План работы по самообразованию на тему: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Пояснительная записка

В современном обществе, где коммуникация играет ключевую роль, важно уделять внимание формированию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Этот период является решающим для развития социальных навыков, так как именно в это время формируются основы дружеских взаимоотношений.

Культура общения включает в себя не только вербальные, но и невербальные формы взаимодействия, что позволяет детям выражать свои эмоции, находить общий язык с окружающими и развивать эмпатию. Применение игровых методик и совместных заданий помогает развивать навыки сотрудничества, уважения и понимания мнений других.

Важным аспектом является привитие детям этических норм общения, таких как вежливость, терпимость и способность к извинениям. Через групповые игры и ролевые ситуации дети учатся решать конфликты и находить компромиссы, что способствует укреплению дружеских связей.

Таким образом, формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений в дошкольном возрасте – это ключ к успешной социализации ребенка в будущем, способствующий его гармоничному развитию и социальной адаптации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Начальная школа –детский сад д.Марково»

План  работы по самообразованию на тему:

 «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель:

Горелова М.Н.

д.Марково

2025-2026г

Пояснительная записка

В современном обществе, где коммуникация играет ключевую роль, важно уделять внимание формированию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Этот период является решающим для развития социальных навыков, так как именно в это время формируются основы дружеских взаимоотношений.

Культура общения включает в себя не только вербальные, но и невербальные формы взаимодействия, что позволяет детям выражать свои эмоции, находить общий язык с окружающими и развивать эмпатию. Применение игровых методик и совместных заданий помогает развивать навыки сотрудничества, уважения и понимания мнений других.

Важным аспектом является привитие детям этических норм общения, таких как вежливость, терпимость и способность к извинениям. Через групповые игры и ролевые ситуации дети учатся решать конфликты и находить компромиссы, что способствует укреплению дружеских связей.

Таким образом, формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений в дошкольном возрасте – это ключ к успешной социализации ребенка в будущем, способствующий его гармоничному развитию и социальной адаптации.

Актуальность темы

Актуальность темы формирования культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста невозможно переоценить в свете современных социальных изменений и требований. В этом возрасте закладываются основы взаимодействия, социального поведения и эмоционального интеллекта, что имеет долгосрочное значение для будущего ребенка.

Развитие дружеских отношений способствует не только социализации, но и воспитанию таких качеств, как эмпатия, толерантность и умение работать в команде. Общение в кругу сверстников формирует навыки саморазвития, что критически важно в условиях растущей информационной нагрузки и цифровизации. Педагоги и родители должны обратить внимание на создание поддерживающей среды, где дети смогут свободно выражать свои чувства, обмениваться мнениями и ценить дружбу.

Соблюдение норм культуры общения создает базу для разрешения конфликтов, что, в свою очередь, способствует укреплению связей между детьми. Такой подход помогает формировать гармоничные, доверительные отношения, которые будут способствовать успешной адаптации в школьной жизни и обществе в целом.

Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»

Цель: создание условий по формированию доброжелательного отношения между воспитанниками. Систематизирование и обобщение правил культуры общения со сверстниками.

Задачи:

  1. Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми.
  2. Сформировать у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников.
  3. Воспитывать культуру речи, умение вежливо разговаривать со сверстниками и взрослыми и правильно выражать свои мысли.
  4. Формировать нравственные общечеловеческие качества, правила общения между людьми, умение считаться с их делами, интересами, удобствами.
  5. Педагогу повысить уровень профессиональной компетентности в вопросе формирования культуры общения воспитанников.

 Работа с родителями

  • Привлечь родителей принять непосредственное участие в совместной практической деятельности с детьми, тем самым сблизить интересы детей и родителей
  • Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка

Планируемые результаты:

- дети более любознательны, научились дружно играть, договариваться, делиться

- дети способны управлять своим поведением

- дети не забывают использовать вежливые слова

- дети решают конфликты с помощью слов

- дети поправляют друг друга в процессе игры, направляя на хорошие поступки

- дети с удовольствием помогают и старшим, и сверстникам

-дети, рассматривая уже известные им книги, вслух пересказывают сюжет, используя мимику и интонацию.

