Самообразование
материал (младшая группа)

Нагорьская Людмила Евгньевна

Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovaniya_24godnagorskaya.docx74.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты – Мансийского автономного округа

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ – ЯХ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Прогимназия «Созвездие»

 

Самообразование

Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми

младшего дошкольного возраста

        Подготовила:

        Нагорьская Л.Е

                                                     Пыть –ях, 2024 г

Актуальность

Формирование личности, поддержание на необходимом уровне физического и психического здоровья ребенка начинается с его рождения и продолжается в дошкольном возрасте. 

Воспитание у дошкольников осознанного стремления к здоровому образу

жизни способствует сохранению здоровья, данного ему природой.

 В последнее время наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья

населения. Здоровье ребенка зачастую находится в опасности в связи с образом

жизни, который ведется в семье, под влиянием неблагоприятных экологических

факторов, из-за недостаточной двигательной активности, из-за отсутствия

понимания важности сохранения здоровья и мотивации к здоровому образу жизни.

Поэтому я считаю необходимым развивать у дошкольников элементарные

представления о здоровом образе жизни. Формировать поведение, адаптированное к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и

укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего

развития потенциальных возможностей личности на основе взаимосвязи состояния

здоровья и образа жизни.

 Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников

Двигательная активность ребенка, это естественная потребность в движении,

удовлетворение которой является важнейшим условием формирования основных

структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем. Это способствует всестороннему развитию и воспитанию детей. 

Применение на практике здоровьесберегающих технологий повышает

результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов

и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление

здоровья детей, поэтому я считаю тему самообразования «Использование

здоровьесберегающих технологий с детьми младшего возраста».

Цель: способствовать формированию привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков у дошкольников.

Задачи:

 повысить свой уровень самообразования через изучение методической

литературы и интернет-ресурсов по данной теме;

 подобрать и применять в своей работе здоровьесберегающие технологии,

подходящие для детей данной возрастной группы;

 создать предметно-развивающую среду в группе, благотворно влияющую на

психическое и физическое здоровье детей;

совершенствовать умения у детей правильно выполнять процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, горшком, знать свои вещи (шкафчик, полотенце, кровать), уметь одеваться в правильной последовательности, приучать к ежедневным процедурам закаливания, зарядке, подвижным играм на улице.

Предполагаемый результат: дети  самостоятельно и с удовольствием выполняют культурно-гигиенические навыки, играют в подвижные игры, следят за внешним видом.

Перспективный план работы с детьми и родителями по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

месяц

тема

сентябрь

Изучение методической литературы

октябрь

Игровая ситуация «Куклы у нас в гостях»

Д/и «Подберем куклам одежду»

Д/и “Уложим куклу спать»

Д/и «Бусы для куклы»

 

ноябрь

Беседа «Водичка-водичка умой моё личико!»

Разучивание потешки: «Водичка-водичка»

Игра «Как кто умывается»

Изготовление алгоритма умывания, изготовление игрового персонажа в умывальную комнату.

декабрь

Чтение стихотворения 

С. Капутикян

«Маша обедает»

Игровая ситуация «Мы готовимся к обеду»

Д/и «Накрываем на стол»

Беседа «Правила поведения за столом»

Изготовление алгоритма сервировки стола, изготовление правил культурного поведения за столом

январь

Игровая ситуация «Принимайся за обед»

С/р игра «Мы встречаем гостей»

Хороводная игра «Каравай»

Конспект с/р игры «Мы встречаем гостей»

февраль

Беседа «Помоги одеться другу»

Игровая ситуация «Что забыла надеть Маша?»

Игры шнуровки «Завяжи ботинок», 

«Застегни пуговицы»

Изготовление алгоритма одевания

«Одеваемся по сезону»

март

Чтение сказки А.Барто «Девочка чумазая»

Беседа «Личная гигиена дома и в детском саду»

Конспект беседы с детьми «Личная гигиена дома и в детском саду»

Выставка работ совместного творчества «Какие мы чистюли»

апрель

Беседа  «Чистота и здоровье»

Игра «Кто правильно держит ложку»

 

май

Создание фотоколлажа 

«Мы культурные ребятки»

Фотоколлаж «Мы культурные ребятки»

Работа с родителями

В течение года

Консультации: «Как приучить ребенка мыть руки», «Как научить ребенка правильно одеваться», «Формируем культурно-гигиенические навыки вместе»

Памятка «Как нельзя объяснять ребенку необходимость гигиенических процедур»

 

  1. Организационный момент.

 

                               «Найди и покажи носик».

   «Подходи ко мне, дружок,         Дети удобно рассаживаются и

     И садись скорей в кружок.       показывают свои носики.

     Носик ты быстрей найди,

     Мне свой носик покажи».

 

  1. Игровые упражнения с носиком.

 

                   «Помоги носику собраться на прогулку».

 

    «Надо носик очищать,                  Дети берут носовые платки или

      На прогулку собирать».             салфетки и тщательно очищают

                                                            свои носики.

 

                                       «Носик гуляет»

 

«Ротик ты свой закрывай,                 Дети крепко закрывают рты,

  Только носиком гуляй».                 чтобы они не мешали носику                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                             гулять и хорошо дышать.

