Проект в старшей логопедической группе «Прикоснись душой и сердцем к малой Родине своей»
проект (старшая группа)

Трайдакало Татьяна Геннадьевна

Проект направлен на то, чтобы помочь детям в интересной и увлекательной форме сформировать представления о родном городе, крае: его истории, географическом расположении, природе,  а так же  на развитие личности ребенка посредством приобщения к традициям, культуре, истории, экономике и природе родного края (региональному культурному наследию)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_prikosnis_dushoy_i_serdtsem_k_maloy_rodine_svoey.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

                       «Прикоснись душой и сердцем к малой Родине своей»

Добрый день, уважаемые коллеги, хочу представить вам проект в старшей логопедической группе на тему: «Прикоснись душой и сердцем к малой Родине своей»

Проект направлен на то, чтобы помочь детям в интересной и увлекательной форме сформировать представления о родном городе, крае: его истории, географическом расположении, природе,  а так же  на развитие личности ребенка посредством приобщения к традициям, культуре, истории, экономике и природе родного края (региональному культурному наследию)

ФГОС и ФОП ДО направлено на обеспечение качественного и доступного дошкольного образования для каждого ребенка, в основе которых лежат духовно-нравственные ценности российского народа, исторические и национально-культурные традиции, а также ориентирует педагогов на новое содержание образовательной работы, на создание таких условий, при которых ребенок сохранит свою индивидуальность, будет формировать и развивать свои познавательные, исследовательские, интеллектуальные и творческие способности.

 Практика показывает, что при традиционных формах подачи информации дети проявляют интеллектуальную пассивность, у них не появляется интерес к сообщаемым сведениям, не возникает желание и стремление узнать что-то новое.

Проведенный среди детей и родителей воспитанников нашей группы мониторинг показывает: к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края.  У 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края.  80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости. 40 % родителей затрудняются в знании истории города, края. 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Поэтому мной был выбран метод проекта, который позволит детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным, поможет увидеть и познать мир доступными для ребенка средствами, а также поможет создать ситуацию успеха для каждого ребенка, быть субъектом познавательной деятельности.

На основном этапе, в рамках проектной деятельности каждый день дети вовлекались в специально созданную развивающую образовательную ситуацию на игровой основе. Работа осуществлялась не только по основным направлениям ОД, но и в режимных моментах, организованной самостоятельной и совместной деятельности. Планирование носит тематический характер, тема недели включает содержание       одного из блоков. К каждому блоку были разработаны развивающие образовательные ситуации на игровой основе, которые послужили мотивацией, для деятельности детей по проекту.

Знакомство с Краевичком, Сашей и Таней, путешествие с ними по карте мира, России, Омской области и Исилькуля.

Краевичок, Таня и Саша, – это дети, которые родились и живут в Омской области, они любят свой родной край, много знают о нем и еще очень много хотят узнать, поэтому они путешествуют по Омской области. Они приехали к нам в детский сад и пригласили всех ребят с собой в путешествие по родному краю, где их ждут интересные приключения, игры и задания.

Познакомившись, дети отправились в путешествие по карте мира, России и Омской области, дети сделали вывод, что наша планета очень большая, узнали, что обозначают цвета на карте, какого цвета больше и почему. Рассмотрели, как расположены в нашей стране моря, реки, острова и степи. Узнали, что означают точки на карте, где находиться город Омск, Исилькуль, отмечали его кружочком, обвели контур России и Омска, Исилькуля на карте.

Виртуальная экскурсия в историю возникновения г.Омска.

 Краевичок принес с собой стилизованную карту с фигурками людей, животных, предметами быта той эпохи. Рассказал историю возникновения города Омска, сопровождая рассказ презентацией и совместным с детьми моделированием событий на стилизованной карте. Двигая по карте фигурки, ребята с удовольствием обыграли эти события. 

Таня с Сашей рассказали историю, услышанную ими от дедушки об Омской крепости, которая стоит на слиянии двух рек Оми и Иртыша, как со всех сторон она была укреплена. Что попасть в нее можно было только через охраняемые ворота: Тарские, Тобольские, Иртышские и Омские. Вместе создали схему постройки Омской крепости, а потом по этому рисунку из конструктора построили саму крепость. Поиграли с Краевичком в д/и «Найди флаг Омска и Омской области», в д/и «Найди отличия» рассматривали и сравнивали гербы Омска и Омской области. Решали ребус, чтобы отгадать название двух самых крупных рек Омской области.

