Программа по дополнительному образованию " Ритмическая мозаика"
рабочая программа (старшая группа)
Программы дополнительного образования — это образовательные программы, которые помогают развивать новые или существующие навыки помимо основного школьного или профессионального образования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 60.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи Саратовская область
Принято «Утверждаю»
на заседании Заведующий МДОУ детский сад
педагогического совета «Солнышко»
протокол №5
от « » 2025 г.
___________ Е.В. Глазкова
Приказ №56 от « » .2025г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ритмическая мозаика»
Направленность: «Художественная»
Форма реализации: очная
Срок реализации программы: 72 ч. (9 месяцев)
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Педагог дополнительного образования
Коблова Марина Алексеевна
2025г.
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Главной задачей развитого общества всегда было формирование нового человека, гармонично развитого, умного, энергичного, здорового психически и морально, физически выносливого, способного во взрослой жизни служить обществу с полной отдачей, энтузиазмом. Нас, ныне живущих, волнует какие люди придут нам на смену, как они будут жить.
Если представить общество как организм, то ребёнок – это сердце. Детство – это экологическая ниша нашего общества, нашей духовности. Важно сохранить эту нишу, иначе экология погибнет, а общество потеряет свою духовность.
Бурный темп современной жизни зачастую не позволяет находиться в гармонии с собой и окружающим миром. Замыкаясь на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Помочь детям раскрыть себя, социализироваться способны занятия хореографией, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия.
Комплексы коррекционно–развивающих и психотерапевтических упражнений, игр, музыкально–ритмических композиций дают возможность самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Создание ребёнком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности. Интерес к результатам творчества ребёнка со стороны окружающих, принятие ими продуктов художественной деятельности повышает самооценку, восприятие ребёнка. И в конечном итоге обеспечивает решение важнейшей задачи – адаптации ребёнка посредством искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде.
Целевая группа дети дошкольного возраста от 5-7 лет. Формирование группы осуществляется в начале учебного года, согласно Устава образовательной организации. Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и рассчитана на проведение 2 занятий в неделю, во вторую половину дня. Периодичность проведения занятий - согласно разработанного расписания, длительность – согласно возрастным особенностям дошкольников.
Программа построена на основании современных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья дошкольников.
Направленность «Художественная»
Актуальность программы в том, что она направлена не только на получение детьми знаний, умений и навыков движения под музыку, но и является музыкально-ритмическим психотренингом для детей, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направлена на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, требующих свободного и осознанного владения телом, способствует развитию коммуникативных навыков. Программа отвечает всем требованиям к современному педагогическому процессу, способствует вхождению ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму.
Отличительные особенности данной программы является синтез движения и музыки, формирующий учащихся сферу чувств, координацию, музыкальность и артистичность; развивает слуховую, зрительную, моторную (мышечную) память; учит благородным манерам; воспитывает художественный вкус.
Хореографическое творчество нацелено на работу с телом и на снятие внутренних зажимов. Все эти необходимые качества приобретаются на занятиях и переносятся учащимися из танцевального класса в другие сферы их деятельности и жизни в целом. Адресат программы – дети 5-7 лет.
Возрастные особенности обучающихся.
В этом возрасте ребёнок – дошкольник достигает больших успехов в развитии движений, что выражается в особой грации, лёгкости и изяществе. У детей резко возрастет способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это даёт возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.
Наблюдаются отличия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков – более порывистые, у девочек плавные, мягкие, уравновешенные), общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться.
В этом возрасте у детей совершенствуются навыки выполнения разнообразных видов движений: появляется координация в движениях рук и ног, более ритмичными становятся ходьба, бег, прыжки, различные виды сложных циклических движений (шаг польки, переменный шаг и др.) Развитие воображения и фантазии способствует более выразительному и осмысленному выполнению образно – игровых движений. Дети способны запоминать достаточно большой объём различных движений и перестроений, что способствует расширению исполняемого репертуара. Дети становятся более изобретательны в импровизации движений под музыку. Зрительно – моторная координация девочек более совершенна.
Различия в характере исполнения движений и музыкальных предпочтений у девочек и мальчиков становятся более отчётливыми. Девочки любят исполнять лирические танцы. Движения у них более плавные, изящные, мягкие.
