План самообразования по теме: «Развитие речи у детей средней группы через пальчиковые игры».
материал (средняя группа)

Гурылева Надежда Васильевна

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека».  Ребёнок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от общей двигательной активности, и, в частности, от развития тонких движений его пальцев. Мелкая моторика тесно связана со зрением, вниманием, памятью, восприятием, а также с развитием речи ребенка.  Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются. Для детей младшего и среднего возраста большое значение имеет выразительная мимика и речь взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya2526.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

       Педагога средней группы №4 Гурылевой Н. В.

На 2025-2026 учебный год.

Тема самообразования: «Развитие речи у детей средней группы через пальчиковые игры».

Анализ затруднений, постановка проблемы: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский»

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека».  Ребёнок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от общей двигательной активности, и, в частности, от развития тонких движений его пальцев. Мелкая моторика тесно связана со зрением, вниманием, памятью, восприятием, а также с развитием речи ребенка.  Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются. Для детей младшего и среднего возраста большое значение имеет выразительная мимика и речь взрослого.

Считаю, что тема актуальна, так как пальчиковые игры и упражнения с детьми среднего дошкольного возраста имеют большое значение в развитии речи детей. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и семьями воспитанников, что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Задачи самообразования:

  1. Изучить педагогический опыт по пальчиковым играм.
  2.    Разработать перспективный план реализации темы;
  3.  Выбрать наиболее эффективные игры;
  4.  Определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи.

Срок

Повышение теоретического и научно-практического уровня (изучение литературы по теме, самообразование с помощью интернет ресурсов, КПК, …)

Повышение профессионального мастерства (ознакомление с передовым опытом через просмотр открытых мероприятий…)

Повышение практического опыта (показ и отработка полученных знаний в практической работе с воспитанниками).

Отчетные материалы (подведение итогов, оформление результатов).

1

Сентябрь

Постановка проблемы, формулирование целей и задач.

Подбор методической литературы для изучения данной темы. Составление плана на год.

Подбор наиболее эффективных приемов развития познавательной активности.

Создание условий для работы с детьми по теме самообразования: подбор игр. Обогащение РППС группы.

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников»

2

Октябрь

Изучение теоретического материала по теме – книги, конспекты.

Изучение педагогического опыта на сайтах: maam, Nsportal, Инфоурок, КиберЛенинка.

Составление картотеки пальчиковых игр и упражнений.  Разучивание пальчиковых игр: «Мыши», «Осень», «Овощи и фрукты», «Паучок».

Оформление папки передвижки на тему «Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

3

Ноябрь

Изучение практического материала по теме.

Изучение педагогического опыта на сайтах: maam, Nsportal, Инфоурок, Ки-берЛенинка.

Подборка игр и дидактических пособий. Разучивание пальчиковых игр: «Под грибком», «Обед» Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца.

Папка передвижка для родителей «Пальчиковые игры дома».

4

Декабрь

Работа с методической литературой: игры и упражнения для развития речи (О. С. Ушакова).

Накопление практического материала по теме

Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений. Разучивание пальчиковых игр: «Новогодний праздник», «Новый год», «Наряжаем елку». Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца.

Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей»

5

Январь

Изучение интернет ресурсов по теме самообразования

Просмотр онлайн мастер классов по теме.

Изготовление различных фигурок-тренажеров для пальчиковых игр. Разучивание новых пальчиковых игр. Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

6

Февраль

Пополнение личной библиотеки пособиями по теме.

Работа с сайтами: maam, Nsportal, Инфоурок.

Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений. Разучивание новых пальчиковых игр. Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца

Индивидуальные консультации по запросам родителей.

7

Март

Работа над обогащением «Центра речевого развития».

Работа с сайтами: дефектология проф., продленка.

Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений. Разучивание новых пальчиковых игр. Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца

Папка передвижка: «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»

8

Апрель

Изучение практического опыта педагогов.

Работа с сайтами: maam, Nsportal, Инфоурок.

Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений.

Индивидуальные консультации по запросам родителей.

9

Май

Подготовка публикации по итогам работы в рамках работы над темой по самообразованию.

Подготовка аналитического отчета по итогам работы над темой самообразования.

Проведение повторной диагностики уровня речевого развития воспитанников группы.

Отчет по теме самообразования за год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей старшей группы через нетрадиционные техники рисования» 2015-2016 год

К нетрадиционным техникам изоискусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование ...

План самообразования на тему: "Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через общение с природой"

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через общение с природой...

Развитие речи у детей средней группы через театрализованную деятельность

Благодаря театру ребёнок познаёт мир, не только не только умом , но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу. В работе для повышения уровня речи детей, мы решили использовать теат...

План работы по самообразованию на тему: « Развитие памяти у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное    учреждение города Когалыма «Золушка»...

Развитие быстроты у детей средней группы через подвижные игры

Проявление такого качества, как быстрота, многообразны: это и быстрота реакции, и быстрота мышления, и быстрота действия. В основе этого качества лежат сила и подвижность нервных процессов, которые мо...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи у детей младшей группы через потешки и русские народные сказки»

Консультация для родителей на тему:«Развитие речи у детей младшей группы через потешки и русские народные сказки»...