Образовательная программа дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству
рабочая программа

Целью данной программы является: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

- Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;

- Приобщение к эстетической культуре;

- Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;

- Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

- Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;

- Развивать мелкую моторику рук детей;

- Обогащать словарный запас детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no1.docx16.45 КБ
Файл prilozhenie_no4.docx37.34 КБ
Файл prilozhenie_no6.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству «Русские узоры»

(автор программы: Щур А.В., МБДОУ № 171 «Черничка»)

Целью данной программы является: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

- Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;

- Приобщение к эстетической культуре;

- Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;

- Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

- Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;

-         Развивать мелкую моторику рук детей;

- Обогащать словарный запас детей.

Направления:

1. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.

2. Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением.

3. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством: беседы, занятия на основе метода интеграции, рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц; выставки в мини-галерее изделий русского декоративно-прикладного искусства; выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду; просмотр видеофильмов, экскурсии, дидактические игры; использование силуэтного моделирования; экспериментирование с различными художественными материалами; соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки; заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов; сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах; использование физминуток; создание альбомов, книг по декоративно-прикладному искусству.

В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.

Типы занятий:

-         На тему предложенную воспитателем (освоение нового материала, повторение пройденного);

-         На тему выбранную ребёнком (по его замыслу).

Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Занятия проводятся группой 8-10 человек. Проводится занятие один раз в неделю. Продолжительность 20-30 минут (в зависимости от возраста детей).

Срок реализации: 3 года.

Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

Предполагаемый результат:

- дети имеют представление о народных промыслах; - умеют различать изделия разных народных промыслов;

- приобретут практические умения по работе с глиной, различными изобразительными материалами;

- у детей появится интерес к истории и культуре нашего народа;

- развивается художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя, выражать эмоционально свои впечатления в декоративно-прикладном творчестве;

- приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.

Методы оценки результативности программы:

1. Количественный анализ: посещаемость, статистические данные, фиксация занятий в рабочем журнале, отслеживание результата (наблюдение, диагностика), практические материалы.

2. Качественный анализ: формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности и достижение целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

3. Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:

- выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству, учитывая индивидуальные способности детей;

- определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы);

- спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детских работ, отношение к деятельности.

Работа с родителями строиться на основе анкет по изучению художественных интересов детей. Используются разнообразные формы работы: родительские собрания, индивидуальные консультации, беседы, выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству, буклетов «Сделаем сами» (о способах и последовательности лепки и украшения игрушек); разработки правил рисования различными изобразительными материалами и инструментами.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду, в поселке; создание декоративных книг; участие в КВНах по народным промыслам; развлечениях, досугах, праздниках.




Предварительный просмотр:

Методический материал для педагогов и родителей воспитанников

Семинар-практикум для педагогов по теме «Народные промыслы. Декоративно-прикладное искусство в ДОО»

I. Вступительное слово. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие, образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного. Итак, в рамках семинара рассмотрим такие понятия, как декоративное рисование, народная культура, народное творчество, народное искусство и народные промыслы.

Народная культура, её традиции – это неотъемлемая часть жизни самого народа, ведь культура – это “совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Субъектом культуры является человек: он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности. И именно его принято считать создателем культуры народа, народных традиций. С раннего детства ребенок впитывает в себя культуру, в которой родился. Она входит в него с ритмом колыбельных песен, шумом ветра, голосами и улыбками близких людей, окружающим пространством. Так создается некая матрица, которая определяет психологию и поведение ребенка. Это видение мира ложится в основу ценностей и мотивов поведения, формирует модели общения и взаимодействия. Культура во многом обуславливает психологию и характер не только отдельного человека, но и целого народа. Каждый народ имеет свою культуру. Национальная культура необходима человеку, потому что она находится в гармонии с национальным характером.

Народная культура включает в себя такие понятия, как народное творчество, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражал свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы. В глубокой древности для удовлетворения эстетических потребностей человека в его повседневной жизни возникло народное искусство. Оно было представлено архитектурой, а также изделиями из самых разных материалов: керамикой, ткачеством, вышивкой, резьбой по дереву, живописью, художественной ковкой.

Вначале народное искусство развивалось как элемент художественного оформления различных бытовых предметов: посуды, одежды, инструментов и орудий труда, жилища. Нередко это оформление носило магический характер, отражая древнейшие мифологические представления об устройстве мира, окружавшего человека. Часто образы народного искусства имели охранительное значение, например, вышивка на одежде или орнамент на жилище. С течением времени народное искусство выделилось в отрасль кустарного производства, став ремеслом. В России оно приобрело форму народных художественных промыслов, бытующих в определенных местностях (например, известные нам промыслы: городецкая роспись по дереву, гжельская керамика, семёновская игрушка).

Декоративное рисование – это создание узоров и других украшений для книг, предметов быта, одежды.

Задачи декоративного рисования:

- развивать чувство композиции, в связи с построением узора на различных формах;

- развивать чувство цвета;

- развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использование их отдельных элементов в своем творчестве;

- совершенствование технических навыков в рисовании кистью и карандашами.

