«Лаборатория речи. В ритме открытий»
план-конспект занятия

Шаньгина Анна Юрьевна

Моя педагогическая находка

Тема: «Лаборатория речи. В ритме открытий»

Цель: развить умение согласовывать слова с движениями под звуковые сигналы

Планируемые результаты:

Личностные:

¾ воспитать навыки самостоятельной деятельности;

¾ учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

¾ формировать навык самоконтроля и самооценки на основе наблюдения за собственной речью и движениями;

¾ воспитать взаимодействие в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_laboratoriya_rechi.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая находка

Тема: «Лаборатория речи. В ритме открытий»

Цель: развить умение согласовывать слова с движениями под звуковые сигналы

Планируемые результаты:

Личностные: 

  • воспитать навыки самостоятельной деятельности;
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки на основе наблюдения за собственной речью и движениями;
  • воспитать взаимодействие в коллективе.

Предметные:

  • развивать и корректировать слухо-зрительно-двигательную координацию, учить соотносить  склады со звуками;
  • учить воспринимать и использовать на слух несложный ритмический рисунок;
  • четко прекращать движения по сигналу;
  • согласовывать движения рук и ног; разучивать и исполнять новые учебные задания. 
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать слуховое внимание;
  • развивать музыкальный, звуковой, тембровый, динамический слух;
  • развивать пространственную организацию движений;
  • развивать общую и тонкую моторику, мимику, пантомимику;
  • формировать и развивать кинестетические ощущения;
  • развивать у детей дыхание, голос, артикуляцию;
  • нормализовать мышечный тонус через самомассаж;
  • развивать у детей чувство темпа и ритма;
  • упражнять в переключаемости с одного поля деятельности на другое;

Оборудование: проектор, за ламинированные бумажные колбы разной формы, микроскопы, ноутбук, части «послания от Профессора», презентация, нейродиски с мячами 9шт, клавесы 10 пар, нейро коврик 3*4.

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас с мою научную «Лабораторию речи».

Сегодня я буду вас обучать и развивать, тестировать и совершенствовать, чтобы каждый из вас мог носить гордое звание «Учёный»! А помогать мне будет профессор Ритмикус.

В лаборатории необходим пропуск. Подходите ко мне! Я выдам вам пропуска.

Девиз нашего занятия «В ритме открытий» звучит так:

«Чтобы речь твоя звучала – двигаться начни сначала!»

За каждое правильно выполненное задание перед нами будет открываться часть тайного послания от профессора Ритмикуса. А в самом конце нашей встречи мы сможем его полностью собрать и узнать какой сюрприз для вас приготовил профессор.

Впереди нас ждёт успех! Давайте же скорее начинать!

2. Артикуляционная гимнастика (под музыку)

-Первое задание для нашего язычка и ушей. Нужно не только хорошо выполнять упражнения, но и слушать музыку. Музыка и движения очень важны для ученых! Поехали.

Выполнение артикуляционной гимнастики под ритмичную музыку, совместно с движениями рук.

  • БОЛТУШКА (сжимать и разжимать кулачки одновременно)
  • ТРУБОЧКА – ЗАБОРЧИК (руки перед собой – руки в стороны)
  • ЧАСИКИ (руки согнуты на уровне груди, сгибаем руки в локтях в левую – правую сторону)
  • ЧАШЕЧКА (лодочка ладонями)
  • КАЧЕЛИ (язык вверх – руки вверх, язык вниз – руки вниз)
  • ЛОШАДКА (сжимать и разжимать кулачки поочерёдно)

-Вы отлично справились, ребята! А вот и первая часть послания от Профессора. Что же это означает? Не понять, но ничего, мы ведь только начали!
Переходим к следующему заданию

3. Дыхательная гимнастика

Знаете, ребята, в лаборатории происходят разные дела! Иногда нужно резко задержать дыхание, а иногда набрать полную грудь воздуха и сделать длинный и ровный выдох! Сейчас мы потренируем наше дыхание.

Посмотрите, сколько разных пробирок перед вами. Здесь есть полные пробирки, есть те, которые наполнены лишь на половину, а можно увидеть и целый набор с химикатами! Давайте попробуем сдуть всё лишнее сильным выдохом. Повторяйте за мной.

А

И. п. 1. Вдох, разведение рук вверх в стороны при одновременном длительном произнесении а        ___.

Примечание. Здесь и далее знак______ (а_____)  соответствует протяжному произнесению гласного.

О

И. п. 1. Вдох, разведение рук в стороны давящим движением при одновременном произнесении о_____.