 «В поисках сокровищ» (Природные зоны и полезные ископаемые Омской области).

Краевичок напомнил детям, что на карте, глобусе много разных цветов. Вместе с ним они вспомнили, что они обозначают. Краевичок попросил помочь ему разобраться и найти природные зоны Омской области на карте, раскрасить их, а чтобы правильно выполнить задание надо рассмотреть цветную схему с цифрами, согласно этим цифрам раскрасить карту. Дети выдвигали свои предположения о том, каким цветом на карте должны быть отмечены зона леса? Степи? Лесостепи. Поиграли в д/и «С какого дерева ветка?», «Какие ягоды растут в лесу, а какие на болоте?»

Играя в игру «В поисках сокровищ» Краевичок рассказал ребятам о том, что наша область является одним из богатейших районов Западной Сибири по запасам полезных ископаемых: нефти, газа, минеральных солей, глины, песка, гипса. Из этих минералов изготавливают разные предметы, например, минеральная вода, которая используется в лечебных целях. Поиграв в д/и лабиринт «Подбери пару» дети узнали, для чего нужны людям полезные ископаемые, которые добывают в Омской области.

Животные и птицы Омской области. Виртуальное путешествие в Большереченский зоопарк. Проблемная ситуация: в группу прилетает мудрая сова и рассказывает детям о том, что произошло: «С нашим Волшебным лесом случилась беда. Баба Яга заколдовала всех жителей леса. Птицы перестали петь свои песни, звери впали в спячку, а сам лес она превратила в картину, разделила на части, а части спрятала у вас в детском саду. Если вы найдете все элементы и правильно их соедините, то лес будет расколдован. Пожалуйста, помогите нам». Прежде чем отправиться в лес, ребята обсудили правила безопасного поведения в лесу, бережного отношения к лесу и его обитателям. Ответили на проблемные вопросы: зачем нужен лес? Какие деревья встречаются в нашем регионе? Кто живет на деревьях? Как нужно правильно одеваться на прогулку по лесу? Какое значение имеют птицы в природе и жизни человека? Какие отличительные особенности внешнего вида есть у птиц? Почему у них разные клювы, хвосты? Какие из них живут в лесу, а какие в городе? Где и из чего можно устроить для птиц «столовую»? Отгадывали загадки о птицах. Конструировали из геометрических фигур птиц Красной книги Омского Прииртышья. Обсуждали какие животные обитают в дикой природе, а каких можно встретить в зоопарке Омской области? Почему зоопарки называют «живыми» музеями? Отправились в виртуальную экскурсию в Большереченский зоопарк. Разгадывали кроссворд и узнавали какое животное занесено в Красную книгу Омской области, как вымирающий вид.

«Птицы родного края», «Лесной доктор», «Птичье лото», «Чей клюв, хвост, лапы?»  «Составь птицу, животное», «Птицы, звери, рыбы», «Животные нашего края», «Кто, где живет», «Пищевые цепочки».

 «Водные ресурсы омской области», «Кто такие рыбы?», «Выдра-рыба или зверь?», «Омские реки и их обитатели».

Достопримечательности г. Омска.

Таня с Сашей завели спор о том, куда им лучше сходить погулять? Какие скульптурные композиции, памятники, музеи, театры, есть в Омске? Краевичок всех пригласил на виртуальную прогулку по достопримечательностям Омска. Рассматривали иллюстрации и фотографии, составляли рассказы о том, что детям нравиться в Омске, где они побывали, что видели. Составляли и разгадывали кроссворды о достопримечательностях Омска.  Играя в д/и: «Соедини в пары» ребята выбирали современные здания с их «прородителями». Играя в д/и: «Корреспондент», брали интервью на тему: почему важно бережно относиться к тому месту, где мы живем? Какое участие детей может быть в бережном отношении к родному краю?

Промыслы народов Сибири.

Саша и Таня интересуются промыслами народов Сибири, поэтому для детей принесли зашифрованные картинки, в которых преобразовывая слова, дети могут узнать какими ремеслами и промыслами занимались наши дедушки и бабушки. Краевичок рассказал детям о том, что в Омской области существует комбинат по производству вялиной обуви, который занимается изготовлением детских и взрослых валенок. Дети отвечали на проблемные вопросы: из какой шерсти катают валенки? Как по другому называются валенки? Какие валенки самые теплые? Почему в валенках тепло? Дедушка с бабушкой Тани и Саши привезли в подарок валенки, но они оказались без орнамента. Играя в д/и: «Укрась валенки» дети решили нарисовать орнамент на валенках Саши и Тани. В д/и: «Укрась лоскутное одеяло» ребята придумывали свой узор и украшали им одеяло для бабушки. Помогали дедушке чинить оконный резной наличник - собирали его из частей. Рисовали сибирских матрешек, украшали узором варежки. Лепили свистульки. Искали  отличия и сходство в плетении корзин.