Важной задачей обучения является – развитие умения составлять узоры, учитывать ритм, симметрию, цвет. Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно, представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать. Развитие чувства цвета выделяется как главная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они не отделимы друг от друга. Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических элементов или элементов форм растительного и животного мира. Основное назначение орнамента - украсить поверхность предмета, более четко выявить форму. Ритм – это чередование одинаковых элементов с одинаковыми интервалами. Ритм должен быть понятным и чётким.

Например, игра «Собери дорожку».

Игровая задача:

-для малышей – помочь игровому персонажу выложить дорожку по заданному алгоритму (круги одного цвета, одного размера);

-для детей среднего дошкольного возраста – выложить дорожку из элементов одной формы, но разного размера (чередуя);

-для детей старшего дошкольного возраста – выложить узор на полосе из элементов разных по цвету и по форме (с элементом соревнования «Кто быстрее»).

Симметрия – в переводе с греческого означает соразмерность. Рассматривают симметрию осевую и центральную. Равновесие элементов в орнаменте достигается благодаря симметрии. Симметрия часто выступает как единственное средство выразительности. Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из трех этапов:

- знакомство с историей народного промысла и выделения простейших элементов узора;

- углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции;

- творческое использование полученных знаний, умений, навыков.

Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволить усвоить один из главных способов создания выразительности в орнаментальной деятельности – ритмичность и чередование. Затем, возможна такая последовательность: составление узора в круге, квадрате, прямоугольнике и треугольнике, украшение различных форм, передающих образы одежды, обуви, посуды, игрушек, наконец, по возможности – украшение объемных форм.

В основе обучения декоративному рисованию, как отмечалось выше, лежит знакомство с народными промыслами.

Младший дошкольный возраст: Составлять узоры в рисовании, используя геометрические элементы узора: широкие прямые линии, мазки, кольца, круги, точки, выбирая цвет бумаги(фон) и элементы узора, располагать их на всем листе, ритмично заполняя лист одинаковыми элементами (по форме, величине, цвету) или чередуя два элемента (по форме или цвету). Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми в средней группе. Композиции узора и его цветовой строй подчиняются эстетическим закономерностям, которые постепенно становятся доступны детям. Вначале в 3,5-4 года они овладевают самими простыми навыками декоративной деятельности: ритмическим повторением элементов (украшают салфетки, варежки, кукле платье) , затем учатся чередовать простые элементы (лепестки – приманивание всем ворсом кисти к бумаге, точки, полоски).

Средний дошкольный возраст: Составлять узоры на основе росписи некоторых видов народной игрушки (тверской, филимоновской, дымковской и др.), выделяя геометрические элементы росписи: овалы(мазок), кольцо, круг, точки, линии прямые широкие и тонкие, черточки; передавать колорит росписи определенного вида, их сочетания (цвет фона и элементов). В декоративном рисовании может быть использован образец рисунка, выполненный воспитателем, на основе которого он вначале знакомит детей с принципом построения узора, с теми элементами, которые в него входят, показывает, как надо работать.

В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Также в декоративном рисовании используется образец. Закрепляя навыки повторения элементов узора, дети учатся симметрично располагать его на бумаге, имеющей форму квадрата (салфеточки, платочки), круга (тарелочки). Чтобы выполнить узор, ребенок должен использовать весь лист бумаги, найти углы, края, середину. В процессе создания узора ребенка учат сопоставлять одинаковые части. В узор включаются дуги, цветы, листья, узор выполняется не только всей кистью, но и кончиком ворса. В старшей группе, узоры должны быть симметричны.

Применение образца в подготовительной группе еще более ограниченное, чем в старшей группе. В декоративном рисовании используются предметы народного декоративного искусства, на которых дети знакомятся с композицией, использованием цвета, различными элементами росписи. Образец дается в тех случаях, когда надо выделить какой-либо элемент узора из общей композиции для показа особенностей его исполнения. В подготовительной группе детей учат составлять симметричные узоры. Значительно усложняются элементы узора: вводятся спирали, завитки, волнистые линии, обогащается цветовая гамма. Также ставится и другая задача- научить выполнять узор в определенной цветовой гамме, характерной для того или иного вида народного декоративного искусства – дымковской, хохломской, городецкой росписи, в теплых или холодных тонах. При составлении узоров детям предоставляют возможность использовать не только основные цвета, но и оттенки. От ритмичных узоров с повторяющимися элементами постепенно переходят к симметричным, а затем и асимметричным; композициям.

Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения, но прежде всего он должен понимать и любить народное декоративно-прикладное искусство, знать, к какому народному промыслу относится та или иная игрушка, уметь рассказать о мастерах, которые делают игрушки, и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать маленького ребенка.

II. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» Тест для педагогов семинара «Русское народное творчество»

Как известно, все педагогические методы делятся на группы:  - наглядные,  - словесные,  - практические

К какой группе относят следующие методы:

1

чтение произведений русского народного творчества

С

2

рассматривание иллюстраций и картин о прошлом

Н

3

лепка народных игрушек

П

4

демонстрация наглядных пособий о русском народном творчестве

Н

5

аппликация (рисование) какого-либо народного праздника, обычая, традиции

П

6

рассказ о русских праздниках, традициях, обычаях

С

7

беседа о русском народном творчестве

С

8

эпизодические игровые приёмы по произведениям русского народного творчества

П

9

рассказывание русских народных сказок

С

10

просмотр видео, мультипликационных фильмов, кинофильмов, сказок и эпизодов исторических кинофильмов

Н

11

художественное слово: загадки, пословицы, поговорки

С

12

пение колыбельных, народных песен

С

13

рисование элементов народных художественных промыслов

П

III. РЕШЕНИЕ КРОССВОРДОВ

Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки) – (свистунья), на котором все его посетители (от мала до велика), считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он? (синий)

2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан. (дерево)

3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (глина)

4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (жостово)

5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (золотой)

6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья. (игрушка)

7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье. (гончар)

8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств их можно отнести? (скульптура)

9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера (прялка)

Узорница – так в российских деревнях говорили о красоте. Из чего же плетётся красота узоров на изделиях? Узнаем, когда кроссворд отгадаем.

Самый знаменитый элемент Городецкой росписи (купавка)

Элемент хохломы (завиток)

Самый излюбленный узор гжели (роза)

Один из элементов дымковской росписи (круг)

Главный цветок в полохов-майданской росписи (шиповник)

Важная часть Городецкой росписи – умелое оживление рисунка(оживка)

Что изображают чаще всего на жостовских подносах (цветы)

Символ растительности в филимоновской росписи (ёлочка)

IV. ЗАГАДКИ

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы...

А ну, назови-ка меня!

Дымковская игрушка.

Бочонки, копилки, матрешки, грибки –

Они не малы, да и не велики.

Свистульки, тарелочки в ярких цветах

И солнце, и речка, и домик в кустах.

Свободная роспись: шиповник цветет,

И яблочки зреют, и травка растет...

Полхов-Майданская роспись

Кто ответит на вопрос,

Что за сказочный поднос?

Есть букет в нем крупный, яркий:

В середине - цветом жарким

Он сияет, а вокруг – словно дети встали в круг,

Много маленьких цветочков,

И травинок, и листочков,

И узорная кайма по подносу пролегла?

Отвечаем на вопрос –

Это – жостовский поднос.

Посмотришь – как от солнышка рябит!

Есть барыни и бравые солдаты,

Коровушки, олени полосатые.

Слепили все игрушки эти здорово

Нам мастера деревни… Филимоново.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты,

Блестят они, как золотые.

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют…. хохломой.

«Снежно белая посуда

Расскажи ка: ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела.

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми» (гжель)

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки.

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят,

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

Городецкая роспись.

Красавица девица,

У неё сестрицы.

Каждая сестрица –

Для маленькой темница.

Матрёшка

V. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Раскрашивание шаблонов игрушек, посуды, одежды различными видами росписи, оформление выставки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы, традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними – это прикосновение к красоте и народной мудрости. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественно-эстетического воспитания.

Мастер-класс для родителей «Дизайн в росписи народных промыслов»

Цель: познакомить родителей с понятием «пластилинография», с приемами и способами изображения, научить совместной с детьми деятельности в свободное время дома. Дать понятие о необходимости развития мелкой мускулатуры кистей и пальцев рук у ребенка.

Задачи:

 Развивать интерес к изобразительной и художественной деятельности.

Знакомить с новым способом изображения – пластилинография, создавать выразительные образы, посредством формы, цвета и элементов узора.

Научить приемам и способам изображения пластилином.

Познакомить с приемами смешивания цветов и влиянием цвета на образ или объект изображаемого.

Предложить варианты «росписи» по мотивам дымковских, полхово-майдановских мастеров, изделий хохломы, жостова, гжели.

Познакомить с традициями росписи российских умельцев.

Вызвать интерес к использованию игр-занятий с использованием пластических материалов, для развития мелкой мускулатуры пальцев и кистей рук.

Участники мастер-класса: родители воспитанников старшей группы.

Место проведения — игровая группы детского сада

Материалы и инструменты: набор цветного пластилина, стеки, зубочистки, дощечки, силуэты; салфетки, емкости с водой, бросовый и природный материал.

Предварительная работа:

- Организация пространства для проведения мастер-класса.

- Подготовка демонстрационного материала, образцов, силуэтов, пластического материала, инструментов.

- Подборка методического материала, составление конспекта.

- Организация родителей на практическое занятие «Мастер-класс».

- Подготовка памяток, рекомендаций для родителей.

План:

1. Представление «Давайте познакомимся».

2. Практические занятия.

3. Обмен мнениями, впечатлениями.

4. Раздача буклетов-памяток.

Ход мастер-класса:

Уважаемые родители, вас, конечно, интересует и волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Ученые доказали, что развитие кисти и пальцев руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточна развита память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Изобразительная деятельность ребенка в нашем детском саду является одним из естественных специфических детских видов деятельности, здесь решаются многие задачи, в том числе и на развитие мелкой мускулатуры рук. Работая много лет в детском саду с детьми с нарушением функций ОДА, и другими сопутствующими заболеваниями, что является следствием слабо развитой мускулатуры пальцев и кистей рук и отрицательно сказывается на результатах продуктивной деятельности, поняла, что помимо традиционной техники рисования и лепки необходимо вводить занятия с использованием техники «пластилинография». Ведь в процессе лепки совершенствуются все психические функции: память, воображение, зрительное восприятие, развитие глазомера, мышления, умение анализировать, сравнивать, формируется сенсорное восприятие.

