Дидактическая игра "Капельки"
тренажёр

Подборнова Екатерина Сергеевна

Дидактическая игра «Капельки»: развиваем мышление и музыкальный слух

Описание игры
Игровой комплект состоит из картонной тучки и набора вырезанных из плотного картона капелек (5–10 шт.). Капельки можно сделать разных размеров, цветов или с различными символами (геометрические фигуры, цифры, буквы, ноты).

Варианты игр с дошкольниками

  1. «Разноцветные капли»

  • Распределить капельки по цветам, прикрепив их к тучке.

  • Задание: «Найди все синие капли и прикрепи их к тучке».

  • Для усложнения — сортировать по двум признакам (цвет + форма).

  1. «Счётные капельки»

  • На капельках — цифры от 1 до 5 (или 10).

  • Задача: расположить капли в порядке возрастания, сосчитать их, найти «соседей» числа.

  1. «Музыкальные капли» (особое внимание музыкальному развитию)

  • На каждой капельке — нота (до, ре, ми, фа, соль) или её графическое изображение.

  • Дети прикрепляют капли к тучке и пропевают звуки по порядку, создавая простую мелодию.

  • Вариант: педагог играет на пианино/металлофоне звук, а ребёнок находит соответствующую «нотную» каплю.

  1. «Ритмические капли»

  • Капельки разного размера символизируют долгие и короткие звуки.

  • Дети выкладывают ритмический рисунок (например, большая капля — «та», маленькая — «ти‑ти») и прохлопывают его.

  • Можно сопровождать игрой на бубне или барабане.

  1. «Буквенные капли»

  • На каплях — буквы.

  • Задания: найти капли с гласными/согласными, составить слоги или простые слова.

  1. «Сезонная тучка»

  • Меняем капельки в зависимости от времени года:

    • осень — листья;

    • зима — снежинки;

    • весна — цветы;

    • лето — бабочки.

  • Обсуждаем признаки сезона, придумываем короткие рассказы.

Цели игры

  • развитие зрительного восприятия, внимания и памяти;

  • формирование элементарных математических представлений (счёт, порядок, сравнение);

  • знакомство с основами музыкальной грамоты (ноты, ритм, высота звука);

  • совершенствование мелкой моторики и координации движений;

  • обогащение словарного запаса и развитие связной речи.

Задачи

  1. Познавательные:

    • учить классифицировать предметы по цвету, форме, размеру;

    • закреплять знание цифр, букв, нот;

    • формировать представления о сезонных изменениях.

  2. Развивающие:

    • тренировать мелкую моторику через манипуляции с каплями (прикреплять, снимать, перекладывать);

    • развивать зрительно‑пространственное восприятие (расположение капель на тучке);

    • стимулировать логическое мышление (поиск закономерностей, решение простых задач).

  3. Речевые:

    • активизировать словарь (цвета, формы, числа, музыкальные термины);

    • учить строить фразы типа «Я прикрепил красную каплю»;

    • развивать диалогическую речь в процессе обсуждения.

  4. Музыкальные:

    • знакомить с названиями нот и их расположением на нотном стане;

    • развивать чувство ритма через выкладывание и воспроизведение ритмических рисунков;

    • тренировать звуковысотный слух (соотнесение звука инструмента с нотой на капельке);

    • побуждать к пению простых мелодий по визуальным опорам.

  5. Социально‑эмоциональные:

    • воспитывать усидчивость и целеустремлённость (довести сборку до конца);

    • учить работать в паре или малой группе;

    • создавать положительный эмоциональный фон через игровую форму.

Возраст: 3–7 лет (с учётом усложнения заданий).
Применение: занятия по ФЭМП, развитию речи, музыкальному воспитанию, а также в свободной игровой деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....