Проектная деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников
консультация

Дмитриева Валентина  Олеговна

   Проектная деятельность представляет собой организованную деятельность, основанную на целенаправленном исследовании определенной проблемы или задачи. В контексте нравственно-патриотического воспитания дошкольников, проектная деятельность может быть организована в виде различных проектов, направленных на развитие любви к родине, уважение к своей стране и ее истории, формирование чувства ответственности и гражданской позиции. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников»

   Основой для культивирования патриотизма является комплексное воспитание, охватывающее нравственные, эстетические, трудовые и интеллектуальные аспекты. В рамках такого разностороннего образовательного процесса проявляются первые признаки гражданско-патриотических чувств. С педагогической точки зрения, под «патриотическим воспитанием» мы подразумеваем процесс формирования осознанной личности, которая испытывает глубокую привязанность к своей Родине, к месту своего рождения и воспитания, а также гордится историческими достижениями своего народа и его культурным наследием.

   В современных условиях, когда общество переживает значительные трансформации, важной задачей становится формирование патриотизма у молодого поколения. Быть патриотом означает чувствовать себя неотъемлемой частью своей Родины. Это сложное чувство начинает прорастать еще в детстве, когда формируются основы ценностного отношения к окружающему миру. Оно развивается постепенно, в процессе воспитания, приобретая привязанность к близким людям, к месту учебы или работы, к родным местам и культурному наследию своей страны. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важной задачей, которая помогает формировать у детей ценностные ориентации, развивать патриотические чувства и укреплять их моральные принципы. Одним из эффективных методов достижения этих целей является проектная деятельность[3].

   Проектная деятельность представляет собой организованную деятельность, основанную на целенаправленном исследовании определенной проблемы или задачи. В контексте нравственно-патриотического воспитания дошкольников, проектная деятельность может быть организована в виде различных проектов, направленных на развитие любви к родине, уважение к своей стране и ее истории, формирование чувства ответственности и гражданской позиции. Проекты могут быть разнообразными: организация экскурсий в места, связанные с историей и культурой страны, проведение тематических мероприятий, создание коллективных произведений и т.д. Важно, чтобы проекты были доступными и интересными для детей, чтобы они могли активно участвовать в их реализации.

   При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников. В процессе работы над проектом воспитатели могут использовать методы игры, диалога, рассказов, просмотра мультфильмов и фильмов, чтения книг и другие интерактивные методы. Важно создавать атмосферу доверия и поддержки, чтобы дети чувствовали себя комфортно и могли свободно выражать свои мысли и эмоции [1].

   Проектная деятельность способствует развитию у детей таких качеств, как творческое мышление, самостоятельность, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе. В процессе работы над проектом дети могут узнавать о важности патриотизма, о традициях и символах своей страны, о национальных героях и событиях. Они могут осознать свою роль в обществе и понять, что каждый из них может внести вклад в развитие и процветание своей страны. Организация проектной деятельности учитывает особенности возраста детей дошкольного возраста, их психические и индивидуальные особенности. В средней группе проекты имеют краткосрочный характер, в то время как для подготовительной к школе группы они становятся исследовательскими и долгосрочными. В процессе реализации этих проектов дети, педагоги и родители совместно исследуют исторические факты и события.

   Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание   дошкольников посредством проектной деятельности позволяет создать условия для формирования у детей любви к родине, понимания ее истории и культуры, а также развитие их нравственных и гражданских качеств. Этот подход помогает детям стать активными участниками общественной жизни и гордиться своей страной [2].

Примеры нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством проектной деятельности:

  1. Проект «Моя страна» – дети знакомятся с символами своей страны, изучают историю герба, флага, гимна, создают коллективную выставку, на которой представляют свои работы, связанные с символикой страны.
  2. Проект «Мои предки» – дети вместе с родителями и бабушками-дедушками исследуют свою семейную историю, узнают о предках, их профессиях, достижениях и вкладе в развитие страны. Затем дети создают коллективную книгу о своей семье и родных.
  3. Проект «Мой родной город» – дети изучают историю своего города, его достопримечательности, интересные факты. Затем они создают модели достопримечательностей, рисуют плакаты, проводят экскурсии для своих родителей и других детей.
  4. Проект «Добрые дела» – дети выбирают вместе с воспитателями некоммерческую организацию или благотворительный фонд, которым они хотели бы помочь. Затем они собирают средства, организуют ярмарку, концерт или другое мероприятие, чтобы собранные деньги пожертвовать нуждающимся людям.
  5. Проект «Заботимся о природе» – дети изучают экологические проблемы и их решения, проводят сбор мусора в парке или на детской площадке, сажают деревья и ухаживают за ними. Дети также могут создать коллективный сад на территории детского сада.

