Рекомендации по организации и использованию уголка психологической разгрузки в ДОУ
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Помните, что главная задача уголка — уважение к личности ребенка и удовлетворение его индивидуальной потребности в покое, безопасности и саморегуляции. Это место, где ребенок восстанавливает эмоциональное равновесие, а не место для наказания или обязательных занятий.

Как известно, одной из важных задач воспитательного процесса в ДОУ является формирование и развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. Организация образовательного процесса формируется на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему, как к сознательной, самостоятельной личности.

Детям не всегда комфортно находиться в большом коллективе, иногда хочется уединиться и отдохнуть. Для этого в группах детского сада необходимо создавать зоны релаксации и психологической разгрузки.

При организации психологического уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным и доступным для детей.

Особое внимание следует уделить подбору игр и объектов для уголка. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка. Уголок может содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности детей.

Назначение уголка психологической разгрузки:

•        Обучение социально приемлемым способам поведения;

•        Обучение детей владеть собой в различных ситуациях (саморегуляция);

•        Обучение общению, решению конфликтов;

•        Повышение самооценки, снятие тревожности, повышение уверенности в себе;

•        Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации и использованию уголка психологической разгрузки в ДОУ

Помните, что главная задача уголка — уважение к личности ребенка и удовлетворение его индивидуальной потребности в покое, безопасности и саморегуляции. Это место, где ребенок восстанавливает эмоциональное равновесие, а не место для наказания или обязательных занятий.

Как известно, одной из важных задач воспитательного процесса в ДОУ является формирование и развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. Организация образовательного процесса формируется на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему, как к сознательной, самостоятельной личности.

Детям не всегда комфортно находиться в большом коллективе, иногда хочется уединиться и отдохнуть. Для этого в группах детского сада необходимо создавать зоны релаксации и психологической разгрузки.

При организации психологического уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным и доступным для детей.

Особое внимание следует уделить подбору игр и объектов для уголка. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка. Уголок может содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности детей.

Назначение уголка психологической разгрузки:

•        Обучение социально приемлемым способам поведения;

•        Обучение детей владеть собой в различных ситуациях (саморегуляция);

•        Обучение общению, решению конфликтов;

•        Повышение самооценки, снятие тревожности, повышение уверенности в себе;

•        Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Основные принципы организации уголка психологической разгрузки:

  • Уют и безопасность: Уголок должен быть небольшим, изолированным (используйте ширмы, палатки, мягкие модули), с приглушенным светом и спокойной цветовой гаммой. Обязателен мягкий коврик, подушки или кресло-мешок.
  • Доступность и стабильность: Место должно быть легкодоступным для ребенка в любой момент. Часть наполнения (например, «подушка-обнимушка», фотоальбом) должна быть постоянной, чтобы давать ребенку чувство стабильности.
  • Безопасность и гигиена: Все материалы должны быть безопасными (без острых углов, бьющихся предметов), соответствовать возрасту и легко обрабатываться. Не забывайте про «окошко» для ненавязчивого наблюдения.

Правила оформления уголка психоэмоциональной разгрузки по ФГОС.

ФГОС предъявляет определённые требования к оформлению зоны психологической разгрузки:

 - Он не должен быть слишком большим по размеру (ведь ощущение уюта и спокойствия ребёнку даёт именно миниатюрный домик, шатёр или палатка).

- Цветовая палитра уголка не предполагает слишком ярких цветов, освещение должно быть приглушённым.

 - На полу обязателен мягкий коврик, подушки (как вариант — детское кресло), приветствуются мягкие модули.

 - Предметная среда в уголке должна носить развивающий характер (а не только красивые и милые вещицы, которые приятно потрогать и рассмотреть), побуждать дошкольников к самосовершенствованию и творчеству.

 - Наполнение зоны релаксации должно быть вариативным. Воспитатель периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности.

 - При подготовке пособий воспитатель обязательно учитывает возрастные особенности дошкольников. Игрушки, атрибуты и развивающие материалы также должны отвечать эстетическим и гигиеническим показателям.

 - Никогда нельзя забывать о технике безопасности: в уголке недопустимы острые и легко бьющиеся предметы.

 - Чтобы педагог в любой момент мог убедиться в безопасности и нормальном самочувствии воспитанника, в уголке уединения желательно сделать «окошко», которое не будет нарушать личное пространство ребёнка.