Вашему вниманию предлагаю опыт работы по художественно-изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинография. Понятие пластилинография имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, изображать и пластилин – подразумеваемый материал, которым наносится изображение. Осваивание детьми приемов работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций с использованием других приемов: декоративные налепы, прищипывание, оттягивание деталей соединение частей путем примазывания. Важное значение имеет цвет пластилина, как средство выразительности предмета или образа, дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого или темного оттенков.

Предложенные мною творческие задания направлены не только на развитие мелкой мускулатуры пальцев и кисти руки ребенка, но и на ознакомление детей с промыслами народных мастеров-умельцев, что прививает любовь и уважение, чувство гордости за страну, в которой мы живем.

1 Творческое задание «Дымковский козленок».

Есть в России уголок, где из труб идет дымок. Кто хоть раз попал туда – не забудет никогда.

Знаменита деревушка яркой глиняной игрушкой И свистулькой звонкой, с голосочком тонким.

Пестрыми фигурками, крошечными мурками. Веселит, ласкает взор пестрый радостный узор.

Просто загляденье, всем на удивленье. Вот на карусели все игрушки сели, По кругу помчались, все цвета смешались.

Предлагаю рассмотреть дымковские игрушки, элементы росписи, определить цветовую гамму. Для примера росписи в технике пластилинография предлагаю выбрать дымковского козленка и поэтапно украсить его.

1 этап. «Колечки». Отделить, от общего бруска пластилина красного цвета кусочек, раскатать на дощечке колбаску, разделить стекой на равные части, выложить в виде колечек на силуэте козленка, плотно прижимая к картону. (Напоминание родителям, что пластилин липкий материал, поэтому пальцы нужно периодически смачивать в воде)

2 этап. «Кружочки». Отделить, от общего бруска пластилина зеленого цвета кусочек, раскатать толстую колбаску, разделить стекой на равные части, скатать между пальцами шарик, сплющить и прижать в середине каждого колечка.

3 этап. «Горошины». Отделить, от большого бруска пластилина желтого цвета кусочек, отщипнуть небольшой кусочек, раскатать пальчиками горошину, наклеивание их по всей поверхности силуэта козленка хаотично.

4 этап. Для дополнения можно предложить украсить мордочку козленка, изобразить копытца, рожки.

2 Творческое задание «Матрешка»

Есть у нас для вас игрушка, Не лошадка, не Петрушка-Красавица девица, У нее сестрицы. Каждая сестрица – в маленькой темнице.

Рассматривание матрешек, определение элементов узора растительного орнамента, цветовой гаммы Полхово-Майдановских мастеров. Пояснить, что игрушка выполнена из дерева и подразделяется на виды «Семеновская», «Загорская». Предложить родителям украсить силуэт матрешки.

1 этап. «Цветы». От общего бруска красного пластилина, отделить кусочек, разделить стекой на небольшие части, круговыми движениями пальцев раскатать в шарик. Каждый шарик разложить по диаметру круга, прижимая их к основе, серединку цветка выполнить так же другим цветом пластилина.

2 этап. «Листочки» Раскатать колбаску зеленого цвета, стекой разделить на части, раскатать овал, сузить с обеих сторон, сплющить по форме лепестка, прикрепить к основе, стекой процарапать прожилки.

3 этап. «Ягоды». Раскатать колбаску оранжевого цвета, разделить на маленькие части, из каждого кусочка раскатать шарик, сформировать из них малинку, прикрепляя к основе. Из кусочка зеленого пластилина раскатать тонкую колбаску прикрепить к верхней части листочки.

4 этап. «Веточки». Раскатать из зеленого пластилина длинные узкие колбаски, прикрепить к основе головки цветка, по бокам веточки сформировать листочки и завитки.

3 Творческое задание «Хохломская ложка»

Представить для рассматривания предметы хохломы, рассматривание элементов росписи растительного характера, определение цветовой гаммы и этапов работы.

1 этап. «Роза» Раскатать колбаску из пластилина желтого, охристого, красного цвета, разделить стекой на 8 частей, разного размера, сузить каждую колбаску с одной стороны, прикрепить на силуэт, примазывая к середке цветка и располагая по кругу.

2 этап. «Серединка» Раскатать колбаски из пластилина контрастных цветов, разделить на небольшие части, расположить в серединке цветка, сдавливающими движениями соединить.

3 этап. «Цветок» Раскатать колбаску из пластилина охристого цвета, разделить на 5 частей, скатать в шарики, сплющить в лепешку, расположить по кругу. Из кусочка пластилина желтого цвета скатать шарик, прикрепить к середине цветка.

4 этап. «Веточки» Раскатать из пластилина зеленого цвета длинную узкую колбаску, по силуэту выложить завиток влево и вправо от цветка, с верху и снизу расположить листочки, стекой прорисовать прожилки.