У мальчиков движения более резкие и порывистые, они предпочитают маршеобразные чёткие ритмы.
Срок реализации программы: 72 часа (9 месяцев)
Форма обучения – очная.
Форма организации на занятиях индивидуально-групповая, групповая
Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, экскурсия, открытое занятие и др.
Режим работы:2 раз в неделю по 30 минут
Количество обучающихся в группе: 10 - 15 человек.
Принцип набора принимаются все имеющие желание заниматься в «Ритмической мозаике».
Также необходимо наличие сертификата дополнительного образования.
Нормативно – правовое обеспечение программы
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года «Об образовании Российской Федерации» (последняя редакция);
- Федеральный закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ
"О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере";
- Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» (ред. от 01.07.2025);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Закон Саратовской области от 23 июня 2020г «О патриотическом воспитании в Саратовской области»
- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2023 г. n 1678 «Об утверждении правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 октября 2021 года № 652Н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства Саратовской области от 08.02.2022 №141 «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей Саратовской области на 2022-2030 годы»;
- Приказ Министерства образования от 21.08. 2023 года № 1450 «Об утверждении новых Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Саратовской области».
1.2. Цели и задачи.
Цель: Развитие артистичности, эмоциональной отзывчивости и творческого воображения, посредством искусства танца у дошкольников.
Задачи:
Обучающие
- Расширять музыкальный кругозор и познавательный интерес к искусству звуков;
- Включение в процесс познания своего тела как выразительного инструмента, освоение новых движений, приобретение собственного чувственного опыта, преодоление посильных затруднений в выполнении музыкально – ритмических упражнений.
- Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку, выразительности, пластичности; вырабатывание выносливости, развитие силы, умения ориентироваться в пространстве; тренировка подвижности; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
- Мотивирование детей к активной музыкально–ритмической деятельности (дети должны получать истинное удовольствие от движения под музыку)
Развивающие
- Способствовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
- Развивать мышление, воображение, познавательную активность.
- Формировать правильную осанку.
- Стремиться к приобретению психологического комфорта, партнёрских, доверительных взаимоотношений взрослых и детей.
- Развивать эмоциональную выразительность, закрепощенность в танце.
- Способствовать развитию творческих способностей.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к культуре танца народов проживающих в России.
- Воспитывать инициативу, чувство товарищества.
- Воспитание чувства такта, культурных привычек.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Разовьётся музыкальный кругозор и познавательный интерес к искусству звуков;
- Будут включать в процесс познания своего тела как выразительного инструмента, освоение новых движений, приобретение собственного чувственного опыта, преодоление посильных затруднений в выполнении музыкально – ритмических упражнений
- Сформируются навыки самостоятельного выражения движений под музыку, выразительности, пластичности; вырабатывание выносливости, развитие силы, умения ориентироваться в пространстве; тренировка подвижности; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
- Будут мотивировать детей к активной музыкально–ритмической деятельности (дети должны получать истинное удовольствие от движения под музыку)
Метапредметные:
- Разовьётся чувства ритма, музыкальный слух, память, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
- Разовьётся мышление, воображение, познавательная активность.
- Сформируют правильную осанку.
- Приобретут психологический комфорт, партнёрских, доверительных взаимоотношений взрослых и детей.
- Разовьётся эмоциональная выразительность, закрепощенность в танце.
- Разовьётся творческая способностей.
Личностные:
- Проявят интерес к культуре танца народов проживающих в России.
- Разовьётся инициатива, чувство товарищества.
- Разовьётся чувство такта, культурных привычек.
1.4. Содержание программы
№ | Наименование разделов | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 | - | Опрос, беседа |
2 | Партерная гимнастика | 14 | 4 | 10 | Упражнения по формированию корпуса |
3 | Актёрское мастерство | 28 | 4 | 24 | |
4 | Постановочная хореографическая работа | 28 | 4 | 24 | постановка хореографических номеров |
5 | Итог | 1 | - | 1 | Выступление |
7 | 72 | 13 | 59 | ||
Содержание учебного плана программы
- Вводное занятие.
Теория: Знакомство с группой. Ознакомление с содержанием программы и планом обучения.
Практика: Инструкции по охране жизни и здоровья детей в процессе занятий. Инструкция по технике безопасности в работе с оборудованием.
