труда»

Задачи: рассказать об истории праздника ,  ввести в словарь детей новые  слова: демонстрация, лозунг, солидарность трудящихся.

Литературный день «Мы читаем А.С.Пушкина» Задачи: познакомить детей с великим русским  поэтом и его произведениями.

Тема: «Путешествие по реке времени» - «история профессий»

Задачи: подвести детей к выводу, что отдельные профессии связаны с образом жизни людей, вещами, которые появляются в обиходе (когда изменяются условия жизни, одни профессии исчезают, другие появляются)

  • «Ай, ай, месяц май!» Беседа о  характерных приметах месяца
  • Проектная деятельность «Профессии в моей семье»
  • Выставка книг А.С.Пушкина
  • Выставка рисунков к произведениям А.С. Пушкина
  • Чтение стихотворения И.Токмаковой «Букваринск»

-приготовить весеннюю картинку Цель: самостоятельно раскрасить картинку, используя различные изобразительные средства.

-приготовить веточки и цветы из бумаги.

Цель: самостоятельно сделать праздничную веточку, прикрепить цветы к ветке с помощью проволоки.

Иллюстрации с изображением весны;

Картины известных художников

Классическая музыка

Портрет А.С.Пушкина

-метки –символы иллюсти

принять участие в выпуске фото - газеты «Профессии в моей семье»;

  • поучаствовать в творческой работе по теме «Весна цветущая»;

-принести книги А.С.Пушкина

«День Победы»

Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о подвиге  наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны.

  • Экскурсия к Вечному Огню;
  • Беседы о подвигах людей во время Великой Отечественной войны;
  • Рисование «День Победы»
  • конкурс «Лучший макет военной техники»
  • фотогазета «Защитники Отечества»
  • создание коллажа «День Победы»
  • чтение рассказов о детях-героях Великой Отечественной войны
  • подвижные игры: «Дорожка препятствий», «Самолеты», «Кто дальше бросит», «Будь ловким», «Сбей кеглю», «Мяч капитану», «Попади в обруч», «Перемени предмет», эстафета «Бег наперегонки», «Веселые

-приготовить цветную бумагу и алгоритм изготовления цветов: тюльпаны.

Цель: самостоятельно свернуть из бумаги тюльпан для возложения цветов к Вечному огню.

- приготовить атрибуты к с/р играм «Военный госпиталь»,  «Военные моряки», «Военный аэродром», «Разведчики», «На заставе»;

Иллюстрации с изображением военных событий;

Песни на военную тематику;

Книги о войне;

-подобрать изображения военной техники, солдат и др. к теме «День Победы» из газет, журналов для создания коллажа;

-принять участие в выпуске фото - газеты «Защитники Отечества»;

-оформить альбом с фото, рисунками, рассказом ребенка;

-внести вклад в книгу полезных рецептов «Солдатская каша»;

-прочитать детям: Ю.М.Непринцев «Отдых после боя»;

-просмотреть фильмы о героях войны, совместно обсудить;

-принять участие в

  •  эстафеты с флажками», «Эстафета парами», спортивная игра: «Футбол», «Военные на учении», игры связанные с ориентировкой по схеме, плану, условным знакам «Найти дорогу к военному штабу»;
  • обсудить с детьми понимание пословиц: «Один в поле не воин», «Дружно за мир стоять - войне не бывать»,  «Если хочешь мира, будь готов к войне», «Мир строит, война разрушает», «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет».

конкурсе на лучший макет военной техники

Тема«До свидания, детский сад.  Здравствуй, школа»

Задачи: Развитие представлений о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом (ребенок посещает детски сад, школьник учится, взрослый работает, пожилой человек передает свои опыт другим поколениям). Углубление представлений ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Формирование представлений о себе как об активном члене коллектива через проектную деятельность, охватывающую детей младших возрастных групп и родителей, участие в жизни дошкольного учреждения. Расширение представлений детей об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе. Привлечение детей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения (мини-музеев выставок, библиотеки, конструкторских мастерских и др.).

  • Создание газет «Вот как мы выросли!»,

«Мой любимый детский сад!»