КВЕСТ: «Профессии нашей области». 

Цель: способствовать обогащению и систематизации представлений детей о людях разных профессий, работающих в Омской области.

Краевичок рассказал, что наш край процветает потому, что живут в нем трудолюбивые люди, которые имеют разные профессии. В городе работают водители троллейбусов, трамваев, в селе - комбайнеры, трактористы..  Но есть профессии, которые нужны и в городе, и в селе, например, учитель, врач. В д/и: «Угадай, где и кем я работаю?» по фото отгадывали профессии и чем занимаются люди данной профессии. Совместно с родителями составляли рассказы о том, где они работают и о значимости этой работы для общества.

 «Сердцу мил и дорог, наш любимый город»

 Путешествуя со своими новыми друзьми, ребята сделали вывод, что города и села отличаются один от другого объектами природного мира, достопримечательностями, объектами культуры, быта. Краевичок так много рассказал ребятам о нашем крае, но вот об Исилькуле, к своему сожалению, он знает очень мало. Ребята сразу решили пригласить его на экскурсию по своему городу, а в качестве экскурсоводов будут выступать сами дети. Ребята по своему желанию разделились на группы и стали готовиться к экскурсии. У каждой группы было свое задание, которое они готовили при помощи родителей. Первая группа рассказала Краевичку об истории основания города Исилькуля, вторая показала и рассказала о гербе, флаге, гимне нашего города и их значении. Третья группа детей провела виртуальную экскурсию по достопримечательностям нашего города, четвертая группа рассказала о своих любимых местах.

Данная проектная деятельность показала, что поставленные цели и задачи были достигнуты. Применяемая игровая деятельность и создание проблемных ситуаций на игровой основе, развивали не только любознательность, но и познавательный интерес, творчество, самостоятельность в организации игр, а также, способствовали формированию навыков по нахождению способов выхода из проблемных и конфликтных ситуаций. У дошкольников появился новый игровой опыт, как в самостоятельной, так и совместной деятельности, развивалась речь, воображение, память. Развивалась мелкая моторика и двигательная деятельность. У дошкольников были сформированы первоначальные представления о разных сторонах окружающей действительности родного города, края: его истории, символике, достопримечательностях, географическом расположении, природе, о социокультурных ценностях,  было сформировано уважительное отношение и чувство принадлежности, гордости и любви к малой родине, желание сохранить его чистым и красивым.

На этом работа не окончена, в продолжении этого проекта был разработан и проведен проект «Мы большой планеты маленькая часть».

Конечно с радостью делимся своим опытом с другими педагогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театральная гостиная» проект в старшей логопедической группе «Сказка»

Тип проекта:По деятельности - исследовательский, творческий, игровой.По содержанию – художественно-эстетический, педагогический.По числу участников: педагоги, дети и родители старшей группы «Сказка».П...

Краткосрочный проект в старшей логопедической группе на тему: «Овёс»

Цель: организовать коллективный труд детей старшего дошкольного возраста в природе, совместными усилиями педагога и старших дошкольников сделать посадку овса в разной питательной среде....

Проект в старшей логопедической группе на тему "Зимушка - зима"

Проект в старшей логопедической группе  на тему "Зимушка - зима"...

Долгосрочный проект для старшей логопедической группы «Осенний калейдоскоп» проект по окружающему миру (старшая группа)

Дети старшего дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации....

Историко-патриотический проект в старшей логопедической группе «Родной свой край люби и знай»

Дошкольное детство- важнейший период становления личности, в который формируются первые представления об окружающем мире, обществе и культуре, закладываются нравственные основы гражданских качеств. Нр...

Проект в старшей логопедической группе на тему: «С малой Родины моей начинается Россия» или как его назвали дети «Приключения Чебурашки в Исилькуле».

Проект направлен на то, чтобы помочь детям в интересной и увлекательной форме закрепить и расширить первоначальные представления о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, сформ...