5 этап. «Ягода» Из пластилина красного цвета скатать шарик, сузить с одного конца, придавая форму сердечка, прикрепить к силуэту слегка сдавив, стекой или зубочисткой изобразить на ягоде семечки. В качестве альтернативы предложить выложить семечки из бисера черного цвета. Из зеленого пластилина скатать тонкую колбаску, изобразить листочек для ягодки.

4 Творческое задание «Гжельская роза»

Рассматривание изделий гжельских мастеров, определение характера росписи, цветовой гаммы изделия. Предложить родителям украсить чайную чашку гжельским розаном. Определение этапов работы.

1 этап. «Розан» Смешать синий и белый пластилин, взяв по кусочку и пальцами перемешать, чтобы получился голубой. Раскатать тонкие колбаски синего и голубого цветов, выложить в определенном порядке, сначала синим цветом, затем голубым по внутреннему силуэту розана, соединяя цвета прижимая их к основанию.

2 этап. «Веточки», «Елочки» Раскатать тонкие колбаски голубого и синего цвета, прикрепить к основанию цветка, слегка придавливая, с лева и с права от стебелька выложить спиральки, елочки, веточки, чередуя голубой и синий цвета колбасок.

3 этап. «Листочки» Раскатать из пластилина голубого цвета колбаски, заузить с обеих сторон, сплющить пальцами рук, прикрепить к стебелькам букета, стекой или зубочисткой прорисовать прожилки.

4 этап. «Тычинки» Из кусочка пластилина черного цвета раскатать тонкие колбаски, расположить в середине розана, наискосок в виде сеточки, слегка придавив.

5 Творческое задание «Жостовский букет»

Рассматривание изделий жостовских мастеров, определение цветовой гаммы. Предложить родителям украсить поднос элементами жостовских растительных узоров. Для этого необходимо определиться с цветовой гаммой, найти тона и полутона при помощи смешивания кусочков пластилина.

1 этап. Тона. Из общего бруска пластилина красного и белого цвета отделить кусочки, разминая их пальцами рук в однородную массу, получив при этом розовый цвет.

2 этап. «Роза» Из бруска красного цвета отделить кусочек, раскатать колбаску, разложить по контуру в виде звезды, придавливая и растягивая пластилин к центру цветка. Из кусочка пластилина розового цвета раскатать тонкие колбаски, разделить на части и нанести на основу красной розы, изображая лепестки роз. Из кусочка пластилина белого цвета раскатать тонкие колбаски, разделить их на части, разложить дугами на основе розы рядом с розовыми лепестками, выполнить растяжку цвета пальцами рук от белого к розовому и наоборот.

3 этап. «Веточки и листочки» Из бруска пластилина зеленого цвета скатать колбаску, выложить по контуру стебелек и веточку, из кусочков пластилина скатать широкие колбаски, сузить их с обеих сторон, сплющить пальцами в виде листочка, расположить на веточке, зубочисткой прорисовать прожилки.

Сегодня мы с вами освоили несколько приемов «пластилинографии», для применения этой техники работы с детьми дома. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.

Буду очень рада увидеть творческие фантазии ваших детей в новой технике «пластилинография».

Желаю творческих успехов!



Предварительный просмотр:

Мини-музеи для развития декоративно-прикладного творчества в МБДОУ № 171 «Черничка»

Паспорт мини-музея «НАРОДНАЯ ИГРУШКА»

Деревянные, глиняные игрушки – это первые игрушки, которыми играли дети много веков назад, но и сейчас, в наше время, трудно переоценить их значение на развитие ребенка.Да, появилось множество других новых материалов, из которых состоят. Но все-таки игрушки из дерева, глины популярны. Игрушки из дерева, глины очень красивы, так как зачастую изготавливаются вручную и являются настоящими произведениями искусства. В связи с вышесказанным, мы решили создать в группе замечательный мини-музей народной игрушки. Сам музей и все его составляющие состоят из дерева, глины, папье-маше.

Паспортные данные мини-музея

Авторы мини-музея: воспитатель Щур А.В., коллектив детей и родителей группы.

Наименование мини-музея: мини-музей «Народная игрушка»

Профиль мини-музея: эстетический, познавательный, патриотический, творческий.

Цель и задачи мини-музея.

Цель. Приобщать детей к русскому народному творчеству через знакомство с народной игрушкой.

Задачи:

-Познакомить детей с филимоновской, дымковской, семеновской, богородской игрушкой и т.д.; обогащать зрительное впечатление детей.-Развивать у детей познавательную активность, эстетический вкус.

-Использовать экспонаты мини-музея в различных видахобразовательной деятельности.

-Раскрывать творческий потенциал каждого ребенка, создать условия для творческой деятельности детей.

-Формировать у детей первоначальные представления о музейной культуре, навык восприятия музейного языка.

-Способствовать формированию у детей основ народной культуры, сохранению народных традиций.

-Воспитывать у детей патриотическое чувство и чувство духовности.

- Создать условия для творческого общения и сотрудничества с родителями.

