«Лаборатория речи. В ритме открытий»
план-конспект занятия
Моя педагогическая находка
Тема: «Лаборатория речи. В ритме открытий»
Цель: развить умение согласовывать слова с движениями под звуковые сигналы
Планируемые результаты:
Личностные:
¾ воспитать навыки самостоятельной деятельности;
¾ учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
¾ формировать навык самоконтроля и самооценки на основе наблюдения за собственной речью и движениями;
¾ воспитать взаимодействие в коллективе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Моя педагогическая находка
Тема: «Лаборатория речи. В ритме открытий»
Цель: развить умение согласовывать слова с движениями под звуковые сигналы
Планируемые результаты:
Личностные:
- воспитать навыки самостоятельной деятельности;
- учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- формировать навык самоконтроля и самооценки на основе наблюдения за собственной речью и движениями;
- воспитать взаимодействие в коллективе.
Предметные:
- развивать и корректировать слухо-зрительно-двигательную координацию, учить соотносить склады со звуками;
- учить воспринимать и использовать на слух несложный ритмический рисунок;
- четко прекращать движения по сигналу;
- согласовывать движения рук и ног; разучивать и исполнять новые учебные задания.
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать слуховое внимание;
- развивать музыкальный, звуковой, тембровый, динамический слух;
- развивать пространственную организацию движений;
- развивать общую и тонкую моторику, мимику, пантомимику;
- формировать и развивать кинестетические ощущения;
- развивать у детей дыхание, голос, артикуляцию;
- нормализовать мышечный тонус через самомассаж;
- развивать у детей чувство темпа и ритма;
- упражнять в переключаемости с одного поля деятельности на другое;
Оборудование: проектор, за ламинированные бумажные колбы разной формы, микроскопы, ноутбук, части «послания от Профессора», презентация, нейродиски с мячами 9шт, клавесы 10 пар, нейро коврик 3*4.
Ход занятия
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас с мою научную «Лабораторию речи».
Сегодня я буду вас обучать и развивать, тестировать и совершенствовать, чтобы каждый из вас мог носить гордое звание «Учёный»! А помогать мне будет профессор Ритмикус.
В лаборатории необходим пропуск. Подходите ко мне! Я выдам вам пропуска.
Девиз нашего занятия «В ритме открытий» звучит так:
«Чтобы речь твоя звучала – двигаться начни сначала!»
За каждое правильно выполненное задание перед нами будет открываться часть тайного послания от профессора Ритмикуса. А в самом конце нашей встречи мы сможем его полностью собрать и узнать какой сюрприз для вас приготовил профессор.
Впереди нас ждёт успех! Давайте же скорее начинать!
2. Артикуляционная гимнастика (под музыку)
-Первое задание для нашего язычка и ушей. Нужно не только хорошо выполнять упражнения, но и слушать музыку. Музыка и движения очень важны для ученых! Поехали.
Выполнение артикуляционной гимнастики под ритмичную музыку, совместно с движениями рук.
- БОЛТУШКА (сжимать и разжимать кулачки одновременно)
- ТРУБОЧКА – ЗАБОРЧИК (руки перед собой – руки в стороны)
- ЧАСИКИ (руки согнуты на уровне груди, сгибаем руки в локтях в левую – правую сторону)
- ЧАШЕЧКА (лодочка ладонями)
- КАЧЕЛИ (язык вверх – руки вверх, язык вниз – руки вниз)
- ЛОШАДКА (сжимать и разжимать кулачки поочерёдно)
-Вы отлично справились, ребята! А вот и первая часть послания от Профессора. Что же это означает? Не понять, но ничего, мы ведь только начали!
Переходим к следующему заданию
3. Дыхательная гимнастика
Знаете, ребята, в лаборатории происходят разные дела! Иногда нужно резко задержать дыхание, а иногда набрать полную грудь воздуха и сделать длинный и ровный выдох! Сейчас мы потренируем наше дыхание.
Посмотрите, сколько разных пробирок перед вами. Здесь есть полные пробирки, есть те, которые наполнены лишь на половину, а можно увидеть и целый набор с химикатами! Давайте попробуем сдуть всё лишнее сильным выдохом. Повторяйте за мной.
