Парциальная программа "Бурятия, мой край родной"
рабочая программа

Кобзарь Ольга Владимировна

Парциальная программа "Бурятия мой край Родной"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл материал старшего воспитателя51.08 КБ

Предварительный просмотр:

~  ~

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад «Снежинка» с. Выдрино

Парциальная программа

«Бурятия, мой край родной»

с. Выдрино

2023 год

Содержание программы:

  1. Общие положения (название, законодательная часть………….  с.3
  2. Актуальность выбранной темы ………………………………… с.4- 7                                      
  3. Цели и задачи программы……………………………………….с.8-9
  4. Участники программы. Сроки реализации …………………..с.10-11
  5. Этапы реализации программы…………………………………с.12-14
  6. Обеспечение программы………………………………………..с.15
  7. Перспективный план работы ……………………………………с.16-18
  8. Предполагаемые результаты и оценка результатов ……….  .. с.19-20
  9. Приложения ………………………………………………………с.21-32
  10. Список литературы……………………………………………….с.33-36


Общие положения

Название программы – «Бурятия, мой край родной»  

Нормативно-правовое обоснование программы

 1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2.«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. от 12.11.2012)

3.Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения. Отдыха и оздоровления детей и молодежи"

5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

6.Приказ Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 г. №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».

 

Актуальность выбранной темы:

Я из Бурятии!

Славное место!

Горы и степи, рядом Восток,

Быстрые реки, тайга говорливая,

Жизни моей беспокойной исток.

Чудные песни Саян несравненных,

Воды Аршана вкусны,

Грозные ветры Байкала могучего

Ждут приближенья весны.

Зимы здесь русские, а лето – восточное,

Осень строга и чиста.

Так лучезарны, тихи и загадочны

Мудрого Будды святые места.

Бурятия, милая, родная, священная!

О, как я люблю этот край!

Я вдаль уезжаю, а ветры вслед шепчут:

"Ты помни, не забывай, приезжай!"

Сидорова Надежда

Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

Какую же роль играет народная культура, и в частности, традиции, обычаи, обряды, фольклор в формировании личности современного дошкольника? Прежде всего, следует сказать, что человек, не знающий истории своего народа, не способен понять культуру другого народа увидеть его самобытность и уникальность.  

Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.            

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием.

В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира, довольно скудны и разрознены. Конечно, роль семьи в формировании начальных представлений ребёнка о родном крае очень важна и в комплексе с целенаправленной работой воспитателей ребёнок получает довольно полное представление о мире вокруг.

Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями поселка и республики. На мой взгляд, решением данной проблемы станет реализация программы: «Бурятия, мой край родной!» (краеведение в пиктограммах).

В работе с детьми планируется использовать целый комплекс мер, направленный на развитие и закрепление знаний ребёнка о родном посёлке и республике. Это не только собственно краеведческие занятия - это и занятия по ознакомлению с родной природой, посещение интересных памятников и памятных мест посёлка Селенгинск, экскурсии в детскую библиотеку, разнообразные викторины и конкурсы в пиктограммах, но и включает в себя поездки в с. Кабанск со знакомством с краеведческим музеем села, с центром района. Запланированы на теплое время года поездки в с. Красный Яр в музейную комнату «Русская изба» Красноярскую горенку. Мечтаем попасть в столицу республики Бурятия в этнографический музей. Вот где переплелись две культуры Бурятии и России.

                                        Цели и задачи программы

Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. В тоже время краеведение является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Цель программы: Формирование представлений о достопримечательностях села Выдрино, основных сведений по природе Кабанского района, республике Бурятия.

Расширение детского кругозора.

Задачи программы:

-Ознакомить дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края;

- Обобщить и систематизировать знания о родном крае при помощи игр с пиктограммами.

-Развивать бережное отношение к флоре и фауне родного края, к достопримечательностям и культурным ценностям;

-Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

-Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к Малой Родине.

Новизна данной программы состоит в соединении игровых, познавательных элементов с проведением экскурсионных маршрутов, что даёт возможность детям дошкольного возраста осознать ценность и значимость малой родины, познать и беречь то, что окружает их с детства, развивать социальные навыки.