- «Партерная гимнастика».
Практика: Упражнения, которые способствуют формированию правильной осанки, помогают исправить физические недостатки, учат правильной постановке корпуса, выработке координации движений, учат правильно дышать при исполнении упражнений и танцев, помогают развить физические данные танцора.
- «Актёрское мастерство».
Практика: Упражнения на развитие образности мышления, перевоплощения, импровизации.
Теория: Основой актёрского мастерства в хореографии служит музыка, содержание которой воплощается танцовщиком через танец.
- «Постановочная хореографическая работа»
- Практика: постановка хореографических номеров спектаклей, концертных номеров, этюдов, комбинаций
- Итог:
Практика: Участие в концертах и мероприятиях учреждения и района
Воспитательный потенциал программы.
- цель воспитательной работы: выявление задатков, способностей и талантов обучающихся в ходе вовлечения их в разнообразные формы и виды двигательной и творческой активности
- задачи воспитательной работы: Воспитание трудолюбия и упорства: Освоение сложных хореографических элементов требует многократных повторений, терпения и усилий. Дети учатся преодолевать трудности, не сдаваться перед неудачами и добиваться поставленных целей.
- ожидаемые результаты: Развить интерес к хореографическому искусству: пробудить у детей искреннюю любовь к танцу, желание развиваться в этом направлении, посещать концерты и спектакли.
- формы проведения воспитательных мероприятий: тематические занятия; просмотр и обсуждения танцевальных выступлений; репетиции и постановки; семейные танцевальные вечера; танцевальные квесты и игры- путешествия; показ сказок с использованием танцев, танцевальных миниатюр и музыкальных композиций
- методы воспитательного воздействия: игровой, словесный, импровизированный, концентрический методы.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название события, мероприятия | Сроки | Форма проведения | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
1 | День дошкольного работника | 26 сентября | Утренник на уровне коллектива | Фото-и видеоматериалы с вступлением детей |
2 | День отца | 17 октября | Утренник с родителей на уровне детского сада | Фото- и видеоматериалы с выступлением детей |
3 | День Матери | 28 ноября | Утренник с родителями на уровне детского сада | Фото- и видеоматериалы с выступлением детей |
4 | Новый год | 25 декабря | Утренник с родителями на уровне детского сада | Фото- и видеоматериалы с выступлением детей |
5 | День защитника Отечества | 20 февраля | Утренник с родителями на уровне детского сада | Фото- и видеоматериалы с выступлением детей |
6 | Международный женский день «8 Марта» | 6 марта | Утренник с родителями на уровне детского сада | Фото- и видеоматериалы с выступлением детей |
7 | Выпускной вечер | 29 мая | Выпускной вечер с родителями на уровне детского сада | Фото- и видеоматериалы с выступлением детей |
2.Комплекс организационно- педагогических условий
2.1 Календарно- тематический план
Примерный план занятия
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Кол.часов |
М/с | Сентябрь | 8 | |
1 | Давайте познакомимся! | Знакомство с детьми. Основные правила поведение в танцевальном зале, правила техники безопасности. | 1 |
2 | «Что такое танец?» | Дать детям элементарное представление о танце. | 1 |
3 | Танцевальные шаги. | Танцевальный шаг с носка, переменный шаг, шаг на носок. | 1 |
4 | Азбука танца | Положение рук на талии, позиции ног и рук: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. | 1 |
5 | Упражнения на развитие музыкально-ритмических навыков. | Разновидности танцевальной ходьбы и бега, поскоки с ноги на ногу. | 1 |
6-7 | Упражнение с предметами (шарами) | Ходьба с высоким подниманием бедра, с различным положением рук Танцевальный шаг с носка, переменный шаг, шаг на носок одновременно с различными положениями рук. | 3 |
8 | День дошкольного работника | Участие в концертной программе с показом танцевальной композиции с шарами | 1 |
М/с | Октябрь | 8 | |
9 | Коллективно-порядковые упражнения | Дети образуют круг и делают движения «Встреча», по парам делают движение «Ворота». | 1 |
10-11 | Положение в паре | Разучивание основных элементов эстрадного танца в паре. | 2 |
12 | Рисунок танца | Научить детей перестраиваться из одного рисунка в другой «Круг», шахматный порядок, «птичка», «колонна». | |