Ожидаемые результаты для воспитателя:

Повысится уровень профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей культуры общения;

Мною были использованы следующие средства:

- Совместная деятельность воспитателя с детьми;

- Самостоятельная деятельность детей.

Формы работы:

- Совместная деятельность воспитателя с детьми;

- Индивидуальная работа с детьми;

- Свободная самостоятельная деятельность детей;

- Чтение рассказов, стихотворений и сказок;

- Дидактические игры;

- Сюжетно – ролевые и пальчиковые игры;

- Рассматривание картин;

- Пересказ рассказов и сказок;

- Беседа;

- Работа с родителями.

Пополнение РППС:

  1. Создание наглядного пособия «Цветок дружбы»;
  2. Создание консультации  «Воспитание  дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста»
  3. Создание наглядного пособия «Коробочка-примерения»
  4. Создание и пополнение картотеки нравственных  сказок;
  5. Создание памятки  для родителей «Секреты дружбы»
  6. Создание наглядного пособия «Правила дружбы»;
  7. Создание консультации для родителей: «Как подружить ребенка с книгой»
  8. Создание дидактической игры «Семейные ценности»; «Дружная семья»
  9. Буклет «Доброта рождается в семье»;
  10. Создание д/и «Хорошо – плохо»;
  11. Папка-передвижка «Воспитание добротой»
  12. Пополнение картотеки пальчиковых игр;
  13. Создание папки-передвижки «Дружба детей в ДОУ»;
  14. Распечатка иллюстраций по теме «Добрые дела»
  15. Создание наглядного пособия «Коробочка добрых дел»
  16. Распечатка раскрасок  по теме «Дружба – это счастливые моменты вместе»;
  17. Создание книги по теме «Правила поведения в детском саду»;
  18. Создание картотеки игр на сплочение детского коллектива в детском саду;
  19. Создание  карточек  «Мирилки»;
  20. Создание игры «Собери пословицу»;
  21. Создание альбома для рассматривания «Наша дружная группа»

Перспективный план работы по теме самообразования

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Изучение методической литературы, пополнение РППС

Сентябрь

1. Рассматривание иллюстраций по теме «Хорошо или плохо»

2. Чтение сказки Д.М.Сибиряк «Серая шейка».

3.Игры-диалоги на развитие общения между детьми.

4. Разучивание песни «Ведь сколько на свете хороших друзей» (Слова Александр Вратарев. Музыка Владимир Быстряков)

5.Просмотр м/ф «Кот Леопольд»

Создание Консультации

«Воспитание дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста»

Организация труда детей и методика руководства // Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – Москва : Просвещение, 1987

РППС: создание Консультации

«Воспитание дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста»

Создание наглядного пособия «Цветок дружбы»

Октябрь

1. Чтение сказки В.Катаева    «Цветик-семицветик»

2. Рисование  «Рисунок для друга»

3. Игры на развитие дружеских отношений.

4. Создание наглядного пособия «Правила дружбы»

5. Разучивание песни «Дружба»

(Автор музыки и слов: Любаша Лелик (Татьяна Залужная)

6.Игры на сплочения детского коллектива.

Создание памятки «Секреты дружбы»

Анкетирование «Умеет ли ваш ребенок дружить»

В. А. Дергунская, А. Г. Рындина «Игровые приёмы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста».

РППС: Создание наглядного пособия «Правила дружбы»

Создание памятки «Секреты дружбы»

Создание картотеки игр на сплочение детского коллектива в детском саду.