Движение слегка напряженное, слабое, длительное

У

И. п. 1. Вдох, давящим движением вытянуть руки вперед при одновременном произнесении у _________.

Движение напряженное, слабое, длительное (рис. 4).

И

И. п. 2. Вдох, руки вверх при одновременном произнесении и_______.

Движение ненапряженное, слабое, длительное (рис. 5).

Ы

И. п. 1. Указательным движением (резко) выбросить правую, затем левую руку вперед в сторону при одновременном произнесении слога ты.

Движение напряженное, сильное, краткое

Э

И. п. 1. Вдох, руки вперед в стороны при одновременном    произнесении э______.

Движение ненапряженное, слабое, длительное

После того, как дети отдельно проговорили звуки, гласные пропеваем ещё раз на дыхании А, О, И, У, Э.

 Это успех! Мы с вами справились, и у нас открывается вторая часть задания.

4. Ритмическая минутка

- А теперь немного пошумим. Садимся в круг. Повторяйте движения за мной. Зададим жаркий ритм в этой лаборатории!

Упражнение с клавесами под музыку.

Музыка ОРФ-педагогика (2 удара клавесами по полу, 3 удара клавесами над головой, «наматывание» в ритм)

Вот это да как же здорово у нас получилось! Вроде бы и задание выполняли, а сколько веселья и радости оно нам принесло!

Мелкая моторика.

- Сейчас, мои юные лаборанты, мы разомнем наши пальчики, чтобы колбочки и пробирки были в целости и сохранности. Я подскажу, как правильно это сделать.

Палочки.

ПАЛОЧКИ- СТУКАЛОЧКИ (СТУЧИМ ПАЛОЧКАМИ ДРУГ ОБ ДРУГА)

ПАЛОЧКИ-ШУРШАЛОЧКИ (ШОРКАЕМ ДРУГ ОБ ДРУГА)

ПАЛОЧКИ-КАТАЛОЧКИ (КАТАЕМ ПО КОЛЕНКАМ И БЁДРАМ)

ПАЛОЧКИ-МОТАЛОЧКИ (МОТАЕМ ПЕРЕД СОБОЙ)

ПАЛОЧКИ-МЕШАЛОЧКИ(КАШУ МЕШАЕМ)

ПАЛОЧКИ-УБЕГАЛОЧКИ (БЕГУТ,ПРЯЧУТСЯ)

Ребята, наши пальчики нужно разминать довольно часто, поэтому не забывайте повторять эти упражнения дома. А тем временем следующая часть послания открывается.

Нужно продолжать, чтобы понять, что же для нас приготовил профессор!

5. Игра «Слово повтори на слоги раздели»

- Теперь потренируем наше внимание, ведь без него ученым никак нельзя! Важно не только знать формулы для химических реакций, но и записывать их на слух правильно и без ошибок. Итак, начинаем!

Игра «Слово повтори на слоги раздели». Ваша задача хлопнуть столько раз, сколько слогов вы услышали в слове, а затем передать слово соседу слева. Я проверю, на что вы способны!

Ушки свои включите - слово скорее ловите: ЗИМА - СНЕГ, ВЕСНА - ПРОТАЛИНА, ЛЕТО - СОЛНЫШКО, ОСЕНЬ – ЛИСТ.

Ну, что же очередное задание выполнено и я открываю следующую часть послания Профессора Ритмикуса. Мы уже так близки к разгадке!

7. Чистоговорка «Человек»

Перейдем к 5 заданию.

Нам предстоит повторять чистоговорки и подключать движения, не забывая про ритм. Ведь чёткая и ритмичная речь – залог успеха каждого, кто на пути к научным открытиям!

Слушайте и внимательно смотрите за мной – первый раз я проговариваю и показываю движения, и только после этого вы повторяете.

ВЕК – ВЕК – ВЕК – это человек (3 раза попеременно левая-правая рука касается груди, 3 раза одновременно двумя руками коснуться груди)
ВА – ВА – ВА - большая голова (3 раза попеременно левая-правая рука касается груди, 3 раза одновременно двумя руками касаемся головы)
ГА – ГА – ГА - правая нога (3 раза одновременно двумя руками хлопаем по коленкам, 3 раза левая рука хлопает по правой ноге)
КА – КА – КА - левая рука
(3 раза хлопки  двумя руками, помахали левой рукой)

НА – НА – НА – здесь у нас спина (ритмично хлопки обеими руками перед собой – за спиной)
ЧО – ЧО – ЧО - покажи плечо
(ритмично двумя руками касаемся плечей крест на крест – прямое касание)
ОНЫЙ-ОНЫЙ-ОНЫЙ – человек ученый (ритмично собираем пальцами колечки одновременно двумя руками)

И эта работа вам по плечу! Что же в следующей части послания от Профессора Ритмикуса? Все еще непонятно, что этот великий ученый нам хотел сказать.

