План самообразования по теме: «Развитие речи у детей средней группы через пальчиковые игры».
материал (средняя группа)
Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Ребёнок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от общей двигательной активности, и, в частности, от развития тонких движений его пальцев. Мелкая моторика тесно связана со зрением, вниманием, памятью, восприятием, а также с развитием речи ребенка. Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются. Для детей младшего и среднего возраста большое значение имеет выразительная мимика и речь взрослого.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования
Педагога средней группы №4 Гурылевой Н. В.
На 2025-2026 учебный год.
Тема самообразования: «Развитие речи у детей средней группы через пальчиковые игры».
Анализ затруднений, постановка проблемы: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский»
Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Ребёнок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от общей двигательной активности, и, в частности, от развития тонких движений его пальцев. Мелкая моторика тесно связана со зрением, вниманием, памятью, восприятием, а также с развитием речи ребенка. Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются. Для детей младшего и среднего возраста большое значение имеет выразительная мимика и речь взрослого.
Считаю, что тема актуальна, так как пальчиковые игры и упражнения с детьми среднего дошкольного возраста имеют большое значение в развитии речи детей. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.
Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и семьями воспитанников, что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
Задачи самообразования:
- Изучить педагогический опыт по пальчиковым играм.
- Разработать перспективный план реализации темы;
- Выбрать наиболее эффективные игры;
- Определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи.
№ | Срок | Повышение теоретического и научно-практического уровня (изучение литературы по теме, самообразование с помощью интернет ресурсов, КПК, …) | Повышение профессионального мастерства (ознакомление с передовым опытом через просмотр открытых мероприятий…) | Повышение практического опыта (показ и отработка полученных знаний в практической работе с воспитанниками). | Отчетные материалы (подведение итогов, оформление результатов). |
1 | Сентябрь | Постановка проблемы, формулирование целей и задач. Подбор методической литературы для изучения данной темы. Составление плана на год. | Подбор наиболее эффективных приемов развития познавательной активности. | Создание условий для работы с детьми по теме самообразования: подбор игр. Обогащение РППС группы. | Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников» |
2 | Октябрь | Изучение теоретического материала по теме – книги, конспекты. | Изучение педагогического опыта на сайтах: maam, Nsportal, Инфоурок, КиберЛенинка. | Составление картотеки пальчиковых игр и упражнений. Разучивание пальчиковых игр: «Мыши», «Осень», «Овощи и фрукты», «Паучок». | Оформление папки передвижки на тему «Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста» |
3 | Ноябрь | Изучение практического материала по теме. | Изучение педагогического опыта на сайтах: maam, Nsportal, Инфоурок, Ки-берЛенинка. | Подборка игр и дидактических пособий. Разучивание пальчиковых игр: «Под грибком», «Обед» Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца. | Папка передвижка для родителей «Пальчиковые игры дома». |
4 | Декабрь | Работа с методической литературой: игры и упражнения для развития речи (О. С. Ушакова). | Накопление практического материала по теме | Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений. Разучивание пальчиковых игр: «Новогодний праздник», «Новый год», «Наряжаем елку». Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца. | Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей» |
5 | Январь | Изучение интернет ресурсов по теме самообразования | Просмотр онлайн мастер классов по теме. | Изготовление различных фигурок-тренажеров для пальчиковых игр. Разучивание новых пальчиковых игр. Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» |
6 | Февраль | Пополнение личной библиотеки пособиями по теме. | Работа с сайтами: maam, Nsportal, Инфоурок. | Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений. Разучивание новых пальчиковых игр. Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца | Индивидуальные консультации по запросам родителей. |
7 | Март | Работа над обогащением «Центра речевого развития». | Работа с сайтами: дефектология проф., продленка. | Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений. Разучивание новых пальчиковых игр. Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца | Папка передвижка: «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики» |
8 | Апрель | Изучение практического опыта педагогов. | Работа с сайтами: maam, Nsportal, Инфоурок. | Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений. | Индивидуальные консультации по запросам родителей. |
9 | Май | Подготовка публикации по итогам работы в рамках работы над темой по самообразованию. | Подготовка аналитического отчета по итогам работы над темой самообразования. | Проведение повторной диагностики уровня речевого развития воспитанников группы. | Отчет по теме самообразования за год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей старшей группы через нетрадиционные техники рисования» 2015-2016 год
К нетрадиционным техникам изоискусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование ...
План самообразования на тему: "Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через общение с природой"
Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через общение с природой...

Развитие речи у детей средней группы через театрализованную деятельность
Благодаря театру ребёнок познаёт мир, не только не только умом , но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу. В работе для повышения уровня речи детей, мы решили использовать теат...

План работы по самообразованию на тему: « Развитие памяти у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»...
Развитие быстроты у детей средней группы через подвижные игры
Проявление такого качества, как быстрота, многообразны: это и быстрота реакции, и быстрота мышления, и быстрота действия. В основе этого качества лежат сила и подвижность нервных процессов, которые мо...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи у детей младшей группы через потешки и русские народные сказки»
Консультация для родителей на тему:«Развитие речи у детей младшей группы через потешки и русские народные сказки»...

Развитие логического мышления детей средней группы через дидактические игры.
Дидактическая игра "Четвёртый лишний"...