Ноябрь

1.Чтение сказки «Зимовье зверей»

2. Беседа по содержанию сказки Е.Мосиной   «Праздник дружбы»

3. Чтение рассказов Осеевой В. А. «Три товарища», «Обидчики»

4. Разучивание песни «Когда мои друзья со мной» (Слова: Михаил Танич. Музыка: Владимир Шаинский)

5. Д/И «Семейные ценности»

6.Отгадывание загадок об эмоциях (картотека загадок)

Акция «Подари добрую книгу детскому саду»

Консультация «Как подружить ребёнка с книгой»

Горшкова Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова// Дошкольное воспитание. - 2011. - №12. - С. 91-93.

Т. А. Маркова, В. Нечаева «Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста» - изд. «Просвещение », Москва, 1968

РППС: Пополнение картотеки нравственных сказок.

Создание Д/И «Семейные ценности»

Декабрь

1. Обсуждение стихотворения «Подружки». А. Кузнецовой

2. Разучивание пальчиковой игры «Мамины помощники» (картотека Пальчиковые игры)

3. Игровая ситуация «Какими качествами должен обладать твой друг?

4. Этическая беседа о дружбе: «Вместе тесно, а врозь скучно».

5. Чтение сказки А. Нееловой «Тысячесвет».

6. Д/И «Хорошо – плохо»

7. Разучивание песни «Огромный секрет» (Слова: Юнна Мориц.

Музыка: Сергей Никитин)

Папка-передвижка «Дружба детей в ДОУ»

Анкетирование «Как вы относитесь к друзьям детей в ДОУ»

Е. О. Севостьянинова «Страна добра: Социализация детей 5-7 лет»

РППС: Создание д/и «Хорошо – плохо»;

Пополнение картотеки пальчиковых игр.

Январь

1. Этические беседы о вежливости: «Чего не знал воробышек», «Вежливая просьба», «Фея учит вежливости»

2. Рассматривание иллюстраций по теме «Добрые дела»

3. Чтение книги «Сказки волшебника Могу сама»

4. Обсуждение сказок из книги, рассуждения на тему самостоятельности.

5. Д/И « Коробочка добрых дел»

6.Ремонт книг совместно с детьми.

7. Разучивание песни «Песенка друзей» (Слова: Сергей Михалков. Музыка: Михаил Старокадомский)

Совместная деятельность детей и родителей: Выставка рисунков: «Ты мой друг, и я твой друг»

Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.

РППС: распечатка иллюстраций по теме «Добрые дела», создание пособия «Коробочка добрых дел»

Февраль

1. Этические беседы о взаимопомощи: «Зайчик, который всем помогал», «Умей увидеть тех, кому нужна помощь

2.Чтение сказки М. Пляцковского «Урок дружбы»

3. Беседа по содержанию сказки

4. Рассказывание сказки детьми

5. Отгадывание загадок о дружбе (картотека загадок)

6. Раскрашивание раскрасок и создание книги на тему «Правила поведения в детском саду»

7. Разучивание песни «Улыбка» (Слова: Михаил Пляцковский,

музыка: Владимир Шаинский)

Картотека игр в семье на тему социально – коммуникативного воспитания детей

Лялина Н. А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками: дисс.канд.пед.наук.- Санкт-Петербург, 2010.

РППС: создание книги на тему «Правила поведения в детском саду»

Создание пособия «Коробочка примирения»

Март

1. Чтение сказки Е. Бехлерова «Капустный лист».

2. Беседа по содержанию сказки

3. Раскрашивание раскрасок по теме «Дружба - это счастливые моменты вместе», создание книги.

4. Разучивание мирилок по теме.

5. Этические беседы о доброжелательности: «Добрые дела», «Он сам наказал себя», «Хорошие товарищи».

6. Чтение рассказа 3. Ежиковой «Крот и его друзья».

7. Разучивание песни «Детская песенка про дружбу» (Слова: Михаил Пляцковский, музыка: Борис Савельев)

Фотовыставка 

«Дружные игры»

Буклет «Доброта рождается в семье»

Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 2013. -240с. Кобелева Г. Р.  Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе: автореф. дис. канд. психол. наук. Самара, 2014.

