Детско-родительский проект "У самовара я и моя мама"
проект
Проект направлен на приобщение детей к народным обычаям, социокультурным нормам, традициям семьи, общества, а также на сотрудничество с семьей и вовлечение в деятельность ДОО.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 «Автошка»
г. Димитровграда Ульяновской области
«У самовара я и моя мама»
ПРОЕКТ
Воспитатель Гурьянова Е.Г.
2025 год
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих надо знать себя, понимать свое место в мире других людей, других народов, знать свою культуру и свое прошлое. «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» (Н. М. Карамзин).
Воспитание у детей чувства патриотизма начинается в пору дошкольного детства. Ребенок впитывает культуру своего народа через знакомство с народным творчеством, культурными традициями, с предметами старины.
Одним из главных символов русской бытовой культуры является самовар. Едва ли найдется другой символ, с такой полнотой воплотивший в себе и быт, и душу народа. Это синоним гостеприимства, символ русского чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. Вот почему, несмотря на свою дороговизну, самовар был почти в каждом доме.
Актуальность:
К сожалению, времена меняются. Жизнь стала динамичной, ее ритм не дает нам остановиться и размеренно побеседовать с родными, друзьями, выпить чаю за круглым столом. Забыты обычаи заваривать чай в самоваре, его потеснил ближайший родственник – чайник. Сложно сегодня представить в доме наличие самовара. Поэтому, обсуждая с детьми подготовку к празднику мам, дети предложили пригласить мам на чаепитие. Мы решили устроить праздник чая и провести его в необычной форме и назвали его «У самовара я и моя мама».
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возраста детей, интересов. Реализация проекта позволяет развивать у детей творческие и познавательные способности. При осуществлении проекта мы основывались на принципы ФГОС ДО.
Одними из основных принципов дошкольного образования прописанных в ФГОС являются:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- сотрудничество с семьей и вовлечение в деятельность ДОО;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
Вид проекта: познавательно – творческий
Цель: cсоздавать условия для реализации совместного проекта, вовлечь каждого его участника в активный творческий и познавательный процесс.
Задачи:
- организовать сотрудничество участников в реализации проекта;
- познакомить детей с русским самоваром, как о предмете народного быта;
- познакомить детей с искусством заваривания чая; расширить представления детей о разнообразии чайной посуды, сортов чая, сервировки стола;
- способствовать сохранению и укреплению семейных традиций.
Сроки реализации проекта: 1 месяц
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Ожидаемые результаты:
- У детей будут сформированы новые знания о церемонии чаепития, представления о самоваре как о предмете народного быта, понимание его значения в укреплении и сохранении семейных традиций; приобретение опыта совместной творческой деятельности с мамами.
- У родителей будет формирована активная позиция в нравственно-патриотическом воспитании своих детей.
- У педагогов – осуществление инновационной деятельности, повышение профессионального уровня, обобщение педагогического опыта.
2. Основная часть
Этапы реализации проекта
№ | Этап | Содержание деятельности | Сроки | Результат |
1 | Подготовительный | 1. Ситуативный разговор с детьми «Как поздравить наших мам?» 2. Встреча с родителями. 3. Составление плана мероприятий. 4. Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала, изготовление пособий. | Конец сентября | #1042;овлечение детей в совместную деятельность с педагогом, проявление детьми инициативности. 2. Информирование родителей, вовлечение их в сотрудничество. #1042;ыбор модели оформления зала. 4. Совместная разработка сценария. |
2 | Основной (практический) | Проведение познавательных и практических мероприятий. (см. таблицу «Содержание работы по проекту») | октябрь | Приобретение детьми новых знаний. Развитие коммуникативных навыков. Становление эстетического отношения к окружающему миру, восприятию фольклора. |
3 | Заключительный (презентационный) | #1042;ыставки: «Чайная пара» «Необычные и праздничные чайные упаковки» 2. Развлечение «У самовара я и моя мама» #1044;егустация чая. #1063;аепитие. #1047;ащита проекта. | #1054;формление выставок #1055;роведение развлечения #1055;резентация чая #1054;бобщение положительного опыта. | |
4 | Рефлексивный | Ответы на вопросы: «Что получилось?» «Что удивило и порадовало?» | Конец октября | Совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата. |
