Проект "Маленький патриот"
проект (старшая группа)

Евграфова Юлия Витальевна

Проект "Маленький патриот" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malenkiy_patriot.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный долгосрочный проект в старшей группе

 

«Маленький патриот»

 

 

 

 

 

 

                                                                              Воспитатели:

Мельникова Н.В. 1 кв. категория

Евграфова Ю.В.   1 кв. категория

 

 

 

 

2025-2026 уч. год

Тип проекта: инновационный, тематический, информационно-творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.

Цель проекта: формирование нравственно - патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране.

Задачи проекта:

        воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;

        расширять представления о городах России;

        знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

        развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;

        развивать интерес к русским традициям, обычаям, промыслам;

        формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;

        формировать нравственно-патриотические чувства посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;

        формировать эмоциональный отклик, бережное, заботливое отношение к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

Актуальность проекта

          Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

      В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

           Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Пояснительная записка

            Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

            Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

          Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
- Семья 
- Детский сад 
- Родная улица, район 
- Родной город 
- Страна, ее столица, символика 
- Права и обязанности (Конституция) 
- Права ребенка(конвенция)

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Кроме этого наглядные пособия и окружающая среда способствуют легкому и прочному запоминанию пройденного материала.

Формы работы:

с детьми:

беседы, занятия, рассматривание семейных альбомов, иллюстраций, выставки детских работ по проекту в ДОУ, заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью, творческая речевая деятельность, утренники, развлечения; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту.

с родителями:

беседы, консультации

Ожидаемые результаты:

Прогнозируемый результат на уровне ребенка:

Освоение детьми доступных знаний об истории родного города Сорочинска.

Расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев, памятниках и других культурных ценностях г. Сорочинска.

Сформированность системы понятий духовных семейных ценностей.

Сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;

Сроки реализации проекта: 1 год (2025-2026 учебный год)

 

 Перспективный план работы по реализации проекта:

Октябрь

Тема: «Мой город Сорочинск»

Тема: «Природа родного города»

Задачи:

Вызвать интерес к истории г. Сорочинска

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного края;

Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками края.

Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному краю, желание сделать его еще красивее.

Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;

Расширять знания детей о природе родного края.

Форма проведения:

Презентации «Мой город Сорочинск» и «Достопримечательности г. Сорочинска».

 

Ноябрь

Тема: «Моя родословная»

Задачи:

Сформировать у детей интерес к своей семье,  сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;

Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;

Формы проведения:

Беседа «Что я знаю о своей семье», семейные праздники, семейное чаепитие

Выставка детских рисунков «Моя семья»;

Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

Семейный мини-проект "Моя родословная"

 

Декабрь

Тема: "Герб нашей семьи"

Тема: "Профессии моих родителей"

Задачи:

Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;

Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;

Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;

Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;

 

Январь

Тема: "Архитектура моего города г. Сорочинска"

Задачи:

Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Познакомить детей с символикой нашего города (гербом)

Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города;

Закрепить знания детей об архитектуре родного города; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.

Форма проведения:

Рисование "Мой родной Сорочинск", выставка фотографий исторических памятников города Сорочинска.

 Февраль

Тема: "Люди прославившие наш город"

Задачи:

Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых;

Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;

Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города.

Беседы « Что значит быть настоящим мужчиной?"

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны

 

Март

Тема: «Мой край родной – частица нашей Родины» (знакомство с Оренбургской областью)

Задачи:

Расширять и уточнять знания детей о родном крае;

Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины;

Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и ближайших сельских поселений. Учить находить между городом и селом сходства и отличия;

Познакомить детей с картой Оренбургской области, обратить внимание на соседние города и области;

Расширять знания детей об истории родного края

Формы проведения:

Рассматривание иллюстраций о г. Оренбурге

Консультация: "Как знакомить детей с историческим прошлым  своего края"

 

Апрель

Тема: "Природные богатства земли  нашей"

Задачи:

Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края,

Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.

Расширять и систематизировать знания детей о водоемах области;

Уточнить знания детей о правилах поведения на воде;

Учить детей беречь и заботиться о реках

Отгадывание загадок и ребусов о животных области;

Дид. игра «Кто где живет?»

Лепка животных и птиц области

 

Май

Тема: "Я знаю. Я  помню. Я горжусь"

Задачи:

Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;

Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;

Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парке.

Продолжать формировать семейные ценности.

Формы проведения:

Рассказ о детях-героях войны;

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь»

 

Итоги проекта:

- освоение детьми доступных знаний об истории родного г. Сорочинска- 100%

- расширились знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширились у детей области социально-нравственных чувств и отношений;

- сформировались системы понятий духовных семейных ценностей;

-самовыражение творческих способностей детей 100%;

результат на уровне родителей:

- повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно - патриотического воспитания;

- развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности;

- сформировано желание сотрудничества с детским садом;

-укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.

 

  

Используемая литература

    1.Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа:БГПУ, 2006   

       2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет.сада.-            М.:Просвещение.1987

      3.Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.

       4. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.

       5. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, №

       6.Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003.

       7. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002

       8.Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – N1. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005.

       9.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003 

    10. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс15.

    11. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 201416.

    12. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.   М.: АРКТИ, 2005. 

    13. Интернет – ресурс: Википедия. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для воспитателей "Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников: воспитать патриота России, воспитать патриота Новомосковска "

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с горд...

"Растим патриотов России - патриотов своего района"

музей Корскинского горного техникума...

Воспитать патриота может только патриот!

   О патриотизме можно говорить много, красиво и долго, но воспитать патриота может только патриот!Пока в детских душах живёт теплота патриотизма, это сильное и в то же время нежное ч...

Педагогический проект совместной работы с родителями «Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста: «Мы патриоты Родины - мы патриоты Югры»

laquo;Детский мир – это мир особенный, дети живут своими представлениямио добре и зле, чести и бесчестии,человеческом достоинстве…»В.А.СухомлинскийПроблема нравственно-патриот...

Растим патриотов: зачем и как рассказывать дошкольникам о войне Лаврентьева, О. И. Растим патриотов: зачем и как рассказывать дошкольникам о войне / О. И. Лаврентьева, Л. О. Сафонова. — Текст : непосредс

Во время беседы с родителями воспитанников по патриотическому воспитанию детей можно предположить один вопрос, должны ли мы рассказывать нашим детям о блокаде Ленинграда. Есть ли смысл передавать ужас...

Маленькие патриоты отряда "Патриот", посетили школьный музей истории авиации и космонавтики, расположенный в МБОУ "Школа №6".

Воспитанники подготовительной групп МБДОУ №137-2,  маленькие патриоты отряда "Патриот", посетили школьный  музей истории авиации и космонавтики, расположенный в МБОУ "Школа №6...