Кроме этого, реализация программы позволяет улучшить связи с социальными партнерами – Выдринской детской библиотекой, Выдринским домом творчества, краеведческим музеем с. Кабанск, этнографическим музеем в г. Улан-Удэ, учреждениями поселка и администрацией Выдренского поселения. Особенность программы заключается в создании условий для восприятия сведений об историческом прошлом и современном облике родного края.


Участники программы. Сроки реализации.

Краеведение - это отправная точка увлекательного путешествия ребят в природу Бурятии, ее этнокультуры. Важным элементом реализации программы считается работа с пиктограммами, которые помогут познакомиться с Малой Родиной. Пиктограммы не только будут «рассказывать» детям о поселке, его достопримечательностях, интересных местах, но и станут своеобразной стартовой площадкой для полета фантазии детей о будущем - о будущем человека, его семьи, его поселка.

Участники программы 

Дети средней старшей группы .

Программы предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Тип программы: информационно-творческий

Направленный на развитие воображения, фантазии и связной речи.

По характеру содержания: включает ребенка и семью.

По характеру участия дошкольника в программе: участник от зарождения идеи до получения результата.

По количеству участников: фронтальный.

По продолжительности: долгосрочный.

Цикличность программы – 1 год

Работа по программе проводится в форме теоретических и практических образовательных мероприятий. Содержание занятий, объём и интенсивность нагрузок адаптированы к возрастной группе дошкольников и к их физическому состоянию здоровья. 

Образовательные мероприятия построены по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. Каждая тема, включенная в программу, содержит теоретическую и практическую части.

В теоретическую часть включены необходимые сведения по природе Бурятии и села Выдрино. Практическая часть заключается в работе детей над дидактическим материалом по заданной теме, экскурсиям по пешеходным маршрутам.

Занятия проводятся 1 раз в неделю и раз в неделю экскурсионный день.


Этапы реализации программы

Реализация краеведческой программы «Бурятия, мой край родной!»  (в пиктограммах) осуществляется по этапам: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап реализации программы включает

1). Формируется методическая копилка для проведения тематического мониторинга к занятиям, тематических бесед; пешеходных экскурсий по поселку; игр-путешествий; художественно-творческой деятельности и т.д.

2). Проведение диагностики для определения уровня форсированности знаний о селе, республике Бурятия у дошкольников средней и старшей группы.

Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии, презентация «Животные Бурятии в разное время года», «Растения Бурятии», «Моё село Выдрино», «Бурятия родная», ООМ «В гостях у Будамшуу».

Задания для мониторинга определения уровня сформированности знаний у детей средней и старшей группы о родном крае в приложении 1.

Работа на подготовительном этапе позволить также:

  1. Организовать сбор фотографий о селе и его окрестностях, составить электронные презентации по темам занятий.
  2. Подготовить обращение к родителям для мотивирования их участия в проекте;
  3. Составить пиктограммы к играм – это даст возможность соединить эмоционально-чувственную сферу дошкольников и информационную составляющую проекта.
  4. Разработать перспективный тематический план работы

Прогнозируемый результат 1 этапа.

Обеспечение мотивационной, информационной и организационной готовности участников программы.

Выявление способов достижения результата: анкетирование, собеседование, наблюдение, составление текстов бесед и электронных презентаций

II этап - основной, включает в себя:

  1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
  2. совместные мероприятия с семьями воспитанников,
  3. совместные мероприятия с дошкольниками,
  4. экскурсии по селу, району, столице Бурятии
  5. пополнение развивающей среды, пиктограмм к играм
  6. выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.

Основной принцип построения занятий с дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий:

  • игровой;
  • музейной педагогики;
  • домашнего кинотеатра;
  • Информационно-познавательной с использованием ИКТ;
  • Пиктограммы.