Содержание работы над проектом
Образовательные области | формы работы | Задачи |
Развитие речи | 1. Заучивание стихов и потешек. #1044;ид. Игра «Чайная посуда» 3. Чтение «Федорино горе» К. Чуковского | Упражнять в выразительном декламировании текста, развивать память, артикуляцию, артистические способности. |
Познавательное развитие | Познавательные беседы: «Что мы знаем о чае?» «Какие бывают сорта чая?» «История появления чая в России» «Что такое самовар?» Просмотр мультфильма «Иван Иванович Самовар» (по мотивам стихов Д. Хармса 1987 г.) | Способствовать расширению кругозора детей, обогащению словаря детей. Приобщать детей к художественной литературе, формировать запас литературных впечатлений. Вызвать интерес к самовару, показать его значение в жизни русского народа. |
Социально- Коммуникативное развитие | Трудовое поручение: помощь в сервировке стола. Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие» | Формировать навыки самообслуживания, развивать коммуникативные навыки. Закрепить знание предметов чайной посуды и их назначения. |
Художественно- Эстетическое развитие | 1. Рисование «Чайная пара» 2. Лепка «Чайный сервиз» #1055;осещение выставок : - «Чайная пара», - «Нетрадиционные и праздничные чайные упаковки» 4. Разучивание песен: «К нам гости пришли» сл. М. Ивенсен муз. А. Алек сандрова , «Наша дружная семья» сл. Т. Рядчиковой муз.А. Комарова | Развивать творческие способности детей, умение передавать характерные особенности предметов. Развивать чувство формы и цвета у детей. Способствовать развитию навыков лепки. Формировать эстетический вкус детей. Развивать напевность, эмоциональную выразительность у детей. |
Физическое развитие | Игра-эстафета: - «Наполни самовар», - «Веселые художники» | Развитие двигательной активности детей и физических качеств. Способствовать развитию ловкости, слаженной работы в коллективе. |
Деятельность родителей:
- создание фотозоны «Самовар»;
- помощь в подборе материала для выставок;
- подготовка презентации о чае, организация дегустации чая;
- разучивание частушек, пословиц о чае;
- помощь в организации «Сладкого стола» к чаепитию.
- участие в праздничном досуговом мероприятии «У самовара я и моя мама»
Результат проекта:
В процессе работы над данным проектом дети активно занимались разными видами деятельности, что помогло им приобрести новые знания, коммуникативные навыки. Дети познакомились с формами фольклора: частушками и пословицами, разнообразием чайной посуды, сортов чая. Дети узнали о самоваре, церемонии чаепития, умении правильно заваривать чай, о сервировке стола. Большой интерес у детей вызвала дегустация чая, посещение выставок. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности. Мы помогли родителям включиться в образовательную деятельность.
3. Заключение:
Реализация проекта и проведение совместного с родителями вечера досуга «У самовара я и моя мама», показало, что чаепитие у самовара – это замечательный и красивый обычай, который не должен отойти в прошлое. Дети и родители почувствовали атмосферу доброго общения на посиделках, устроенных по русским традициям. Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов "Семейный калейдоскоп". Номинация "Лето в Мурманске"
Проект "Активный отдых". Актуальность, цель, задачи, этапы работы, выступления участников проекта.Результат : фоторепортаж, слайд-шоу "Активный отдых летом в Мурманске".Итог : сертификат в номинации "...

Педагогический проект Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов «Мой любимый город Мурманск». Номинация Фестиваля: «Я люблю тебя мой город! Твои улочки, дома…»
Повышение эффективности детско-родительских отношений и самооценки вклада родителей в воспитание и обучение ребенка; в увлекательной форме познакомить детей дошкольного возраста с малой родиной – райо...

Совместный детско-родительский творческий проект «Елочка, елочка - зеленая иголочка» (средняя группа детского сада)
Проект проведен в средней группе детского сада под Новогодние праздники....

"Биоархитектурная композиция детского сада". Детско-родительско-педагогический проект
Детско-родительско-педагогический проект...

Детско – родительский образовательный проект «Вместе дружная семья - детский сад, родители и Я»
В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта...

Информационно-познавательный детско-родительский образовательный проект «Наш любимый детский сад»
Технология проектной деятельности актуальна и эффективна в работе с детьми. Работа по проекту развивает творческие и коммуникативные способности, что позволяет ребенку успешно социализироваться; спосо...

