Самообразование на тему: «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Кузнецова А.А 1998

Самообразование на тему: «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

1. 3 этапа работы по самообразованию

2.Ожидаемые результаты к концу учебного года

3.Перспективный план по самообразованию (включая родителей, детей, педагогов)

4. Отдельно перспективный план на весь учебный год с детьми

5.Готовое анкетирование для родителей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Актуальность темы

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно –нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Несомненно, на сегодняшний день данная тема очень актуальна. Сказки создают словесные картины человеческой жизни, мира животных и оживляют детскую фантазию. Поступки, чувства, мысли персонажей, их взаимоотношения, события, которые с ними происходят, предметы, которые их окружают, - все это отражено в слове, несущем в себе номинативно-образное и эмоциональное значение. Дети верят всему, о чем говорится в сказке, становятся как бы соучастниками событий, волнуются за персонажей, радуются их успехам, печалятся неудачам.

Пересказ сказки, ее разыгрывание, оказывают большое влияние на познавательное и нравственное развитие ребенка.

Цель:

Задачи:

1. Образовательные:

- Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр теней, пальчиковый и др).

- Приобщить детей к театральной культуре.

- Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок

#1056;азвивающие:

- Развивать интерес и любовь к сказкам разных народов, разного исторического времени.

- Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

- Развивать память, внимание, воображение, фантазию.

- Активизировать словарь детей.

3. Воспитательные:

- Создать условия для развития творческой активности детей.

- Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала;

- Воспитывать коммуникативные способности детей.

Ожидаемые результаты к концу учебного года:
Для детей:
#1055;овышен интерес к художественной литературе и театрализованной деятельности.
#1056;азвиты навыки выразительной речи: дети используют интонацию, мимику, жесты при передаче образов сказочных персонажей.
#1054;богащён активный и пассивный словарь за счёт знакомства с разнообразными сказками и репликами героев.
#1057;формированы навыки сотрудничества, умение действовать согласованно в коллективе, договариваться о распределении ролей.
#1055;овышен уровень творческой активности, самостоятельности и воображения.
Для родителей:
#1055;овысилась заинтересованность родителей в совместной театрализованной и читательской деятельности с детьми.
#1056;одители активно принимают участие в подготовке спектаклей, оформлении костюмов и декораций.
#1059;становлено партнёрское взаимодействие семьи и детского сада в вопросах приобщения детей к чтению и искусству.
#1056;одители осознают значимость сказки и театра как средства развития речи, воображения и эмоциональной сферы ребёнка.
Для педагогов:
#1056;асширен арсенал методов и приёмов по развитию речи и творческих способностей через сказку и театрализацию.
#1055;овышен уровень профессиональной компетентности в области организации театрализованной деятельности.

Этапы работы над темой самообразования

1 этап – Подготовительный (сентябрь – октябрь)
Цель: создание условий для реализации темы, выявление интереса детей и родителей к сказкам и театрализации.
Работа с детьми:

-Изучение педагогической и методической литературы (сентябрь-октябрь)
#1040;ртемова, Л. В. Театрализованные игры в детском саду. — М.: Просвещение, 2018.
#1050;омарова, Т. С. Театрализованная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2019.
#1058;уровская, Л. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. — М.: Учитель, 2016.

-Составление плана работы с детьми по теме. (сентябрь)
-Чтение знакомых народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций.
-Беседы о героях, обсуждение поступков персонажей (в доступной форме).
Игры на развитие эмоций и выразительности («Изобрази героя», «Кто как говорит?»).
Работа с родителями:
-Консультация для родителей «Зачем детям нужны сказки и театр».
-Анкетирование родителей о том, какие сказки читают дома.
-Создание мини-уголка «Сказка у нас в гостях» (совместное оформление с родителями).
2 этап – Основной (ноябрь – апрель)
Цель: развитие речи, воображения и эмоциональной сферы детей через сказку и театрализованную деятельность.
Работа с детьми:
-Инсценирование коротких сказок («Колобок», «Теремок», «Репка» и др.) с использованием кукол и масок.
-Игры-драматизации по сказкам (пальчиковый, настольный, теневой театр).
-Придумывание детьми собственных сказочных историй по картинкам или предметам.
-Подвижные игры на развитие выразительности («Живые картинки», «Сказочные животные»).
-Обсуждение сказок: чему учит сказка, кто был добрым, кто помогал.
Работа с родителями:
-Родительские мастер-классы «Сделаем театр своими руками».
-Участие родителей в показе мини-постановок или чтении ролей вместе с детьми.
-Рекомендации по домашнему чтению и обсуждению сказок.

Педагоги:

-Мастер-класс «Сделаем театр своими руками»
3 этап – Заключительный (май)
Цель: подведение итогов работы, обобщение опыта, демонстрация достигнутых результатов.
Работа с детьми:
-Проведение итогового мероприятия: показ сказки (мини-спектакль) для родителей или других групп.
-Беседы с детьми: какая сказка понравилась, кем хотел бы быть в спектакле.
-Игры на закрепление положительных эмоций и уверенности в себе.
Работа с родителями:
-Выставка фото и рисунков «Мы играем в сказку».