  • выпускной вечер
  • проектная деятельность «Мой любимый детский сад»
  • подготовка фона для коллективной работы «Наша группа»;
  • чтение, разучивание стихов и песен  о детском садике
  • составление эскиза «Дизайн моего будущего школьного портфеля»;
  • оформление группы к выпускному вечеру;
  • возведение постройки «Детский сад будущего»;

- приготовить атрибуты к с/р игре «Детский сад. Школа»

Цель: самостоятельно выбирать тему для игры; развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений; умение использовать предметы заместители»

Стенгазеты о д/с, фотографии, стихи, песни о детском садике, атрибуты к с/р играм «Детский сад» «Школа»

- составить рассказ о своей поделке «Что я умею мастерить», «Как я рисую, леплю»;

составить рассказ вместе с родителями  «Хобби нашей семьи»;

составить рассказ (рисунки + рассказ) на тему «Мой лучший друг»;

посетить выставку детских работ «Вот как мы выросли!» или «Наша дружная группа»;

выучить стихотворения к празднику

Центры активности в группах пополняются  различными материалами с учетом возраста и темы.

Вся работа выстроена по блокам:

  •  1 сентября - день знаний

Цель: повышение интереса детей к обучению в школе, к истории и культуре.

  • Как жили славяне

Цель: Ознакомление детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков  с условиями их быта и культурой.

  • Климатические зоны России

Цель: Ознакомление детей с огромными территориями нашей родины, с климатическими зонами: тундра, тайга, средняя полоса, степь.

  • Голубые реки России

Цель: Ознакомление с крупными реками России: Волга, Лена, Обь, Енисей, Нева, Ангара, озеро Байкал.

  • Государственные символы России

Цель: Закрепить знания детей о государственной символике.

  • Города России

Цель: Ознакомление детей с Российскими городами – героями.

  • Волшебные узоры

Цель: Ознакомление мотивов уральской росписи «узоры на вазе»

  • День космонавтики

Цель: Расширять и углублять знания о космосе, с историей создания первой космической ракеты.

  • День победы

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о подвигах наших соотечественниках в годы Великой Отечественной Войны.

  • До свидания детский сад

Цель: стимулировать желание хорошо учиться в школе, развивать уверенность в своих возможностях, воспитывать уважение к товарищам. 

Целевые ориентиры

 Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

 Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

 Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свои город, край, страну, их достижения, имеет представление об их географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

 Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу, ощущает принадлежность к определенной культуре.

 Обладает способностями, позволяющими адаптироваться в социально-культурной среде.

Методика диагностики включает комплекс методов, направленный на выявление особенностей представлений детей о родной стране и характер отношения к ней, развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к событиям прошлого и настоящего, стремления сделать что-нибудь полезное для своего района, поселка, страны.

Методика включает комплекс диагностических методов: беседу с детьми, анализ детских рисунков, наблюдение

4.Результаты диагностики. (Приложения)

Заключение

Проблема воспитания патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания будущего гражданина, как часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Каждому дошкольнику необходимо знать родную природу, историю своей Родины и культуру народа, к которому он принадлежит, осознавать свое место в окружающем мире.

Патриотическое воспитание должно быть систематической и целенаправленной деятельностью органов государственной власти и общественных организаций по формированию у маленьких граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением, объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных и патриотических чувств дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа "Наш край родной"

Программа по ознакомлению детей с родным краем, его традициями, обычаями. Рассчитана для детей от 3 - 7 лет, разработана в соответствии с ФГОС, с учетом возрастных особенностей детей....

Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» «Мой родной дом»

Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веноче...

парциальная программа "Бурятия, мой край родной"

Рабочая программа «Бурятия, мой край родной», является частью основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения М...

Парциальная программа "Бурятия, мой край родной"

Парциальная программа "Бурятия мой край Родной"...

Конспект занятия в подготовительной группе «Широка моя страна родная»

Цель: Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств.Задачи:Обобщить и систематизировать знания детей о Родине – России как стране, в которой они живут, о ее природных богатствах...

Конспект по парциальной программе" социокультурные Истоки " Верность родной земле"

Тема осваиваемой социокультурной категории «Традиции праздника»...