Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментальной деятельности
план-конспект занятия (старшая группа)

Крикау Мария Геннадьевна

Объекты и явления «Неживой  природы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_obrazovatelnoy_deyatelnosti_s.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментальной деятельности в старшей группе "Ознакомление с  предметами и явлениями в неживой природе."

Цельобобщить и дополнить знания детей о живой и неживой природе.

Образовательные задачи:

Расширить знания детей  о живой и неживой природе; показать их взаимозависимость.  Обогатить словарный запас детей.

Развивающие задачи:

Развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь, умение анализировать, делать выводы; умение  слушать друг друга, дополнять ответы товарища.  Развивать  интерес к познанию объектов природы через познавательно – исследовательскую деятельность.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому, любовь к природе. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Методы и приёмы: вопросы к детям, показ, практические действия детей: экспериментирование, работа с карандашами, объяснение, художественное слово.

Демонстрационный материал: схема «Признаки живой природы», презентация с объектами живой и неживой природы, фотографии «Природа  нашего края»

Раздаточный материал: карточки с объектами живой и неживой природы, стаканчики с водой, песком, камнем.

Предварительная работа: беседа и  рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий с изображением живой и неживой природы,

Ход

 

I. Вводная часть:

1. Организационный момент

- Сегодня у нас много гостей, а гостям принято что-нибудь дарить. Давайте  подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее  настроение.

2.Вводная беседа, проблемное рассуждение

- Дети, вы любите смотреть фотографии? А хотите узнать,  о чём мы будем говорить сегодня на занятии?

-  Предлагаю вам посмотреть фотографии и послушать стихотворение.

-Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг….(природа)

- Кто догадался, о чём будем говорить на занятии?   (о природе)

Дети, а что такое природа? (Дети высказывают  предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.)

 - Дети, а что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.) Назовите предметы, которые нельзя назвать природой.

   Воспитатель: Правильно, дети. Природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека. 

Рассматриваем картинки в презентации и определяем живую и неживую природу.

II. Основная часть:

Беседа – рассуждение «Признаки живой и неживой природы»

 – Дети, а чем отличается живая природа от неживой? 

 Какие самые главные признаки необходимые для жизни мы с вами выделили?  (рост, дыхание, питание, движение, рождение нового).

- Предметы неживой природы таких признаков не имеют.

Далее воспитатель знакомит со схемой круговорота воды в природе в презентации, доказывающую связь живой и неживой природы.

Физминутка

Как приятно в речке плавать! (плавательные движения)

Берег слева, берег справа (повороты влево и вправо)

Речка лентой впереди (потягивание – руки вперед)

Сверху мостик – погляди. (Потягивание – руки вверх)

Чтобы плыть еще скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками,

Кто угонится за нами? (Плавательные движения)

 Приглашаю к нашим маленьким ученым в лабораторию.

Опыты с песком, камнем, водой и  воздухом.

1. Ребенок пересыпает песок из стакана в стакан. Вопрос к детям:

2. Ребенок заливает камень водой из другого стакана.

3. Ребенок дует в трубочку, опущенную в воду доказывая, чем мы дышим? (воздухом)

4. ребенок заливает камень водой из другого стакана. Что произошло с камнем? Камень не изменился и не поменял форму.

- Дети, что находится в стаканчиках?   (вода и песок)

- Перелейте часть воды в другой стакан. Что произошло с водой? Вода перестала быть водой? (Вода осталась водой).

- А теперь пересыпьте песок из стакана на тарелку. Что произошло с песком, он изменился?  (Песок остался песком)

 - Что произойдёт  с цветком, деревом, кошкой, если разделить их на части?  (Они погибнут).

- Почему? (они живые)

- Почему не погибли песок и вода?   (вода и песок - неживая природа)

Рассматриваем плакаты явления природы по сезонам. Вношу новое понятие

«шаровая молния».

                 Подвижная игра «Солнце, воздух, вода, земля» - учит детей концентрировать внимание на сигналах воспитателя и выполнять правильно движения,  закрепляя знаки неживой природы в игре.

Релаксация «Солнышко»

    — Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание детей на дыхание). Представьте живот, как шарик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным.)

Воспитатель: Дети. Перед вами лежат листочки с картинками. Ваша задача правильно определить картинки с живой и не живой природой. Живую природу отметьте в кружочке знаком плюс, а неживую – минус.

 III. Заключительная часть.

Итог занятия

- Дети, скажите, что такое природа?   Какая бывает природа?

Рефлексия

- Дети,  вы были  любознательными, отвечали на вопросы.  Если вам было интересно, вы узнали что – то новое и справились со всеми заданиями, нарисуйте огромное солнце, с лучами, а если кому – то было трудно справиться с заданиями, скучно и неинтересно  – нарисуйте маленькое солнышко.

-  Спасибо за работу.

