Картотека экспериментирования с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
картотека (младшая группа)

Судникова Юлия Александровна

В процессе экспериментирования дети получат возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями! При этом вы будете равноправными партнёрами, соучастниками деятельности, а это в свою очередь даст возможность детям проявить свою собственную исследовательскую активность.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека экспериментирования с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Слайд 2

В нашей группе созданы условия для детской экспериментальной деятельности - в уголке экспериментирования созданы условия для проведения опытов и экспериментов : бумага разных фактур, ткань, специальные приборы, весы, часы, неструктурированные материалы (песок, вода, схемы, карточки, природный материал и др.) .

Слайд 3

Игры-эксперименты с различными источниками света.

Слайд 4

«Солнечный зайчик» Цель : познакомить с естественным источником света - Солнцем. Материал : маленькое зеркало, солнечный свет. Когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малыша на то, как солнечный «Зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стен на стулья и т.д. Предложите поймать убегающего зайчика. Поменяйтесь ролями. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю- поймаю! Какой пушистый зайчик- быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать… Ну-ка, спускайся к нам!» и т.д.

Слайд 5

« Волшебный фонарик» Цель : познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик) Материал : Фонарик, игрушечный зайчик. Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с фонариком. Он включал его и заглядывал под диван, светил внутрь шкафа и во все углы. – Зайка, а где твой мячик? - спросила мама. – Пойду искать!- сказал Зайка и пошел в тёмную комнату. – А я не боюсь! – весело сказал Зайка и включил фонарик Зайка посвятил фонариком и нашел мячик.

Слайд 6

Игры-эксперименты с различными материалами

Слайд 7

«Интересная бумага» Цель : научиться узнавать вещи, сделанные из бумаги, выявлять ее качества (цвет, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность), свойства (мнется, рвется, режется, горит). Материал : Различные виды бумаги, ножницы, спиртовка, спички, ёмкость с водой. Воспитатель и ребенок рассматривают бумагу, определяют, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая, гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее. Воспитатель предлагает смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвется); потянуть за края листа в разные стороны – определить, как быстро разрушается целостность листа; следовательно, материал не прочный); разрезать бумагу ножницами (режется хорошо); положить бумагу в ёмкость с водой (намокает) Воспитатель демонстрирует горение бумаги, используя спички и спиртовку. Лучше изучить различные виды бумаги.

Слайд 8

«Дерево» Цель : научиться узнавать вещи, изготовленные из дерева, выявить ее качества( твердость, структура поверхности- гладкая, шершавая, степень прочности, толщина, свойства – горит, не бьется, не тонет в воде) Материал : Деревянные предметы, ёмкость с водой, небольшие дощечки и бруски, иллюстрации к сказке «Кошкин дом» Воспитатель показывает несколько деревянных предметов и объясняет ребенку, что это и из чего сделаны предметы. Предлагает определить качества материала. Ребёнок получает дощечку и брусок, ощупывает и, делает вывод о структуре поверхности и толщине, чтобы выявить свойства, опускает брусок в воду ( не тонет); пробует переломить его ( не получается – значит, брусок прочный); роняет на пол (не бьется). Воспитатель определяет, какие из предметов группе сделаны из древесины. В конце занятия можно почитать произведение «Кошкин дом», объяснить как опасно детям играть со спичками.

Слайд 9

«Мы дружим с тканью» Цель : научиться узнавать вещи из ткани, определять ее качества, (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). Материал : Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, ёмкость с водой, алгоритм описания свойств материала. Дети играют с куклами, одетыми в платья из хлопчатобумажной ткани. Воспитатель предлагает детям подумать, из чего сшиты платья; какого цвета ткань, что они еще знают об этом материале, предлагает определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет кусок ткани понравившегося цвета, ощупывает его, определяет толщину ткани. Мнет ее в руках(мнется), тянет за два противоположных конца (тянется) , опускает кусок ткани в ёмкость с водой (намокает). Воспитатель демонстрирует, как ткань горит и рвется при сильном напряжении; разрезает кусок ткани на две части (режется).