Тематически работа выстраивается по блокам:

  1. Блок-модуль «Летопись родных мест»
  1. «Достопримечательности поселка»
  2. «Наш детский сад»
  3. «Наши интересные места»
  1. Блок-модуль «Природное наследие»
  1. «Тайны природы»
  2. «Экология и человек»
  1. Блок-модуль «Этнография»
  1. «Народонаселение»
  2. «Национальные традиции»

Педагог рассказывает сам ребятам по обозначенным темам, либо приглашает в путешествие по селу и его окрестностям, либо в видеозал на виртуальное путешествие по родному краю: «Памятники и памятные места села Выдрино», «Красная книга Бурятии», «Бурятия, традиции бурят» и др.

III этап - итоговый, включает в себя:

  1.  на тему «Бурятия, мой край родной!»
  2. итоговое диагностирование детей,
  3. повторное анкетирование родителей.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.


Обеспечение программы

  1. Формирование базы тематических бесед и дидактических игр в пиктограммах по проекту. Оформление дидактических игр по краеведению: 
    «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Байкальский сундучок», «Поселок будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной», Игры «Этнокультура Бурятии и России», разрезные картинки «Геральдика Бурятии и России», «Традиции  нашего села», Карта с.Выдрино, «Деревья, листья и плоды», «Перелетные и зимующие птицы», пиктограммы «Времена года. Признаки времен года».
  2. Обеспечение материально-технического сопровождения программы: видеофильмы, компьютер


Перспективный план работы по ознакомлению с родным селом детей средней и старшей группы на 2023-2024 учебный год.

Дата

Тема

Содержание занятия

Сентябрь

 Моя малая Родина

- дидактическая игра «Собери картинку»

Рассматривание альбома «Моё село Выдрино»

Пиктограмма «Традиции  села Выдрино»

Художественно- творческая деятельность

Октябрь

 «Вот моя улица»

«Мой детский сад»

 Экскурсия по селу

Игра с пиктограммами «Карта села Выдрино»

-выставка детского рисунка «Мой дом»

Ноябрь

«Моя семья»

Выставка рисунков «Портрет моей семьи»

Экскурсия в краеведческий музей с. Кабанск

Игра с пиктограммами «Этнокультура Бурятии и России»

Декабрь

«Символы Бурятии»

- знакомство с флагом, гербом и гимном Бурятии

Изо деятельность - «Нарисуй герб малой Родины и России»,

Игра с разрезными картинками «Геральдика России и Бурятии»

Январь

 «Природа Бурятии»

- рассматривание географической карты

- рассказ об особенностях климата, природы, животного мира

- Лепка «Животные и птицы родного края»

Игры с пиктограммами «Четвертый лишний», «Птицы Бурятии», «Животные Бурятии», «Растения Бурятии»

Февраль

«Сагаалган»

- беседа о национальном празднике Бурятии

Кулинария «Буузы»

Рассматривание фото  этнографического музея г. Улан-Удэ

Март

«У природы нет плохой погоды»

- изготовление альбома «Красная книга Бурятии» совместно с родителями

Пиктограммы «Зимующие птицы, перелетные птицы»

Апрель

«Кабанский район»

- дидактическая игра с пиктограммами «Достопримечательности села Выдрино, Кабанского района»

Изготовление карты  Выдрино с пиктограммами отличительных мест.

Экскурсия в музей «Боевой славы» в с. Выдрино

Пиктограммы «Времена года. Приметы времени года»

Май

Традиции Кабанского района

Бурятия в годы ВОВ

- экскурсия к памятнику Победы в центре с. Выдрино

- посещение Выдринской сельской библиотеки (деловая игра)

- изготовление праздничных открыток

- видеоальбом «Стена Памяти»

- беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне

Пиктограмма «Деревья, листья и плоды»


Предполагаемые результаты и оценка результатов программы.

Практическая значимость этой программы состоит в том, что он обеспечивает успешность взаимодействия участников образовательного и просветительского процессов. Материалы программы используются на занятиях в качестве иллюстративного и наглядного материала.

Ожидаемый результат:

Дошкольники будут знать:

• Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения.

• Наиболее важные традиции родного края и историю.

• Символику Бурятии, России.

• Национальный состав республики, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.

Дошкольники будут уметь:

• Вести самостоятельные наблюдения в природе.

• Узнавать изученные растения и животных.