Перспективный план работы по теме самообразования

на 2025-2026 учебный год

Месяц

Работа

воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

#1048;зучение педагогической и методической литературы

2Наблюдение за детьми, выявление уровня речевого и творческого развития.
#1057;оставление годового плана по теме «Сказки и театр для детей 5–7 лет».

#1063;тение знакомых народных сказок («Колобок», «Репка»).
#1056;ассматривание иллюстраций, беседы о героях и их поступках.
#1048;гры «Кто как говорит?», «Изобрази героя».

#1040;нкетирование родителей о любимых сказках детей.
#1050;онсультация «Почему важно читать сказки дома».

Октябрь

  1. Пополнение методической копилки (дидактического материала) по теме самообразования:

- Картотека театр;
- Рекомендации по сказкам;
-Подбор сказочного материала для театрализации.
-Оформление уголка театра и книжного центра.

#1048;нсценирование сказки «Репка».
#1048;гры-драматизации с игрушками и пальчиковыми куклами.

1. Совместное оформление уголка «Сказка у нас в гостях».
#1055;ривлечение родителей к изготовлению простых масок.

#1055;роведение беседы, консультации, оформление папки-передвижки по теме самообразования.

Ноябрь

  1. Папки-передвижки на тему: «Читать сказки- это важно!»
    #1056;азработка сценариев коротких сказок для мини-постановок.
    #1055;овышение педагогической компетенции по приёмам театрализации.
    Работа с детьми:
  1. Продолжение работы по перспективному плану
    #1063;тение стихов, потешек, работа с загадками, пословицами.

#1055;альчиковый театр «Теремок».
#1057;оставление детьми коротких диалогов между героями сказок.

1. Консультация «Как играть в театр с ребёнком дома».

Декабрь

#1055;ополнение методического и дидактического материала по теме самообразования
#1055;одготовка к театрализованному показу для группы.
#1040;нализ промежуточных результатов работы.

#1055;родолжение работы по перспективному плану «Оригами»
#1053;астольный театр «Зимние сказки».
#1048;гры на развитие выразительности речи и эмоциональности.

#1059;частие родителей в подготовке новогоднего мини-спектакля.

Январь

1. Публикация педагогического опыта на педагогическом интернет-портале.
#1055;одбор сказок о добре, дружбе, помощи.
#1054;богащение методической копилки театральных игр.

#1063;тение сказок о дружбе («Снеговик», «Зимняя история»).
#1048;гры «Добрый герой», «Кому помог герой сказки».

#1056;екомендации по чтению добрых сказок дома.

Февраль

#1055;одготовка сценариев для игр-драматизаций.
#1048;зучение приёмов сторителлинга как метода развития речи.

#1048;мпровизации по мотивам известных сказок.
#1057;оставление собственных историй с опорой на картинки.

#1057;овместный мастер-класс «Сделаем кукол для театра».

Март

#1054;рганизация тематической недели «Мир сказки».
#1054;бобщение опыта театрализованных игр.

#1048;гры-драматизации «Красная Шапочка», «Три медведя».
#1056;исование героев любимых сказок.

#1055;ривлечение родителей к участию в постановках и подготовке костюмов.

Апрель

#1055;одготовка итогового показа театрализованной деятельности.
#1057;оздание презентации по результатам работы.

#1056;епетиции мини-спектакля «В гостях у сказки».
#1048;гры на развитие уверенности и выразительности речи.

Проведение консультации «Значение театра в жизни ребенка».

Май

2. Подведение итогов и оформление отчета по теме самообразования.

3. Выступление с отчетом на итоговом педагогическом совете по теме самообразования

#1048;тоговый показ сказки «В гостях у сказки».
#1048;гры на закрепление положительных эмоций и уверенности в себе.

#1040;нкетирование «Что изменилось у моего ребёнка за год».



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей «Ребенок и театр»

Цель: выяснить отношение родителей к театру и желанию вовлечь ребёнка в мир театральной деятельности

Уважаемые родители!

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Она способствует развитию воображения, мышления, обогащает речь.

Ваши ответы помогут нам более эффективно построить работу по организацией театрализованной деятельности в детском саду.

Прочтите внимательно и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению, или допишите свой ответ.

Заранее благодарим за Ваше участие в анкетировании!

1. Посещаете ли вы со своим ребёнком театр, кинотеатр, и как часто?

- Да, часто

- Да, иногда

- Нет

2. Как вы относитесь к театральному искусству?

- Хорошо

- Люблю театр

- Театр не интересен

3. Делится ли ваш ребёнок своими впечатлениями после посещения театра, занятий по театральной деятельности в детском саду?

- Да

- Иногда

- Нет

4. Когда вы водили последний раз ребёнка на театральное представление?