Конспект НОД по экологии в старшей группе

«Живая и неживая природа»

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе

Задачи:

- учить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы;

- сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, что люди являются частью природы

- формировать представление, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: свет, вода, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование: объекты живой и неживой природы (например: кусок гранита, кирпича, букет цветов) и схемы развития и роста животного (кошки: слепой котенок, маленький котенок, подрастающий котенок, большая кошка) и человека (грудной ребенок, ребенок дошкольник, юноша, мужчина)

Предварительная работа

- рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением предметов и объектов живой и неживой природы;

- чтение стихов и художественной литературы: рассказы о животных и птицах; о предметах, созданных руками человека;

- отгадывание загадок по теме занятия;

- дидактические игры: «Живое и неживое», «Рукотворный мир», «Природа и человек», «Вредное – полезное» и др.;

- подвижные игры: «Летает, плавает, бегает», «Я знаю пять…» и др.

Планируемый результат:

- знает признаки объектов живой и неживой природы;

- узнаёт и называет предметы и объекты живой и неживой природы;

- сформировано эмоционально-положительное отношение к живой и неживой природе;

- проявляет уважительное отношение к другим детям, желание работать в группе;

- умеет излагать свои мысли, умеет искать оптимальные пути решения проблемной (игровой мотивации).

Ход НОД.

Воспитатель читает стихотворение Л.Дайнеко:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут на нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут на нем птицы и цветы.

Веселый звон ручья,

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Воспитатель: Вы знакомы со словом, природа? А что оно означает?

Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.

Воспитатель: Почему вы относите тот или иной объект к природе?

Дети – озвучивают предположения детей.

Воспитатель: Растения, животные, птицы – они живые (выставить модель – живого: ноги идущего человека); питаются (выставить модель – питание (рот человека)); дышат (выставить модель – дыхание (нос)); размножаются (выставить модель – размножения (цыпленок из яйца)); растут (выставить модель – роста (цыпленок – курица)).

Воспитатель повторяет вместе с детьми признаки живого по моделям.

Воспитатель: А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека). А машина есть в природе? (нет, потому что она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек – это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.)

Воспитатель: Ребята, какая-нибудь модель живого подходит к машине? Дети – нет.

Воспитатель: Почему?

Дети – обосновывают свой ответ, опираясь на модели: надо включать, чтобы двигалась; надо кормить, заливать бензин, он не съедобный; не дышит, не размножается, не растет.

Воспитатель: верно, природа – это то, что существует без помощи человека, а неживая природа – это все то, что сделано руками человека.

Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. Вертолет похож на стрекозу. Подводная лодка – на кита.

Дети – продолжают этот ряд.

Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите их разделить. На один мольберт разместите картинки с изображением живой природы, на другой – с неживой природой. (дети расставляют и объясняют свой выбор: живая природа – это что движется, растет, развивается, умирает и размножается; неживая; если не природа, то почему они так думают, потому что сделано руками человека.)

Дидактическая игра «Живое-неживое».

У каждого ребенка карточка с одной стороны зеленая цветом – живая природа, с другой стороны красная цветом – не живая природа. Воспитатель показывает картинку с живой (насекомые, птицы, животные, деревья и т.д.) и не живой природой (техника, одежда и т.д.). дети должны показать карточку определенного цвета и объяснить свой выбор:

Почему живое? (дышит, питается, растет, размножается)

Почему не живое? (включать, не размножается, не дышит, не двигается.

Физкультминутка.

Дети по лесу гуляли (ходьба на месте)

За природой наблюдали (смотрят по сторонам)

Вверх на солнце посмотрели (поднять голову вниз)

И их лучики погрели (опустить голову вниз)

Бабочки летали

Крылышками махали (имитация движений крыльями)

Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять (хлопают в ладоши)

Нам пора букет собрать (наклоны вперед)

Раз присели, два присели (приседания)

В руках ландыши запели.

Воспитатель: А что представляет человек по отношению к природе? Какой природе относится?

Предположения детей.

Воспитатель: Давайте выясним и докажем, что Человек – сам часть природы. Сначала рассмотрим, как развивается и растет животное на примере кошки.

Давайте посмотрим, выложим схему (выкладывается схема):

Слепой котенок-маленький, котенок-подрастающий, котенок-большая кошка.

Воспитатель: Ребята, что нужно для роста и развития кошки?

Предположения детей.

Воспитатель: А теперь посмотрим, как развивается и растет человек (выставляются картинки). Грудной-ребенок, ребенок-дошкольник, юноша, мужчина).

Воспитатель: Что нужно для роста и развития человеку?

Предположения детей. Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.

Воспитатель: А поскольку человек – сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух.

Человека называют царем природы. Правильно ли это почему человека так называют? (дети высказывают свои соображения).

Человек – существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.

На Земле он всех умней,

Потому и всех сильней!

Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания. Человеку надо бережно относиться к природе.

Чтение стихотворения:

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец?

Ребята, давайте бережно относиться как к живой, так и неживой природе!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментальной деятельности "Кругосветное путешествие"

Интегрированное занятие по познавательному развитию с элементами экспериментальной деятельности "Кругосветное путешествие" в старшей группе...

Конспект занятия по познавательному развитию (с элементами экспериментально-исследовательской деятельности) «Снег идет»

Конспект занятия по познавательному развитию (с элементами экспериментально-исследовательской деятельности) «Снег идет»...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами театрализованной деятельности для детей первой младшей группы по сказке «Колобок»

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами театрализованной деятельности для детей первой младшей группы по сказке «Колобок»Цель:Формировать представление о величине «...