• Работать с элементами народного творчества.

• Применять игры бурятского и русского народов для организации собственного досуга.

• Творчески мыслить и рассуждать.

Механизм отслеживания результатов:

  • Анализ детской деятельности (рассказы о поселке, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры при помощи пиктограмм)
  • Наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах)
  • Анкетирование родителей.

Данная программа можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Программа не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о селе, уникальных местах доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своего края, своего  села. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своей Малой Родине, его предприятиях и замечательных местах, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего родного края.


Приложение №1

Задание 1. «Родное село»

Цель: Определить уровень знаний о родном селе, республике (знать название   своего села, района, домашнего адреса.  Называть достопримечательности Выдрино, названия улиц.

Методы: Беседа, игры, карта села Выдрино, запись   ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на слайд и ответить на вопросы к нему.

Оценка результатов.

Высокий уровень (З балла)

Ребенок без особого труда называет название села, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности села, где они расположены. Называет улицы, названия природных объектов.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности села. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Задание 2 «Символика Бурятии»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о флаге, гербе   родного края.  

Материалы: Герб и флаг Бурятии.

Методы: беседа

Ход проведения: Беседы и рассматривание   государственной символики родного края.

Оценка результатов.

 Высокий уровень (3 балла).

 Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе республики. Может объяснить символику.  Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах герба и их значении.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется назвать значение цветов, используемых в флаге. Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью ко взрослому. Не проявляет интереса к теме.

Задание 3 «История народной культуры и традиций»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях бурятского народа.

Предварительная работа: Беседы, занятия

Условия:  Музейные занятия в Выдринской сельской библиотеке.

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть экспонаты быта, назвать их, рассказать для чего их использовали.  

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.

Приложение 2.

Анкета для родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»

Уважаемые родители! Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства?

Почему? ___________________________________________

2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие села, республики, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру?

___________________________________________________________

3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного села, республики?

___________________________________________________________

4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить? ____________________________________________

5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного села, республики? ______________________________________________________

6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном селе?    

___________________________________________________________

7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным селом и его историей? Назовите известные источники.

___________________________________________________________

8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?

___________________________________________________________

Приложение №3

«Уважаемые родители!

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России   14.11.2013 № 30384) «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»,

Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г.№ 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно- нравственных ценностей»

 важным аспектом современной государственной политики является введение национально-регионального компонента в систему образования разного уровня. В настоящее время действительно ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности не только у взрослых, но и детей.  Прививая с детства своему ребёнку   любовь к Родине - прививаем и любовь к матери, истории своей страны - истории своей семьи, чувство патриотизма- чувство чести, долга, достоинства, любви к народным истокам – интереса к семейным «корням, роду» и т.д. Это так важно не только для государства, но и для нас - «Русского народа», самого сильного, самого смелого, умеющего любить, ценить, уважать!  В нашем дошкольном учреждении ведется большая работа по формированию краеведческих представлений, нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста. Приглашаем Вас принимать участие в тематических занятиях и создании краеведческих уголков в ваших группах.      

         Администрация МАДОУ  Детский сад «Снежинка».с.Выдрино


Приложение№4

Вопросы мониторинга освоения детьми знаний об улицах родного села

  1. Как называется наше село?
  2. Назови улицу, где ты живёшь.
  3. Как называется улица, на котором расположен наш детский сад?
  4. Какие названия улиц нашего села ты еще знаешь?
  5. Как улицы получили своё название?
  6. Как называется центральная улица нашего села?
  7. Есть ли в нашем селе краеведческий музей?
  8. Кто поддерживает чистоту на улицах нашего села?
  9. Как можно сделать наше село красивым? Что для этого можете сделать вы?

Вопросы мониторинга освоения детьми знаний об участии наших земляков в Великой Отечественной войне

  1. Когда празднуется День Победы?
  2. С кем воевал наш народ в годы Великой отечественной войны?
  3. Какие военные профессии вы знаете?
  4. Какую боевую технику вы знаете?
  5. Участвовали ли жители Кабанского района в Великой Отечественной войне?
  6. Чем награждают Героев войны?
  7. Есть ли в нашем поселке памятники погибшим воинам? Какие? Где?
  8. Помнят ли живущие сегодня о людях, отдавших жизнь за Родину в годы войны?
  9. Как мы можем отблагодарить героев тыла и фронта, живущих в нашем селе?

