Проектная деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников
материал (младшая группа)

Бочарникова Светлана Дмитриевна
Особенностью проектной деятельности в условиях детского сада является: необходимость акцентирования внимания на одной образовательной задаче. Один проект — одна проблема, которая должна быть простой и осязаемой для воспитанников определенной возрастной группы. Постановка задачи проекта всецело лежит на воспитателе ввиду неспособности детей дошкольного возраста выделить противоречия в окружающей картине мира. Деятельность ответственного педагога и воспитанников выстраивается по принципу активного сотрудничества. К поисковой работе рекомендуется привлекать представителей семей — с этого можно начать введение инноваций в работе с родителями в ДОУ. Разработка содержания проектов происходит с учетом интереса дошкольников. Навязанные идеи не позволят добиться высоких результатов, в то время интеграция в воспитательный процесс героев любимых мультфильмов, элементов современных технологий обеспечит повышение познавательной деятельности малышей. В современных условиях, когда общество переживает значительные трансформации, важной задачей становится формирование патриотизма у молодого поколения. Быть патриотом означает чувствовать себя неотъемлемой частью своей Родины. Это сложное чувство начинает прорастать еще в детстве, когда формируются основы ценностного отношения к окружающему миру. Оно развивается постепенно, в процессе воспитания, приобретая привязанность к близким людям, к месту учебы или работы, к родным местам и культурному наследию своей страны. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важной задачей, которая помогает формировать у детей ценностные ориентации, развивать патриотические чувства и укреплять их моральные принципы. Одним из эффективных методов достижения этих целей является проектная деятельность. Проектная деятельность представляет собой организованную деятельность, основанную на целенаправленном исследовании определенной проблемы или задачи. В контексте патриотического воспитания дошкольников, проектная деятельность может быть организована в виде различных проектов, направленных на развитие любви к родине, уважение к своей стране и ее истории, формирование чувства ответственности и гражданской позиции. Проекты могут быть разнообразными: организация экскурсий в места, связанные с историей и культурой страны, проведение тематических мероприятий, создание коллективных произведений и т.д. Важно, чтобы проекты были доступными и интересными для детей, чтобы они могли активно участвовать в их реализации. Проектная деятельность способствует развитию у детей таких качеств, как творческое мышление, самостоятельность, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе. В процессе работы над проектом дети могут узнавать о важности патриотизма, о традициях и символах своей страны, о национальных героях и событиях. Они могут осознать свою роль в обществе и понять, что каждый из них может внести вклад в развитие и процветание своей страны.  Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности позволяет создать условия для формирования у детей любви к родине, понимания ее истории и культуры, а также развитие их нравственных и гражданских качеств. Этот подход помогает детям стать активными участниками общественной жизни и гордиться своей страной. Проект «Слава армии Российской» Введение, краткое описание, цели и задачи Цель проекта:  воспитание у детей патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Задачи проекта: • Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне. • Познакомить с историческими фактами военных лет. • Воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны. • Обогащать и развивать словарный запас детей. • Познакомить с произведениями художественной литературы и музыки о войне. Для педагогов. Совершенствование профессионального уровня педагогов. Рост творческой активности педагогов. Развитие навыков планирования. Создание условий для взаимодействия с семьями воспитанников. Для родителей. Обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье. Привлечение родителей к совместной вместе с детьми и педагогами деятельности. Методы и формы работы: Работа воспитателей при подготовке к проекту: проведение консультаций с родителями разработка методических материалов для родительского уголка изготовление атрибутов для проведения сюжетно-ролевых игр просмотр видеоматериалов, презентаций занятия игры беседы музыкально - спортивный праздник Вид проекта: информацонно – познавательный, творческий. Участники проекта: воспитатели МБОУ «НШ-Д/С №8», обучающиеся подготовительной группы №4, педагог-психолог Еремина О. В., родители. Продолжительность проекта: 4 месяца Сроки реализации: 3.02.2025-12.05. 