В основу решения этих задач положены следующие принципы: принцип учета возрастных особенностей дошкольников;принцип опоры на интересы ребенка;принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;• принцип наглядности;принцип последовательности; принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Формы деятельности: поисковая, научная, экспозиционная, познавательная.

Оформление мини- музея. Этапы создания мини-музея

Подготовительный этап

Выбор темы.

Тема была предложена воспитателем на родительском собрании. При выборе темы были учтены возрастные особенности и интересы детей, условия в группе, положение семей, задачи общеобразовательной программы.

Выбор места для мини-музея.

Совместно с детьми было выбрано место мини-музея в групповом помещении.

Работа с детьми и родителями.

Опрос родителей «Чем увлекается, какие любимые деревянные, глиняные игрушки у Вашего малыша»?

Тема

Форма

Цель, задачи

1

«Что такое музей?»

Беседа с использованием мультимедийной презентации

Цель: Подготовка детей к восприятию мира музея

Задачи:

1. Углубить и систематизировать знания детей о культуре поведения в общественных местах, в том числе в музее.

2. Подготовить детей к восприятию мира музея, а именно: познакомить с тем, что такое музей и какие виды музеев бывают, с музейными профессиями.

3. Формировать у детей умения художественного восприятия произведений искусства.

Выставка «Мы веселые матрешки»

2

«История русской матрешки»

Беседа.

Цель: знакомство детей с историей русской матрешки.

Задачи:

Способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности.

Формировать эстетическое отношение и развивать творческие способности детей в процессе интеграции различных видов деятельности (словесной, художественной, музыкальной)

Учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту.

Практическая деятельность

Художественное творчество (лепка)- «Угощение для матрешки»

Художественное творчество (рисование)- «Сарафан для матрешки».

Цель: познакомить детей с новым материалом – соленым тестом, вызвать интерес к лепке баранок и бубликов, формировать умение раскатывать столбики замыкать их в кольцо, развивать восприятие формы и мелкую моторику рук.

Цель занятия: знакомство с русским народным творчеством на примере русской национальной игрушки.

- «Подбери матрешек по цвету»

- «Один, много»

- «Большой, поменьше, маленький»

- «Посчитай и собери»

Дидактические игры:

Развивать речь, память, логическое мышление, наблюдательность, познавательный интерес к окружающему, в игровой форме уточнить знания детей о деревянной игрушке Матрёшке.

- «Кроватки и стулья для матрешки»

-«Домик для матрешки»

Конструирова-ние

Способствовать развитию у детей творческого воображения, развивать координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать).

«Карусель игрушек» (по мотиву хороводной игры «Карусель»)

Утренняя гимнастика по теме «Игрушки».

Подвижные игры

развитие двигательного опыта, двигательных навыков.

«Новоселье у Матрешки», «Матрешка встречает гостей», «Экскурсия на выставку», «Семья», «Магазин игрушек».

Сюжетно-ролевые игры:

формировать умение действовать согласно принятой роли и менять свою игровую роль в зависимости от развёртывающегося сюжета.

-песня Ю. Веретникова «Русская матрешка», муз. З. Левиновой сл. З. Петровой

-песня «Матрешки»,

-русская народная песня «Русская матрешка».

Прослушивание песенных произведений

развивать у детей умение слушать музыку, понимать ее характер, замысел, смысл.

. Л. Некрасова «Веселые матрёшки», И. Черницкая «Матрёшки», С. Маршак «О матрёшках», Петрова «Ой, да мы матрёшки», В. Приходько «Матрёшка на окошке», В. Д. Берестов «Матрешкиныпотешки», В. Моисеев «Матрёшка», рассказ Якова Тайца «Сколько?», сказка «Жили – были матрешки…», С. Вокринцева «Матрёшка», матрёшкины частушки, И. Булва-Давыдова «Игрушки».

Чтение и обсуждение художественных произведений, стихотворений, рассказов о матрешке

знакомить детей с новыми литературными произведениями о русской игрушке, формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к чтению.

-Изготовление детьми с родителями игрушку «Матрешка» своими руками.

Совместная деятельность детей с родителями:

раскрытие творческого потенциала родителей и детей, демонстрация игрушек, формирование нравственных ценностей у дошкольников; желание делать добрые дела, совершать хорошие поступки.

Динамические игрушки «Лошадки», «Гусята» и «Цыплята» и другие

3.

«Глиняная игрушка»,

«Моя любимая игрушка»,

«Как мы играем с игрушками»,

«Мои игрушки»,

Беседа

Привлекать внимание к народной игрушке. Формировать интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с игрушками.

Задачи.

1. Формирование представлений о музее, продолжать знакомить детей с предметами, изготовленными из дерева, разнообразными игрушками.

2. Развитие связной речи, развивать творческие возможности у детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной;

3. Воспитание у детей познавательного интереса к предметному миру, воспитание интереса к народному быту, к изделиям декоративно- прикладного искусства, фольклору России, интереса к продуктивной деятельности, повторение правил поведения в общественных местах.

Практическая деятельность

Художественное творчество (лепка) «Цыплята»

Художественное творчество (рисование) «Орешки для белочки»

Цель: Продолжать формировать умение лепить предметы, состоящие из двух частей знакомой формы, передавая форму и величину частей.

