РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ На 2025-2026 учебный год. «Волшебные счётные палочки»
рабочая программа (старшая группа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ  На 2025-2026 учебный год. «Волшебные счётные палочки»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №4 “Колосок”

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

На 2025-2026 учебный год.

«Волшебные счётные палочки»

     

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Программа кружка направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, математического мышления; воспитывает настойчивость, волю, усидчивость, целеустремлённость. Вся работа дополнительного образования построена на желании детей научиться делать что- то новое, необычное.

1.1.1.  Нормативно-правовая база рабочей программы

Рабочая программа познавательно-творческой направленности у детей 5-6 лет разработана в соответствии с:

Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1014 от 30 августа 2013 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ МО РФ от 17.10.2013 № 1155),
  • Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" Постановлением правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726 «Концепция развития дополнительного образования»;

1.1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность рабочей Программы

Интеллектуальное формирование дошкольников – универсальный процесс, имеющий отношение к делам связанным с вырабатыванием абсолютно всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей частью общего психологического развития, подготовки к школе и ко всей грядущей жизни. Формирование дошкольника лучше всего осуществлять в самом интересном для него виде деятельности – игре. Об одной многофункциональной игрушке, которая может развивать и умственные, и творческие способности и пойдет речь. С этой игрушкой возможно играть по-разному, использовать в творческих занятиях, в конструировании, сюжетно-ролевых играх, применять в упражнениях в области математике, развитии речи. Что же это за игрушка? Это хорошо нам знакомые обыкновенные счётные палочки. Каким же образом такая бесхитростная и почти простая игра, как счётные палочки, могут способствовать развитию у детей абстрактного мышления, формировать базовые дошкольные знания. Конечно, для того чтобы заинтересовать современного ребенка, стоит потрудиться. Но счётные палочки в этом помогут. И на примере показать  ребёнку, что изображать различные фигуры, а в дальнейшем считать с помощью счетных палочек это не только легко, но и очень интересно. А дальше все зависит от нашего воображения и творчества. Насколько интересно можно построить игру, от этого зависит результат интеллектуального занятия.

Постепенно  задания  с применением счётных палочек усложняются. Задачи направлены на развитие  наблюдательности, логического мышления, повышение интереса не только к конечному результату, но и к самому процессу познания. Головоломки способствуют развитию творческих возможностей и способностей, позволяют конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу, на основе  перестановки различного количества элементов.

1.1.3. Цель и задачи Программы

Цель работы кружка – развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста, посредством использования счётных палочек.

Образовательные задачи:

  1. Обучающие: способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений
  2. Развивающие: развитие логического мышления, творческих способностей у детей 5-6 лет; развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер; развивать интерес к процессу и результатам работы
  3. Воспитательные: воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели

1.1.4. Принципы и подходы к формированию Программы

Решение данных задач опирается на следующие принципы:

1. Наглядные (схема, показ педагога, пример, помощь)

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение)

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение задания)

Формы работы:

Игровые ситуации и творческие задания

1.1.5. Характеристика контингента воспитанников, занимающихся в кружке

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-6 лет. Группу посещают 12 воспитанников.

1.1.6  Ожидаемые образовательные результаты:

  • Дети испытывают интерес к заданию
  • Развитие творческих способностей, воображения, фантазии
  • Развитие способности к моделированию и конструированию

2.Содержательный раздел

2.1. Организация образовательного процесса

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Проводится кружок один раз в неделю (продолжительностью по 25  минут).

Совместная деятельность проводится с октября  по май. Всего 32  занятия.

Формы организации образовательной деятельности -  фронтально, по подгруппам, индивидуально

2.1.1 Методы успешной реализации Программы:

  индивидуально-дифференцированный;

  практический

  наглядный;

2.1.2 Календарно-тематический  план

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

Предложить набор цветных палочек и выложить самостоятельно рисунок по замыслу детей

Составление из цветных палочек:

квадрат, треугольник, домик из квадрата и треугольника

Составить  2 одинаковых квадрата из предложенных палочек (из 7)

Составить 3 равных квадрата из предложенных палочек (из 10)

Ноябрь

Составить из палочек большой и маленький квадрат

Составить 3 равных треугольника и предложенных палочек (из 7) одинаковых палочек.

