Мастер-класс "Логоритмические игры и упражнения для дошкольников"
материал (подготовительная группа)

Узких Светлана Алексеевна

  В последнее время стремительно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Речевая патология в свою очередь влияет на качественную подготовку детей  к  обучению в школе, так как в дальнейшем они будут испытывать определенные трудности в овладении письмом и чтением. По этому своевременная помощь в исправлении дефектов звукопроизношения всегда необходима.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сл №1  Мастер - класс по теме:

«Логоритмические игры и упражнения для дошкольников»

       - Здравствуйте, уважаемые гости!

Тема нашего мастер-класса «Логоритмические игры и упражнения для дошкольников»

  В последнее время стремительно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Речевая патология в свою очередь влияет на качественную подготовку детей  к  обучению в школе, так как в дальнейшем они будут испытывать определенные трудности в овладении письмом и чтением. По этому своевременная помощь в исправлении дефектов звукопроизношения всегда необходима.

  Сегодня, в работе детского сада предлагается использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как 

    Почему – логоритмика? В чем ее смысл? Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

   

Сл №2    Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок, чистоговорок и потешек, т.е. логоритмика связывает воедино речь, музыку и движения.

Сл №3    Логоритмические упражнения включают в себя такие задачи:

• развивать общую и мелкую моторику, внимание, память и речь;

 • совершенствовать навык точности выполнения движений в соответствии с текстом и чувством ритма;

• развивать артикуляционный аппарат;

• закреплять умение ориентироваться в пространстве;

• воспитывать музыкальный слух и ритм

Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести их “на автомате”.

То есть, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.

       Сл №4 Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

  1. Валеологические песенки-распевки :

Давайте поздороваемся друг с другом. Смотрите на ребят и повторяйте.

Тр.№1 Приветствие….«Здравствуйте ладошки»

  1. ходьба и ориентирование в пространстве. Встать в колонну или ( врассыпную, встать в круг, пары. 

Тр.№2 «Маленькие ножки»

  1. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Упражнения: Подую” «Поезд», «Насос»

Я подую высоко, (подняли руки вверх и дуем)

Я подую низко, (опустили руки вниз и дуем)

Я подую далеко, (руки тянем вперед и дуем)

Я подую близко. (руки на груди и дуем)

Сл №5 

Виды упражнений

Логоритмические упражнения довольно разнообразны. 

Занятие можно строить так, чтобы чаще использовать те упражнения и игры, которые помогут в коррекции речевой проблемы. 

 

Сейчас мы с вами рассмотрим различным виды логоритмических упражнений и игр:

Так, например:

  1. Для развития артикуляции подойдет такое упражнение:

 «Поющий мяч». Дидактические задачи: воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса. Игровой материал: мяч. Методика проведения. Дети сидят по кругу на полу. В руках у педагога мяч. Показывая артикуляцией губ определенную гласную, он направляет мяч к одному из детей, сидящих в кругу. Пока мяч катится, необходимо пропевать звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь. Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнителя.

  1. Пение вокализов развивает память, внимание музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.

Логоритмические распевки:

Сл № 6 Тр № 3«А-я…»

Сл №7 Тр №4«Су-са,сы,си»,

Сл №8 Тр №5«Ли-ло-ля-лю»

Сл №9

  1. Развитие мелкой моторики.  Пальчиковая гимнастика

Тр №6 «Пальчики шагают»

Сл №9 Развитие чувчства ритма (работа с клавесами)

Ритмическая игра с палочками

Сл №10  Театральные этюды.

 Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными.

Тр №7 «Превращение»

Сл№ 11. Подвижные игры и танцы

В логоритмические занятия обязательно включаю коммуникативные игры и танцы. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что даёт детям положительные и радостные эмоции. Танец развивает внимание, чувство ритма, пластику движений.

Тр № “Паровоз”

Нужно твердым  шагом двигаться по комнате, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки. При этом руки, согнутые в локтях (пальцы сжаты в кулачки), делают одновременные круговые движения.

Релаксация

-Сегодня вы наглядно увидели логоритмические игры и активно их использовали в процессе мастер класса. Нам это мероприятие показало, как легко и просто можно в игре развивать речь у дошкольников.

Детям необходимо заниматься несколько раз в неделю в течение полугода. В этом случае логоритмические упражнения дадут максимальный эффект.

-Ну, а теперь, уважаемые гости, представьте, что все находитесь на поляне с полевыми цветами. (ложимся на палас) Подул легкий ветерок и  вы, закрывая глаза, вдыхаете нежный цветочный аромат. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. Вам легко и  спокойно. Вы мысленно улетаете туда, куда дует весенний ветерок. Но вот пришла пора возвращаться в сад. Выдохните плавно воздух и откройте глаза. Давайте поделимся впечатлениями от увиденного и услышанного.

Подведение итога мастер-класса. ( ответы на вопросы участников, обсуждение услышанного).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические игры и упражнения с дошкольниками для профилактики дисграфии

С обычными играми и игрушками можно с увлечением учиться различать и анализировать звуки родного языка. Ваши дети в школе не станут делать "глупых" ошибок на письме....

Игры и упражнения для дошкольников

Игры и упражнения направлены на развитие личности ребенка, его социально-коммуникативных способностей  в процессе взаимодействия со сверстниками....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Лексические и грамматические игры и упражнения для дошкольников

Игры учат выделять ,называть признаки предмета, его качаство и дейтвия...

Игры и упражнения для дошкольников, рекомендуемые для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма- одна из основных проблем в современном обществе. Осанка является одной из характеристик физического развития человека: правильная осанка...

«Игры и упражнения для дошкольников в сенсорной комнате»

«Игры и упражнения для дошкольников в сенсорной комнате»...