Наполнение уголка: от релаксации до развития

Наполнение должно быть многофункциональным и решать несколько задач. Рекомендуется разделить его на несколько блоков:

Снятие напряжения и релаксация

  • «Коврик злости» Для физического выплеска негативных эмоций. Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.
  • Тактильные мешочки, массажные мячики-ёжики: Помогают снять напряжение через тактильные ощущения.
  • «Коробочка "Спрячь все плохое"»: Символический ритуал для избавления от грусти и злости. В нее дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего») Возможно это просто коробочка, а возможно, она волшебная. В нее «вкладываешь» свою грусть, а открывая – находишь там добрый совет.
  • Музыкальная шкатулка или «звучащие» игрушки: Помогают переключить внимание и успокоиться.
  •  Сенсорные игрушки. В младшем дошкольном возрасте это шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши. В более старшем возрасте сюда можно добавить картины, которые ребята формируют своими руками: с помощью липучек присоединяют на общий фон отдельные элементы (цветы, растения, насекомых).

Осознание и вербализация эмоций

  • «Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определённая эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать. Аналогичное пособие — «Цветок эмоций» или «Дерево настроения», «Дерево эмоций».
  • Зеркало для хорошего настроения: Позволяет ребенку увидеть свои эмоции и попробовать их изменить (например, улыбнуться). Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своѐ отражение и улыбнуться.
  • Дидактические игры («Угадай эмоцию», «Мои чувства», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «События и эмоции»): В спокойном состоянии эти игры помогают расширить эмоциональный словарь.

Социальные навыки и разрешение конфликтов

  • «Островок примирения»: Четкий, ритуализированный инструмент для мирного решения детских споров.
  • «Трубочка примирения» или «Варежки мирилки»: Аналогичная функция, но в игровой форме.
  • Маски, волшебные атрибуты (шляпа, плащ): Помогают снять зажатость, стирают социальные маски, позволяют «примерить» новое поведение.

Связь с домом и самоуспокоение

  • Фотоальбом с семейными и групповыми фотографиями: Напоминает о любви и безопасности, помогает справиться с тоской по дому.
  • Игрушечный телефон: Для «звонка» маме или папе в моменты тревоги.
  • «Книга доброты»: Настраивает на позитивный лад, вызывает приятные воспоминания. Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.

Роль воспитателя:

  • Ненавязчивое руководство: Познакомьте детей с уголком, объясните назначение каждого предмета. Наблюдайте, кто и как часто его посещает — это ценный диагностический материал.
  • Тактичное предложение: Если видите, что ребенок расстроен, агрессивен или подавлен, можно мягко предложить ему пойти в уголок и воспользоваться одним из инструментов («Хочешь, покажешь на кубике, что ты чувствуешь?»).
  • Вариативность и актуальность: Периодически (раз в 1-2 месяца) обновляйте часть материалов, вносите новые игры или предметы, отвечающие текущим интересам и проблемам детей (например, после прочтения сказки о ссоре, добавьте соответствующую картинку в «Книгу доброты»).

Правильно организованный и грамотно используемый уголок психологической разгрузки — это не просто «красивая картинка», а реальный вклад в психическое здоровье детей. Он учит их важнейшему жизненному навыку — управлять своими эмоциями, а не подавлять их. Это основа для формирования уверенной в себе, гармоничной личности, способной к эмпатии и конструктивному общению.

С уважением, ваш педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Уголка психологической разгрузки в ДОУ»

Уголок психологической разгрузки – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность....

Мастер-класс для воспитателей "Создание уголка психологической разгрузки в группе детей старшего дошкольного возраста"

Для современных дошкольников в эмоциональном плане характер­ным является, с одной стороны, понижение эмоционального тона, усиле­ние негативных эмоциональных проявлений и как результат этого - сни­жени...

"Уголки психологической разгрузки, как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия ДОУ"

В статье описана подробная поэтапная  разработка  проекта  модернизации предметно – развивающей среды в группе детского сада   «Островок уединения». Кроме этого прилагается примерн...

Методические рекомендации по созданию уголка психологической разгрузки к группе детского сада.

Методические рекомендации по созданию уголка психологической разгрузки к группе детского сада....

“Использование уголка психологической разгрузки в работе с детьми с ОВЗ”

В работе описан инновационный опыт работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда и специального психолога с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии....

«Организация работы по созданию уголка психологической разгрузки в группах ДУ»

Создание соответствующих условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей и обеспечение специально организованных воздействий на дошкольников; психологическое просвещение педагогов. Игр...

Методическая разработка для педагогов "Организация уголков психологической разгрузки в группе детского сада"

Уголок психологической разгрузки – это пространство, организованное особым образом. Это целый мир, находясь в котором каждый ребенок ощущает себя спокойно, комфортно и безопасно. Даже кратковрем...