- Давно

- Недавно

5. Знаете ли Вы, как организовать театрализованную деятельность в семье?

- да;

- нет.

- не знаю;

-Ваш вариант __________________________________

________________________________________________

6. Хотите ли Вы больше узнать о том, как организовать театрализованную деятельность с детьми в домашних условиях?

- да;

- нет.

- Ваш вариант___________________________________

7. Хотелось бы Вам участвовать в театральных постановках вместе с детьми, как в детском саду, так и дома?

- да;

- нет.

-Ваш вариант ______________________________________.

8. Какой вид театра Вам нравится больше всего?

• Кукольный___ • Театр марионеток___ • Оперы и балета___

• Настольный___ • Театр теней___ • Театр музыкальной комедии___

• Другой ___

9. Какую посильную помощь Вы смогли бы оказать в создании и проведении театральных постановок в нашей группе (в детском саду?

• Изготовление кукол

• Изготовление декораций

• Изготовление афиш, пригласительных билетов и т. д.

• Личное участие в постановках

10. Каждый месяц одна семья будет показывать театральную поставному (участвовать могут родители, братья/сестры, бабушки и др.), готовы ли вы принять участие? Если ДА, напишите ФИО ребенка и воспитатель с вами свяжется

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с детьми на год

Месяц

Тема занятия

Сентябрь

Тема месяца: Знакомство с театром.
Задачи: формировать интерес к театрализованной деятельности, развивать умение слушать и понимать сказку.
Деятельность:
Чтение и обсуждение сказок «Колобок», «Репка».
Игры «Изобрази героя», «Кто как говорит?».
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Игры с настольным и пальчиковым театром.

Октябрь

Тема месяца: Волшебный мир сказки.
Задачи: формировать умение передавать характер персонажа с помощью мимики, движений, голоса.
Деятельность:
Мини-инсценировки сказок «Теремок», «Курочка Ряба».
Игры-драматизации с игрушками.
Развитие выразительности речи и движений.

Ноябрь

Тема месяца: Мы актёры.
Задачи: развивать чувство ритма, умение действовать в соответствии с ролью, формировать навыки сотрудничества.
Деятельность:
Разыгрывание знакомых эпизодов сказок.
Игры «Угадай, кто я?», «Скажи по роли».
Совместные игры-драматизации по мотивам «Колобка».

Декабрь

Тема месяца: Театр зимней сказки.
Задачи: развивать эмоциональную отзывчивость, умение передавать настроение персонажей.
Деятельность:
Постановка «Зимняя сказка» (мини-спектакль).
Игры с настольным театром «Зимние истории».
Просмотр мультфильмов и обсуждение сюжета.

Январь

Тема месяца: Добрые сказки.
Задачи: воспитывать доброжелательное отношение к персонажам, развивать речевую активность.
Деятельность:
Чтение и обсуждение сказок о добре и дружбе.
Имитационные игры «Добрый герой», «Кому помог герой сказки».
Игры-драматизации по мотивам сказки «Снеговик».

Февраль

Тема месяца: Сочиняем сказки сами.
Задачи: развивать воображение, фантазию, связную речь.
Деятельность:
Сочинение детьми собственных сказок.
Использование картинок и игрушек для сторителлинга.
Театрализованные импровизации по придуманных историям.

Март

Тема месяца: В гостях у сказки.
Задачи: закреплять умение действовать в роли, развивать уверенность и выразительность.
Деятельность:
Репетиции мини-постановок.
Игры-драматизации «Красная Шапочка», «Три медведя».
Рисование и обсуждение любимых сказочных героев.

Апрель

Тема месяца: Мы — артисты!
Задачи: совершенствовать театральные навыки, умение работать в коллективе.
Деятельность:
Репетиции итогового спектакля «В гостях у сказки».
Игры на развитие уверенности и эмоциональной выразительности.
Развитие сценической культуры.

Май

Тема месяца: Праздник сказки.
Задачи: закрепить навыки участия в театрализованных играх, формировать чувство гордости за свои успехи.
Деятельность:
Итоговый спектакль «В гостях у сказки».
Игры на развитие положительных эмоций.
Подведение итогов года, обсуждение любимых сказок и ролей.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества, это большой простор для творческих фантазий ребенка. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко...

Собственный инновационный педагогический опыт «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Талабаевой Марии Петровны

Решая, социально-личностные задачи воспитания,  необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельнос...

"Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста....

открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»

Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается влияние театрализованной деятельности на развитие детей дошкольного возраста, описываются некоторые виды театра и рассказывается об опыте работы воспитателя с детьми старшего ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта « Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Идея опыта: «Создание  условий  для развития творческих способностей и  всестороннего развития детей в процессе театрализованной деятельности; создание усло...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Тема: «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

В данной работе рассматривается роль игровой деятельноcти в образовательном процессе и воспитании детей. Развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего разви...