А | И. п. 1. Вдох, разведение рук вверх в стороны при одновременном длительном произнесении а ___. Примечание. Здесь и далее знак______ (а_____) соответствует протяжному произнесению гласного. |
О | И. п. 1. Вдох, разведение рук в стороны давящим движением при одновременном произнесении о_____. Движение слегка напряженное, слабое, длительное |
У | И. п. 1. Вдох, давящим движением вытянуть руки вперед при одновременном произнесении у _________. Движение напряженное, слабое, длительное (рис. 4). |
И | И. п. 2. Вдох, руки вверх при одновременном произнесении и_______. Движение ненапряженное, слабое, длительное (рис. 5). |
Ы | И. п. 1. Указательным движением (резко) выбросить правую, затем левую руку вперед в сторону при одновременном произнесении слога ты. Движение напряженное, сильное, краткое |
Э | И. п. 1. Вдох, руки вперед в стороны при одновременном произнесении э______. Движение ненапряженное, слабое, длительное |
После того, как дети отдельно проговорили звуки, гласные пропеваем ещё раз на дыхании А, О, И, У, Э.
Это успех! Мы с вами справились, и у нас открывается вторая часть задания.
4. Ритмическая минутка
- А теперь немного пошумим. Садимся в круг. Повторяйте движения за мной. Зададим жаркий ритм в этой лаборатории!
Упражнение с клавесами под музыку.
Музыка ОРФ-педагогика (2 удара клавесами по полу, 3 удара клавесами над головой, «наматывание» в ритм)
Вот это да как же здорово у нас получилось! Вроде бы и задание выполняли, а сколько веселья и радости оно нам принесло!
Мелкая моторика.
- Сейчас, мои юные лаборанты, мы разомнем наши пальчики, чтобы колбочки и пробирки были в целости и сохранности. Я подскажу, как правильно это сделать.
Палочки.
ПАЛОЧКИ- СТУКАЛОЧКИ (СТУЧИМ ПАЛОЧКАМИ ДРУГ ОБ ДРУГА)
ПАЛОЧКИ-ШУРШАЛОЧКИ (ШОРКАЕМ ДРУГ ОБ ДРУГА)
ПАЛОЧКИ-КАТАЛОЧКИ (КАТАЕМ ПО КОЛЕНКАМ И БЁДРАМ)
ПАЛОЧКИ-МОТАЛОЧКИ (МОТАЕМ ПЕРЕД СОБОЙ)
ПАЛОЧКИ-МЕШАЛОЧКИ(КАШУ МЕШАЕМ)
ПАЛОЧКИ-УБЕГАЛОЧКИ (БЕГУТ,ПРЯЧУТСЯ)
Ребята, наши пальчики нужно разминать довольно часто, поэтому не забывайте повторять эти упражнения дома. А тем временем следующая часть послания открывается.
Нужно продолжать, чтобы понять, что же для нас приготовил профессор!
5. Игра «Слово повтори на слоги раздели»
- Теперь потренируем наше внимание, ведь без него ученым никак нельзя! Важно не только знать формулы для химических реакций, но и записывать их на слух правильно и без ошибок. Итак, начинаем!
Игра «Слово повтори на слоги раздели». Ваша задача хлопнуть столько раз, сколько слогов вы услышали в слове, а затем передать слово соседу слева. Я проверю, на что вы способны!
Ушки свои включите - слово скорее ловите: ЗИМА - СНЕГ, ВЕСНА - ПРОТАЛИНА, ЛЕТО - СОЛНЫШКО, ОСЕНЬ – ЛИСТ.
Ну, что же очередное задание выполнено и я открываю следующую часть послания Профессора Ритмикуса. Мы уже так близки к разгадке!
7. Чистоговорка «Человек»
Перейдем к 5 заданию.
Нам предстоит повторять чистоговорки и подключать движения, не забывая про ритм. Ведь чёткая и ритмичная речь – залог успеха каждого, кто на пути к научным открытиям!
Слушайте и внимательно смотрите за мной – первый раз я проговариваю и показываю движения, и только после этого вы повторяете.
ВЕК – ВЕК – ВЕК – это человек (3 раза попеременно левая-правая рука касается груди, 3 раза одновременно двумя руками коснуться груди)
ВА – ВА – ВА - большая голова (3 раза попеременно левая-правая рука касается груди, 3 раза одновременно двумя руками касаемся головы)
ГА – ГА – ГА - правая нога (3 раза одновременно двумя руками хлопаем по коленкам, 3 раза левая рука хлопает по правой ноге)
КА – КА – КА - левая рука (3 раза хлопки двумя руками, помахали левой рукой)
НА – НА – НА – здесь у нас спина (ритмично хлопки обеими руками перед собой – за спиной)
ЧО – ЧО – ЧО - покажи плечо (ритмично двумя руками касаемся плечей крест на крест – прямое касание)
ОНЫЙ-ОНЫЙ-ОНЫЙ – человек ученый (ритмично собираем пальцами колечки одновременно двумя руками)
И эта работа вам по плечу! Что же в следующей части послания от Профессора Ритмикуса? Все еще непонятно, что этот великий ученый нам хотел сказать.