РППС: создание  карточек   –мирилки.

создание книги по теме «Дружба-это счастливые моменты вместе»

Апрель

1. Чтение рассказа С. Баруздина «За обедом».

2. Обсуждение рассказа

3. Этические беседы на тему «Правда — неправда»: «Доброе дело - правду говорить смело», «Спасибо за правду», «Правда всегда узнается»

4. Чтение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи»

5. Д/И «Дружная семья» «Семейные ценности»

Папка – передвижка «Воспитание добротой»

Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1999.

Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М.: Просвещение, 2000.

РППС: создание альбома для рассматривания «Наша дружная группа»

Создание д/и «Дружная семья», «Семейные ценности»

Май

1. Итоговое занятие – викторина «Хороший или плохой друг?»

2. Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация) – «Мои друзья»

3. Д/и «Собери пословицу»

4. Разучивание песни «Всё мы делим пополам» (Слова Михаила Пляцковского. Музыка Владимира Шаинского)

5. Пересказ прочитанных сказок

 Обсуждение вопроса «Умеет ли мой ребенок дружить» на итоговом родительском собрании.

Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. - М.: Мозайка-Синтез, 2010.

РППС: создание д/и «Собери пословицу»

создание презентации викторины «Хороший или плохой друг?»

Мероприятия с родителями в рамках реализации плана по самообразованию

  1. Наглядная агитация (памятки, буклеты, тематические папки с практическим материалом).
  2. Консультации, анкетирование, беседы, родительские собрания.
  3. Выставки.
  4. Сотрудничество в изготовлении дидактического материала, игр и пособий для реализации данного плана.

Изучение методической литературы по теме:

  1. Белинский В. Г., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. О детской литературе. - М.: Детская литература, 1983.
  2. Горшкова Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова// Дошкольное воспитание. - 2011. - №12. - С. 91-93.
  3. В. А. Дергунская, А. Г. Рындина «Игровые приёмы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста».
  4. Иванова Н. Воспитание добрых чувств // Дошкольное воспитание. 2009. - №2. – С. 54-59.
  5. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 2013. -240с.
  6. Кобелева Г. Р.  Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе: автореф. дис. . канд. психол. наук. Самара, 2014. - 24с.
  7. Лялина Н. А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками: дисс. ...канд.пед.наук.- Санкт-Петербург, 2010. - 214с.
  8. Т. А. Маркова, В. Нечаева «Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста» - изд. «Просвещение», Москва, 1968
  9. Миронова Н. Учимся у книг // Дошкольное воспитание. 2008. - №3. – С. 41-46.
  10. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1999
  11. Организация труда детей и методика руководства // Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – Москва : Просвещение, 1987.
  12. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М.: Просвещение, 2000
  13. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 80 с.
  14. Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.- М.: Мозайка-Синтез, 2010.
  15. Е. О. Севостьянинова «Страна добра: Социализация детей 5-7 лет».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию. Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу».

Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу...

Отчет по самообразованию. Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу».

Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу...

План работы по самообразованию воспитателя старшей группы по теме: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу ».

Главной задачей является формирование у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты. ...

План Профессионального самообразования на тему: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»

Речевое поведение - это сложная совокупность умений и навыков, которые нуждаются в систематическом и целенаправленном формировании, закреплении и автоматизации, чтобы потом стать привычными....

План по самообразованию на тему: "Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу"

Воспитывать доброжелательные отношения к товарищам. Систематизировать и обобщать правила культуры общения со сверстниками. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, обогащать словарь де...

план по самообразованию по теме: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»

План по самобразованию по теме :Формирование культуры общения и дружеских взаимиоотношениий для детей старшего дошкольного возраста через  художествнную литературу"...

План по самообразованию Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу» на 2022-2024 учебный год старшая группа №23

План по самообразованиюТема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»на 2022-2024 учебный годста...