 

                                    «Носик балуется»

«Вот так носик - баловник,               На вдохе ребёнок оказывает

  Он шалить у нас привык».              сопротивление воздуху,

                                                             надавливая большим и указательным

                                                             пальцами одной руки на крылья носа.                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                            

                                        «Носик нюхает»                                     

     «Тише, тише, не спши,                 Дети выполняют 10 вдохов                                                     

 

                                       «Погреем носик»

    «Надо носик нам погреть,            Дети располагают указательные

      Его немного потереть».              пальцы на переносице и выполняют                                                                                     

                                                            ими движения по крыльям носа

                                                            вверх – вниз.

 

  1. Заключительный  этап.

 

                 «Носик возвращается домой» 

 «Нагулялся носик мой,                   Дети убирают платочки

   Возвращается домой».                  и салфетки.   

 

 Игровой массаж «Поиграем с ушками».

 

        Этот вид закаливания основан на стимуляции    биологически активных точек, расположенных на ушной  раковине и рефлекторно связанных почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. 

1.        Организационный момент. 

 

                           «Найди и покажи ушки»

  «Подходи ко мне , дружок,                 Дети свободно рассаживаются

    И садись скорей в кружок.                или  встают вокруг.

    Ушки ты быстрей найди

    И мне ушки покажи».

 

2.        Основная часть: игровые  упражнения с ушками.

  

                             «Похлопаем ушками»

   «Ловко с ними мы играем,               Дети заводят ладони за уши

     Вот как хлопаем ушами».               и загибают их вперёд, прижимая

                                                               к голове, затем резко отпускают

 

                                 «Потянем ушки»

   «А сейчас их тянем вниз.                  Дети захватывают кончиками

     Ушко, ты не от вались».                 большого и указательного

                                                               пальцев мочки ушей и с силой

                                                               тянут вниз, затем отпускают.

                               «Покрутим козелком»

«А потом, а потом                                Ребёнок вводит большой палец

  Покрутили козелком».                       в наружное слуховое отверстие

                                                               и указательным пальцем  прижимает

                                                                козелок – выступ ушной

                                                                раковины спереди. Захватив

                                                               таким образом  козелок, он сдавливает и                        поворачивает его во все  стороны 20 -30секунд.

                                  «Погреем ушки»

«Ушко, кажется, замёрзло,                 Дети прикладывают к ушкам

  Отогреть его так можно» .                ладони и тщательно трут ими

                                                               всю раковину.

3.        Заключительный этап.

 

                              «Послушаем тишину»

«Раз – два, раз – два,                         Дети расслабляются и  слушают

 Вот и кончилась  игра.                     тишину.

 А раз кончилась игра,

 Наступила тишина».

 

Игровой массаж «Поиграем с ручками»

 

   Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам, что способствует  психоэмоциональной устойчивости  и  физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

 

 

1.                  Подготовительный этап.

 

                      «Поиграем с ручками»

«Эй, ребята, все ко мне.

  Кто стоит там в стороне?                   Дети свободно встают или

  Будем с ручками играть,                    рассаживаются.

  Своё здоровье улучшать».

                                               

 

2.                  Основной этап: игровые упражнения с ручками.

 

                       «Поздороваемся с пальчиками»

«Каждый пальчик разотру,                   Большим  и указательным

  Каждый пальчик покручу.                  пальцами одной руки       

  Поздороваюсь со всеми,                      дети растирают каждый

  Никого не обойду».                              пальчик другой руки.            

 

                               «Разогреем ручки»   

«Ручки надо разогреть,                         Дети с силой трут

  Друг о друга потереть».                      ладошки друг о друга.

 

                                          «Замочек»  

«Чтоб тепло сохранить,                        Дети закрывают перепле-

  Замочек надо нам закрыть».              тённые руки в замочек   и

                                                                подносят к груди. Пауза.

 

                                       «Зайчики»

«Вытянем мы пальчики,                       Дети вытягивают пальцы

  Пусть бегут, как зайчики».                 вверх и шевелят ими.

 

3.                  Заключительный этап.

 

                    «Ручки отдыхают»    

«Раз – два, раз –два,

  Вот и кончилась игра.                      Дети встряхивают руки,

  Вот и кончилась игра,                       расслабляют  их.

 

Примечание: Массаж рекомендуется проводить 2 раза в день. Каждое упражнение следует выполнять по 5-6 раз с детьми 3-5 лет и по 7-8 раз с детьми 6-7 лет.

Так же может быть:

- Массаж лица;

- Массаж шеи;

- Массаж живота;

- Массаж грудной области;

- Массаж ушной раковины;

- Массаж головы;

- Массаж шейных позвонков;

- Массаж ног.

Гимнастика - это универсальное средство физического развития человека

Общеукрепляющая гимнастика – это организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, развивается двигательная активность, ребенок получает положительные эмоции от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание, дисциплинируется поведение.

Бодрящая гимнастика или гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для поднятия настроения.

Пальчиковая гимнастика. Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов. Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции.

Использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомления у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.

Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания. Цель – формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох и длительный выдох). При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объём и вентиляция легких, газообмен, и кровь быстрее и легче обогащается кислородом, что способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания. Дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей и улучшает дренажную функцию бронхов, укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает самочувствие ребёнка.

Гимнастика глаз. Бытует мнение, что глаза- зеркало души. Чистые блестящие глаза детей - признак хорошего здоровья, а здоровье необходимо беречь, а глаза тем более, потому что до 80% информации из окружающего мира, мы получаем через органы зрения. Глядя в глубину глаз новорожденного, специалист уже может предположить грозит ему близорукость, дальнозоркость или нет.

Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного яблока, снятия глазного напряжения и для профилактики близорукости.

Корригирующая гимнастика (ходьба по корригирующей дорожке).

Цель такой гимнастики - укрепление свода и связок стоп, что является хорошим средством для профилактики и исправления плоскостопия.

Игры которые лечат

- Живопись с помощью пальцев. Такой вид рисования благотворно влияет на психику ребенка так как успокаивает и расслабляет.

- Работа с глиной. Работа с глиной оставляет приятное ощущение, помогает расслабится. Глина обладает свойствами способствующими заживлению ран. Занятие с глиной позволяет снять стресс, помогает выражению чувств.

- Игры на развития мелкой моторики. Эти игры имеют положительное значение для развития психики ребенка и установления психического комфорта.

- при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное со-стояние.

- развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирует произвольное внимание и память.

Подвижные игры. Подвижные игры способствуют развитию двигательной активности детей, направлены на социализацию, формирование нравственности и познавательного развития.

Во время обеда дети постоянно получают чеснок. Благодаря входящим в чеснок биологическим активным веществам, убивающим и подавляющим рост и развитие бактерий, а так же чеснок являются прекрасным средством профилактики ОРЗ и гриппа.

Таким образом комплекс мероприятий современных здоровьесберегающих технологий, который проводится  у нас в детском саду, позволяет создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образа жизни и улучшить качество здоровья каждого ребёнка.

 

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

  • Валеологические песенки-распевки;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Оздоровительные и фонопедические упражнения;
  • Игровой массаж;
  • Пальчиковые игры;
  • Речевые игры;
  • Музыкотерапия.

Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты (в том числе программы "Здравствуй!" М.Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению. Например:

Доброе утро!

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу) Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны) Будет веселее. (хлопают в ладоши) Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту) Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики") Как в саду цветочки! Разотрем ладошки (движения по тексту) Сильнее, сильнее! А теперь похлопаем Смелее, смелее! Ушки мы теперь потрем (потирают ушки) И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны) Улыбнемся снова, Будьте все здоровы!

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Например:

"Машина"

(обучение постепенному выдоху воздуха)

И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р" . Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

"Цветок".

(упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

"Собачка"

(закаливание зева)

И.П . - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева.(как это делает собачка)

Артикуляционная гимнастика.

Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Например:

"Жаба Квака"

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны) Сладко-сладко позевала. (дети зевают)Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)Да водички поглатала. На кувшинку села, Песенку запела: "Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)Квэ-э-э-! Ква-а-а-а! Жизнь у Кваки хороша!

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например:

"Динозаврик"

Четыре динозаврика, ура, ура, ура! Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра! Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить! И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!"

Игровой массаж.

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Например:

1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"

2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"

3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"

4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"

5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"

6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"

7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"

Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.

Пальчиковые игры.

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Например:

"Кошка"

Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко") По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке) С такими усами! (показывают "длинные усы") С такими глазами! (показывают "большие глаза") Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши) Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)

Речевые игры.

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Например:

"Дождь"

Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)А скорее догоняй! (убегают от "дождика")

Музыкотерапия.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классика:

  1. И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".
  2. И.С.Бах. "Шутка".
  3. И.Брамс. "Вальс".
  4. А.Вивальди "Времена года"
  5. Й.Гайдн. "Серенада"
  6. Д.Кабалевский "Клоуны"
  7. Д.Кабалевский "Петя и волк"
  8. В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"
  9. В.А.Моцарт "Турецкое рондо"
  10. И.Штраус "Полька "Трик-трак"

 

Детские песни:

  1. "Антошка" В.Шаинский
  2. "Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин
  3. "Будьте добры" А.Санин
  4. "Веселые путешественники" М.Старокадомский
  5. "Все мы делим пополам" В.Шаинский
  6. "Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин
  7. "Песенка о волшебниках" Г.Гладков

Музыка для пробуждения после дневного сна

  1. Л.Боккерини "Менуэт"
  2. Э.Григ "Утро"
  3. А.Дворжак "Славянский танец"
  4. Лютневая музыка XVII века
  5. Ф.Лист "Утешения"
  6. Ф.Мендельсон "Песня без слов"
  7. В.Моцарт "Сонаты"
  8. М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"

Музыка для релаксации

  1. Т.Альбиони "Адажио"
  2. И.С.Бах "Ария из сюиты №3"
  3. Л.Бетховен "Лунная соната"
  4. К.Глюк "Мелодия"
  5. Э.Григ "Песня Сольвейг"
  6. К.Дебюсси "Лунный свет"

Колыбельные

  1. Русские народные колыбельные в традиционном исполнении, составление и обработка В. и С. Железновы:
  • Баюшки – баю.
  • Спи, дитятко.
  • Приди, котик.
  • Котики серые.
  • Спи – ка, крошечка моя.
  • Ай, люленьки.
  • Бай, качи.
  • Ай, баю, баю, баю.
  • Бай, да побай.
  • По червону калину.
  • Я качаю дитю.
  • Спика – ка, Саша.
  • Приди, котик.
  • Спи – ка, крошечка моя.
  • Ай, люленьки.