Слайд 10

«Волшебная рукавичка» Цель : выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Материал : магнит, мелкие предметы из разных материалов (металл, мех, дерево, пластмасса, ткань, бумага) Воспитатель демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании рук. Вместе с детьми выясняет почему. Предлагаем детям взять предметы из других предметов – рукавичка престает быть волшебной. Определяют почему. Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пытаются применить его.

Слайд 11

«Волшебный театр» Цель : понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом. Материал : «Театральная сцена» на подставке, персонажи сказки. Воспитатель вместе с детьми рассказывает сказку, используя фигурку персонажей и спрятанный под сценой магнит. Дети выясняют, как ожили герои. Рассматривают материал, из которого сделаны персонажи, пробуют его на взаимодействие с магнитом. Делают вывод о том, какие предметы могут притягиваться (только металлические). Дети убирают металлические пластинки из фигурок и проверяют действие на них магнита (фигурки не притягиваются)

Слайд 12

«Такие разные перчатки» Цель : познакомится со свойствами резины (тянется, сжимается, надувается, не тонет). Научить в сравнении выделять свойства предметов: тонкая, толстая, гладкая, шершавая, теплая, холодная. Активировать в речи слова: резиновая, гладкая, холодная, тонкая, тянется, не тонет, надувается, не греет. Материалы : перчатки резиновые, шерстяные, тазик с водой. Воспитатель сравнивает перчатки, сделанные из двух материалов: резины и шерсти. В сравнении выделяет вместе с материалами свойства предметов. Выясняют, могут ли резиновые перчатки согреть руку, определяют, почему нет.

Слайд 13

" Рвем бумагу" Содержание и оборудование : дети рвут на мелкие кусочки разноцветную бумагу и делают из нее аппликацию. " Бумажные комочки" познакомить детей с новым свойством бумаги - скатыванием. Содержание и оборудование : воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию. " Бумажные полоски" Содержание и оборудование : детям раздают половинку альбомного листа, потом показывают, как получить полоску. Этот метод можно использовать, чтобы узнать, есть ли на улице ветер.

Слайд 14

Игры-эксперименты со снегом

Слайд 15

"Разные ножки топают по снежной дорожке" Цель: научить детей получать четкие следы на снегу. Содержание и оборудование: воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры. " Ледяная горка" Цель: показать детям, как делать горку для куклы. Содержание и оборудование: при помощи детских лопаток воспитатель и дети делают горку из снега для куклы, потом поливают ее водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой. Затем катают куклу с ледяной горки.

Слайд 16

"Снежный городок" Цель: научить детей делать из снега колобки и большой дом. Содержание и оборудование: воспитатель лепит из снега колобок и предлагает детям слепить такой же. Потом показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который называется снежной крепостью . "Разноцветные фигуры" Цель: научить детей раскрашивать снежные фигуры. Содержание и оборудование: на прогулке воспитатель делает вместе с детьми фигурки из снега: снеговики, черепашки, колобки, снежный городок из маленьких комков снега. Помощник воспитателя выносит теплую подкрашенную воду в брызгалках, и дети раскрашивают водой фигурки из снега.

Слайд 17

«Знакомство с таянием снега» Содержание и оборудование: на прогулке набрать с детьми чашку или тазик снега и принести в группу. Потом понаблюдать, что происходит со снегом. Опустить в воду белую бумагу и рассмотреть, что талая вода мутная, поэтому снег есть нельзя, он грязный. Но талую воду любят комнатные растения. Полить этой водой растения.

Слайд 18

Игры-эксперименты с водой

Слайд 19

"Кораблики" Цель: познакомить детей со свойствами плавающих предметов. Содержание и оборудование: воспитатель делает детям бумажные кораблики, а потом запускают их в лужи. Если это происходит в группе, то в таз с водой пускают плавающие и металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит . "Пена" Цель: научить детей делать пену из шампуня. Содержание и оборудование: в таз наливают теплую воду, потом добавляют шампунь. Взбивая руками воду, получают пену. В такой воде можно купать куклу.