Цель: развивать умение рисовать красками способом примакивания пальцев к листу бумаги.

А. Барто «Игрушки», «Мишка», «Мяч», «Лошадка».

Чтение и обсуждение художественных произведений, стихотворений, рассказов о игрушках.

знакомить детей с новыми литературными произведениями о русской игрушке, формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к чтению.

- разучивание русских народных потешек и песенок;

- отгадывание загадок об игрушках;

- сравнение двух игрушек или картинок;

П. Чайковский, «Ой, да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина.

Прослушивание песенных и музыкальных произведений

развивать у детей умение слушать музыку, понимать ее характер, замысел, смысл.

«Домик для утят», «Магазин игрушек», «Детский сад».

Сюжетно-ролевые игры:

формировать умение действовать согласно принятой роли и менять свою игровую роль в зависимости от развёртывающегося сюжета.

«Найди лишнее»

«Что изменилось»

«Художественный салон»

Дидактические игры:

развивать речь, память, логическое мышление, наблюдательность, познавательный интерес к окружающему, в игровой форме уточнить знания детей о деревянной игрушке

итоговое мероприятие «Народная игрушка»;

Развлечение

развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству; способствовать развитию интереса к русским народным играм, эстетического вкуса, эмоциональной сферы, мелкой моторики..

Заключительный, обобщающий этап

Итоговые мероприятия

Неделя мини-музеев

Мастер-класс по изготовлению игрушки.

Формирование и развитие у детей, родителей и педагогов интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление народной игрушки.

Развлечение «Народные забавы»

Поддерживать интерес детей к старинными русскими народными играми. Приобщать к игровому фольклору.

Выставка детско-родительских работ «Народная игрушка»

Раскрытие творческого потенциала родителей и детей, демонстрация игрушек, формирование нравственных ценностей у дошкольников; желание делать добрые дела, совершать хорошие поступки.

Паспорт мини-музея «Сказки из глины»

Мини-музеи сегодня – это неотъемлемая часть развивающей среды дошкольного учреждения. Создание мини-музея - это отражение интересов и проявление инициативы детей, ведь в создании музея принимают участие сами ребята, их родители, бабушки и дедушки, братья и сёстры, что позволяет успешно взаимодействовать с семьёй, вовлекать её в жизнь группы, ДОУ.

Паспортные данные мини-музея

Авторы мини-музея: воспитатель Щур А.В., коллектив детей и родителей группы.

Наименование мини-музея: мини-музей «Сказки из глины»

Профиль мини-музея: социально-коммуникативный, познавательный, патриотический, творческий.

Цель и задачи мини-музея

Цель: средствами музея осуществить воспитание, развитие и социализацию воспитанников ДОУ.

Задачи:

-Содействовать формированию познавательного интереса к предметному миру.

-Познакомить детей с историей появления в жизни человека изделий из глины; с их разнообразием, способами изготовления, их назначением и свойствами;- Вызывать желание попробовать самостоятельно изготовить глиняный экспонат;

-Познакомить детей с профессиями людей, работающих с глиной; - Сформировать умение различать разные виды изделий из глины;

-Расширить и углубить представления детей об изделиях из глины;

-Развивать способности ребенка понимать ценность использования глиняных изделий;

-Развивать поисковую деятельность, творческую активность.-Расширять кругозор детей, через изучение предметов культурного наследия;

-Воспитывать интерес к профессии — экскурсовод; - Вызывать желание принять участие в пополнении экспонатов музея;

-Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов, бережному отношению к ним; уважение к труду людей их создающих; - Воспитывать нравственно-патриотические чувства.

Принципы музейной педагогики

В основу решения этих задач положены следующие принципы музейной педагогики: принцип интеграции, научности, принципы деятельности и интерактивности, природосообразности, культуросообразности, гуманизма, принципы динамичности и вариативности, разнообразия, экологичности и безопасности, креативности, непрерывности, партнерства.

Формы деятельности:поисковая;научная;экспозиционная;познавательная;фондовая.

Этапы создания мини-музея

Подготовительный этап

Выбор темы.

Тема была предложена воспитателем на родительском собрании. При выборе темы были учтены возрастные особенности и интересы детей, условия в группе, положение семей, задачи общеобразовательной программы.

Сентябрь

Выбор места для мини-музея.

Совместно с детьми было выбрано место мини-музея в групповом помещении.

Сентябрь

Работа с детьми и родителями.

Консультация для родителей «В музей с ребёнком»

Октябрь

Консультация для родителей «Задачи мини-музея в детском саду»

Декабрь

Консультация для родителей «Возможности музейной педагогики в ДОУ»

Февраль

День открытых дверей «Идём в музей» (открытое занятие для родителей)

Апрель

Сбор фондового материала.

Сентябрь-апрель

Оформление выставок и экспозиций.

Сентябрь-май

Составление плана по работе мини-музея.

Октябрь

Инвентаризация.

Один раз в месяц

Практический этап

Циклы выставок

1. «Волшебница глина». Цель. Исторический экскурс.