 

Вопросы мониторинга освоения детьми знаний о природе Бурятии

1. Какие природные зоны есть в нашей республике?

2. Назови животных леса.

3. Назови деревья, которые можно встретить в Бурятии.

4. Назови птиц, живущих в нашей местности.

5. Назови растения, произрастающие на территории нашего республики?

6. Как люди заботятся о животных?

7. Как люди заботятся о птицах?

8. Как взрослые проявляют заботу о деревьях и растениях?

 

Приложение №5

Дидактические игры

Игра «Достопримечательности села Выдрино, Кабанского района»

Изготовление карты с. Выдрино с пиктограммами.

Цели

  • Систематизировать имеющиеся у детей знания о значении достопримечательностей села и Кабанского района, их названий, улиц и прочее.
  • Познакомить ребят с картой, пиктограммами значков, изображающих достопримечательности села.
  • Совершенствовать диалогическую речь.
  • Воспитывать у детей внимательность и предупредительность друг к другу.

Лексика

  • Название улиц (Коммунистическая, Первомайская, Пионерская, итд)
  • путешествие,
  • Карта, местонахождение
  • Достопримечательность
  • Детский сад – любимый, родной.

Материал и оборудование

  • Карта с пиктограммами,
  • Дидактическая игра «Что как называется»
  • Оборудование для презентации

Структура и методические приемы

  • Игровая ситуация «У нас в гостях карта с. Выдрино»;
  • Презентация «Моё село».


Тема «Мой детский сад»

Цели

  • Систематизировать имеющиеся у детей знания о детском саде, о тех, кто работает в нем, какую работу выполняет.
  • Развивать желание быть в детском саду.
  • Развивать у детей элементарные навыки труда, используя алгоритм действий.
  • Совершенствовать диалогическую речь.
  • Воспитывать у детей внимательность и предупредительность друг к другу.

Лексика,

  • путешествие,
  • карта,
  • детский сад – любимый, родной.

Материал и оборудование

  • Альбом «Мой детский сад», фотографии помещений и территории «Снежинка».
  • Дидактическая игра с пиктограммами «Кто, что делает», оборудование хозяйственно-бытового труда.

Структура и методические приемы

  • Игровая ситуация «У нас в гостях Будамшуу»;
  • Слушание стихотворения Нодара Думбадзе «Сад».

Я думала и в правду,

Что сад – это сад. 

Где бабочек ловят, 

Едят виноград . . .

Ой, мамочка – мама,

Куда я пришёл?!

Сажают детей

За обеденный стол!

Котлеты несут

И молочный кисель!

А после, как дома,

Уложат в постель!

Ой, мамочка,

Лучше вернемся назад, –

Я сам покажу,

Где находится сад!

Вопросы к детям

  • Расскажите Будамшуу о нашем детском саде
  • А где находится наш детский сад, как называется улица? (Первомайская 1)

Детская игра «Угадай и назови»

Дети, рассматривая фотографии участков и групп разных дошкольных учреждений, находят те, на которых изображен родной детский сад.

Игровая ситуация: Путешествие по карте «Моё село» (Дети, используя кубик, продвигаются по карте от пункта к пункту, которыми обозначены интересные места в дошкольном учреждении. О том, в каком пункте находятся карты, дети сообщают: пантомимой, описанием, загадкой.) Последний пункт на карте – «Загадочный ларец»


Тема «Традиции Кабанского района. Бурятия в годы ВОВ»

Цели

  • Расширять представление детей о Кабанском районе, его достопримечательностях, о людях, отличившихся в годы ВОВ;
  • Развивать чувство патриотизма, уважения к ветеранам войны и тыла.
  • Вызвать желание помочь ветеранам, не быть в стороне.
  • Воспитывать «маленьких граждан», которые ценят патриотизм малой Родины.

