Самообразование на тему: «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
материал (старшая группа)
Самообразование на тему: «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
1. 3 этапа работы по самообразованию
2.Ожидаемые результаты к концу учебного года
3.Перспективный план по самообразованию (включая родителей, детей, педагогов)
4. Отдельно перспективный план на весь учебный год с детьми
5.Готовое анкетирование для родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Актуальность темы
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно –нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Несомненно, на сегодняшний день данная тема очень актуальна. Сказки создают словесные картины человеческой жизни, мира животных и оживляют детскую фантазию. Поступки, чувства, мысли персонажей, их взаимоотношения, события, которые с ними происходят, предметы, которые их окружают, - все это отражено в слове, несущем в себе номинативно-образное и эмоциональное значение. Дети верят всему, о чем говорится в сказке, становятся как бы соучастниками событий, волнуются за персонажей, радуются их успехам, печалятся неудачам.
Пересказ сказки, ее разыгрывание, оказывают большое влияние на познавательное и нравственное развитие ребенка.
Цель:
Задачи:
1. Образовательные:
- Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр теней, пальчиковый и др).
- Приобщить детей к театральной культуре.
- Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок
#1056;азвивающие:
- Развивать интерес и любовь к сказкам разных народов, разного исторического времени.
- Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
- Развивать память, внимание, воображение, фантазию.
- Активизировать словарь детей.
3. Воспитательные:
- Создать условия для развития творческой активности детей.
- Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала;
- Воспитывать коммуникативные способности детей.
Ожидаемые результаты к концу учебного года:
Для детей:
#1055;овышен интерес к художественной литературе и театрализованной деятельности.
#1056;азвиты навыки выразительной речи: дети используют интонацию, мимику, жесты при передаче образов сказочных персонажей.
#1054;богащён активный и пассивный словарь за счёт знакомства с разнообразными сказками и репликами героев.
#1057;формированы навыки сотрудничества, умение действовать согласованно в коллективе, договариваться о распределении ролей.
#1055;овышен уровень творческой активности, самостоятельности и воображения.
Для родителей:
#1055;овысилась заинтересованность родителей в совместной театрализованной и читательской деятельности с детьми.
#1056;одители активно принимают участие в подготовке спектаклей, оформлении костюмов и декораций.
#1059;становлено партнёрское взаимодействие семьи и детского сада в вопросах приобщения детей к чтению и искусству.
#1056;одители осознают значимость сказки и театра как средства развития речи, воображения и эмоциональной сферы ребёнка.
Для педагогов:
#1056;асширен арсенал методов и приёмов по развитию речи и творческих способностей через сказку и театрализацию.
#1055;овышен уровень профессиональной компетентности в области организации театрализованной деятельности.
Этапы работы над темой самообразования
1 этап – Подготовительный (сентябрь – октябрь)
Цель: создание условий для реализации темы, выявление интереса детей и родителей к сказкам и театрализации.
Работа с детьми:
-Изучение педагогической и методической литературы (сентябрь-октябрь)
#1040;ртемова, Л. В. Театрализованные игры в детском саду. — М.: Просвещение, 2018.
#1050;омарова, Т. С. Театрализованная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2019.
#1058;уровская, Л. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. — М.: Учитель, 2016.
-Составление плана работы с детьми по теме. (сентябрь)
-Чтение знакомых народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций.
-Беседы о героях, обсуждение поступков персонажей (в доступной форме).
Игры на развитие эмоций и выразительности («Изобрази героя», «Кто как говорит?»).
Работа с родителями:
-Консультация для родителей «Зачем детям нужны сказки и театр».
-Анкетирование родителей о том, какие сказки читают дома.
-Создание мини-уголка «Сказка у нас в гостях» (совместное оформление с родителями).
2 этап – Основной (ноябрь – апрель)
Цель: развитие речи, воображения и эмоциональной сферы детей через сказку и театрализованную деятельность.
Работа с детьми:
-Инсценирование коротких сказок («Колобок», «Теремок», «Репка» и др.) с использованием кукол и масок.
-Игры-драматизации по сказкам (пальчиковый, настольный, теневой театр).
-Придумывание детьми собственных сказочных историй по картинкам или предметам.
-Подвижные игры на развитие выразительности («Живые картинки», «Сказочные животные»).
-Обсуждение сказок: чему учит сказка, кто был добрым, кто помогал.
Работа с родителями:
-Родительские мастер-классы «Сделаем театр своими руками».
-Участие родителей в показе мини-постановок или чтении ролей вместе с детьми.
-Рекомендации по домашнему чтению и обсуждению сказок.
Педагоги:
-Мастер-класс «Сделаем театр своими руками»
3 этап – Заключительный (май)
Цель: подведение итогов работы, обобщение опыта, демонстрация достигнутых результатов.
Работа с детьми:
-Проведение итогового мероприятия: показ сказки (мини-спектакль) для родителей или других групп.
-Беседы с детьми: какая сказка понравилась, кем хотел бы быть в спектакле.
-Игры на закрепление положительных эмоций и уверенности в себе.
Работа с родителями:
-Выставка фото и рисунков «Мы играем в сказку».
Перспективный план работы по теме самообразования
на 2025-2026 учебный год
