Проект "Гончарное ремесло: Чудеса из глины"
проект (старшая группа)

Проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_goncharnoe_remeslo.docx110.18 КБ

Предварительный просмотр:

Проект 

 «Гончарное ремесло: чудеса из глины»

Старшая группа «Остров сокровищ»

C:\Users\Админ\Desktop\Детский сад № 4\Проекты\КРИВЯЦКОЕ\1392114889_620805_43.jpg

Тип проекта: познавательно – творческий.

Вид проекта: групповой, краткосрочный.

Участники проекта:

- дети старшей группы

- воспитатели

-родители воспитанников

                                                                                                                                                               «Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, то, что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

 

Актуальность

 

     Иногда кажется, что забыто людьми уже гораздо больше, чем осталось открыть…

В последнее время человечество все сильнее тянется к своему прошлому. Много профессий на земле кануло в Лету. Но одна из них дожила до наших дней почти не в измененном виде. Это профессия – гончара.

Гончарное ремесло передавалось на Руси из поколения в поколение. Сохранение гончарного ремесла – это сохранение наших русских традиций.

Промыслы народов России – это культурное наследие. Забыть их нельзя, их нужно помнить, знать и чтить.

Возрождение традиций русского ремесленного искусства – гончарного дела, возможно и в детском саду. Для детей, как показывает опыт, это одно из самых привлекательных и занимательных занятий. Для многих со временем, оно принимает форму увлечения и становится хобби.

 Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Гончарное ремесло – это искусство изготовления посуды и разных предметов из глины. Глина является самым доступным и долговечным материалом. В наше время особенно важно то, что глина - экологически чистый материал. Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою малую Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Гипотеза.

Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его духовно-нравственных и патриотических чувств. Новизна Все новое – это хорошо забытое старое. Глина природный материал, доступный многим, но постепенно современные материалы, например, пластилин, вытесняют ее как более доступные.  Создавая собственную маленькую скульптуру из глины, ребенок непосредственно познает реальную действительность, поскольку скульптура, как и окружающий нас мир, трехмерна. Занимаясь лепкой, малыш изображает все стороны предмета, что невозможно в рисовании или аппликации; дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни.

Ожидаемый результат:

У детей расширятся и систематизируются знания о гончарном ремесле, о глине. Дети узнают, какими свойствами обладает глина, каких цветов она бывает, как, и для каких целей использует глину человек, как нужно выбирать и готовить для работы глину, какие инструменты используются в работе с глиной. Дети и родители при работе над проектом получат положительные эмоции.

Цель проекта: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через знакомство с гончарным делом и техниками работы с глиной.

Задачи:

- Познакомить детей с историей гончарного ремесла;

- Формировать представление детей о природном материале - глине, о ее свойствах, качествах и применении;

- Развивать  исследовательский интерес детей, познавательную активность, наблюдательность;

-Способствовать развитию логического мышления,

творческого воображения, эстетического отношения к предметам народно-

прикладного искусства;

-Развивать у детей представление о профессии гончар в древние времена и в настоящее время, о необходимости их труда;

-  Активизировать словарь детей новыми словами: гончар, гончарный круг, глина, обжиг, керамика;

 -Воспитывать интерес к народным промыслам, уважение к труду, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Этапы реализации проекта

I этап: Подготовительный

1.Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.

2.Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

3.Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание предметно-развивающей среды, мини - музея.

4.Запланировать поездку в д. Кривяцкое «Центр туризма и ремесел»

Мастер – класс гончара Рыжкова М.А. для детей и родителей

 5.Подбор художественной литературы: стихи, сказки, пословицы и поговорки.

6.Подготовка материала для лепки

Второй этап: Основной  (практический) Проведение запланированных мероприятий.

Третий этап: Заключительный. Подведение итогов.

1.Оформление материала проекта.

2.Выставка детских работ из пластилина и глины на тему: «Глиняная посуда», «Дымковская игрушка» в группе.

3.Выставка керамических изделий «Чудеса из глины»

Планирование работы по разным видам деятельности

Образовательная область

Дата проведения

Познавательное развитие

1. НОД «Знакомство с гончарным промыслом»

2.  Просмотр презентации «Гончарное ремесло»

3. Беседы с детьми «Откуда берется посуда», «Что нужно гончару для изготовления посуды из глины»;

4. Просмотр презентаций и мультфильмов о народных глиняных игрушках (Дымково)

4.Рассматривание иллюстраций, альбомов и изделий из глины.

В течение всего проекта

Речевое развитие

1.Чтение сказки «Как горшок родственников нашел»

2. Чтение стихотворения И.Захарова «Лепил гончар сосуд простой»

2.Пословицы о гончарах и гончарном деле.

3. Дидактические игры «Посчитай горшки»», «Есть-нет», «Четвертый лишний».

В течение всего проекта

Художественно- эстетическое развитие

1. Лепка «Горшочки», «Красивые птички» (Дымковские игрушки)

2. Рисование: Роспись готовых глиняных изделий

3. Обрывная  аппликация «Горшочек для каши» 

В течение всего проекта

Социально – коммуникативное развитие, физическое развитие

1.Пальчиковая гимнастика «Волшебное искусство гончара»

2.Подвижные русские народные игры «Гончар и горшки», «Варим кашу».

3. Дидактические игры «Собери горшок», «О чем так говорят», «Собери узор».

В течение всего проекта

Работа с родителями

  • Консультация:

 «Зачем знакомить детей с народными промыслами», Папка –передвижка «Дымковская игрушка»;

  • Беседы с детьми по теме проекта;
  • Масстер –класс «Лепим горшки»;
  • Оформление выставки «Глиняная посуда»;
  • Экскурсия в д. Кривяцкое «Центр туризма и ремесел».

В течение всего проекта

II. Этап. Заключительный

  • Выставка в группе «Глиняная посуда».
  • Поездка в д.Кривяцкое «Центр туризма и ремесел»
  • Размещение фотоотчета в родительском чате.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Декоративная лепка в детском саду/ под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008.
  1. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. (Серия: «Вместе учимся мастерить).
  1. Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову. ( сост. С.Ю. Ращупкина)2010 г.
  1. Основы художественного ремесла. Послушная глина./ Г. Федотов .1997г.
  1. Н.К.Шевчук «Дети и народное творчество»
  1.  Ю.С.Аракчеев «Чудеса из глины»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей в дошкольной образовательной организации на тему: "Чудеса из глины"

Цель мини-музея: формирование интереса к изучению прикладного искусства...

ПРОЕКТ «ЧУДЕСА ВОЛШЕБНОЙ ГЛИНЫ»

Исследовательски-творческий проект "Чудеса волшебной глины".Вид проекта:краткосрочный.Продолжительность проекта: 6 недель.Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспит...

Творчесско - исследовательский проект "Чудеса из глины"

Краткосрочный творчесско - исследовательский проект для дете1 4-5 лет....

"Чудеса волшебной глины"

Техника лепки богата и разнообразна и при этом доступна любому человеку....

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром "Мини-музей "Чудеса из глины." Гончарное ремесло"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром ""Мини-музей "Чудеса из глины". Гончарное ремесло"....

Исследовательско–творческий проект «Гончарное ремесло: чудеса из глины»

Исследовательско–творческий проект «Гончарное ремесло: чудеса из глины» направлен на нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством обучени...

Презентация к исследовательско–творческому проекту «Гончарное ремесло: чудеса из глины»

Исследовательско–творческий проект «Гончарное ремесло: чудеса из глины» направлен на нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством обучени...