Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды приемной группы. Родительские уголки
консультация

Сладкова Ольга Николаевна

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_rpps_priemnaya.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды приемной группы. Родительские уголки.

Приемная — это первое место, куда попадает ребёнок, заходя в группу. Хочется видеть её красивой, яркой, интересной, нарядной, чтобы у детей поднималось настроение.

Родительский уголок в детском саду – это один из  способов своеобразного общения с родителями. Для каждого педагогического работника контакт с родителями малыша очень важен. А хорошо оформленный родительский уголок дает отличную возможность контактировать с родителями. С помощью выставленной информации в родительском уголке, мамы и папы могут видеть успехи своих детей, узнать больше  о том, какие занятия с ними проводятся  и другие события в садике, а также прочитать правильные советы о, том, как лучше воспитывать детей. Благодаря им, родители  более  внимательно относятся  к своим детям, следят за их успехами. Даже более уважительно начинают  относиться к труду воспитателей.

Как оформить приемную. Приемная — место встречи ребенка с детским садом и место, где расстаются с родителями. Её оформление должно быть связано с названием вашей группы.

  1. Входная дверь - это «лицо» вашей группы. На дверях необходимо расположить эмблему группы, отражающая ее название. Небрежности и неаккуратности в оформлении любого материала не должно быть, так как вы являетесь примером для детей и их родителей.
  2. Обратная сторона двери может быть использована как развивающая среда. Здесь можно расположить яркий лабиринт или оформить картину эмоционального настроения детей группы. При помощи детских лиц или сердечек, отражающих разные эмоции, дети вам будут сообщать о своем настроении в течение дня. На двери можно расположить и «Панораму добрых дел» ваших воспитанников, чтобы и родители были в курсе дел своих детей.
  3. Дверь закрыта, родитель стоит в приемной. Подумайте, где лучше в приемной поставить кресло или пуфик, чтобы родитель мог присесть. Рядом можно расположить журнальный столик, на который вы будете выкладывать педагогическую информацию: консультации, педагогические новинки. На столик можно поставить красивую коробку, шкатулку с игрушками - завлекалками. Туда же можно положить и сюрпризы для детей.
  4. На стену приемной можно приклеить красивый декоративный крючок, на который вешают плечики, чтобы родители могли повесить верхнюю одежду.
  5. Ребенок подходит к шкафчику. Это место его личных вещей. Но шкафчики все одинаковы. А ребенок — личность. Необходимо, чтобы его шкафчик отличался от шкафчика соседа. В детском саду есть разные варианты оформления шкафчиков для верхней одежды, например  можно наклеить  фотографии детей. Интересно смотрятся рисунки детей, помещенные в файлы. Это могут быть и рисунки из детских журналов, выбранные ребенком. Каждый шкафчик должен быть подписан.
  6. Информационные стенды для родителей. В информационных стендах тоже прослеживается символика группы.

Уголок для родителей находится в приемной каждой группы детского сада. Для него отводят одну из стен, специальный стенд или полку. Материалы в родительский уголок подбираются в соответствии с возрастной группой и временем года. В оформлении нужно придерживаться следующих простых правил:

Правила оформления уголка для родителей:

Периодичность. Информация должна обновляться не реже одного раза в месяц.

Доступность. Располагать информацию нужно на уровне глаз родителей, чтобы было удобно читать. Не использовать непонятные для родителей педагогические термины.

Достоверность. Информация должна быть актуальной, достоверной, подобрана с учетом возрастных особенностей детей.

Эстетичность. Все материалы печатаются на светлом фоне, используются различные окантовки, шрифт не менее 14-го, чтобы можно было прочесть с расстояния метра, чёткий. Рубрики и названия выделяются контрастным цветом, крупным шрифтом. Все материалы необходимо дополнять яркими картинками, детскими рисунками и фотографиями, желательно детей данной группы. Материалы должны в первую очередь привлечь внимание родителей, а затем донести нужную информацию.

Безопасность. Материалы прикрепляются к основе, не рекомендуется приклеивание листов к стене. Не используются кнопки, скрепки и других острые предметы.

Краткость. Нужно выбирать статьи, небольшие по объему, но дающие исчерпывающую информацию. Советов должно быть не более пяти.

Оригинальность. Вместо привычных заголовков, таких как «Советы родителям», лучше написать «Секреты воспитания вежливого ребёнка» или «Что делать, если ребёнок упрямиться?». Заголовок, тема может располагаться, например, на солнышке или облаках.

