Детско-родительский проект "У самовара я и моя мама"
проект

Гурьянова Евгения Геннадьевна

Проект направлен на приобщение детей к народным обычаям, социокультурным нормам, традициям семьи, общества, а также на сотрудничество с семьей и вовлечение в деятельность ДОО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект " У самовара я и моя мама"68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Автошка»

г. Димитровграда Ульяновской области

«У самовара я и моя мама»

ПРОЕКТ

Воспитатель Гурьянова Е.Г.

2025 год

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих надо знать себя, понимать свое место в мире других людей, других народов, знать свою культуру и свое прошлое. «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» (Н. М. Карамзин).

Воспитание у детей чувства патриотизма начинается в пору дошкольного детства. Ребенок впитывает культуру своего народа через знакомство с народным творчеством, культурными традициями, с предметами старины.

Одним из главных символов русской бытовой культуры является самовар. Едва ли найдется другой символ, с такой полнотой воплотивший в себе и быт, и душу народа. Это синоним гостеприимства, символ русского чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. Вот почему, несмотря на свою дороговизну, самовар был почти в каждом доме.

Актуальность:

К сожалению, времена меняются. Жизнь стала динамичной, ее ритм не дает нам остановиться и размеренно побеседовать с родными, друзьями, выпить чаю за круглым столом. Забыты обычаи заваривать чай в самоваре, его потеснил ближайший родственник – чайник. Сложно сегодня представить в доме наличие самовара. Поэтому, обсуждая с детьми подготовку к празднику мам, дети предложили пригласить мам на чаепитие. Мы решили устроить праздник чая и провести его в необычной форме и назвали его «У самовара я и моя мама».

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возраста детей, интересов. Реализация проекта позволяет развивать у детей творческие и познавательные способности. При осуществлении проекта мы основывались на принципы ФГОС ДО.

Одними из основных принципов дошкольного образования прописанных в ФГОС являются:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

- сотрудничество с семьей и вовлечение в деятельность ДОО;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий

ребенка в различных видах деятельности;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества

Вид проекта: познавательно – творческий

Цель: cсоздавать условия для реализации совместного проекта, вовлечь каждого его участника в активный творческий и познавательный процесс.

Задачи:

  • организовать сотрудничество участников в реализации проекта;
  • познакомить детей с русским самоваром, как о предмете народного быта;
  • познакомить детей с искусством заваривания чая; расширить представления детей о разнообразии чайной посуды, сортов чая, сервировки стола;
  • способствовать сохранению и укреплению семейных традиций.

Сроки реализации проекта: 1 месяц

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Ожидаемые результаты:

  1. У детей будут сформированы новые знания о церемонии чаепития, представления о самоваре как о предмете народного быта, понимание его значения в укреплении и сохранении семейных традиций; приобретение опыта совместной творческой деятельности с мамами.
  2. У родителей будет формирована активная позиция в нравственно-патриотическом воспитании своих детей.
  3. У педагогов – осуществление инновационной деятельности, повышение профессионального уровня, обобщение педагогического опыта.

2. Основная часть

Этапы реализации проекта

Этап

Содержание деятельности

Сроки

Результат

1

Подготовительный

1. Ситуативный разговор с детьми «Как поздравить

наших мам?»

2. Встреча с родителями.

3. Составление плана

мероприятий.

4. Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала, изготовление пособий.

Конец

сентября

#1042;овлечение детей в совместную деятельность с педагогом, проявление детьми

инициативности.

2. Информирование родителей, вовлечение их в сотрудничество.

#1042;ыбор модели

оформления зала.

4. Совместная разработка сценария.

2

Основной

(практический)

Проведение познавательных и практических мероприятий.

(см. таблицу «Содержание работы по проекту»)

октябрь

Приобретение детьми новых знаний.

Развитие коммуникативных

навыков.

Становление эстетического отношения к окружающему миру, восприятию фольклора.

3

Заключительный

(презентационный)

#1042;ыставки:

«Чайная пара»

«Необычные и праздничные чайные упаковки»

2. Развлечение «У самовара я и моя мама»

#1044;егустация чая.

#1063;аепитие.

#1047;ащита проекта.

#1054;формление выставок

#1055;роведение развлечения

#1055;резентация чая

#1054;бобщение положительного

опыта.