Слайд 20

"Соберем водичку" Цель: научить детей пользоваться губкой для сбора воды. Содержание и оборудование: каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знания детей о цвете на губках , потом показывает, как можно собирать воду со стола в таз при помощи губки . «Сачок» Цель: научить детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды. Содержание и оборудование: воспитатель раздает детям рыбок и предлагает опустить их в чашку, чтобы рыбки поплавали. Затем показывает детям, как надо ловить рыбок сачком, приговаривая: "Ловись, рыбка, большая и маленькая". Повторяет 4 - 5 раз, затем раздает детям сачки и предлагает им самостоятельно ловить рыбок.

Слайд 21

«Моем посуду» Цель: научить детей мыть посуду для кукол. Содержание и оборудование: воспитатель с детьми наблюдает, как помощник воспитателя моет посуду, потом спрашивает, какая вода у неё в раковине. Помощник рассказывает, как теплая вода ей помогает делать посуду чистой. Затем воспитатель наливает в чашку теплой воды и показывает, как надо мыть посуду для кукол. Потом поручает это детям. напоминает, что делать это надо аккуратно .

Слайд 22

«Разноцветная вода» Цель: знакомство детей с разноцветной водой. Содержание и оборудование: у воспитателя несколько баночек с прозрачной водой и крышечек с разноцветной гуашью. при помощи пипетки в баночки по очереди капается разведенная гуашь, и дети наблюдают как вода меняет окраску - превращается из прозрачной в разноцветную. Воспитатель бросает в окрашенную воду маленький предмет и его не видно. Делается вывод, что окрашенная вода не прозрачна. «Цветные льдинки » Цель: научить детей из цветной воды получать разноцветные льдинки. Содержание и оборудование: полученную разноцветную воду берут на прогулку и выливают в формочки. В конце прогулки воспитатель показывает детям, какие разноцветные льдинки получились из воды.

Слайд 23

В процессе экспериментирования дети получат возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями! При этом вы будете равноправными партнёрами, соучастниками деятельности, а это в свою очередь даст возможность детям проявить свою собственную исследовательскую активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в практике работы музыкального руководителя с ДЧБ детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Конец XX – начало XXI века характеризовался кардинальными изменениями в общественно-исторической обстановке России. Педагогическая наука, откликаясь на перемены в социальной жизни, выдвинула новую зад...

Использование игр и игровых упражнений с целью выявления детьми раннего и младшего дошкольного возраста свойств и отношений предметов.

Авторская  работа включает в себя теоретическую часть и методический комплекс    по использованию игр и игровых упражнений с целью выявления детьми младшего дошкольного возраста свойств...

Использование игр и игровых упражнений с целью выявления детьми раннего и младшего дошкольного возраста свойств и отношений предметов.

Авторская  работа включает в себя теоретическую часть и методический комплекс    по использованию игр и игровых упражнений с целью выявления детьми младшего дошкольного возраста свойств...

Сценарий проведения клуба с детьми раннего и младшего дошкольного возраста и их родителями "Наш малыш"

Клуб "Наш малыш" проходит 2-3 раза в год, направлен на оптимизацию процесса адаптации к детскому саду и оптимизацию детско-родительских отношений. Пример проведения одного года....

Организация коррекционно - развивающих занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в сенсорной зоне кабинета педагога - психолога

В данном материале отражен опыт сопровождающей  работы педагога  - психолога с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в условиях специализированного дома ребенка....

«Использование песочницы как метода коррекции и развития в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»

Для детей раннего (с 2 лет) и младшего дошкольного возраста используются занятия, имеющие определённые темы, содержащие подготовленный заранее материал. Тематический план этих занятий носит ориен...

Театрализованная игровая деятельность с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Цель такого мероприятия закрепить знание русской народной сказки"Колобок", актуализировать знания о диких животных, стимулировать речевую активность, тренировать в произнесениизвукоподражаний, полных ...