Взаимодействие детского сада и семьи, как одно из условий успешной адаптации дошкольников к обучению в школе
методическая разработка (подготовительная группа)

Начало обучения в школе – для каждого ребенка один из самых серьезных и сложных моментов в жизни. Соблюдать все правила школьного режима кажется невозможным, первокласснику сложно управлять своими эмоциями, регулировать свои желания. Очень важным для маленького школьника является осознание своей собственной роли как ученика, установления правильного взаимодействия с учителем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_vzaimodeystvie_detskogo_sada_i_semi.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Боханский детский сад №1»

СООБЩЕНИЕ

Взаимодействие детского сада и семьи, как одно из условий успешной адаптации дошкольников

к обучению в школе

Подготовила на круглый стол воспитатель Суслова А.А.

Бохан, 2023г.

Начало обучения в школе – для каждого ребенка один из самых серьезных и сложных моментов в жизни. Соблюдать все правила школьного режима кажется невозможным, первокласснику сложно управлять своими эмоциями, регулировать свои желания. Очень важным для маленького школьника является осознание своей собственной роли как ученика, установления правильного взаимодействия с учителем. Адаптация к школеэто переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание к школьным условиям. Успешность образовательного процесса, во многом зависит от того, какую линию поведения выберут сопровождающие ребенка взрослые - учителя и родители, насколько доступной и своевременной будет их помощь и поддержка. Важно, чтобы семья и школа выстроили взаимодействие, координировали свои действия.

Понятие «взаимодействие» в самом общем значении отражает универсальную, общую форму движения, влияние объектов друг на друга. Для человека это характер его стремления к взаимодействию с различными объектами окружающего мира. Через взаимодействие человек постигает природные и общественные явления, закономерности, процессы, ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения. С этим понятием связана и потребность человека к общению, обучению, образованию, собственному развитию.

В педагогическом плане «взаимодействие» определяет само существование образовательных и воспитательных процессов, с ним связаны цели и содержание, методы и формы педагогической деятельности, мотивы поведения и движущие силы педагогического процесса.Способность к педагогическому взаимодействию означает универсальную особенность педагога, характерную для выполнения его функций в педагогическом процессе, оказывать влияние на других людей в совместной деятельности зависит возможность достигнуть желаемых результатов, комфортность педагогического процесса.Этот процесс сегодня рассматривает родителей как субъекта изменений, соучастника педагогического процесса, как личность, а не как объекта внешних воздействий и влияний.

Взаимодействие с семьей, для обеспечения полноценного развития ребенка в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, составляет одну из основополагающих задач, стоящих перед ДОУ.

.Новый подход к организации воспитательно-образовательного процесса сформировал команду «ребенок-родитель-воспитатель», где каждый выполняет свою роль, учитывая позицию всех членов команды. Профессиональный уровень педагогов, отношения партнерского сотрудничества, уважение и доверие, творчески поисковый режим работы педагогов, реализуют право ребенка на индивидуальное развитие в соответствии с его потребностями, способностями и возможностями.

Способности ребенка изучаю через портфолио. Для повышения качества в данном направлении у нас в саду был организован конкурс «Лучшее портфолио дошкольника, как инновационной технологии в образовательном процессе», целью которого являлось повышение качества индивидуальной работы. Проводятся тематические проверки «Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в условиях реализации основной образовательной программы: индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальная работа с детьми»; мной представлен опыт работы на педагогическом совете через видеоролики по теме «Разнообразные формы и методы в индивидуальном развитии дошкольников в контексте ФГОС». ФГОСДО нацеливает нас на активное взаимодействие с родителями, вовлечение их в образовательное пространство. Совместно с родителями изготавливаем лэпбуки …..

Примером формы информационно- аналитической работы является – «Почтовый ящик» - специальная коробка, в которой родители могут оставлять записи со своими идеями и предложениями, вопросами, касающимися воспитания и образования дошкольников. Данные темы рассматриваются на родительских собраниях или даются в виде папок-передвижек, буклетов. Такая форма работы является очень эффективной при нехватке времени на личные консультации.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника для создания атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребёнка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Я cовместно с родителями пытаюсь найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.

Я использую в своей работе различные формы взаимодействия с семьей. Это нужно для того, чтобы оказать посильную помощь семьям в обеспечении успешной адаптации к школьной жизни. Формы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

К традиционным формам работы с семьей относятся тематические консультации и беседы. Я в своей работе использую их на родительских собраниях и размещаю в родительских уголках, иногда провожу индивидуально.

Тематические консультации, беседы, рекомендации при подготовке детей к школе:

  • Адаптация к школе;
  • На пороге школы;
  • Скоро в школу;
  • Нежелание идти в школу;
  • Балуем ребенка?
  • Дисциплина – это обучение правильному поведению;
  • Как развивать самостоятельность ребенка;
  • Играя – познает мир;
  • Детская любовь;
  • Как помочь непопулярному школьнику найти друзей;
  • Как научить ребенка общаться;
  • Как научить ребенка защищаться;
  • Научите ребенка правильно общаться с другими детьми;
  • Ребенок-кривляка;
  • Упрямство, строптивость, своеволие, деспотизм, негативизм;
  • Трудные дети;

Наш детский сад уже на протяжении многих лет тесно взаимодействует с БСШ №1 на протяжении многих лет у нас ведется методическая работа с учителями, проходят семинары молодых специалистов и воспитателей, дни открытых дверей, семинары-практикумы, экскурсии в школу. Общие родительские собрания для родителей с участием учителей. Так же проходят совместные спортивные соревнования с первым классом. В ноябре прошел конкурс «Восславим Родину в стихах» на базе школы, где моя воспитанница заняла первое место. Проводятся взаимопосещение открытых мероприятий в детском саду и в школе.

Я считаю что выстроенный новый подход к организации воспитательно-образовательного процесса «ребенок-родитель-воспитатель», действительно имеет большую роль в помощи оказания посильной помощи семьям в обеспечении успешной адаптации к школе.

Используемая литература

  1. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие / Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. - М., «Академия», 2007
  2. Гусейнова, А.С. Психология и педагогика воспитания: Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка / А.С. Гусейнова. - М.: Ленанд, 2014.
  3. Дубицкая, Е.А. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.С. Подымова, Е.А. Дубицкая, Н.Ю. Борисова. - М.: Юрайт, 2012
  4. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2013.
  5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. — М., 2000.
  6. Стеценко О.Н. Социально-педагогическое сопровождение семьи первоклассника в условиях адаптации к школе//Социальная сеть работников образования//


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы "обучение грамоте старших дошкольников как условие успешной адаптации к обучению в школе"

Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а так же учителя, который примет наших детей в 1 класс. Не менее важен он и для самого воспитанника-этот процесс...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – ...

Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»

На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установ...

«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»консультация для педагогов

По мнению многих ученых первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закл...

«Мотивационная готовность дошкольника как условие успешной адаптации к обучению в школе»

Готовность к школе – сложное интегральное понятие, определяемое «как готовность к усвоению определённой части культуры, входящей в содержание образования в виде учебной деятельности, ...