Организация опытно - экспериментальной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС
опыты и эксперименты

Диль Наталья Владимировна

Организация опытно – экспериментальной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС

Подготовила: Воспиталель МБДОУ «Русскополянского  детского сада № 5» Диль Наталья Владимировна.

Цель: Формирование у дошкольников расширенных представлений об объектах живой и неживой природы.

Задачи:

- создание предпосылок формирования практических и умственных действий;

- создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка среднего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности;

- развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать; - - развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, - развитие умения устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы;

- развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;

- расширение представлений детей о физических свойствах объектов окружающего мира;

- формирование у детей умений целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, определять средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать выводы.

 

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться опытом работы по теме: «Организация опытно – экспериментальной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС»

    «Самое лучшее открытие, которое ребенок делает сам».

Ральф Уолдо Эмирсон.

 - Предлагаю посмотреть видеоролик и подумать, каким видом деятельности заняты дети? (просмотр видеоролика)

- И так, каким видом деятельности заняты дети? (опытно – экспериментальной деятельностью)

Слайд 1, 2

 

     На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Современная система образования переходит от способа передачи детям знаний информационным путем к поисково - исследовательской деятельности, когда ребенок сам находит ответы на интересующие его вопросы.

Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребенок мог раскрыть и совершенствовать свои способности, умения и навыки.

   Слайд 3

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование у дошкольников расширенных представлений об объектах живой и неживой природы.

Слайд 4

Для этого нами создаются все условия; в группах созданы информационные  уголки по экспериментальной деятельности «Юный исследователь» со всем необходимым материалом, для экспериментов; создаются специальные педагогические ситуации для исследовательской деятельности, изучения свойств тех или иных объектов, предметов или явлений природы.

   Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

Слайд 5, 6, 7, 8

    В нашем детском саду разработана парциальная программа «Юный исследователь» Начиная с младшей группы, мы составляем картотеку опытно-исследовательской деятельности, согласно лексическим темам, изучаемым в данной возрастной группе. Это позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с правилами безопасности. В ходе организованной образовательной деятельности (ОД) важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А предлагаемые мной опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Слайд 9, 10

Данная работа предусматривает активное привлечение родителей к сотрудничеству с детьми.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и взаимопонимания между родителями и педагогом. Поэтому нам необходимо было знать мнение родителей об экспериментировании. Чтобы выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса, было проведено анкетирование «Детское экспериментирование в семье».

 

 

 

Слайд 11

 

Обработка результатов анкетирования выявила, что 59% родителей считают опытно-исследовательскую деятельность одним из условий интеллектуального развития детей, 38% поощряют такую деятельность и способствуют созданию условий для организации детского экспериментирования дома, и 60% респондентов поддерживают интерес детей к экспериментированию, оказывают не только эмоциональную поддержку, но и включаются в совместную деятельность.

Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению.

По результатам запросов родителей были разработаны буклеты: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», где были предложены варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей,  правила при проведении экспериментов.

Наша работа с родителями была основана на взаимном сотрудничестве и уважении, ну а дети, видя, что это все интересно не только им, но и их родителям с еще большим воодушевлением занимались экспериментальной деятельностью.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русско-Полянский муниципальный район Омской области Организация опытно – экспериментальной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС Автор: Диль Наталья Владимировна Воспитатель МБДОУ «Русскополянский детский сад № 5»

Слайд 2

Русско-Полянский муниципальный район Омской области «Самое лучшее открытие , которое ребенок делает сам» Ральф.У.Эмирсон

Слайд 3

Русско-Полянский муниципальный район Омской области Цель: Формирование у дошкольников расширенных представлений об объектах живой и неживой природы.

Слайд 4

Русско-Полянский муниципальный район Омской области Юный исследователь

Слайд 5

Русско-Полянский муниципальный район Омской области

Слайд 6

Русско-Полянский муниципальный район Омской области Эксперименты со снегом (льдом)

Слайд 7

Русско-Полянский муниципальный район Омской области Эксперименты с водой

Слайд 8

Русско-Полянский муниципальный район Омской области Эксперименты с песком

Слайд 9

Русско-Полянский муниципальный район Омской области Методы взаимодействия с семьей : Ознакомление родителей с задачами опытно- экспериментальной деятельности; Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников». Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ; Анкетирование. Наглядная информация (папки- передвижки, буклеты, информация на стенде в приемной) Выполнение экспериментов в домашних условиях. Консультации.

Слайд 10

Русско-Полянский муниципальный район Омской области Опыты и эксперименты в домашних условиях

Слайд 11

Русско-Полянский муниципальный район Омской области Результаты анкетирования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию "Детская опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС"

В данной программе определены цели и задачи, направленные на создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,представлены используемые матер...

Игра Брей-ринг «Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС»

Повышение компетентности педагогов в организации игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС....

Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Игра в детском саду должна всесторонне охватывать все стороны духовной и физической деятельности ребенка, способствовать накоплению социального опыта....

Организация и развитие игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

    Презентация   Организация и развитие игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО...

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в условиях ФГОС

Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)Развивать умение д...