Различные подходы к оформлению:

- оформление по единому сюжету: по сказке или стихотворению, в виде леса, цветочной полянки, водного царства, звездного неба или русской избы;

- стенды и планшеты заменяются необычными формами соответственно сюжету: в цветке, фартуке, клубничках, вагонах поезда и т. д.;

- тексты помещены в специальные кармашки из оргстекла, файлов соответственно формам предметов: в клубничках - овалы, в фартуке - полукруг, трапеция;

- уют и комфорт, необходимые для благоприятного восприятия материала, создаются за счет использования спокойных тонов, салфеток, живых цветов, икебаны;

- местом для наглядной информации может служить как приемная, так и другие уголки детского сада, где часто бывают родители: коридоры, площадки у кабинетов специалистов, стены у входа в детский сад и даже участки веранды.

Помимо традиционных тематических ширм и папок–передвижек, приветствуются современные формы наглядной информации:

• информационные листы

• буклеты

• журнал и газета для родителей

• «Семейная газета». О воспитании в семье пишут сами родители.

• почтовый ящик

• выставки

Примерное содержание родительских уголков: 

Обязательные рубрики

• Визитная карточка группы - информация о сотрудниках детского сада, которые работают с детьми этой группы (ФИО, фотографии, образование, интересы). Это облегчает общение родителей с педагогами.

• Режим дня в детском саду и дома

• Планирование НОД - расписание на неделю, тема недели.

• Характеристика возрастных особенностей детей.

• Правила внутреннего распорядка ДОУ

• Меню

Дополнительные рубрики

• Доска объявлений

• Советы специалистов. В доступной форме и красочно оформленные консультации специалистов, работающих в ДОУ. В нашем коллективе это педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог. Информацию по ОЗОЖ представляет инструктор по физкультуре. Рекомендации по подготовке к праздникам (разучивание стихов, музыкального репертуара, подготовка костюмов) – музыкальный руководитель.

• Уголок здоровья - антропометрические данные (норма и результат обследования, материалы по профилактике заболеваний и оздоровлению детей.

• Настенная и настольная тематическая информация - правила для родителей, советы, рекомендации в рамках тематической недели, консультации для родителей.

• Ознакомление с природой - задания для наблюдений, художественное слово в соответствии с возрастом, памятки о том, как лучше одевать детей на улице и в помещении в зависимости от сезона

• Уголок творчества детей. Тема и программное содержание занятия помещаются в специально отведенном кармашке, на планшете.

• Выставки поделок детей с родителями для привлечения родителей к совместной с детьми творческой деятельности (тематические, к праздникам).

• «Вести с занятий» («Чем мы сегодня занимались») - материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, тем, целей занятий. Обновляются ежедневно. Материал для закрепления дома: загадка, скороговорка и т. п.

• Уголок поэзии и музыки («Для чтения дома») - стихи и песни, которые учат дети в детском саду, оформляются в небольших альбомах.

• Уголок краткой информации - короткие высказывания великих людей, народные пословицы по вопросам воспитания, яркие строки стихов. (Английская пословица «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя»).

• Фото уголок «Доброе утро, малыш». Пришедшие утром дети показывают свои фотографии, переворачивая с обратной стороны на лицевую, как бы заявляя о себе: «здравствуйте, я пришёл».

• Фото уголок настроения. В виде солнышка, цветочной полянки с фотографиями детей.

• Тематические фоторепортажи (с развлечения, экскурсии, летний отдых и т. д.)

• Рубрика «ОКНО» - очень короткие новости («Знаете ли вы…») о новых исследованиях в педагогике, психологии. В виде раскрытой книги, телеграммы.

• «Наши родители советуют» - в этом разделе родители могут поделиться опытом (например, профилактика простуды, информацией (в музее проходит выставка, кулинарным рецептом и т. д.

• «Благодарим» за участие родителей в жизни ДОУ, помощь детскому саду, группе (ремонт игрушек, приобретение книг, участие в субботниках, акциях).

• «Поздравляем» - детей с днем рождения, родителей с праздниками, событиями.

• Уголок забытых вещей (надписи должны быть безобидными).

• Зеркало в виде нарядных персонажей, которые обращаются к каждому с добрыми пожеланиями: «Улыбайтесь», «Будьте вежливыми», «Вы очень красивые».

Содержание родительского уголка в старших группах

Обязательные рубрики:

режим дня, расписание НОД, расписание кружковой работы, тема и программное содержание НОД, меню.

Они могут размещаться на стенде или отдельно на планшетах.

Для других рубрик можно завести одну папку с разделами или распределить материал по отдельным папкам:

1. Папка «Нормативно – правовые документы ДОУ».

2. Папка «Возрастные особенности детей».

3. Папка «О воспитании детей».

4. Папка «Консультации специалистов».