8. Игра «Порядок в лаборатории»
Звучит звук взрыва, на экране Профессор Ритмикус с разбитой колбой. На столе лежат колбыразной формы: треугольные, круглые, прямоугольные и квадратные. Необходимо расставить колбы в правильном порядке, ориентируясь на карту-схему.
Ой, ребята, произошел взрыв в лаборатории! Опять эти новички-лаборанты что-то нахимичили! Только посмотрите, все колбочки разлетелись по лаборатории. Нужно срочно навести порядок. Поможете?
Все колбы, пробирки и химические стаканы должны храниться в определенной последовательности: здесь должны быть квадратные и треугольные колбы, а здесь прямоугольные и круглые. (используем карту-таблицу для расстановки колб по цвету и форме)
Игра «Волшебная карта».
Дети несут колбы и расставляют в таблицу, по карте-схеме. В качестве «дорожки» используем нейро коврик 3*4 квадрата. Важно нести пробирку/колбу в соответствии с цветом жидкости в ней. Когда ребенок прикрепил колбу на правильное место в таблице, ему необходимо выполнить моторную программу.
И снова успех, ребята! Как же здорово, что вы с такой легкостью можете выполнять все задания.
Посмотрите, ещё одна часть послания от Профессора открылась.
10. Игра «Говорушки» (нейродиски)
- Переходим к заключительному заданию! Вам предстоит чётко повторить за мной фразы, сохраняя ритм речи. Держать ритм, вам и мне, помогут удивительные жители Лаборатории речи – КАПИТОШКИ.
Педагог ритмично читает фразу, подбрасывая КАПИТОШКУ. Дети повторяют фразу и также подбрасывают КАПИТОШКУ, стараясь не уронить его.
Я | Буду говорить красиво |
Ты | Будешь говорить красиво |
Он | Будет говорить красиво |
Она | Будет говорить красиво |
Мы | Будем говорить красиво |
Вы | Будите говорить красиво |
Они | Будут говорить красиво |
Молодцы, ребята! Это просто невероятно!
Вы сегодня показали, что достойны носить звание - «Учёный»! Посмотрите, все коварные задания выполнены, и теперь послание от Профессора Ритмикуса можно собрать.
Дети собирают пазл.
11. Заключительная часть
Вы собрали эмблему «Лаборатории речи»! И в качестве подарка Профессор Ритмикус приглашает вас на 1 научный съезд «В ритме открытий. Речь. Движение. Музыка.»! Он решил, что вы готовы отправиться в новое научное приключение!
А сейчас я по поручению Профессора вручу вам медали за проделанную работу в нашей научной «Лаборатории речи».
Вот и подошла к концу наша встреча. Прошу вас снять и сдать пропуск. Нам пора прощаться! До новых встреч в «Лаборатории речи»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи "Наши сердца открыты добру".
Занятие по развитию речи....
Как друзья искали ритм. Открытое логоритмическое занятие
Конспект логоритмического занятияна тему:«Как друзья ритм искали»...
Как друзья искали ритм. Открытое логоритмическое занятие
Конспект логоритмического занятияна тему:«Как друзья ритм искали»...
"Ритм и Речь" (использование ритма в развитии речи детей младшего дошкольного возраста) - буклет
Данный буклет разработан для родителей, дети которых испытывают трудности в заучивании стихотворных текстов. Буклет содержит краткий аннотационный материал, виды текстов - от простого к сл...

РЕЧЬ, МАССАЖ, РИТМ, МУЗЫКА – В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Речь тесно связана с ритмом, музыкой и массажем, когда все работает в содружестве, речь становится лучше....

Конспект музыкальной образовательной деятельности доминантного типа в старшей группе "Этот удивительный ритм" (открытое занятие)
Цель: формировать представления о ритме в природе и в жизни посредством перевода слуховых, зрительных, тактильных ощущений в восприятие ритмической структуры звуковой среды; способствовать усвоению му...
Консультация учителя – логопеда для воспитателей старших и подготовительной к школе групп. Тема: «Речь – движения – ритм»
Пальчиковые гимнастики являются одним из способов помочь малышу быстрее освоиться в окружающем мире, подготовиться к следующему возрастному этапу – младшему школьному возрасту. Они си...
