Организация опытно - экспериментальной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС
опыты и эксперименты
Организация опытно – экспериментальной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС
Подготовила: Воспиталель МБДОУ «Русскополянского детского сада № 5» Диль Наталья Владимировна.
Цель: Формирование у дошкольников расширенных представлений об объектах живой и неживой природы.
Задачи:
- создание предпосылок формирования практических и умственных действий;
- создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка среднего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности;
- развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать; - - развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, - развитие умения устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы;
- развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
- расширение представлений детей о физических свойствах объектов окружающего мира;
- формирование у детей умений целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, определять средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать выводы.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться опытом работы по теме: «Организация опытно – экспериментальной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС»
«Самое лучшее открытие, которое ребенок делает сам».
Ральф Уолдо Эмирсон.
- Предлагаю посмотреть видеоролик и подумать, каким видом деятельности заняты дети? (просмотр видеоролика)
- И так, каким видом деятельности заняты дети? (опытно – экспериментальной деятельностью)
Слайд 1, 2
На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Современная система образования переходит от способа передачи детям знаний информационным путем к поисково - исследовательской деятельности, когда ребенок сам находит ответы на интересующие его вопросы.
Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребенок мог раскрыть и совершенствовать свои способности, умения и навыки.
Слайд 3
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование у дошкольников расширенных представлений об объектах живой и неживой природы.
Слайд 4
Для этого нами создаются все условия; в группах созданы информационные уголки по экспериментальной деятельности «Юный исследователь» со всем необходимым материалом, для экспериментов; создаются специальные педагогические ситуации для исследовательской деятельности, изучения свойств тех или иных объектов, предметов или явлений природы.
Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
Слайд 5, 6, 7, 8
В нашем детском саду разработана парциальная программа «Юный исследователь» Начиная с младшей группы, мы составляем картотеку опытно-исследовательской деятельности, согласно лексическим темам, изучаемым в данной возрастной группе. Это позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с правилами безопасности. В ходе организованной образовательной деятельности (ОД) важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А предлагаемые мной опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.
Слайд 9, 10
Данная работа предусматривает активное привлечение родителей к сотрудничеству с детьми.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и взаимопонимания между родителями и педагогом. Поэтому нам необходимо было знать мнение родителей об экспериментировании. Чтобы выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса, было проведено анкетирование «Детское экспериментирование в семье».
Слайд 11
Обработка результатов анкетирования выявила, что 59% родителей считают опытно-исследовательскую деятельность одним из условий интеллектуального развития детей, 38% поощряют такую деятельность и способствуют созданию условий для организации детского экспериментирования дома, и 60% респондентов поддерживают интерес детей к экспериментированию, оказывают не только эмоциональную поддержку, но и включаются в совместную деятельность.
Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению.
По результатам запросов родителей были разработаны буклеты: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», где были предложены варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей, правила при проведении экспериментов.
Наша работа с родителями была основана на взаимном сотрудничестве и уважении, ну а дети, видя, что это все интересно не только им, но и их родителям с еще большим воодушевлением занимались экспериментальной деятельностью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русско-Полянский муниципальный район Омской области «Самое лучшее открытие , которое ребенок делает сам» Ральф.У.Эмирсон
Русско-Полянский муниципальный район Омской области Цель: Формирование у дошкольников расширенных представлений об объектах живой и неживой природы.
Русско-Полянский муниципальный район Омской области Юный исследователь
Русско-Полянский муниципальный район Омской области
Русско-Полянский муниципальный район Омской области Эксперименты со снегом (льдом)
Русско-Полянский муниципальный район Омской области Эксперименты с водой
Русско-Полянский муниципальный район Омской области Эксперименты с песком
Русско-Полянский муниципальный район Омской области Методы взаимодействия с семьей : Ознакомление родителей с задачами опытно- экспериментальной деятельности; Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников». Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ; Анкетирование. Наглядная информация (папки- передвижки, буклеты, информация на стенде в приемной) Выполнение экспериментов в домашних условиях. Консультации.
Русско-Полянский муниципальный район Омской области Опыты и эксперименты в домашних условиях
Русско-Полянский муниципальный район Омской области Результаты анкетирования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по самообразованию "Детская опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС"
В данной программе определены цели и задачи, направленные на создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,представлены используемые матер...

"Организация познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
Методическая разработка для педагогов ДОУ...

Игра Брей-ринг «Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Повышение компетентности педагогов в организации игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС....

Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Игра в детском саду должна всесторонне охватывать все стороны духовной и физической деятельности ребенка, способствовать накоплению социального опыта....
Организация и развитие игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Презентация Организация и развитие игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО...
"Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОО"
Как правильно организовать игру с дошкольниками?...

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в условиях ФГОС
Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)Развивать умение д...