 

  1. Н.Римский-Корсаков "Море"
  2. Г.Свиридов "Романс"
  3. К.Сен-Санс "Лебедь"

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.

Модель жизни ребёнка в группе составлена с учётом смены статических занятий и двигательной деятельности, разнообразной деятельности детей во время прогулок, достаточного времени для сна, занятий и игр (в соответствии с требованиями ФГОС к общему объему обязательной части основной общеобразовательной программы  дошкольного образования и требованиям СанПиН).

В увлекательной, наглядно-практической форме старались обогащать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни. Используя игры - драматизации, сюжетные игры, беседы по формированию привычки к здоровому образу жизни.

Надеюсь, что, полученные в детском саду, знания, умения и навыки, станут фундаментом здорового образа жизни, и как следствие, залогом успешного развития всех сфер личности, ее свойств и качеств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате изучения литературы по проблеме исследования были определены сущность процесса здоровьесбережения, виды здоровьесберегающих технологий.

Под здоровьесбережением мы понимаем процесс, включающий в себя совокупность специально организованных физкультурно-оздоровительных, образовательных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и других мероприятий для полноценно здоровой жизни на каждом этапе его возрастного развития.  Организация здоровьесбережения в ДОУ наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья. Именно в дошкольном возрасте здоровьесбережению должно уделяться как можно больше внимания. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать  на ребёнка и  членов его семьи.

Список литературы:

  1. Арсеневская. О. Н., Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду., Издательство «Учитель» 2009 год
  2. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства// Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С. 114-117.
  3. Воротилкина И. М Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. -М. : Энас, 2006-144с.
  4. Горбатенко О. Ф., Т. А. Кадраильская, Г. П. Попова, Физкультурно-оздоровительная работа, Издательство «Учитель» 2007год.
  5. Карепова Т. Г., Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель» 2009год
  6. Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 -12 с.
  7. Николаева Е. И. и др. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. – М. СПб: Детство-Пресс, 2015.
  8. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2 010.
  9. Савельева Н. Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. – Ростов-на-Дону. 2005.
  10. Солдатченко С. С., Кащенко Г. Ф. и др. Ароматерапия. Профилактика и лечение заболеваний эфирными маслами. "Таврида", Симферополь, 1999
  11. Симкина, П. Л. Азбука здоровья : Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П. Л. Симкина, Л. В. Титаровский. – М. : Амрита-Русь, 2006
  12. Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С. 61-65.
  13. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -N2.-С. 171-187.
  14. «Уроки Мойдодыра»/ Г. Зайцев. –СПБ. : Акцидент,1997г
  15. «Игры, которые лечат» А. С. Галанов, Т. Ц. «Сфера» М. 2004г
  16. http://www.maam.ru/ 
  17. https://nsportal.ru/ 
  18. https://infourok.ru/ 

Приложение 1

Консультация для родителей

«Здоровый образ жизни в детском саду и дома»

Сохранение здоровья и укрепление иммунитета ребенка в дошкольном возрасте являются важным условием формирования здоровой личности. До 7 лет человек проходит большой этап своего развития, который больше не повторится за всю его жизнь никогда. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от которого, по сути, зависит дальнейшая жизнь маленького человека. Поэтому ведение ЗОЖ в детском саду играет важнейшую роль в развитии ребенка.

Формирование любви к здоровому образу жизни, к полезным привычкам, сохранение и укрепление здоровья — одни из основных задач учреждения, где ребенок проводит максимальное количество времени, — детского сада. Оздоровление в детском саду предусматривает целый ряд мероприятий: утренняя гимнастика, прогулки и экскурсии, продуманное питание, разнообразные дидактические игры, способствующие познаванию основ ЗОЖ и его составляющих, а также множество повседневных занятий, приучающих ребенка заботиться о своем здоровье.  Но формирование здорового образа жизни должно проводиться не только силами педагогов, воспитателей, психологов. Это большая цепочка, в которую обязательно должны быть включены родители. Что же они могут сделать для этого? Обеспечить необходимые условия здорового образа жизни.