Составить 4 равных треугольника из предложенных  одинаковых палочек (из 9)

Составить квадрат и два равных треугольника из 5 одинаковых палочек.

Декабрь

Составить квадрат и 4 равных треугольника из предложенных одинаковых палочек (из 9)

Составить из предложенных одинаковых палочек (из 9) 5 треугольников.

Из 8 палочек составить 1 квадрат и 2 равных треугольника

  

Из 4 палочек составить елочку.

Составить ёлочку по собственному замыслу , добавив палочки

Январь

Из 7 палочек составить  лесенку.

Убрать  3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.

Убрать 2 палочки так, чтобы квадратов не осталось.

 

Февраль

 Как из квадрата, переложив 1 палочку, построить стульчик.

Из 6 палочек составить домик. Переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок.

Из 7 палочек составьте кораблик.

Переложить 3 палочки так, чтобы получился домик.

 

Март

Из 12 палочек выложить 6 равных треугольников.

Переложить 2 палочки так, чтобы корова смотрела в другую сторону.

 

Выложить домик. Переложите 1 палочку так, чтобы домик смотрел в другую сторону.

Выложить из палочек прямоугольник. Разбейте прямоугольник так, чтобы в нем было 4 одинаковых квадрата и один прямоугольник.

Апрель

Пароход

Ракета

Кошка с миской

Звёздочка

Май

Выполнение заданий по замыслу детей и предложенных картинок-схем на выбор детей

3.Организационный раздел

3.1. Методическое обеспечение программы

Оборудование: цветные наборы счётных палочек, схемы-карточки; картотека художественного слова (стихи, загадки, сказочные истории)

Счётные палочки хорошее подспорье в изучении цветов и геометрических фигур, конструировании и решении логических загадок. Они помогают изучить понятия «короткий-длинный», «высокий-низкий», «большой-маленький». Помимо мелкой моторики палочки развивают такие важные качества, как самостоятельность, усидчивость, воображение, сосредоточенность и способность к планированию.

3.1.1 Приёмы и методы организации образовательного процесса.

Все занятия условно делим на несколько групп:

Выложи по образцу

 На первый взгляд, несложная игра. Однако – это серьёзный мыслительный процесс, который задействует пространственное мышление и смекалку. Перед дошкольником – карточки с рисунками. Начинаем с простых изображений, постепенно переходя к более сложным картинкам. В этом возрасте можно познакомиться с понятием «угол». Показать его на примере и простыми словами объяснить, что это такое. Например, место, где встретились две палочки.

На что похожа картинка

 Построение  из палочек предмета, но не до конца. Предложить ребёнку догадаться, что это за картинка и чего на ней не хватает.
Выложи картинку, используя определённое количество палочек

Прекрасный тренажёр для мозга – самостоятельное выкладывание картинки.

Содержание

  1. Составление заданной фигуры из определенного количества палочек.
  2. Изменение заданной фигуры путем удаления определенного количества  палочек.
  3. Преобразование заданной фигуры путем перекладывания определенного количества палочек

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «Развитие творческих способностей детей средствами ручного труда» «Волшебные ручки» (срок реализации 1 год, возраст детей 4-5-6 лет)

На кружке “Волшебные ручки” являются разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, работа с подручными материалами, а также работа с разными видами круп и шерсти. Основное значе...

Рабочая программа кружковой работы по пластилинографии «Волшебные пальчики»

Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Рабочая программа кружковой работы по художественно – эстетическому развитию «Волшебные ладошки»

Программа «Волшебные ладошки» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с  помощью  такого  вида  художественного  творчества,  как  конструировани...

Рабочая программа кружковой деятельности в средней группе № 1 "Волшебные краски"

Материал для раьоты с детьми по кружковой деятельности в средней группе...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...

рабочая программа кружковой работы "Волшебный мир" на 2024-2025 учебный год

middot;         Актуальность·                Именно исследовательская деятельность...