5. Папка «Медицинские рекомендации».

Информационные рубрики могут быть дополнены и расширены самими педагогами. Весь материал, помещённый для родителей, должен соответствовать запланированному в календарном плане в разделе «Работа с родителями».

В приемной могут быть расположена информация по темам: Здоровье детей – консультации, рекомендации, противопоказания по здоровью. Визитная карточка группы, варианты оформления (Приложение). Выставки детских работ. Каждая работа ребенка должна быть эстетически оформлена — заключена в рамку, обязательно указаны фамилия и имя ребенка. Выставка работ должна быть подписана с указанием темы работы, программных задач, даты проведения, подписана воспитателем, который провел это занятие. Пластилинница должна быть оформлена под индивидуальные работы детей, подписана полным именем и фамилией ребенка, иметь графическое изображение. Спортивный уголок: спортивное оборудование для мальчиков и девочек. Уголок забытых вещей – в младших группах. Стенд «День рождения». Памятка для родителей и детей «Правила посещения группы».  

Автор –составитель:

Е.Б. Сахарова, воспитатель,

 О.Н. Сладкова воспитатель.

  (Приложение)

Варианты оформления визитной карточки группы.

В каждом детском учреждении непременно должна быть наглядная информация о жизни заведения. Для гармоничного развития личности малыша его должны окружать яркие, качественные вещи. В том числе и наглядные пособия. Не менее важно это и для родителей. Одним из таких наглядных пособий является визитная карточка группы детского сада. Шаблоны таких стендов бывают разными, но вот информация чаще всего однотипна.

Визитная карточка группы детского сада – это большой информационный стенд или группа стендов. Там размещена основная информация относительно того, как и чем живет коллектив. Кроме того, это своеобразная реклама. Поэтому чем ярче и красочнее она будет, тем лучше. Прежде всего, визитка содержит информацию для родителей, посетителей и педагогического коллектива. Так что размещать ее следует там, куда имеется свободный доступ гостей группы. Чаще всего визитную карточку группы детского сада прикрепляют на стене в первой комнате. Там проводится утренний прием детей, поэтому родители смогут изучить всю необходимую информацию.

Как сделать визитную карточку группы детского сада? На что обязательно стоит обратить внимание? Вот некоторые рекомендации: Прежде всего, стоит учитывать, что подобное наглядное пособие должно быть ярким, узнаваемым и запоминающимся. Кроме того, все материалы, из которых изготовлена визитка, должны быть безопасными и нетоксичными. На визитном стенде группы должна располагаться наиболее важная информация, касающаяся жизни коллектива. Шрифт, используемый для написания, должен легко читаться и быть достаточно крупным. Не стоит помещать в визитку группы те данные, которые напрямую не относятся к жизни группы. Например, правила поведения на игровой площадке или выдержки из конвенции по правам детей лучше оформить отдельным стендом. Если большой объем информации можно легко заменить несколькими картинками, лучше всего так и поступить.

Необходимо помнить, что внушительное количество текстовой информации достаточно быстро отбивает охоту изучить его до конца. Основная масса текста, поданная в визитке, должна быть написана стандартным, легко читаемым шрифтом. Креативные варианты написаний лучше оставить для заголовков. В целом презентационный стенд группы должен соответствовать общему стилю дошкольного учреждения, быть эстетичным и красиво оформленным.

Оформляем визитку правильно. Прежде всего, визитная карточка группы детского сада должна содержать:

  • Название коллектива и основную информацию о людях, которые работают с вашими детьми.
  • Также стоит визуализировать девиз группы, если таковой имеется.
  • Ниже располагают сведения о том, какие именно образовательные программы реализованы в группе.
  • Можно также рассказать о том, какие традиции приняты в коллективе. Далее размещается информация, полезная для родителей:
  •  контакты педагогов
  • общая возрастная характеристика деток
  • правила поведения и распорядок дня и другая информация
  •  В самом низу помещают номера телефонов детского сада, заведующей, воспитателей, медицинского работника и психолога.
  • Если в дошкольном заведении реализуются какие-то особые направления деятельности, это также стоит отразить на информационном стенде.
  • В том случае, когда позволяет место, можно добавить к визитке небольшую выставку работ воспитанников. Это может быть небольшая полочка для поделок или фотографии из жизни детского коллектива.

Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста...

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Представлены материалы для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей дошкольников по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при ра...

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

Предметно-пространственная среда в группе детского сада должна быть развивающей, т.е. должна создать возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми...

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.

На страницах разработки можно ознакомиться с теоретическим обоснованием проблемы создания развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области "Физическое развитие"....

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе...