Проект "Лабораториум. Маленькие исследователи "
проект (средняя группа)

Крикау Мария Геннадьевна

Проект в средней группе " Маленькие исследователи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malenkie_issledovateli.docx34.64 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект в средней группе

 «Лабараториум. Маленькие исследователи»

 

 

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим  количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»

Актуальность проекта:

Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками и т.д.

В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты.

Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Для этого необходимо организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Сроки реализации : 16.01-14.04.

Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель проекта:  Обогащение опыта познавательно - исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами.

Задачи проекта :

  • Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  • Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
  • Развивать представления детей о некоторых факторах среды;
  • Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения;
  • Расширять представление детей о значимости воды в жизни человека;
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Для работы с детьми:

1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

2.Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

4.Развивать наблюдательность и живой  интерес детей к опытно-экспериментальной деятельности;

6.Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Для работы с родителями:

1.Повысить компетентности по данной теме

2. Избрание нужных ориентиров в воспитании

3.Укрепить  детско-родительских отношений.

4. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.

5. Выполнять совместные задания по проекту.

Для педагога:

1. Выстроить стратегию руководства проектом, внедрить новые методы в работе с детьми и родителями 

2. Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.

3. Помогать детям, добывать знания.

Формы реализации проекта:

формы работы детьми: 

- Поисково-исследовательские наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы.

- Проведение НОД в рамках проекта

- Проведение опытов (практических).

- Беседы, беседы с рассматриванием картин.

- Чтение художественной литературы.

- Сбор коллекций, оформление альбомов.

Формы работы с родителями:

-консультации,

-рекомендации,

-анкетирование,

-наглядные информационные материалы,

-выполнение творческих заданий, конкурсы.

Ожидаемые результаты:

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе; Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному направлению работы.

Этапы реализации проекта:

1 этап: Подготовительный

- Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта

- Подбор литературы и иллюстративного материала по выбранной теме.

- Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности

- Разработка перспективного планирования по опытно – экспериментальной деятельности во второй младшей группе к проекту  

 - Подбор дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр по теме.

- 2 этап: Основной

  • Создание и обустройство экспериментирования для успешной реализации проекта
  • Реализация опытно-экспериментальной деятельности с детьми по перспективному планированию
  • Планирование занятий, приложения, работа с родителями.

3. Заключительный.

  • Создать для детей предметно — развивающую среду для самостоятельного экспериментирования с природным и бросовым материалом.
  • Оформление картотеки по экспериментальной деятельности с детьми

дошкольного возраста по возрастным категориям

  • Фото-коллаж для родителей

План работы средней группы № 5 «Радуга»

Тема «Лабараториум. Маленькие исследователи»

Дата

Содержание работы

Цель

Ответственные

16.01.23-20.01.23

- Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, исходя из интересов детей,  

- создание условий, необходимых для реализации проекта,

- обогащение предметно-развивающей среды.

Создать условия для продуктивной работы с детьми и родителями.

23.01.23-27.01.23

«Живительная сила- прозрачная вода»

-отгадывание загадок.

Выявить свойства воды, подвести к пониманию, что вода прозрачная (Прозрачная, без запаха, льется, имеет вес)- самый необходимый продукт для всего живого

30.01.23-03.02.23

«Замерзшая вода-льдинки»

- чтение русско- народной сказки  «Заюшкина избушка».

Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Консультация для родителей

«Почему нужно пить воду самим и научить это делать своих детей»

формирование понимания у родителей о важности соблюдения питьевого баланса у детей, приучение детей пить правильную воду.  

06.02.23-10.02.23

Вода (жидкая, окрашенная, мутная, запах, вкус, «тонет – не тонет»)

- рассматривание иллюстраций с водоёмами;

- чтение рассказа о бережном отношении к воде.

Выявить свойства воды: вода  может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

13.02.23-17.02.23

«Снег, лед» (замораживание воды; таяние снега)

- рассматривание льда и снега;

- сравнение льда и снега;

- чтение рассказов о снеге.

Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и

образуется вода. Установить

зависимость изменений в природе от сезона.

Робота с родителями.

Памятка «Экспериментирование в домашних условиях и их безопасность»

Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами и мерах безопасности при их проведении.

20.02.23-24.02.23

«Окрашивание воды».

-Беседа «Свойства воды»

-Игра «Водичка»

Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

27.02.23-03.03.23

«Куда делась вода?».

-Игра лото «Волшебница вода»

- Чтение потешек: «Водичка, водичка», «Дождик, дождик пуще»

Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

Робота с родителями.

Папка-передвижка «Осторожно тонкий лед»

Сформировать у детей представления о правилах безопасного поведения на льду, об опасностях, которые подстерегают человека у водоемов.

06.03.23-10.03.23

«Бурлящая лава»

-Беседа: «Чистую воду пить –долго жить»

-Прослушивание записи шума водопада, звон веселого ручейка.

Пронаблюдать реакцию щелочи (питьевой соды) и лимонной кислоты, выяснить условия их взаимодействия.

13.03.23-17.03.23

«Радужная вода»

-Рисование: «Дождик, дождик, кап, кап, кап…»

Расширить знания детей об свойствах воды по средствам исследования. 

Работа с родителями Консультация:

«Гигиена рук в жизни ребенка»

Формировать у детей представления о чистоте рук, прививать навыки гигиены и применять их в повседневной жизни.

20.03.23-24.03.23

«Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить»

-Трудовое поручение: уход за комнатными растениями (протереть листья у цветов, полить их);

познакомить с некоторыми правилами ухода за комнатными растениями, выяснить способ дыхания растений.

27.03.23-30.03.23

«Дождевые облака»

-Просмотр обучающего мультфильма «Круговорот воды в природе"

развитие интереса у дошкольников к опытно - экспериментальной деятельности. Расширять представления детей об окружающем мире, уточнить значение дождя для всего живого на земле.

03.04.23-07.04.23

«Космос в баночке»

- беседа с детьми о космосе.

воспитание в детях видения прекрасного, разбудить любознательность, познакомить и развить представления о космосе. Изготовление «космоса в баночке» своими руками.

10.04.23-14.04.23

Итоговое мероприятие: Создание лэпбука «Вода-это жизнь!»

поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание лэпбука в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Работа с родителями:

Создание фотовыставки

«Мой дом - Моя лаборатория!»

Активизировать совместную деятельность родителей и детей в домашних условиях.

Заключение

    Занимаясь с дошкольниками познавательно-исследовательской деятельностью, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано. Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.  

Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он может получать.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, потому что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением и развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления или объекты природы (цвет, форма, величина: мнётся – ломается, высоко - низко – далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

 

Список литературы:

  1. В е р а к с а Н. Е., В е р а к с а А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
  2. ПавловаЛ.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3–7 лет).Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
  3. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
  4. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
  5. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2014 (методическое пособие).
  6. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.
  7. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1997.
  8. Вернадский В.И. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1980.
  1. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/сост. Нищева Н.В. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
  2. Экспериментальная деятельность в ДОУ.- М.: ТЦ СФЕРА, 2012.
  3. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Нищева Н.В. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
  4. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Волгоград, 3-е издание, 2012 г.
  5. Соломенникова О.А.. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа (3–4 года)

Интернет – ресурсы

  1. http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования.
  2. http://detsad-kitty.ru/ ДЕТ сад.
  3. http://www.maam.ru/ МААМ.ру
  4. http://dohcolonoc.ru/ Дошкольник.
  5. http://pochemu4ka.ru/ Почемучка - детский развивающий портал.
  6. https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/skazki-dlja-detei/skazki-o-javlenijah-v-prirode-detjam.html -Сказки о явлениях в природе детям

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!

Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

Карапузы - исследователи.

Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...