13 | Общеразвивающие упражнения «Цветные флажки». | Разминка с флажками. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Танцевальные шаги с носка. Приставной хороводный шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, в круг. | 1 |
14-15 | Постановка танца | Подготовка танца к концерту. Работа над техникой исполнения танца. | 2 |
16 | День отца | Участие в концертной программе с показом танцевальной композиции | 1 |
М/с | Ноябрь | 8 | |
17 | Коллективно – порядковые упражнения: «В круг» | Развитие чувства ритма, обучение детей танцевальным движениям. Разминка в круг. Ходьба по кругу. Перестроение из шахматного порядка в круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. | 1 |
18 | Музыкальные игры: «Птицы» | Образные игры. Перестроение из круга в «птичку» и обратно. Прыжки на ногах. Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг цепочкой. | 1 |
19-20 | Танцевальные элементы: | Повышение гибкость суставов. «Змейка», «чак-чак», «чек», «рука в руке», галоп, па балансе, шаги, польки. | 2 |
21 | Музыкальные игры: «Займи домик» | Образныеигры. Перестроение из круга в «птичку» и обратно. Прыжки на ногах. Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг цепочкой. | 1 |
22-23 | Постановка танца. | Подготовка танца к концерту. Работа над техникой исполнения танца. | 3 |
24 | День Матери | Участие в концертной программе с показом танцевальной композиции | 1 |
М/с | Декабрь | 8 | |
25 | Азбука танца | Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Танцевальные шаги с носка. Приставной хороводный шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, в круг. | 1 |
26 | Упражнения на развитие музыкально-ритмических навыков. | Упражнения для пластики рук. Поскоки с ноги на ногу, притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. | 1 |
27 | Танцевальные элементы и композиции. | Под музыку исполняют движения ладонями: «хлопки», «удары» образуя при этом круг, линию, стойка в паре. Дети образуют круг и делают движения «Встреча», по парам делают движение «Ворота». | 1 |
28 | Знакомство с новогодними танцами: «Льдинки», «Подснежники», «Цветочная поляна». | Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса, основные движения. | 1 |
29 | Упражнение для развития чувства ритма « Бубен на двоих», «Чудесные ложки». | Притопы по одному удару ногой, по 2, 3, 4. Хлопки руками и вместе с предметами. | 1 |
30-31 | Постановка танца. | Подготовка танца к концерту. Работа над техникой исполнения танца. | 3 |
32 | Новый год у ворот | Участие в концертной программе с показом танцевальной композиции | 1 |
М/с | Январь | 8 | |
33 | Коллективно – порядковые упражнения: «Зеркало». | Разминка в круг. Упражнения для пластики рук. Партнеры стоят напротив друг друга и выполняют упражнения. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Движения рук, ног, головы. | 1 |
32 | Танцевальные движения с воображаемым предметом: «Мячики», «Достаем яблоки» | Прыжки на ногах, на одной ноге. Пружинка-легкое с приседанием, приставной шаг с выставлением ноги вперед, кружение по парам и шаг цепочкой. Импровизация: «Мы мячи» с различным положением рук, «Чайник» | 1 |
33 | Музыкальные ролевые игры: «Пойдем в гости» | Дети подражают разных птиц и зверей. | 1 |
35 | Основные движения | Положение в паре; «ковырялочка», притопы, горловое пение. Изучение основных прыжков и танцевальных шагов. Танцевальные движения с продвижением из «круга» в «птичку», из «колонны» в шахматный порядок и из линии в «круг». | 1 |
36 | Упражнения на расслабления мышц. | Прыжки вокруг себя, с продвижением вперед, назад. Прыжки с переменой ног. Подскоки. | 1 |
37-38 | Постановка танца «Радость тундры» | Перевязка танцевальных движений с рисунком танца. | 3 |
39 | Показ танца «Радость тундры» | Участие в концертной программе с показом танцевальной композиции | 1 |
М/с | Февраль | 8 | |
40 | Коллективно – порядковые упражнения: «Узоры». | Поклоны якутского танца. Поднимание ноги на носок, одновременно вытягиваем руки вверх, вперед, в сторону, вниз, под мышку и над головой в умеренном и быстром темпе. | 1 |
41 | Рисунок танца. | Формирование самостоятельно различать темповые исполнения в музыке, отвечать на них движением. Работа над техникой исполнения | 1 |
42 | Пространственные упражнения. | Бодрый шаг, обыкновенный шаг, спокойный, пружинящий, мягкий шаг. Прыжки: подпрыгивания на двух ногах с продвижением по кругу. | 1 |