8. Игра «Порядок в лаборатории»

Звучит звук взрыва, на экране Профессор Ритмикус с разбитой колбой. На столе лежат колбыразной формы: треугольные, круглые, прямоугольные и квадратные. Необходимо расставить колбы в правильном порядке, ориентируясь на карту-схему.

Ой, ребята, произошел взрыв в лаборатории! Опять эти новички-лаборанты что-то нахимичили! Только посмотрите, все колбочки разлетелись по лаборатории. Нужно срочно навести порядок. Поможете?

Все колбы, пробирки и химические стаканы должны храниться в определенной последовательности: здесь должны быть квадратные и треугольные колбы, а здесь прямоугольные и круглые. (используем карту-таблицу для расстановки колб по цвету и форме)

Игра «Волшебная карта».

Дети несут колбы и расставляют в таблицу, по карте-схеме. В качестве «дорожки» используем нейро коврик 3*4 квадрата. Важно нести пробирку/колбу в соответствии с цветом жидкости в ней. Когда ребенок прикрепил колбу на правильное место в таблице, ему необходимо выполнить моторную программу.

И снова успех, ребята! Как же здорово, что вы с такой легкостью можете выполнять все задания.

Посмотрите, ещё одна часть послания от Профессора открылась.

10. Игра «Говорушки» (нейродиски)

- Переходим к заключительному заданию! Вам предстоит чётко повторить за мной фразы, сохраняя ритм речи. Держать ритм, вам и мне, помогут удивительные жители Лаборатории речи – КАПИТОШКИ.

Педагог ритмично читает фразу, подбрасывая КАПИТОШКУ. Дети повторяют фразу и также подбрасывают КАПИТОШКУ, стараясь не уронить его.

Я

Буду говорить красиво

Ты

Будешь говорить красиво

Он

Будет говорить красиво

Она

Будет говорить красиво

Мы

Будем говорить красиво

Вы

Будите говорить красиво

Они

Будут говорить красиво

Молодцы, ребята! Это просто невероятно!

Вы сегодня показали, что достойны носить звание - «Учёный»! Посмотрите, все коварные задания выполнены, и теперь послание от Профессора Ритмикуса можно собрать.

Дети собирают пазл.

11. Заключительная часть

Вы собрали эмблему «Лаборатории речи»! И в качестве подарка Профессор Ритмикус приглашает вас на 1 научный съезд «В ритме открытий. Речь. Движение. Музыка.»! Он решил, что вы готовы отправиться в новое научное приключение!

А сейчас я по поручению Профессора вручу вам медали за проделанную работу в нашей научной «Лаборатории речи».

Вот и подошла к концу наша встреча. Прошу вас снять и сдать пропуск. Нам пора прощаться! До новых встреч в «Лаборатории речи»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как друзья искали ритм. Открытое логоритмическое занятие

Конспект логоритмического занятияна тему:«Как друзья ритм искали»...

Как друзья искали ритм. Открытое логоритмическое занятие

Конспект логоритмического занятияна тему:«Как друзья ритм искали»...

"Ритм и Речь" (использование ритма в развитии речи детей младшего дошкольного возраста) - буклет

Данный буклет разработан для родителей, дети которых испытывают трудности в заучивании стихотворных текстов.  Буклет содержит краткий аннотационный материал, виды текстов -  от простого к сл...

РЕЧЬ, МАССАЖ, РИТМ, МУЗЫКА – В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Речь тесно связана с ритмом, музыкой и массажем, когда все работает в содружестве, речь становится лучше....

Конспект музыкальной образовательной деятельности доминантного типа в старшей группе "Этот удивительный ритм" (открытое занятие)

Цель: формировать представления о ритме в природе и в жизни посредством перевода слуховых, зрительных, тактильных ощущений в восприятие ритмической структуры звуковой среды; способствовать усвоению му...

Консультация учителя – логопеда для воспитателей старших и подготовительной к школе групп. Тема: «Речь – движения – ритм»

Пальчиковые гимнастики  являются одним из способов помочь малышу быстрее освоиться в окружающем мире, подготовиться к следующему возрастному этапу – младшему школьному возрасту. Они си...