Организация мотивирующей среды патриотической направленности в дошкольной образовательной организации
статья

Печеная Ольга Евгеньевна

В статье представлен опыт создания мотивирующей среды патриотической направленности в дошкольной образовательной организации. Рассмотрены ключевые методы и подходы, способствующие формированию у детей раннего возраста чувства принадлежности к родине, уважения к культурным традициям и развитию гражданской ответственности. Подчёркнута роль воспитателей, средств художественной и игровой деятельности, а также взаимодействия с семьёй в построении эффективной патриотической среды. Материал может быть полезен педагогам и методистам, работающим в сфере дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sreda_patrioticheskoe.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Организация мотивирующей среды патриотической направленности в дошкольной образовательной организации

(из опыта работы)

Автор: Печеная Ольга Евгеньевна

Итак, я представляю опыт работы МАДОУ д/с «Детство» структурного подразделения № 193 в рамках организации воспитывающей развивающей предметно пространственной среды патриотической направленности.

И начнём мы, как ни странно с раннего возраста.

В группах раннего возраста центр патриотического воспитания, как правило, не выделяют. Формирование среды в таких группах мы планируем с учетом непосредственного взаимодействия с семьей. Начинается эта работа с создания в группах семейных альбомов; дополняет которые, разработанные нашими педагогами, дидактические игры для малышей «Моя Семья», играя в которую ребенок подбирает картинки, соответствующие увлечениям мамы и папы, и игру «Круг обязанностей», благодаря которой ребенок понимает, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, в том числе и у него. В раннем возрасте для формирования чувства принадлежности к своей Родине начинаем с принадлежности к тем местам, где непосредственно больше и чаще всего бывает ребёнок, используя его небольшой опыт - это дом и площадка у дома, это детский сад и прогулочная площадка на нём. Для решения данных задач мы используем авторскую разработку «Интерактивное панно «Мой участок».

На следующих возрастных этапах весь материал по направлению патриотического воспитания мы условно разделяем на несколько блоков:

1. Блок «Государственная символика»

2. Блок «Семья»

3. Блок «Родина»

4. Блок «Культура»

5. Блок «Природа»

6. Блок «Художественная литература»

Начиная с младшего возраста (группы 3-4 лет), центру патриотического воспитания отводится отдельное место, при организации которого учитываются возрастные особенности детей дошкольного возраста, их интересы и возможности.

Блок «Семья»

Для расширения понятий «семья», семейные традиции и праздники, родной дом помимо дидактических игр и альбомов к старшему дошкольному возрасту в центре появляются генеалогические древа и герб семьи воспитанников.

Блок «Народная культура»  

Для приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа и развитие их творческого потенциала в насыщение центра патриотического воспитания включены русские игрушки, предметы старины, изделия декоративно-прикладного искусства, русскую народную избу, национальные костюмы, народные праздники, фольклор.

Блок «Родина»

Для обогащения представления воспитанников о своей «Малой родине» - о родном городе, исторической значимости названия улиц, природном мире, транспорте, архитектуре и достопримечательностях родного города, символике города, совместно с родителями создаются сборники стихов и рассказов о городе. Одна из популярных форм работы в наших детских садах – семейная интерактивная игра «Путешествие по городу Нижний Тагил».

Раздела «Родной край» и «Страна»

С помощью карт России Урала и Свердловской области и различных дидактических пособий знакомим воспитанников с животным и растительным миром, полезными ископаемыми, заповедниками, достопримечательностями, знаменитыми людьми, историческими особенностями, национальными праздниками и обычаями разных народов Урала и страны. Это позволяет развивать в детях чувства любви и уважения к Родине, к представителям разных национальностей, интереса к их культуре и обычаям, расширяя представления детей о государственных праздниках и поддержке интереса детей к событиям, происходящим в стране.

Знакомя с целями и доступными практиками волонтерства в России, мы включаем детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в детском саду и в городе (сбор крышек, макулатуры, корма для животных и т.д.).

Не забываем и о том, что на формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста влияет и художественная литература. Книги данного направления подобраны с обязательным учетом возрастных особенностей каждой возрастной группы.

В каждом периоде дошкольного детства особое внимание уделяется Государственной символике.  Содержание материала расширяется в соответствии с возрастом.

В младшей группе дети знакомятся с государственным флагом России в процессе повседневной жизни. В средней группе о российском флаге говорят уже как о символе и знакомят с государственным гербом. В старших и подготовительных группах дошкольники знакомятся с историей появления символов государственного герба и флага России, учат текст гимна.

Для организации патриотического воспитания активно используем и внегрупповое пространство дошкольного учреждения, задействовав холлы и лестничные марши.