  • Пребывание на свежем воздухе. Прогулка является одним из существенных компонентов режима. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После  активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.
  • Разнообразие питания. В рационе ребенка должны присутствовать овощи, фрукты, каши, молочные продукты.  При этом любое принуждение недопустимо. Необходимо включать в рацион продукты, богатые витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Немаловажное значение имеет режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.
  • Соблюдение личной гигиены. Ребенку необходимо усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро. Лучше всего подать личный пример (уход за зубами дважды в день, мытье рук, подмывание, купание, смена белья).
  • Регулярное закаливание. Необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.
  • Соблюдение режима дня. Рациональный режим помогает работать всем органам также согласно режиму. Правильно организованный режим дня оптимально сочетает период бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.
  • Спокойствие и любовь. Здесь можно выделить 2 аспекта: спокойствие должно царить в семье и сохраняться в детском саду.  Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье. Он должен знать, что дома его ждут и любят, тогда он сможет справиться с любой задачей. Что касается дошкольного учреждения, то поддержание мира и покоя обеспечивает в первую очередь воспитатель. Кроме того существует психолог, который помогает разрешить сложные ситуации.
  • Формирование интереса к оздоровлению. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Необходимы развивающие игры, интересные рассказы о хорошем и плохом с подведением итогов.

Родителям следует помнить о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка.

 

Приложение 2

Памятка для родителей

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ ДО ТРЁХ ЛЕТ

  • На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.
  • Продолжает развиваться понимание речи. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых.
  • Количество понимаемых слов значительно возрастает. Начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
  • Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов К концу 3г. ж. речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
  • Формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Главное в игре – действия с игровыми предметами, приближенными к реальности, в середине 3 г.ж. появляются действия с предметами – заместителями.
  • Ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой – либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от неё линий.
  • Совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: выбрать 2-3 предмета по цвету, форме, величине; различать мелодии, петь.
  • Совершенствуется фонематический слух. Дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
  • Основная форма мышления – наглядно – действенная. Ребенок реально действует с предметами.
  • Для детей характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако начинает складываться и произвольность поведения. У детей появляется чувство гордости и стыда. Ребенок осознает себя как отдельного человека, формируется образ Я.

Приложение 3

Памятка для родителей

«10 правил воспитания ребёнка»

  1. Люби своего ребенка! Принимай его таким, каков он есть, не оскорбляй, не унижай его, не подрывай его уверенности в себе, дай ему повод любить тебя.
  2. Охраняй своего ребенка! Защищай его от физических и душевных опасностей, жертвуя собственными интересами и рискуя собственной жизнью.
  3. Будь добрым примером для своего ребёнка! Ребенок должен жить в такой семье, где бытуют честность, скромность, гармония, где семья дружна, где уважают и любят стариков.
  4. Играй со своим ребенком! Уделяй ему время. Играй так, как ему нравится, игры его принимай всерьез.
  5. Трудись со своим ребёнком!. Помогайте ему, когда он пытается принять участие в работе. Приучайте участвовать во всех работах по хозяйству.
  6. Позволь ребёнку приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно! Дайте ему возможность накопить собственный опыт. Чрезмерно оберегаемый ребёнок нередко становится социальным инвалидом.
  7. Покажи ребёнку возможности и пределы человеческой свободы! Нужно показать, что любой человек должен признавать и соблюдать известные пределы в своих поступках в семье…, в коллективе…и в обществе.
  8. Приучай ребенка быть послушным! Родители обязаны следить за поведением ребенка и направлять его таким образом, чтобы его поступки не причиняли ущерба ни ему самому, ни другим.
  9. Жди от ребёнка таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии со ступенью созревания и собственным опытом!
  10. Предоставляй ребёнку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний!

Приложение 4

Памятка для родителей.

Подвижные игры дома.

Подвижные игры в значительно большей степени, чем все другие формы физической культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Игра всегда связана с личной инициативой, творчеством, фантазией, вызывает эмоциональный подъем, отвечает всем законам развивающегося организма дошкольника, а потому всегда желанна. Она становится первой жизненной потребностью ребенка, к удовлетворению которой он сам очень стремится.

Играть или не играть

Сейчас многие дети не играют и родители не видят в этом ничего плохого. Они считают, что есть масса других полезных занятий, что важнее научить ребенка читать и считать, а игра – это пустое развлечение и играть вовсе не обязательно. Однако, в дошкольном возрасте именно игра – главная развивающая деятельность. Ни одно другое занятие в этом возрасте не способствует развитию так, как игра. Игра в дошкольном возрасте – главный способ познания мира. Через проигрывание разных сюжетов и ситуаций, ребенок начинает понимать отношения между людьми, правила этих отношений, разбираться в многообразном мире человеческих эмоций и желаний. Дошкольный возраст – время игры. Играя, ребёнок начинает воображать, представлять, стремиться стать другим – умнее, сильнее, взрослее. Игра – это единственная деятельность, которая делает видимой для ребенка внутреннюю жизнь других. В результате формируется и собственный внутренний мир малыша, и понимание этого своего мира. В игре ребенок принимает на себя определенную роль, т.е. действует так, как должен поступать выбранный им персонаж. Таким образом, ребенок учится действовать в соответствии с определенными правилами, и добровольно (даже с удовольствием) подчинять свое поведение этим правилам. Эта способность просто необходима в дальнейшем, прежде всего в школе. В игре зарождается и развивается воображение, складываются представления ребёнка о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом.

Игры воспитывают у детей необходимые им в школьной и дальнейшей жизни качества и прикладные навыки, развивают чувство коллективизма и дисциплинированности, умение владеть собой в самых разных ситуациях. В них наиболее полно раскрываются заложенные в ребенке личностные возможности.