Лексика

  • Великая Отечественная война,
  • Ветеран войны и тыла,
  • Героизм

Материал к занятию

  • Видеофильм,
  • Рисунки детей о войне,
  • Открытки для ветеранов,
  • Изготовление гвоздик для водружения к памятнику

Структура, методические приемы

  • Игровая ситуация «Улица памяти» (из детских рисунков на тему войны);
  • Беседа «Герои Кабанского района в годы ВОВ»;
  • Посещение памятников павшим героям в с. Выдрино

Совместная деятельность

  • Экскурсия по селу Выдрино;
  • Д/игра «Красивые слова – тебе, ветеран»;
  • Рисование «Война глазами детей»;

Список использованной литературы

  1. Антонов Ю.Е. Левина Л.В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.
  2. Антонова Г.П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет \ Г.П. Антонова, И.П. Антонова. М.: Мысль. 1991
  3. Бабунова, Е. С. Критерии и показатели воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста на идеях и средствах народной педагогики: метод, пособие \ Е. С. Бабунова. Магнитогорск: МаГУ. 2004.
  4. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание. - 2001. — №12. – C. 47-52.
  5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо. 2003
  6. Витушкина, Н. Туризм и краеведение в детском саду // Управление ДОУ. – 2009. - № 8. – С. 80-85.
  7. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  8. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 3. – С. 6.
  9. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
  10. Ермачкова, Н. Краеведо-туристская работа в детском саду // Детский сад от А до Я. – 2003. - № 3. – С. 74-79.
  11. Звонарева, Н. Регионоведческая программа для дошкольников // Воспитание дошкольников. – 2008. - № 2. – С. 39-73.
  12. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
  13. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ; Мозаика-Синтез, 2012. - 635 c.
  14. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб, пособие для студ. высш, пед, учеб, заведений \ Под ред. Л.Г. Нисканен. М.: «Академия». 2002
  15. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
  16. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура») / Авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. 3-е изд., испр, и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 168 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
  17. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с.
  18. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ. - 2008.- №1.- C. 17-23.
  19. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
  20. Ознакомление с окружающей и социальной действительностью. Алёшина Н.В.Москва, 2001 г.
  21. Пименова Л.В. «Программа гражданского воспитания детей дошкольного возраста».
  22. Под ред. А.А.Остапца, Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачевой «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности» (пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2001 – 2006 годы»). Москва «Аркт» 2003г.
  23. Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми. // Мир детства №4, 2001, с. 39.
  24. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д.в. №6, 2003, с. 45.
  25. Сагдеева Н. В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ "Шаг навстречу"; Детство-Пресс, 2012. - 579 c.
  26. Сазонова Н. П. Саморегуляция педагогов ДОУ в профессиональной деятельности; Детство-Пресс, 2010. - 342 c.
  27. Соломенникова О. А. Основные и дополнительные программы ДОУ. Методическое пособие; Айрис-Пресс, 2010. - 224 c.
  28. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ; Детство-Пресс, 2012. - 821 c.
  29. Урмина И.А., Данилина Т.А. «Инновационная деятельность в ДОУ», Линка-пресс, - Москва, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа "Наш край родной"

Программа по ознакомлению детей с родным краем, его традициями, обычаями. Рассчитана для детей от 3 - 7 лет, разработана в соответствии с ФГОС, с учетом возрастных особенностей детей....

Мониторинг эффективности реализации парциальной программы «Лучше нет родного края» МБДОУ «Курумканский детский сад «Росинка» 1 младшая группа (2-3 года)

На основе полученных данных, я  разрабатываю индивидуальные образовательные траектории развития воспитанников своей  группы (с учетом зон активного и ближайшего развития) по методике  А...

Парциальная программа по краеведению и экологии "Мой край родной"

Программа обеспечивает знакомство детей дошкольного возраста c социальным и природным миром городом Новосибирск (Новосибирской области)....

Парциальная программа "Мой край родной"

Знакомство детей дошкольного возраста с социальным и природным миром, городом Новосибирском....

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «БУРЯТИЯ - НАШ КРАЙ РОДНОЙ»

   В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится именно патриотическое ...