4

Рефлексивный

Ответы на вопросы:

«Что получилось?»

«Что удивило и порадовало?»

Конец октября

Совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата.

Содержание работы над проектом

Образовательные

области

формы работы

Задачи

Развитие

речи

1. Заучивание стихов и потешек.

#1044;ид. Игра «Чайная посуда»

3. Чтение «Федорино горе» К. Чуковского

Упражнять в выразительном декламировании текста, развивать память, артикуляцию, артистические способности.

Познавательное

развитие

Познавательные беседы:

«Что мы знаем о чае?»

«Какие бывают сорта чая?»

«История появления чая в России»

«Что такое самовар?»

Просмотр мультфильма

«Иван Иванович Самовар»

(по мотивам стихов Д. Хармса 1987 г.)

Способствовать расширению кругозора детей, обогащению словаря детей.

Приобщать детей к художественной литературе, формировать запас литературных впечатлений. Вызвать интерес к самовару, показать его значение в жизни русского народа.

Социально-

Коммуникативное

развитие

Трудовое поручение: помощь в сервировке стола.

Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие»

Формировать навыки самообслуживания, развивать коммуникативные навыки. Закрепить знание предметов чайной посуды и их назначения.

Художественно-

Эстетическое

развитие

1. Рисование «Чайная пара»

2. Лепка «Чайный сервиз»

#1055;осещение выставок :

- «Чайная пара»,

- «Нетрадиционные и праздничные чайные упаковки»

4. Разучивание песен:

«К нам гости пришли» сл.

М. Ивенсен муз. А. Алек

сандрова ,

«Наша дружная семья»

сл. Т. Рядчиковой муз.А.

Комарова

Развивать творческие способности детей, умение

передавать характерные

особенности предметов.

Развивать чувство формы и

цвета у детей.

Способствовать развитию

навыков лепки.

Формировать эстетический

вкус детей.

Развивать напевность, эмоциональную выразительность у детей.

Физическое

развитие

Игра-эстафета:

- «Наполни самовар»,

- «Веселые художники»

Развитие двигательной активности детей и физических качеств. Способствовать развитию

ловкости, слаженной работы в коллективе.

Деятельность родителей:

- создание фотозоны «Самовар»;

- помощь в подборе материала для выставок;

- подготовка презентации о чае, организация дегустации чая;

- разучивание частушек, пословиц о чае;

- помощь в организации «Сладкого стола» к чаепитию.

- участие в праздничном досуговом мероприятии «У самовара я и моя мама»

Результат проекта:

В процессе работы над данным проектом дети активно занимались разными видами деятельности, что помогло им приобрести новые знания, коммуникативные навыки. Дети познакомились с формами фольклора: частушками и пословицами, разнообразием чайной посуды, сортов чая. Дети узнали о самоваре, церемонии чаепития, умении правильно заваривать чай, о сервировке стола. Большой интерес у детей вызвала дегустация чая, посещение выставок. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности. Мы помогли родителям включиться в образовательную деятельность.

3. Заключение:

Реализация проекта и проведение совместного с родителями вечера досуга «У самовара я и моя мама», показало, что чаепитие у самовара – это замечательный и красивый обычай, который не должен отойти в прошлое. Дети и родители почувствовали атмосферу доброго общения на посиделках, устроенных по русским традициям. Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов "Семейный калейдоскоп". Номинация "Лето в Мурманске"

Проект "Активный отдых". Актуальность, цель, задачи, этапы работы, выступления участников проекта.Результат : фоторепортаж, слайд-шоу "Активный отдых летом в Мурманске".Итог : сертификат в номинации "...

Педагогический проект Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов «Мой любимый город Мурманск». Номинация Фестиваля: «Я люблю тебя мой город! Твои улочки, дома…»

Повышение эффективности детско-родительских отношений и самооценки вклада родителей в воспитание и обучение ребенка; в увлекательной форме познакомить детей дошкольного возраста с малой родиной – райо...

Детско – родительский образовательный проект «Вместе дружная семья - детский сад, родители и Я»

В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта...

Информационно-познавательный детско-родительский образовательный проект «Наш любимый детский сад»

Технология проектной деятельности актуальна и эффективна в работе с детьми. Работа по проекту развивает творческие и коммуникативные способности, что позволяет ребенку успешно социализироваться; спосо...