В играх между родителями и малышом возникает дружба, взаимопонимание, а это бывает не во всех семьях. Важно только на все последующие годы сохранить такие отношения. Они предотвратят многие неприятности и беды. Мы предлагаем вам несколько подвижных игр:

ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК

Задачи: Развивать у ребенка ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.

Описание: Кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Ребенок должен по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег, не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы ребенок мог прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли!» ребенок перебирается через ручеек. Если оступился, отходит в сторону – «сушить обувь».

ПОПАДИ МЕШОЧКОМ В КРУГ

Задачи: Развивать у ребенка умение действовать по сигналу. Упражнять в метании правой и левой рукой.

Описание: В центре круга выложен из веревки кружок, концы веревки связаны, круг можно начертить, или положить обруч. Диаметр круга – 2 метра. Ребенок находятся на расстоянии 1-2 метров от круга. В руках мешочки с песком. По слову родителя «Бросай!», он бросает свой мешочек в круг. «Подними мешочек!» - говорит родитель. Ребенок поднимают мешочек, становятся на место. Ребенок бросает другой рукой.

Игра «САМОЛЁТЫ» Ребенок - летчик стоит за линией, нарисованной на земле. На слова родителя: «Самолёт заводит пропеллер» "Самолет полетел" ребенок отводят руки в стороны, и бегает в разных направлениях. На слова: "Самолет присел" ребенок приседает, руки опускает вниз. На слова "Самолет на место!" ребенок возвращается за линию и стоит ровно.

Игра «НАЙДИ ГДЕ СПРЯТАНО!» 

Задачи: Развивать внимание ребёнка

Описание: Ребенок сидит с одной стороны комнаты. Родитель показывает ребенку игрушку или флажок, который он будет прятать. Родитель предлагает отвернуться. Сам отходит от ребенка на несколько шагов и прячет флажок, после чего говорит: "Ищи!" Ребенок начинает искать. Можно подсказывать ребёнку место нахождения игрушку словами «Горячо», «Тепло», «Холодно»

Игра «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»

Описание: Выбирается водящий – медведь, он становится на определенное место – в берлоге. Остальные играющие – взрослые. Они располагаются на другой стороне площадки в своем доме. Пространство между домом и берлогой медведя – лес (бор), взрослые идут в бор за грибами и ягодами, постепенно приближаясь к медведю. Во время сбора грибов и ягод взрослые припевают: У медведя во бору Грибы, ягоды беру. А медведь не спит, Всё на нас рычит! Медведь притворяется спящим во время припева. На последних словах медведь потягивается и бежит за родителями, а они быстро поворачиваются и убегают к себе домой или разбегаются в стороны, стараясь не попасться медведю, и спасаются у себя дома, (меняются ролями).

Игра «ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ»

Описание: Воспитатель предлагает детям построиться в колонну друг за другом и пойти погулять. По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке, Шагают наши ножки: Раз, два, раз, два. По камешкам, по камешкам, В ямку – бух. Дети идут, на слова «по камешкам, по камешкам» прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд на слова «в ямку – бух», присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы», - говорит воспитатель, и дети поднимаются. Игра повторяется.

Игра «АВТОМОБИЛИ»

Описание игры: Дети «автомобили» стоят на одной стороне площадки. Воспитатель меняет цвета на светофоре. Дети действуют по сигналу светофора. Красный – стоят на месте. Желтый – внимание «заводят мотор». Зелёный – начинают движение. Вечер, проведённый со своим малышом, может быть гораздо интересней нескончаемой болтовни по телефону и «хождения» по кнопкам пульта или клавиатуры. Игры с ребёнком помогают повернуть время вспять и хотя бы ненадолго снова оказаться в детстве.

План по самообразованию: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

Елена Бибулдина
План по самообразованию: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

План по самообразованию воспитателя

Бибулдиной Елены Владимировны

«Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка —

это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества

Публикация «План по самообразованию: „Здоровьесберегающие технологии в детском саду“» размещена в разделах

В. А. Сухомлинский

Актуальность. Сегодня в эпоху стремительных скоростей и нано технологий к человеку и его здоровью предъявляются все более повышенные требования. Конечно, для всех времен и народов была актуальна забота о здоровье, но именно в нашем, XXI веке она становится приоритетной. При этом, разумеется, еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей, ведь сегодняшние дошкольники - это будущее нашей страны.

К сожалению, экологическая ситуация, неблагоприятные наследственные факторы способствуют увеличению числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья. В детские сады приходит все большее количество детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями. Кроме того, медицинская статистика свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с хроническими заболеваниями. Одной из самых негативных тенденций, является увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. В век развития телевидения и компьютеризации дети всё меньше общаются со сверстниками и взрослыми.

Более того, многие родители также предпочитают, чтобы их дети проводили время за компьютерными играми, просмотром телевизионных программ, лишь бы не отвлекали от личных дел. Как результат – низкий уровень двигательной активности, слабое развитие речи и чувственной сфер. Педагоги обращают внимание на повышенную детскую утомляемость, и раздражительность; дети быстро становятся вялыми и пассивными, с трудом сосредотачиваются; имеют нарушения осанки; часто болеют простудными заболеваниями.

