Проект "Маленький патриот"
проект (старшая группа)
Проект "Маленький патриот" в старшей группе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный долгосрочный проект в старшей группе
«Маленький патриот»
Воспитатели:
Мельникова Н.В. 1 кв. категория
Евграфова Ю.В. 1 кв. категория
2025-2026 уч. год
Тип проекта: инновационный, тематический, информационно-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Цель проекта: формирование нравственно - патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране.
Задачи проекта:
∙ воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
∙ расширять представления о городах России;
∙ знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
∙ развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
∙ развивать интерес к русским традициям, обычаям, промыслам;
∙ формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;
∙ формировать нравственно-патриотические чувства посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
∙ формировать эмоциональный отклик, бережное, заботливое отношение к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Актуальность проекта
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
- Семья
- Детский сад
- Родная улица, район
- Родной город
- Страна, ее столица, символика
- Права и обязанности (Конституция)
- Права ребенка(конвенция)
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Кроме этого наглядные пособия и окружающая среда способствуют легкому и прочному запоминанию пройденного материала.
Формы работы:
с детьми:
беседы, занятия, рассматривание семейных альбомов, иллюстраций, выставки детских работ по проекту в ДОУ, заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью, творческая речевая деятельность, утренники, развлечения; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту.
с родителями:
беседы, консультации
Ожидаемые результаты:
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
Освоение детьми доступных знаний об истории родного города Сорочинска.
Расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев, памятниках и других культурных ценностях г. Сорочинска.
Сформированность системы понятий духовных семейных ценностей.
Сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;
Сроки реализации проекта: 1 год (2025-2026 учебный год)
Перспективный план работы по реализации проекта:
Октябрь
Тема: «Мой город Сорочинск»
Тема: «Природа родного города»
Задачи:
Вызвать интерес к истории г. Сорочинска
Закрепить знания детей о достопримечательностях родного края;
Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками края.
Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному краю, желание сделать его еще красивее.
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
Расширять знания детей о природе родного края.
Форма проведения:
Презентации «Мой город Сорочинск» и «Достопримечательности г. Сорочинска».
Ноябрь
Тема: «Моя родословная»
Задачи:
Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;
Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
Формы проведения:
Беседа «Что я знаю о своей семье», семейные праздники, семейное чаепитие
Выставка детских рисунков «Моя семья»;
Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
Семейный мини-проект "Моя родословная"
Декабрь
Тема: "Герб нашей семьи"
Тема: "Профессии моих родителей"
Задачи:
Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;
Январь
Тема: "Архитектура моего города г. Сорочинска"
Задачи:
Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Познакомить детей с символикой нашего города (гербом)
Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города;
Закрепить знания детей об архитектуре родного города; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.
Форма проведения:
Рисование "Мой родной Сорочинск", выставка фотографий исторических памятников города Сорочинска.
Февраль
Тема: "Люди прославившие наш город"
Задачи:
Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых;
Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города.
Беседы « Что значит быть настоящим мужчиной?"
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны
Март
Тема: «Мой край родной – частица нашей Родины» (знакомство с Оренбургской областью)
Задачи:
Расширять и уточнять знания детей о родном крае;
Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины;
Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и ближайших сельских поселений. Учить находить между городом и селом сходства и отличия;
Познакомить детей с картой Оренбургской области, обратить внимание на соседние города и области;
Расширять знания детей об истории родного края
Формы проведения:
Рассматривание иллюстраций о г. Оренбурге
Консультация: "Как знакомить детей с историческим прошлым своего края"
Апрель
Тема: "Природные богатства земли нашей"
Задачи:
Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края,
Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
Расширять и систематизировать знания детей о водоемах области;
Уточнить знания детей о правилах поведения на воде;
Учить детей беречь и заботиться о реках
Отгадывание загадок и ребусов о животных области;
Дид. игра «Кто где живет?»
Лепка животных и птиц области
Май
Тема: "Я знаю. Я помню. Я горжусь"
Задачи:
Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;
Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;
Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парке.
Продолжать формировать семейные ценности.
Формы проведения:
Рассказ о детях-героях войны;
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь»
Итоги проекта:
- освоение детьми доступных знаний об истории родного г. Сорочинска- 100%
- расширились знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширились у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
- сформировались системы понятий духовных семейных ценностей;
-самовыражение творческих способностей детей 100%;
результат на уровне родителей:
- повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно - патриотического воспитания;
- развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности;
- сформировано желание сотрудничества с детским садом;
-укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Используемая литература
1.Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа:БГПУ, 2006
2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет.сада.- М.:Просвещение.1987
3.Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.
4. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.
5. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, №
6.Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003.
7. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002
8.Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – N1. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005.
9.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003
10. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс15.
11. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 201416.
12. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.
13. Интернет – ресурс: Википедия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для воспитателей "Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников: воспитать патриота России, воспитать патриота Новомосковска "
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с горд...

Воспитать патриота может только патриот!
О патриотизме можно говорить много, красиво и долго, но воспитать патриота может только патриот!Пока в детских душах живёт теплота патриотизма, это сильное и в то же время нежное ч...

Педагогический проект совместной работы с родителями «Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста: «Мы патриоты Родины - мы патриоты Югры»
laquo;Детский мир – это мир особенный, дети живут своими представлениямио добре и зле, чести и бесчестии,человеческом достоинстве…»В.А.СухомлинскийПроблема нравственно-патриот...

Растим патриотов: зачем и как рассказывать дошкольникам о войне Лаврентьева, О. И. Растим патриотов: зачем и как рассказывать дошкольникам о войне / О. И. Лаврентьева, Л. О. Сафонова. — Текст : непосредс
Во время беседы с родителями воспитанников по патриотическому воспитанию детей можно предположить один вопрос, должны ли мы рассказывать нашим детям о блокаде Ленинграда. Есть ли смысл передавать ужас...

Маленькие патриоты отряда "Патриот", посетили школьный музей истории авиации и космонавтики, расположенный в МБОУ "Школа №6".
Воспитанники подготовительной групп МБДОУ №137-2, маленькие патриоты отряда "Патриот", посетили школьный музей истории авиации и космонавтики, расположенный в МБОУ "Школа №6...