2025 г. Итоговое мероприятие: Праздник, посвященный Дню Победы Оборудование: материально-техническое обеспечение, дидактические игры, ТСО Основная часть. План реализации проекта Сроки Название Цель 1 неделя Первый этап Подготовительны й Формулирование целей и задач проекта Изучение литературы по теме проекта Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта Оформление предметной среды группы. Оформление информационных материалов о Годе защитника Отечества Тематическая полка «Книги о Великой Отечественной войне» Подбор аудио и видео материалов по теме проекта 2-3 неделя Второй этап – Основной Практическая деятельность по решению проблемы. Проведение бесед о российской армии, о родах войск. Создание в группе условий для реализации проекта: выставка книг, альбом с фотографиями защитников Отечества, разучивание песен, танцев и стихов, оформление выставки «Наша армия сильна!»,выставка игрушечной военной техники, выставка «Портрет моего папы», ручной труд «Подарки папам и Тематическое музыкальное занятие «23 февраля- День Защитника Отечества». Поздравительная стенгазета посвящённая «Дню защитника Отечества» с фотографиями пап. Участие в спортивных соревнованиях, в конкурсе чтецов «Слава армии родной» Образовательные мероприятия «Знатоки Победы» Выставка детского рисунка «80 лет Победе» Библиотечный урок, посвященный 80 летию Победы 4 неделя Третий этап - Заключительный Проведение праздника «9 Мая – День Победы» Патриотическая акция «Посылка солдату» Флешмоб «Что я знаю о Победе» Флешмоб «Поздравим ветеранов» Акция «Окна Победы» Акция «Бессмертный полк» «Волна Памяти» - возложение к памятникам цветов Конкурс чтецов «Победа» Дорожная карта проекта «Безопасная дорога в детский сад» №/п Основной этап Дата Ответственные 1. Создание положительной мотивации у воспитанников и их родителей. Вхождение в проблему, принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний. На первом этапе работы над проектом подготовить развивающую предметно –пространственную среду, методическое обеспечение проекта. Создание в группе Центра «Гордость России», наполнение его иллюстрациями, фотоматериалами, дидактическими играми Беседа с родителями о ходе проекта Подбор дидактических игр и художественной литературы Дидактические игры: «Узнай род войск», «Военные профессии», «Собери картинку», «Что нужно человеку военной профессии» Рекомендации родителям «Читаем детям о войне» - список художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми дошкольного возраста, а затем совместно обсудить полученные впечатления от прочитанного. Консультация для родителей: «Патриотическое воспитание детей», «2025 год – Год защитника Отечества», «Что и как рассказать ребенку о войне и Победе» Оформление уголка книги (подбор книг о защитниках Отечества) Рассматривание альбомов «Белгород - город воинской славы» Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы. февраль Бочарникова С.Д. Винник А. А. Еремина О. В. 2. Обогащение знаний детей по теме проекта Рассматривание сюжетных картинок «Герои ВОВ» Рассматривание предметных картинок «Российская армия. Рода войск, военная техника» Виртуальное путешествие по местам боевой славы города Белгорода Презентации: «Города-герои», «Дети герои ВОВ» Беседа «Вставай Страна огромная…» - Познакомить детей с первыми днями Великой Отечественной войны. Дать знания о защитниках отечества и функции армии. Беседа «Что нужно военному», чтение Л. Кассиль «Твои защитники». Рассматривание иллюстраций с различными видами войск. Март Апрель Бочарникова С.Д. Винник А. А. Еремина О. В. 3.  Познавательно – коммуникативная деятельность Рассматривание альбомов «Кто помог солдатам победить», «Собаки на войне», рассматривание иллюстраций о войне, дне Победы. Загадки о военной технике. Дидактическая игра «Выложи вечный огонь из палочек» - развитие мыслительных операций. Подвижная игра «Пограничники» - развивать ловкость, быстроту реакции, уверенность. Беседа «Наша Армия – сильна!» - расширение знаний о трудной и почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Занятие «Военные профессии Занятие «Читаем детям о Победе» Занятие «Символы Победы» Занятие «Они тоже сражались за Родину» Занятие рисование «Алая гвоздика» Занятие аппликация: «Праздничный салют ко Дню Победы» Игра «Перевяжи раненого» , «Кто, где служит?» Дидактическая игра «Сложи целое» - развитие умения анализировать, синтезировать и комбинировать. Сюжетно-ролевые игры: «Пограничники», «Мы военные разведчики», «Моряки», «Лётчики». Конструирование из бросового материала «Самолет» Чтение художественной литературы. Ю. Шмидта «Вечный огонь» Подвижные игры: «Полоса препятствий», «Помоги раненому», «Разведка», «Встречные перебежки», «Попади в цель», «Меткий стрелок», «Будь внимательным», «Кто быстрее», «Перетягушки», «Саперы», «Пройди бесшумно». Март Апрель Бочарникова С.Д. Винник А. А. Еремина О. В. 4. Участие воспитанников в конкурсах различного уровня, приуроченных к году защитника Отечества В течение проекта Бочарникова С,Д. Винник А. А. Еремина О. В. 5. Патриотическая акция «С праздником, солдат!» Стенгазета «Ваш подвиг в памяти храним» Акция «Окна Победы» Акция «Бессмертный полк» «Волна Памяти» - возложение к памятникам цветов Праздник «9 Мая – День Победы» Май Бочарникова С,Д. Винник А. А. Еремина О. В.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников

 Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Техно...

"Проектная деятельность по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников"

quot;Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"...

"Бессмертный полк" нашей группы Проектная деятельность как средство патриотического воспитания старших дошкольников.

Людмила СтепановаФотоотчет «Бессмертный полк нашей группы»Проектная деятельность как средство  патриотического воспитания  старших дошкольников."Без знаний прошлого нет буду...

Проектная деятельность в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации » подчеркивалось, что наблюдающееся снижение в общественном сознании роли российского патриотизма как це...

«Проектная деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников»

laquo;Проектная деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников»...

Проектная деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников

 Проектная деятельность представляет собой организованную деятельность, основанную на целенаправленном исследовании определенной проблемы или задачи. В контексте нравственно-патриотическог...