Конспект занятия "Социально-коммуникативное развитие"
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3 с. Серафимовский
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект занятия
образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Раздел: формирование основ гражданственности и патриотизма
тема: «Моя семья»
возрастная группа: средняя группа
Подготовил:
воспитатель
Терегулова Г.Х.
с. Серафимовский - 2025г.
Цель: формировать представления детей о семье, ее составе, семейных взаимоотношениях
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.
- Закрепить знания детей о членах семьи.
- Активизировать словарь детей (семья, родственники)
Воспитательные:
- Воспитывать желание заботиться о близких.
Развивающие:
- Развивать чувство гордости за свою семью.
- Развивать связную речь (учить давать полные ответы)
- Развивать у детей интерес к родственникам своей семьи
Предварительная работа: «Сюжетно- ролевые игры «Семья», «Детский сад», беседы на тему «Я и мой дом», «Моя семья».
Ход занятия:
- Организационный момент.
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро».
«Доброе утро» солнцу и птицам.
«Доброе утро» улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть «доброе утро» длится до вечера.
Воспитатель:
- ребята, сегодня я хочу поговорить с вами на очень важную тему, а на какую вы узнаете, когда отгадаете загадку
Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная…
Дети:
- семья.
Воспитатель:
- действительно, это семья. У каждого из вас есть семья. А как вы думаете, что же такое семья?
Дети: семья - это те люди, которые живут вместе, рядом, это родные. Семья – это дом. Семья - это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья - это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья - это, когда живут вместе папа, мама, дети.
Воспитатель:
- а вот какая у вас семья вы сейчас нам расскажете одним словом
ДИ «Какая твоя семья» (дети в кругу передают мяч друг другу и каждый ребенок описывает семью одним словом)
II Основная часть.
Воспитатель:
- какие замечательные у вас семьи. Ребята, я предлагаю вам расселить всех членов семьи в нашем доме. Садитесь на свои места. Для начала мы с вами разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Воспитатель:
- вот теперь вы точно готовы. Кого мы будем заселят в наши домики, вы узнаете, отгадав загадки.
Самый старший он в семье,
Самый мудрый во дворе,
Голова вся в седине,
А встает он заре. Дедушка
Воспитатель:
- основателем каждой семьи мы по нраву можем назвать дедушку, поэтому первый житель нашего дома именно он. (ребенок берет картинку с изображением дедушки и крепит в верхнее окно дома слева).
Воспитатель:
- скажите, пожалуйста, а каким бывает дедушка?
Дети:
-дедушка - старый, мудрый, седой, добрый.
Воспитатель:
- следующая загадка:
Свяжет теплые носки,
Вкусные печет блины,
Пироги, супы, варенье,
У нее, ну объеденье,
А еще оладушки,
Мы говорим о ...бабушке
Воспитатель:
- рядом с дедушкой в нашем доме живет бабушка. У каждого из нас две бабушки и два дедушки, поэтому в окне справа у нас тоже живут бабушка и дедушка. (дети селят еще одну пару бабушек и дедушки в дом). А как мы можем описать бабушку, какая она?
Дети:
- Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, седая.
Воспитатель:
- слушаем следующую загадку:
Для меня пример во всем,
Любим с ним играть вдвоем.
Даст совет и будет прав он,
Это мой любимый...папа
А как, вы называете своего папу? (папочка, папуля)
Какой папа? (сильный, строгий, смелый)
Воспитатель:
- следующий член семьи папа (ребенок крепит картинку)
Кто открыл мне этот мир,
Не жалея своих сил?
И всегда оберегала?
Лучшая на свете …мама.
Воспитатель:
-Как вы обычно называете свою маму? (мамочка, мамуля)
Мама какая? (добрая, ласковая, улыбчивая)
Воспитатель:
- вот мы и заселили нашу семью. Ой, ребята, посмотрите, в нашем доме остались пустые окна. Кто же там может жить?
Всем вопросы задают,
Пока немного подрастут,
Им интересно все на свете,
Ведь это маленькие...дети
Воспитатель:
- счастье каждой семьи это вы, дети. В семьях может быть один ребенок, а может и больше. У кого-то есть братья, а у кого-то сестры, поэтому в нашем доме будут жить и мальчики и девочки. (дети крепят в пустые окна изображения детей)
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)
Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).
-Молодцы! Как хорошо отдохнули. Ну, а теперь предлагаю поиграть в игру.
Воспитатель:
- ребята, всех членов семьи вы знаете, а сможете ли вы определить родственные связи в семье, кем же они друг другу являются?
ДИ «Кто кому»
- Кто самый младший член в семье? (ребенок)
- А самые старшие члены семьи?
- Кем вы приходитесь бабушке и дедушке?
- Кем приходится ваша мама вашим бабушке и дедушке?
- Кем вам приходится второй ребенок в семье?
- Кем приходится ваш папа вашим бабушке и дедушке?
- Что такое семья?
Воспитатель:
- ребята, вы большие молодцы! А вы знаете, в дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи. И у каждого есть свои обязанности, то, чем они занимаются по дому. Сейчас я вам прочитаю стихотворение Эдуарда Успенского:
Если был бы я девчонкой —
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки.
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты, Сынок!»
Воспитатель:
- Как вы думаете, только девочки могут помогать своим родителям? А вы помогаете своим близким? Какую работу по дому вы можете выполнить, сейчас мы узнаем.
(по очереди спрашиваю у детей, чем и как они помогают дома: например, моют посуду, поливают цветы, моют полы, подметают, заправляют свою кровать, складывают свои вещи, убирают со стола, сервируют стол и т.д.)
Воспитатель:
- очень много я услышала добрых дел, которые вы делаете дома. Хорошо, что вы помогаете родителям по дому. Все хорошие помощники.
III часть.Рефлексия
Воспитатель:
- ребята, мы с вами тоже большая и дружная семья. Давайте повторим слова:
«Семья – это важно.
Семья – это сложно
Но счастливо жить одному невозможно!»
О чем мы с вами сегодня разговаривали? Кого мы заселяли в наши домики? Каких членов семьи вы запомнили?
Как хорошо, когда у человека есть дружная семья.
А если в семье все заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного сло...