В холлах дошкольного учреждения организуем многофункциональные географические центры «Моя Россия», в которых расположены, помимо физической карты России, большая «культурологическая» карта нашей страны, макет карты Свердловской области и карта достопримечательностей города Нижний Тагил, адаптированные под дошкольный возраст. Карты позволяют дошкольникам научиться ориентироваться не только в географическом пространстве, но и в пространстве культуры, истории, смыслов и образов. Регулярно карты наполняются новым содержанием (воспоминаниями детей), воспитанники фиксируют маршруты и личные впечатления, размещая на карте фотографии, картинки, наклейки, условные знаки (следы, стрелки и др.).

В ДОУ был создан мини-музей «Русская изба», который позволяет дошкольникам познакомиться с интерьером крестьянской избы, русскими обычаями, обрядами новоселья и значением дома, как защиты семьи.

Для оптимизации пространства используем «Мини-музей в чемодане». Особенность его в том, что для дошкольника гораздо полезнее и интереснее ситуация, когда музей сам приходит в гости к ребенку. Знакомство с его самыми разнообразными тематическими коллекциями всесторонне развивает и расширяет культурный кругозор детей.

Одной из наших педагогических находок в рамках патриотического воспитания детей дошкольного возраста стал интерактивный центр-музей «Ларец времени», в основу которого легла технология Надежды Александровны Коротковой «Река времени». Это уникальное пространство, где дети могут не только смотреть и слушать, но и активно взаимодействовать с экспонатами. Тематическое разнообразие и регулярное обновление включает в себя разделы, посвященные природе, науке, искусству, истории, что способствует развитию интереса дошкольников к родной стране, городу, переживание чувства удивления, восхищения событиями прошлого и настоящего.

Библиотеки наших детских садов содержат в себе отдельный блок подобранной тематической литературы, дополненный яркими иллюстрациями к произведениям для создания более яркого образа.

В воспитательных целях и в рамках патриотического воспитания используется не только пространство детского сада, но и территории детского сада.

Благодаря природному пространству, мы учим детей видеть красоту окружающей природы, чувствовать уникальность родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитываем любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, воспитываем интерес и бережное отношение к ней. Один из элементов природного пространства -  «Зимний сад», который способствует формированию патриотических чувств у детей через эстетическое восприятие и бережное отношение к природе родного края, помогает детям увидеть и развить ценностное отношение к собственному труду и труду других людей.

«Картинная галерея» в холлах детского сада и отдельных помещениях знакомит дошкольников с национальным наследием, способствует формированию гармоничной личности, гордости за страну и желания сохранить и продолжить ее культурные традиции. Рассматривая произведения искусства, ребенок узнает о великих исторических событиях, выдающихся личностях, красоте и богатстве культуры своей родины.

Взаимодействие семьи и детского сада помогает не только формировать у детей чувство любви к Родине, но и укреплять связь между поколениями, воспитывать у детей уважение к семейным ценностям, традициям и истории. Наши семьи воспитанников не сторонние наблюдатели, а активные участники педагогического процесса. Так все вместе мы принимаем участие в волонтерском движении, организуем совместные акции, тематические мероприятия по развитию образовательной среды в рамках патриотического воспитания. Активно проходит тематический «тур выходного дня», так для наших семей разработан специальный маршрут с рекомендациями по доступному ознакомлению ребенка с достопримечательностями родного города.

Работа в поиске новых средств и форм работы по организации мотивирующей среды патриотической направленности в нашем учреждении ведется регулярно. Именно такая среда, на наш взгляд, способствует приобщению дошкольников к ценности Родина и формированию важных нравственных качеств дошкольников, таких как патриотизм и гражданственность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание в дошкольных образовательных организациях при различных формах сетевого взаимодействия

Гражданско-патриотическое воспитание в дошкольных образовательных организациях при различных формах сетевого взаимодействия...

«Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольной образовательной организации в начальную школу»

Воспитание положительного отношения к школе у будущих первоклассников будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и мето...

Организация работы по патриотическому воспитанию в дошкольных образовательных организациях

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является актуальной задачей нашего времени, оно требует нового подхода к образовательному процессу....

«Формирование культуры безопасного поведения среди участников дорожного движения дошкольных образовательных организаций»

Увеличение дорожно-транспортных происшествий с участием детей в последние годы заставляет общественность принимать серьёзные меры по их профилактике. Увеличивается число транспортных средств...

Организация развивающей среды в младших группах дошкольного образовательного учреждения

Организация развивающей среды в младших группах дошкольного образовательного учрежденияСовременное дошкольное образовательное учреждение — это место, где ребенок полу­чает опыт широкого эмоц...

Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздоровления в дошкольной образовательной организации"

Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздо...

Организация и контроль учебно-производственной деятельности обучающихся по «ПМ 02 Организация различных видов деятельности детей в дошкольной образовательной организации» специальности 44. 02. 01 «Дошкольное образование»

Организация и контроль учебно-производственной деятельности обучающихся по «ПМ 02 Организация различных видов деятельности детей в дошкольной образовательной организации»специальности 44. ...