Октябрь

2. «В гончарной мастерской» Цель. Знакомство с глиной как с материалом.

Декабрь

3. «Глиняная игрушка». Цель Расширение знаний о глиняной игрушке.

Январь

4. «Сильная посуда» Цель. Расширение знаний о глиняной посуде.

Апрель

План мероприятий в мини-музее

Название

Цель

Срок

Беседа о волшебном минерале – глине. «Волшебница глина»

Цель исследования: узнать, что такое глина, из чего она состоит, какая она бывает и где применяется.

Октябрь

«Горшечники и игрушечники».

Приготовление глины.

Изучить, что такое глина, какая она бывает, какими свойствами обладает, как надо подготовить глину для работы, какие приемы и инструменты применяют в лепке из глины.

Октябрь

Изготовление эскиза тарелки

«Катись яблочко, да по тарелочке»

Изготовление тарелочки.

1. Занятие. Лепка тарелочки и яблока.

2. Занятие. Роспись.

Цель. Знакомство с историей появления фразы и значимости предметов яблочка и

тарелочки, современная интерпретация этих предметов.

Подготовка к работе. Работа над эскизом. Техника безопасности при работе.

Октябрь

Занятие. «Гончарная мастерская»

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, Познакомить детей с трудом гончара. Закреплять знания детей о свойствах глины и разнообразии предметов быта, изготавливаемых из нее.

Ноябрь

Беседа «Мастера-художники»

Познакомить детей с работой художника. Дать знания о том, что художники – это люди, которые пишут картины, создают скульптуры, расписывают посуду, игрушки

Ноябрь

Изготовление панно рельефа «Сказочный дворец»

Лепка.Сушка. Обжиг. Роспись.

Работа над эскизами. Обучение работы с пластами, шаблонами. Вырезаниедетали при помощи стеки. Создание формы, фактуры, приклеиваниеотдельных элементов с помощью шпикера. Использование методапальцевого защипа.

Декабрь

«Рыба – кит»

Лепка «Рыбы-кита» по эскизу.

Сушка. Обжиг. Роспись

Сказочный образ формируется по сказке Бажова «Конек – горбунок». Эскиз образа – кит – мифическое существо, кит – сказочник, кит – житель подводного и надводного мира.

Январь

Сказочный персонаж «Змей Горыныч»

Рисование эскиза Змей Горыныча. Изготовление работы поэскизу.Сушка.

Обжиг. Роспись

Рыба – кит рассказывает сказки, презентует другие сказочные

персонажи. Змей Горыныч — огнедышащий дракон, имеющий несколько голов, представитель злого начала в русских народных сказках ибылинах. Сказки о Змее Горыныче – олицетворения сказочного героя(русская народная сказка«Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»).

Январь

Сказочный персонаж «Богатырь».

Создание эскизов.Лепка русских богатырей: ДобрынюНикитича, Илью Муромца, Алешу Поповича. Соблюдение пропорций.Роспись.

Богатыри — персонажи былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги религиозного или патриотического характера. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе. Образы русских богатырей и витязей нашли широкое отражение в творчестве известныхдеятелей искусства.

Февраль

Глиняная игрушка

Исторический экскурс. Закрепление и расширение знаний о глиняной игрушке.

Март

Дымковская глиняная игрушка

Изготовление фигуры «Барыни», «Кавалера».

Отличительные особенности Дымковской игрушки. Почему ее называют «Царицей»?

Март

Беседа. «Путешествие в Древнюю Грецию»

Расширение представлений детей о истории глиняной посуды.

Апрель

«Сказочный сервиз».Рисование эскиза.

Изготовление работы поэскизу.Сушка.

Обжиг. Роспись.

Учить творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способлепки. Украшать готовое изделие углубленным рельефом при помощи стеки, или налепами.

Апрель

Открытое занятие. «Древнегреческая керамика»

Знакомство с искусством древнегреческой керамики, развитие творческого мышления воспитанников в процессе художественной деятельности.

Май



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по декоративно - прикладному искусству "Разноцветный лоскуток"

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11924293","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 650px; height: 919px; float: left;"}}]]...

Программа дополнительного образования по декоративно- прикладному искусству народа ханты "Золотые ручки"

Программа дополнительного образования "Золотые ручки" предусматривает ознакомление старших дошкольников с декоративно - прикладным искусством народа ханты и направлена на развитие творческих способнос...

ПРОГРАММА дополнительного образования по декоративно прикладному творчеству «Волшебные ладошки» с детьми группы раннего развития с использованием нетрадиционных техник рисования

ПРОГРАММА дополнительного образования по декоративно прикладному творчеству «Волшебные ладошки» с детьми группы раннего развития с использованием нетрадиционных техник рисования...

ПРОГРАММА дополнительного образования по декоративно прикладному творчеству «КОЛОБОК» с детьми группы раннего развития

ПРОГРАММА дополнительного образования по декоративно прикладному творчеству «КОЛОБОК»с детьми группы раннего развития...

презентация к программе дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству

презентация раскрывает актуальность цели и задачи проведения работы по развитию творчества. А так же важности художественно-эстетическоговоспитания у детей дошкольников....