Дидактическая игра "Капельки"
тренажёр
Дидактическая игра «Капельки»: развиваем мышление и музыкальный слух
Описание игры
Игровой комплект состоит из картонной тучки и набора вырезанных из плотного картона капелек (5–10 шт.). Капельки можно сделать разных размеров, цветов или с различными символами (геометрические фигуры, цифры, буквы, ноты).
Варианты игр с дошкольниками
«Разноцветные капли»
Распределить капельки по цветам, прикрепив их к тучке.
Задание: «Найди все синие капли и прикрепи их к тучке».
Для усложнения — сортировать по двум признакам (цвет + форма).
«Счётные капельки»
На капельках — цифры от 1 до 5 (или 10).
Задача: расположить капли в порядке возрастания, сосчитать их, найти «соседей» числа.
«Музыкальные капли» (особое внимание музыкальному развитию)
На каждой капельке — нота (до, ре, ми, фа, соль) или её графическое изображение.
Дети прикрепляют капли к тучке и пропевают звуки по порядку, создавая простую мелодию.
Вариант: педагог играет на пианино/металлофоне звук, а ребёнок находит соответствующую «нотную» каплю.
«Ритмические капли»
Капельки разного размера символизируют долгие и короткие звуки.
Дети выкладывают ритмический рисунок (например, большая капля — «та», маленькая — «ти‑ти») и прохлопывают его.
Можно сопровождать игрой на бубне или барабане.
«Буквенные капли»
На каплях — буквы.
Задания: найти капли с гласными/согласными, составить слоги или простые слова.
«Сезонная тучка»
Меняем капельки в зависимости от времени года:
осень — листья;
зима — снежинки;
весна — цветы;
лето — бабочки.
Обсуждаем признаки сезона, придумываем короткие рассказы.
Цели игры
развитие зрительного восприятия, внимания и памяти;
формирование элементарных математических представлений (счёт, порядок, сравнение);
знакомство с основами музыкальной грамоты (ноты, ритм, высота звука);
совершенствование мелкой моторики и координации движений;
обогащение словарного запаса и развитие связной речи.
Задачи
Познавательные:
учить классифицировать предметы по цвету, форме, размеру;
закреплять знание цифр, букв, нот;
формировать представления о сезонных изменениях.
Развивающие:
тренировать мелкую моторику через манипуляции с каплями (прикреплять, снимать, перекладывать);
развивать зрительно‑пространственное восприятие (расположение капель на тучке);
стимулировать логическое мышление (поиск закономерностей, решение простых задач).
Речевые:
активизировать словарь (цвета, формы, числа, музыкальные термины);
учить строить фразы типа «Я прикрепил красную каплю»;
развивать диалогическую речь в процессе обсуждения.
Музыкальные:
знакомить с названиями нот и их расположением на нотном стане;
развивать чувство ритма через выкладывание и воспроизведение ритмических рисунков;
тренировать звуковысотный слух (соотнесение звука инструмента с нотой на капельке);
побуждать к пению простых мелодий по визуальным опорам.
Социально‑эмоциональные:
воспитывать усидчивость и целеустремлённость (довести сборку до конца);
учить работать в паре или малой группе;
создавать положительный эмоциональный фон через игровую форму.
Возраст: 3–7 лет (с учётом усложнения заданий).
Применение: занятия по ФЭМП, развитию речи, музыкальному воспитанию, а также в свободной игровой деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми
Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного дидактического материала для интеллектуального развития дошкольников
Подборка игр для интеллектуального развития дошкольников (Воскобович, Никитин и т.д.)...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»
Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....