Важно, чтобы каждый проект был адаптирован к возрастным особенностям детей, был интересным и позволял им активно участвовать в процессе, развивая их патриотические чувства и нравственные ценности.

Приведем пример проекта: «Моя Родина — Узнай, Заботься, Люби»

Цель проекта: нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через развитие их патриотических чувств, любви к Родине и осознание их роли в обществе.

Задачи:

  1. Познакомить детей с основными символами и традициями своей страны.
  2. Расширить знания детей о географии и истории Родины.
  3. Развивать у детей чувство гордости за свою страну и уважение к ее культуре и народу.
  4. Способствовать формированию нравственных ценностей, таких как доброта, справедливость и уважение к другим.

Участники: дети старшей возрастной группы дошкольного возраста (5-6 лет) и воспитатели.

Содержание работы:

Знакомство с символами Родины

- Воспитатель рассказывает детям о гербе, флаге, гимне и других символах своей страны.

- Разговор о значениях и символике каждого элемента.

- Создание коллективной картины, на которой каждый ребенок изображает один из символов.

Исследование географии

- Дети знакомятся с картой своей страны, обсуждают ее границы и основные регионы.

- Анализ фотографий из разных мест страны и обсуждение их особенностей.

Исторические события и герои

- Дети узнают о важных событиях в истории своей страны, таких как День Независимости, День Победы, День Конституции и другие.

- Рассказ о героях и личностях, которые внесли вклад в развитие страны.

- Рисование портретов героев и создание выставки в классе.

Культурное наследие

- Дети знакомятся с народными традициями и обычаями своей страны.

- Просмотр народных танцев и песен, обсуждение их смысла.

- Создание рукодельных изделий, связанных с народными традициями.

Добрые дела для Родины

- Обсуждение важности заботы о природе и окружающей среде.

- Организация сбора мусора на территории детского сада или в близлежащем парке.

- Создание плаката с правилами экологического поведения.

- Подведение итогов проекта и обсуждение полученных знаний и впечатлений.

- Проведение выставки проектных работ для родителей и других детей.

   Важно помнить, что продолжительность и содержание проекта могут быть адаптированы в соответствии с потребностями и возможностями конкретного детского сада или группы. Целью проекта является развитие патриотических чувств и нравственных ценностей у старших дошкольников, а задачи и содержание работы должны быть ориентированы на достижение этой цели.

   Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности является эффективным и практичным подходом к формированию нравственных ценностей и патриотических чувств у детей. Проектная деятельность стимулирует активное участие детей в процессе обучения и развития. Она позволяет детям быть инициаторами и организаторами своего обучения, что способствует развитию их творческих и критических мыслительных навыков. Проекты, ориентированные на нравственно-патриотическое воспитание, способствуют формированию у детей чувства гордости за свою страну, ее культуру, историю и достижения. Дети учатся уважать свою Родину и заботиться о ней. В процессе проектной деятельности дети узнают о символах и традициях своей страны, героях и исторических событиях. Это помогает им развить патриотические чувства и укорениться в своей культуре и народе.

    В целом, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности представляет собой эффективный метод, способствующий развитию нравственных ценностей и патриотических чувств у детей. Он помогает детям стать активными гражданами своей страны, любящими и заботящимися о своей Родине.

Список литературы

  1. ЕрошкоУ. А. Организация проектной деятельности в ДОУ // Проблемы педагогики. 2016. №1 (12). URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-v-dou (дата обращения: 05. 09. 2023).
  2. Колокольцева Е.В. Проектная деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2014. №2. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitaniya-doshkolnikov (дата обращения: 05. 09. 2023).
  3. Филиппова, Е. А. Проектная деятельность как средство реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОО / Е. А. Филиппова. // Педагогическое мастерство: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 26-29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников

 Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Техно...

"Проектная деятельность по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников"

quot;Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"...

"Бессмертный полк" нашей группы Проектная деятельность как средство патриотического воспитания старших дошкольников.

Людмила СтепановаФотоотчет «Бессмертный полк нашей группы»Проектная деятельность как средство  патриотического воспитания  старших дошкольников."Без знаний прошлого нет буду...

Доклад "Проектная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Доклад по окружающему миру рассматривает одну из  современных педагогических  технологий, внедряемых в условиях ФГОС ДО. Материал описывает проект как форму   продуктивной деятельн...

Проектная деятельность в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации » подчеркивалось, что наблюдающееся снижение в общественном сознании роли российского патриотизма как це...

«Проектная деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников»

laquo;Проектная деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников»...

Консультация на тему: "Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников".

Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальна ли сегодня это проблема?...