Всё это доказывает необходимость изменения системы обучения, воспитания и развития в детском саду, введение инноваций. Таким образом, для повышения эффективности оздоровительной работы в ДОУ, особую важность приобретает поиск новых форм, методов, приемов, создание условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

На сегодняшний момент в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологияма именно: рациональной организации образовательного процесса, соответствие технологий и методик обучения, наличию предметно-развивающей среды, способствующей развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка. Таким образом, охрана здоровья становится ключевым элементом нового мышления, который требует переоценки компонентов образовательного процесса. Становится, очевидно, что без учёта состояния здоровья, современное образование не может готовить человека к выполнению каких-либо профессиональных или социальных функций. Воспитание уважительного отношения к себе и своему здоровью необходимо начинать с раннего детстваДетский сад очень подходит для этой цели, так как дети проводят там большую часть времени. А грамотный педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач.

Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.

Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

1. Изучить современные здоровьесберегающие технологии.

2. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания.

3. Привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни.

План работы по самообразованию на 2016-2017 учебный год

№ Форма работы

Сентябрь

1. Изучение современной литературы по теме самообразования

2. Создание картотек «Дыхательная гимнастика» и «Зрительная гимнастика»

3. Аннотация на методическую литературу

4. Картотека

Октябрь

1. Знакомство с инновационными технологиями

2. Обзор информации в интернете по изучаемой теме

3. Перспективное планирование воспитательно – образовательной работы

Ноябрь

1. Повысить уровень педагогической культуры родителей; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива

2. Ознакомление родителей с технологиями, способствующих сохранению здоровья детей дошкольного возраста

3. Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»«Спортивный уголок дома»«Утренняя зарядка без забот»

4. Тематическое родительское собрание

Декабрь

1. Систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности

2. Выступление на педсовете «Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Январь

1. Укреплять взаимодействие детского сада и семьи

2. Повысить компетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей с использованием здоровьесберегающих технологий

3. Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Февраль

1. Систематизация знаний по изучаемой теме

2. Размещение материала на личном сайте воспитателя

3. Разработка конспектов по программе «Островок здоровья»

Март

1. Пополнить и разнообразить предметно-развивающую среду в группе

2. Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий.

3. Оформление уголка физического развития

Апрель

1. Приобщить родителей к организации игр, в семье и в детском саду

2. Организация выставки книг и пособий для родителей по теме

3. Открытое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий «Чудеса в лесу»

Май

1. Подведение итогов

2. Анализ работы по теме самообразования

3. Отчет

Выход темы:

1. Оформление папки передвижки. Тема«Игры для здоровья вашего ребенка» (ноябрь)

2. Папка консультаций для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»«Спортивный уголок дома»«Утренняя зарядка без забот» (ноябрь)

3. Подготовить выступление на педсовет на тему «Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ» (декабрь)

4. Оформление консультации для педагогов «Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми» (декабрь)

5. Подготовить материал и провести мастер-класс для родителей по теме«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» (январь)

6. Проведение открытого занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Чудеса в лесу» (апрель)

7. Отчёт о проделанной работе за учебный год (май)

Литература:

1. Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – Москва 2002г.

2. Михеева Е. В, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009.

3. Назарова, А. Г. Игровой стретчинг/А. Г. Назарова. Методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста», Типография ОФТ. Г. С – Петербург.

4. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н. К. Смирнова. - М. : АПКиПРО, 2007.

5. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – Москва ВЛАДОС, 2002г.

6. Соловьев Г. М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г. М. Соловьев. - Ставрополь: СГУ, 2007

7. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – Москва Мозаика – Синтез, 2002г.

8. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – Москва, 2006г.

9. Периодические издания«Дошкольное воспитание»«Ребенок в детском саду» и др.

10. Интернет-ресурсы

План по самообразованию 2017 -2018г.

Тема:

«Использование здоровьесберегающих технологий

в работе с детьми дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Цель:

Продолжать повышать профессиональную квалификацию по вопросу

использования здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно – методическую литературу по вопросу здоровьесбережения.

2. Планировать работу по формированию у детей представлений о работе дыхательной системы, о способах ее оздоровления и профилактики заболеваний.

3. Планировать работу с учетом изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения (комплексы дыхательной гимнастики).

4. Собрать картотеку дыхательных гимнастик.

5. Систематизировать изученную литературу

Раздел плана Форма работы Задачи

Сентябрь

Работа с детьми Беседа «Как мы дышим?».

Рассматривание плаката и анатомических атласов по теме «Дыхательная система»

Дидактическая игра «Волшебные пузырьки» Дать детям представление о том, что дыхание - одна из важнейших функций организма; сформировать представление о строении и местоположении легких.

Формировать элементарные представления о строении легких и дыхательной системы.

Формировать представление о роли воздуха для жизнедеятельности человека.

Работа с родителями Опрос родителей по вопросам, позволяющих изучить культуру здоровья семьи.