Месяц | Работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | #1048;зучение педагогической и методической литературы 2Наблюдение за детьми, выявление уровня речевого и творческого развития. | #1063;тение знакомых народных сказок («Колобок», «Репка»). | #1040;нкетирование родителей о любимых сказках детей. |
Октябрь |
- Картотека театр; | #1048;нсценирование сказки «Репка». | 1. Совместное оформление уголка «Сказка у нас в гостях». #1055;роведение беседы, консультации, оформление папки-передвижки по теме самообразования. |
Ноябрь |
|
#1055;альчиковый театр «Теремок». | 1. Консультация «Как играть в театр с ребёнком дома». |
Декабрь | #1055;ополнение методического и дидактического материала по теме самообразования | #1055;родолжение работы по перспективному плану «Оригами» | #1059;частие родителей в подготовке новогоднего мини-спектакля. |
Январь | 1. Публикация педагогического опыта на педагогическом интернет-портале. | #1063;тение сказок о дружбе («Снеговик», «Зимняя история»). | #1056;екомендации по чтению добрых сказок дома. |
Февраль | #1055;одготовка сценариев для игр-драматизаций. | #1048;мпровизации по мотивам известных сказок. | #1057;овместный мастер-класс «Сделаем кукол для театра». |
Март | #1054;рганизация тематической недели «Мир сказки». | #1048;гры-драматизации «Красная Шапочка», «Три медведя». | #1055;ривлечение родителей к участию в постановках и подготовке костюмов. |
Апрель | #1055;одготовка итогового показа театрализованной деятельности. | #1056;епетиции мини-спектакля «В гостях у сказки». | Проведение консультации «Значение театра в жизни ребенка». |
Май | 2. Подведение итогов и оформление отчета по теме самообразования. 3. Выступление с отчетом на итоговом педагогическом совете по теме самообразования | #1048;тоговый показ сказки «В гостях у сказки». | #1040;нкетирование «Что изменилось у моего ребёнка за год». |
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей «Ребенок и театр»
Цель: выяснить отношение родителей к театру и желанию вовлечь ребёнка в мир театральной деятельности
Уважаемые родители!
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Она способствует развитию воображения, мышления, обогащает речь.
Ваши ответы помогут нам более эффективно построить работу по организацией театрализованной деятельности в детском саду.
Прочтите внимательно и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению, или допишите свой ответ.
Заранее благодарим за Ваше участие в анкетировании!
1. Посещаете ли вы со своим ребёнком театр, кинотеатр, и как часто?
- Да, часто
- Да, иногда
- Нет
2. Как вы относитесь к театральному искусству?
- Хорошо
- Люблю театр
- Театр не интересен
3. Делится ли ваш ребёнок своими впечатлениями после посещения театра, занятий по театральной деятельности в детском саду?
- Да
- Иногда
- Нет
4. Когда вы водили последний раз ребёнка на театральное представление?
- Давно
- Недавно
5. Знаете ли Вы, как организовать театрализованную деятельность в семье?
- да;
- нет.
- не знаю;
-Ваш вариант __________________________________
________________________________________________
6. Хотите ли Вы больше узнать о том, как организовать театрализованную деятельность с детьми в домашних условиях?
- да;
- нет.
- Ваш вариант___________________________________
7. Хотелось бы Вам участвовать в театральных постановках вместе с детьми, как в детском саду, так и дома?
- да;
- нет.
-Ваш вариант ______________________________________.
8. Какой вид театра Вам нравится больше всего?
• Кукольный___ • Театр марионеток___ • Оперы и балета___
• Настольный___ • Театр теней___ • Театр музыкальной комедии___
• Другой ___
9. Какую посильную помощь Вы смогли бы оказать в создании и проведении театральных постановок в нашей группе (в детском саду?
• Изготовление кукол
• Изготовление декораций
• Изготовление афиш, пригласительных билетов и т. д.
• Личное участие в постановках
10. Каждый месяц одна семья будет показывать театральную поставному (участвовать могут родители, братья/сестры, бабушки и др.), готовы ли вы принять участие? Если ДА, напишите ФИО ребенка и воспитатель с вами свяжется
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с детьми на год
Месяц | Тема занятия |
Сентябрь | Тема месяца: Знакомство с театром. |
Октябрь | Тема месяца: Волшебный мир сказки. |
Ноябрь | Тема месяца: Мы актёры. |
Декабрь | Тема месяца: Театр зимней сказки. |
Январь | Тема месяца: Добрые сказки. |
Февраль | Тема месяца: Сочиняем сказки сами. |
Март | Тема месяца: В гостях у сказки. |
Апрель | Тема месяца: Мы — артисты! |
Май | Тема месяца: Праздник сказки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества, это большой простор для творческих фантазий ребенка. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко...

Собственный инновационный педагогический опыт «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Талабаевой Марии Петровны
Решая, социально-личностные задачи воспитания, необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельнос...

"Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста....

открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»
Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается влияние театрализованной деятельности на развитие детей дошкольного возраста, описываются некоторые виды театра и рассказывается об опыте работы воспитателя с детьми старшего ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта « Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Идея опыта: «Создание условий для развития творческих способностей и всестороннего развития детей в процессе театрализованной деятельности; создание усло...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Тема: «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
В данной работе рассматривается роль игровой деятельноcти в образовательном процессе и воспитании детей. Развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего разви...
