Выступление на методическом объединении педагогов «Развитие речи дошкольников в различных видах деятельности»
методическая разработка (старшая группа)

Повышение профессионального мастерства педагогов в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста, в процессе нравственно - патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Филиал детский сад №16 города Алейска Алтайского края

Выступление на методическом объединении педагогов

«Развитие речи дошкольников в различных видах деятельности»

                                            Воспитатель:

Е.Н. Шершнева

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста, в процессе нравственно - патриотического воспитания.

Задачи:

• познакомить педагогов с использованием игровых приёмов в развитии речи дошкольника;

• активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

Правильная  речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом, является и развитие речи. Разница лишь в том, что формирование и развитие речи заложено «биологически», это естественный процесс. А нравственное воспитание – это приобретенный фактор, который закладывается педагогом и родителями.

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные представления о Родине, стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - маме, папе, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Развитие речевой активности может проходить не только на специально подготовленных занятиях, но и в других режимных моментах, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. 

Во время утреннего круга, который способствует повышению эмоционального фона, улучшению психологического климата в группе, помогает устанавливать положительные взаимоотношения между детьми.

Также, в течении дня, общаясь с ребёнком, можно поиграть в такие игры как:

Любимая, заботливая, нежная – мама;

Добрая, ласковая, милая – бабушка;

Младший, непоседливый, драчливый – брат;

Серьезный, сильный, трудолюбивый – папа;

Весёлая, умная, красивая, старательная – сестра;

Добрый, серьезный, умный – дедушка.

Во время динамических пауз можно проводить пальчиковые игры о семье, о родине. Их огромное количество

Вот, например, одна из них: Пальчиковая игра: «Семья».

Большую роль в обогащении словарного запаса дошкольников играет предметно-развивающая среда группы.

Центр театрализации, в котором ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный театр, способствующий развитию диалогической речи.

Центр патриотического развития знакомит детей с флагом, гербом, гимном малой и большой Родины. С историей и культурой народов, проживающих в республике Башкортостан.

С детьми можно провести такие дидактические игры как:

- Найди флаг России;

- Узнай герб РБ;

- Собери флаг РБ и флаг России;

-Назови цвета флага;

- Чей костюм и др. игры.

Также этот центр знакомит детей с историей родного города. Совместно с воспитанниками можно составить творческий рассказ: «Город, в котором я живу».

Поиграть в такие дидактические игры:

- «Узнай, где это находится?»;

- «Угадай, что это?»;

- «На картинку посмотри, ее верно назови» и т.д.

Центр книги и художественной литературы, эстетично красиво оформленный, знакомит детей с произведениями устного народного творчества не только русского и башкирского народа, но и народов, проживающих в РБ.

Произведения фольклора расширяют кругозор детей, учат познавать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову.  В свободной игровой деятельности полезно использовать такие игры, как:

Ама –ама-ама – у меня есть мама;

Апа-апа-апа– мой любимый папа;

Аша-аша-аша – Родина наша.

Родина у нас одна,

Очень сильная …(она).

Защищает нас … (она).

Ежедневно прибывая в познавательной, грамотно оформленной развивающей среде, ребенок обогащает свою речь.

Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, можно также поиграть в народные игры, которые способствуют развитию речевых навыков, расширению словарного запаса детей,  умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка.

Одной из самых важных задач современного общества является обучение детей труду. Основы трудового воспитания закладываются в дошкольном возрасте. Через трудовую деятельность у ребенка появляется потребность в самостоятельной деятельности, он уже может заявить о своих намерениях и проявить свои желания и интересы.

Приобщение детей к труду играет важную роль в организации целостного подхода к образованию дошкольников. Именно трудовая деятельность помогает социализации ребят и воспитанию в них самостоятельности. 

Таким образом, развитие речи младших дошкольников посредством нравственно-патриотического воспитания, успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, города, страны, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими. Воспитание патриотизма пронизывает все сферы деятельности ребёнка, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой и большой Родины и чувства сопричастности, привязанности к ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по теме: "Развитие речи дошкольников через различные виды музыкальной деятельности"

Помогает активизировать речь детей через различные виды музыкальной деятельности.Формирует интерес к миру звуков, развивает музыкальные и творческие способности, в том числе слуховое вниминие,зв...

Развитие речи во время различных видов деятельности детей. Выступление на методическом объединении.

В выступлении представлены основные методы развития речи у детей во время различных видов совместной деятельности....

Семинар-практикум на тему: "Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности"

quot;Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности"...

Развитие речи дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности

Основной вид музыкальной деятельности-пение тесно связан с развитием речи...

Консультация для воспитателей "Развитие речи дошкольников в различных видах музыкальной деятельности"

Материал адресован воспитателям ДОУ с целью активизации их знаний о значимости развития связной речи. С помощью материала, изложенного в консультации, музыкальный руководитель сможет обучить воспитате...

Опорная площадка по развитию речи для воспитателей ДОУ "Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности ДОУ"

Распространение педагогического опыта по овладению методикой развития речи среди педагогов ДОУ...