43 | Коллективно-порядковые упражнения: «Часики», «Мячики» | Разминка с мячами. Упражнение с мячами. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Шаги танцевальные с носка, приставной хороводный шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. | 1 |
44 | Упражнения для развития чувства ритма с предметами: «Флажки» | Упражнения для мышц рук, туловища, шеи. | 1 |
46-47 | Постановка танца: «Защитники» | Основные элементы танца | 3 |
48 | День защитника Отечества | Участие в концертной программе с показом танцевальной композиции | 1 |
М/с | Март | 8 | |
50 | Упражнение с музыкальными инструментами | Погремушка, барабан, бубен,колокольчик. | 1 |
51 | Элементы русского хоровода. | Основные положение рук, ног, головы, корпуса.Выпады, выстукивание, хлопки. | 1 |
52 | Музыкальные игры: | «Зайди в домик» | 1 |
53 | Коллективно-порядковые упражнения: «Чайник», «машинки» | Формирование умения двигаться в парах по кругу, сохраняя расстояние между парами, бегать на полупальцах. Повороты в стороны, наклоны в сторону, вперед и назад. Подъем и опускание рук, плеч, поднимание и опускание руки вместе. | 1 |
54 | Рисунок танца. | Перестроение из круга в колонну и обратно. Ходьба по кругу. Перестроение из шахматного порядка в круг и обратно. Работа над техникой исполнения | 1 |
55-56 | Постановка танца: «Мамина радость» | Основные элементы танца | 3 |
57 | Международный женский день «8 Марта» | Участие в концертной программе с показом танцевальной композиции с лентами | 1 |
М/с | Апрель | 8 | |
58 | Коллективно-порядковые упражнения: «Часики», «Мячики» | Разминка с мячами. Упражнение с мячами. | 1 |
59 | Танцевальные элементы: | «Змейка», «чак-чак», «чек», «рука в руке», галоп, па балансе, па шаги, па польки. | 1 |
60 | Музыкальные игры: «Займи домик» | Образные игры. Перестроение из круга в «птичку» и обратно. | 1 |
61 | Азбука танца. | Положение рук в паре, перегибы корпуса вперед и в сторону | 1 |
62 | Упражнения на ориентирования в пространстве с предметами. | Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Шаги танцевальные с носка, приставной хороводный шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. Работа над техникой исполнения. Мяч, обруч. | 1 |
63-64 | Повторение пройденных тем | Закрепление и повторение пройденных тем | 1 |
65 | Танцевальные элементы: «Полоскать платочки», «Хозяюшки» | Усвоение движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения. Шаг с ударом, кружение. Перестроение из круга в диагональ. | 3 |
М/с | Май | 8 | |
66 | Коллективно-порядковые упражнения: | Повороты в стороны, наклоны в сторону, вперед и назад. Подъем и опускание рук, плеч, поднимание и опускание руки вместе. | 1 |
67 | Танцевальные элементы с предметами: «Платочки», «Хозяюшки» | Шаг с ударом, кружение. Прыжки на ногах. Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг цепочкой, прямой галоп, пружинка, подскоки, | 1 |
68 | Музыкальные игры: «Ловушка» | Перестроение из круга в шахматный порядок и обратно. Перестроение из круга в диагональ. | 1 |
69 | Общеразвивающие упражнения с предметами. | Упражнение на укрепление мышц спины, ног, рук, корпуса с мячами, с лентами. | 1 |
70 | Партерная гимнастика на полу. | «Лягушка», «Свечи», «качели», «пароход», «велосипед». «Тик-так», «мячик», «змейка». | 1 |
72-73 | Постановка вальса к выпускному вечеру | Подготовка к выпускному вечеру | 3 |
74 | Выпускной вечер | Выступление на выпускном вечере | 1 |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | Беседа | Словесный, наглядный | Здоровьесберегающие технологии, технология личностно-ориентированного обучения | Опрос |
2 | Партерная гимнастика | беседа | Словестный, наглядный | здоровьесберегающей и личностно-ориентированной технологиям. | поощрение за успешную работу (грамоты) |
3 | Актёрское мастерство | Беседа, видеоурок | Словесный,наглядный, самостоятельная работа | Игровые технологии, личное-ориентированные технологии | Участие в конкурсах |
5 | Постановочная хореографическая работа | практика | Словесный.наглядный, самостоятельная работа | технология коллективно-творческой деятельности, технология проектной деятельности | Открытые занятия |
4 | Итог | Отчётный концерт | Самостоятельная работа | Грамоты |
Условия реализации программы
Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала МДОУ деткого сада «Солнышко» обеспечивает реализацию образовательного потенциала для занятий хореографией; материалом, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, охраны и укрепления их здоровья.
Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала обеспечивает:
- возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых;
- учитывает национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
Образовательное пространство зала оснащено средствами обучения и воспитания:
Оборудование музыкального зала
1 . Музыкальные инструменты:
- детские музыкальные инструменты (погремушки, бубны, колокольчики, трещётка, треугольники, деревянные ложки, свистульки и др.).
2.Технические средства и оборудование:
- музыкальная колонка;
- мультимедийное оборудование;
- аудио и видео;
- Ноутбук ASUS VivoBook.
3. Музыкально—дидактические пособия
- портреты композиторов;
- фотоматериалы, иллюстрации;
- не озвученные музыкальные игрушки (гитара, балалайка, Саратовская гармошка);
- папки с тематическими иллюстрациями;
- музыкально-дидактические игры.
4. Оборудование для музыкальных игр-драматизаций
- костюмы карнавальные;
- атрибуты для игр (платочки, веночки, ленточки, листочки, султанчики цветочки, шарфики);
- шапочки-маски;
- ширма для кукольного театра (напольная);
- декорации, «карусель»;
- различные виды театров (настольный, плоскостной, пальчиковый, теневой, бибабо).
5. Картотеки:
- музыкально-дидактических игр
- пальчиковой гимнастики
- логоритмической гимнастики
Модель образовательного процесса.
Программа рассчитана на один год обучения и рекомендуется для занятий детей с 5 до 7 лет. Рабочая программа по хореографии «Ритмическая мозаика» предлагает проведение занятий для детей разновозрастной группы 2 раза в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий группы 72 ч., Занятия длятся 30 минут.
Расписание занятий
День недели | Время | Деятельность педагога дополнительного образования |
Вторник | 16:30-17:00 | Занятия с воспитанниками разновозрастной группы «Семицветик» |
Четверг | 16:30-17:00 | Занятия с воспитанниками разновозрастной группы «Семицветик» |
Форма аттестации и контроля.
Ф.И. ребёнка | Год рождения | ||
№п/п | Параметры | Начало года | Конец года |
1 | Интерес и потребность в музыкальном движении | ||
2 | Музыкальность (способность к отражению в движении характера музыки и основных средств выразительности) | ||
3 | Эмоциональность, выразительность исполнения | ||
4 | Креативность (способность к импровизации в движении под музыку: оригинальность, разнообразие используемость движений) | ||
5 | Развитие двигательных навыков: освоение разнообразных видов движений в соответствии с программным содержанием | ||
6 | Формирование двигательных качеств: координации, точности, ловкости движений; гибкости, пластичности | ||
7 | Подвижность лабильных нервных процессов (умение переключаться с одного движения на другое в соответствии с музыкой. Менять направление движения, перестраиваться) | ||
8 | Формирование правильной осанки | ||
9 | Формирование навыков ориентирования в пространстве | ||
Оценивание выполняется по трёх уровневой системе:
- Достаточный уровень
- Уровень близко к достаточному
- Недостаточный уровень
.Оценки уровня развития дошкольников:
Интерес и потребность в движении – оценивается устойчивость и выраженность интереса ребёнка к музыкально – ритмическим движениям.
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений под музыкальное сопровождение (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога).
Оценка уровня музыкальности и психомоторного развития детей 5-7 лет:
- Достаточный уровень – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, фразами.
- Уровень близко к достаточному – движения ребенка передают только общий характер, темп и метроритм.
- Недостаточный уровень – движения ребенка не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого.
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение переживать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции, умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается это показатель по внешним проявлениям.
По тому, какое место ребенок занимает в зале (если предлагается встать на любое место) и насколько этот выбор постоянен, можно оценивать проявление экстраверсии или интроверсии. Если ребенок постоянно встает поближе к педагогу, чтобы его было видно, то это характеризует его как экстраверта, и наоборот, если ребенок всегда старается спрятаться за спину других, то, скорее всего, его можно определить как интроверта. При сопоставлении этих наблюдений с другими проявлениями детей педагог может сделать выводы о внутреннем мире ребенка (благополучии или наличии тревожности в эмоциональном фоне), о его состоянии на данный момент по типичности или не типичности поведения и т.д.
Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных в процессе занятия движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па». Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и усвоенных навыков ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку.
Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения.
- Достаточный уровень - если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно.
- Уровень близко к достаточному – если ребенок выполняет с некоторыми подсказками.
- Недостаточный уровень – большие затруднения в исполнении композиции из-за рассеянности внимания.
Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений. Это можно оценить как норму.
- Достаточный уровень – если ребенок запоминает с 3-5 исполнений по показу.
- Уровень близкий к достаточному – если ребенок запоминает последовательность упражнений с 6-8 повторений композиции вместе с педагогом.
- Недостаточный уровень – ребенок неспособен запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз).
Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки.
- Норма, эталон – соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д. (Н)
- Заторможенность – запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность. (З)
- Повышенная возбудимость – ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость). (В)
Координация, ловкость движений – точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих видах движений). Гибкость, пластичность – мягкость, плавность, музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения («рыбка», «полушпагат» и др.)
Программа подразумевает развития чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия хореографией дают организму:
- физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта
- огромные возможности для полноценного эстетического совершенствования ребенка,
- гармоничное духовное и физическое развития
- являются богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка
- формируют его художественное «я»
В соответствии с ФГОСДО требования к условиям реализации программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Условия реализации Программы дополнительного образования «Ритмическая мозаика» обеспечивают полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Список литературы
- Барышникова Т. «Азбука хореографии». Редактор М.Е. Гурьянова, художник Ю.Д.Федичкин. «Айрис-пресс». Москва, 2001г.
- Буренина А. И. Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000.
- Москва, 2006г.
- Затямина Т.А., Стрепетова Л.В. Музыкальная ритмика (Учебно-методическое пособие). Серия «Уроки мастерства». Москва. Изд. «Глобус», 2009.
- Михайлова М.А, Воронина Н.В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения». Редактор Чупина Т.В., художник Турилова. «Академия развития» Ярославль 2004 год.
- Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». Хореография в детском саду.
- Редактор В.Чернина, художник М.Душин. «Линка-пресс» Москва 2006 год.
Для детей и родителей:
- Пуртова Т.В., Белекова А.Н. Учите детей танцевать.
- Барышникова Т. Азбука хореографии.
- Никитен В.Ю. Модерн-джаз.
- Михайлов М.Н., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения.
- Ю.Мнрзлякова С.И. Воспитание и дополнительное образование детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по дополнительному образованию "Ритмическая мозаика"
Рабочая программа по дополнительному образованию "Ритмическая мозаика" рассчитана на детей 6-7 лет....

Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальная мозаика"
Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальная мозаика" состоит из:1.Пояснительная записка.2.Учебно-тематический план на 2015-2016 уч.год.3.Содержание.4.Методическое обеспечение.5.Список ...

Программа дополнительного образования "Ритмическая мозаика" 5-6 лет
Программа "Ритмическая мозаика" - это кружок хореографии в дошкольном образовательном учреждении, которая не ставит перед собой цель превратить детей в профессиональных танцоров и...

Рабочая программа дополнительного образования "Ритмическая мозаика" составленная на основе программы А.И.Бурениной
Рабочая программа кружка "Ритмическая мозаика"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Ритмическая мозаика»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа...
Программа дополнительного образования "Ритмическая мозаика
Данная программа- это система специальных комплексных занятий, на которых средствами музыки и специальных двигательных упражнений, происходит овладение двигательными навыками, улучшаются качестве...

Программа дополнительного образования "Ритмическая мозаика" 4-5 лет.
Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельност...
