Самообразование
методическая разработка (подготовительная группа)

Прибытко Оксана Леонидовна

«Нейроигры – эффективный инструмент

в работе воспитателя»

Скачать:


Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

«Уральский детский сад «Одуванчик»

План самообразования воспитателя:

Прибытко О.Л.

«Нейроигры – эффективный инструмент

в работе воспитателя»

Подготовительная группа «Непоседы»

на период: с 1 сентября 2025г. по 31 мая 2026г.

2025 год

«Сегодняшние знания о мозге относительно невелики, если мы сравниваем их с тем, что нам еще предстоит открыть, и очень велики, если сравнивать их с тем, что мы знали всего несколько лет назад.»

Лурия А. Р.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Павлов И.П.

Применение нейропсихологических приемов особенно важно и целесообразно в дошкольном возрасте, в то самое время, когда мозг и нервная система ребенка активно развивается. Если не уделять время таким занятиям, с большой вероятностью у детей сформируются особенности поведения, которые в дальнейшем негативно повлияют на процесс обучения. А как мы знаем, в более старшем возрасте восприятия и другие процессы поддаются коррекции гораздо сложнее.

Готовность ребенка к обучению к школе предполагает развитые на достаточном уровне внимание, эмоционально-волевую сферу, памяти, мышления, речи и тд. Нейропсихологические игры и приемы позволяют не только разнообразить программу занятий, но и помогают развивать высшие психические функции. Для более плодотворной работы необходимо использовать следующие пути и средства   воспитания:

- непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);

- практические игры и упражнения не реже одного раза в день длительностью не менее 5 минут;

-использование в работе дыхательных, глазодвигательных, телесных упражнений, упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы;

- привлечение семьи.

Актуальность темы:

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в работе приходит применение нейропсихологических методик.

Цель:

Изучение различных нейропсихологических методик и их применение в педагогической практике продуктивно влияющих на развитие воспитанников.

Задачи:

1.Проанализировать литературу по данной теме.

2. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

3. Оформить наработанный материал в методическую папку для обмена опытом работы с коллегами.

4. Составить картотеку игр и упражнений.

5. Ориентировать семью на использование нейропсихологических игр в домашних условиях.

Срок реализации: с 1 сентября 2024г. по 31 мая 2025г.

Предполагаемый результат:

владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения    детей старшего возраста;

повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества.

Основные этапы работы по самообразованию:

1. Организационно-ознакомительный (диагностический)

- постановка проблемы;

- подбор и изучение литературы по проблеме;

- определение целей и задач работы над темой;

- планирование работы по самообразованию.

2. Основной (практический)

- теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов);

- практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление дидактического материала, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования.

3. Заключительный (обобщающий)

- подведение итогов;

-оформление результатов работы по теме самообразования;

- представление материалов;

- использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы;

- распространение опыта работы на уровне ДОО.

Примерный план работы:

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Изучение литературы по данной теме.

Консультация «Что такое нейропсихологические игры?»

Октябрь

Нейропсихологические игры: «Умные дорожки», «Ухо-нос», «Молчу-шепчу-кричу» и др.

Консультация для родителей «Польза нейроигр для ребенка»

Ноябрь

Подбор базового комплекса нейропсихологических зарядок для детей.

Разработка памяток или картотек для родителей

Декабрь

Использование игр в работе: «Веселые стопы», «Попробуй повтори», «Разноцветные резиночки» и др.

Консультация с родителями «Кинезиологиесчкие упражнения – легко и полезно»

Январь

Использование в работе игр с лабиринтами, приемов с зеркальным рисованием

Изготовление буклета «Нейроигры - это весело!»

Февраль

Использование игр и упражнений: запрещенное число, запоминалочка и т.д

Индивидуальные беседы «Играете ли вы дома с ребёнком?»

Март

Использование приемов в работе для развития зрительной памяти у детей: «Запомни и разложи», «два числа»

Буклет «Нейропсихологические игры для детей дома»

Апрель

 Сравнительный количественный и качественный анализ результатов

Индивидуальные беседы по данной теме

Май

Демонстрация опыта применения базовых нейропсихологических технологий в форме презентации на педагогическом совете

Анкетирование родителей об использовании нейропсихологических игр с детьми в ДОО

Используемая литература

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. — М., 2001.

2. Бабкина Н. В. Радость познания. — М., 2000.

3. Волина В. В. Русский язык. (Серия «Учимся играя»). — Екатеринбург, 1996. ГавааЛувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. — М., 1990.

4. Гарафеева А., Кузнецова Ю. Волшебное путешествие. — Кострома, 1996.

5. Гоникман Э. И. Даосские лечебные жесты. — Минск, 1998.

6. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. — М., 1993.

7.Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...