Изучить степень причастности семьи воспитанника к ведению здорового образа жизни.

Самореализация Изучение программного содержания образовательной области «Здоровье» для подготовительной группы.

Работа с книгой Щетинин М. Н. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей» Сбор и обработка данных.

Изучить методику проведения дыхательной гимнастики для всех возрастных групп, систематизировать упражнения для подготовительной группы.

Октябрь

Работа с детьми Просмотр мультфильма «Невероятное путешествие Адибу в теле человека. Дыхание»

Знакомство с понятием «дыхательная гимнастика».

Обыгрывание комплексов дыхательной гимнастики. В увлекательной для ребенка форме закрепить представление о строении дыхательной системы

Сформировать у детей представление о дыхательной гимнастике, как об одном из видов оздоровительных гимнастик.

Применение полученного опыта на практике

Работа с родителями Оформление родительского уголка «Узнайте вместе с ребенком, почему мы дышим» Сформировать у родителей представление об элементарном экспериментировании.

Самореализация Составление картотеки дыхательных

гимнастик. Пополнение методической копилки

Ноябрь

Работа с детьми Обыгрывание комплексов дыхательной гимнастики.

Просмотр детского телешоу «В гостях у Витаминки» Применение полученного опыта на практике

В увлекательной для ребенка форме дать представление о строении дыхательной системы и способах ее оздоровления.

Работа с родителями Оформление стенда «Как с пользой провести выходной день с ребенком» Повышение заинтересованности родителей в развитии у детей навыков ЗОЖ.

Самореализация Ознакомление с отзывами о дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой в интернете Сформировать представление о

мнениях других педагогов по использованию в ДОУ данной гимнастики.

Декабрь

Работа с детьми Обыгрывание комплексов дыхательной гимнастики.

Беседа о болезнях дыхательной системы, о мерах профилактики этих болезней.

Познакомить детей со способами профилактики болезней дыхательной системы.

Работа с родителями Консультация «В лес за кислородом» Повышение заинтересованности родителей в развитии у детей навыков ЗОЖ.

Самореализация Работа с книгой М. Ю. Картушиной «Быть здоровыми хотим» Пополнить методическую копилку новыми оздоровительными гимнастиками.

Январь

Работа с детьми Обыгрывание комплексов дыхательной гимнастики.

Простое экспериментирование:

Может ли человек прожить без дыхания?

Как распространяется инфекция? Почему трахея твердая. Применение полученного опыта на практике

Обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы.

Самореализация Найти в интернете способы изготовления дыхательных тренажеров своими руками Найти способы разнообразить для детей выполнение дыхательной гимнастики.

Февраль

Работа с детьми Обыгрывание комплексов дыхательной гимнастики.

Просмотр компьютерной презентации

«Влияние окружающей среды

на состояние наших легких».

Изготовление дыхательных тренажеров вместе с детьми. Дать детям сведения о негативном влиянии окружающей среды на состояние дыхательной системы.

Получить положительные эмоции от поделок, сделанных своими руками

.

Работа с родителями Выступление на родительском собрании «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой- для чего она нужна? Дать родителям представление о дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, о ее положительном влиянии на организм ребенка.

Самореализация Работа с книгой Т. А. Шорыгиной «Беседы о здоровье»

Март

Работа с детьми Обыгрывание комплексов дыхательной гимнастики.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Чтение художественной литературы: Н. Коростелева «Свежий воздух», Применение полученного опыта на практике

Закрепить представление о факторах благотворно влияющих на дыхание человека.

Обогатить представления детей о дыхательной системе.

Работа с родителями Беседа «Дыхательные тренажеры своими руками» Сформировать представление детей о том, как из бросового материала сделать полезные для нашего здоровья вещи.

Самореализация Работа с методической литературой (ж/л «Дошкольное воспитание») Повышение знаний, сбор материала.

Апрель

Работа с детьми Обыгрывание комплексов дыхательной гимнастики.

Рисование «Что полезно, а что вредно для дыхания»

Подвижная игра «Пузырь» Применение полученного опыта на практике

Закреплять представление о пользе чистого, свежего воздуха и о вреде загрязненного заводами.

Развивать двигательную активность детей

Работа с родителями Беседа

«Двигательная активность детей - залог правильной работы легких» Повышение эффективности воспитательного процесса.

Самореализация Выступление перед педагогическим коллективом на недели круглых столов Обобщение полученного опыта.

Май

Работа с детьми Обыгрывание комплексов дыхательной гимнастики.

Музыкально- познавательный вечер досуга «Дыши веселей» Закрепление представления детей о дыхании. Создание положительного эмоционального настроя, атмосферы доброжелательности.

.

Работа с родителями Беседа «Используете ли вы дыхательные тренажеры, сделанные вместе с детьми дома?»

Самореализация подготовить картотеку дыхательных гимнастик.

Литература

1. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М. : Метафора. – 2003

2. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим : Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада [Текст] / М. Ю. Картушина. – М. : Творческий центр "Сфера", 2004. – 384 с.

3. Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье» (методическое пособие). – М. : ТЦ Сфера, 2009.

4.«Дошкольное воспитание», научно-методический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...